Проект "Живая память"
проект (старшая группа)

Соловьёва Мария Павловна

         Целью данного проекта является создание условий для формирования познавательных действий воспитанников старшей группы через организацию совместной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию.

     Данный проект позволяет объединить усилия образовательного учрежде­ния и семьи в нравственно - патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, сформировать у них основы познава­тельных действий.

         В результате реализации проекта в группе создано нравственно-патриотическое пространство. По нашему видению – это «активное «поле» педаго­гической системы, на котором реализуется всё многообразие процессов обу­чения, воспитания, развития на основе патриотических чувств всех его участников.

      Качество нравственно - патриотического пространства будет обеспечиваться организацией мероприятий, направленных на формирование нрав­ственной позиции и патриотического сознания всех участников образова­тельного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhivaya_pamyat_1.docx274.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа развития № 24»

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ – 2020»

Логотип Педдебюта

Образовательный проект,

посвященный году памяти и славы «Живая память»

Автор проекта:

Соловьёва Мария Павловна,

МБОУ «Школа развития № 24»,

воспитатель.

 консультант проекта:

Бондаренко Татьяна Александровна,

МБУ ДО «Детская школа искусств»,

заместитель директора по УВР.

Нефтеюганск,

 2020

1. Информационная карта проекта

Полное название проекта

«Живая память».

Специализация проекта

Организация социально-ориентированной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Цель проекта

Создание условий для формирования познавательных действий обучающихся старшей дошкольной группы через организацию совместной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию.

Автор проекта

Соловьёва Мария Павловна,                                      воспитатель

Сроки реализации                  проекта

сентябрь 2018 -  июнь 2019

География проекта

МБОУ «Школа развития № 24»                            г. Нефтеюганск,  ХМАО-Югра

Поддерживающие организации или физ. лица (при наличии)

-МБУ ДО «Детская школа искусств»

-МАУК «Историко-художественный музейный комплекс»

- МБУК «Городская библиотека»

-МБУК Театр кукол «Волшебная флейта»                

-МАУ РГ «Здравствуйте, Нефтеюганцы»

Участники проекта

В реализации образовательного проекта участвуют воспитанники дошкольных групп воспитатели, специалисты, библиотекарь родители (законные представители) воспитанники.

2.Краткая аннотация проекта.

        Целью данного проекта является создание условий для формирования познавательных действий воспитанников старшей группы через организацию совместной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию.

        Данный проект позволяет объединить усилия образовательного учреждения и семьи в нравственно - патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, сформировать у них основы познавательных действий.

        В результате реализации проекта в группе создано нравственно-патриотическое пространство. По нашему видению – это «активное «поле» педагогической системы, на котором реализуется всё многообразие процессов обучения, воспитания, развития на основе патриотических чувств всех его участников.

        Качество нравственно - патриотического пространства будет обеспечиваться организацией мероприятий, направленных на формирование нравственной позиции и патриотического сознания всех участников образовательного процесса.

        Проект рассчитан на 1 год (2018 – 2019) и реализован в 3 этапа: подготовительный, основной (практический), аналитический.

3.Описание проекта и его обоснование.

        Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, которая будет гармоничной, способной реализовать приобретаемые знания, формируемые умения, навыки и накопленный потенциал в условиях современного общества.

         Педагогическая диагностика и наблюдение за воспитанниками старшей дошкольной группы показало, что из 30 детей:

  • понятие Родина (малая, большая) могут раскрыть только 36% детей;
  • узнают произведения, читают и знают стихи русских писателей, поэтов о Родине 18 % детей;
  • сформированы представления об основных функциях государственной символики  26% детей;
  • понятие «герой» ассоциируется с героями американских и японских мультфильмов у 52 % детей.

Критерии

качество проявляется устойчиво

качество проявляется не устойчиво

качество не проявляется

Первичное представление о малой Родины

36%

44%

20%

Социокультурные истоки

18%

43%

39%

Представление о флаге, гербе, гимне

26%

40%

34%

Понятие «Герой»

16%

32%

52%

        Анкетирование родителей детей старшей дошкольной группы (средний возраст 35 лет) показало, что:

  • 55% не в состоянии ответить на вопрос «Что такое патриотическое воспитание?»,
  • 30% «В какой войне участвовали близкие родственники (деды, прадеды), какие имеют награды?»,
  • 15% имеют в домашней библиотеке книги познавательного характера,
  • 40% беседуют с детьми о своём городе (округе), его истории,
  • 80% указали, в каких местах города любят бывать со своими детьми.

        

        Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Задача каждого поколения – сохранить эту самобытность.  

        Актуальность вызвана расхождениями между потребностями государства и общества невысокими результатами в нравственно - патриотическом воспитании подрастающего поколения. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня в образовательной деятельности, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.   

        Цель проекта: создание условий для формирования познавательных действий воспитанников старшей дошкольной группы через организацию совместной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию.

        Задачи проекта:

        1. Формировать   познавательные действия воспитанников старшей дошкольной группы с применением  информационной образовательной платформы «Мобильное Электронное Образование».

        2. Разработать механизм формирования познавательных действий, воспитанников старшей дошкольной группы через организацию совместной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию.

        3. Организовать проведение мониторинга сформированности познавательного развития воспитанников старшей дошкольной группы.

        4. Развивать продуктивную деятельность и творчество через создание мультфильма «Отечественная война».

        Для достижения поставленных задач мы используем наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами, метод проектов.

        Процесс обучения детей в дошкольном возрасте строится, опираясь на наглядность в обучении, а развивающая предметно-пространственная среда способствует расширению и углублению представлений детей.

Перспективность проекта:

        1. Внедрение образовательного проекта в дошкольных группах образовательных учреждений.

        2. Распространение опыта среди педагогического сообщества г. Нефтеюганска.

        Стратегия проекта определена с учетом Указа Президента РФ от 09.05.2018 № 211 «О подготовке и проведении празднования- 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

4. План реализации проекта с воспитанниками

2018- 2019 учебный год.

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Педагогическая диагностика по познавательному развитию

Сентябрь 2018,

май 2019 г

Воспитатели

2.

  • Реализация образовательных областей ООП ДО с применением информационной образовательной платформы «Мобильное электронное образование»

2018-2019 учебный год

Воспитатели

3.

Конкурс стихотворений «Этих дней не смолкает слава»

Октябрь 2018

Воспитатели, учитель логопед

4.

Фестиваль военной песни «Чтобы помнили…»

Ноябрь 2018

Воспитатели, музыкальный руководитель

5.

Спортивное мероприятие «Мы – будущие защитники!»

Декабрь 2018

Воспитатели, инструктор физической культуре

6.

Конкурс поделок из легоконструкторов «Военная техника»

Январь 2019

Воспитатели, педагог дополнительного образования

7.

Шахматный турнир, посвященный Дню Победы

Февраль 2019

Воспитатели, педагог дополнительного образования

8.

Фотовыставка «Герои моей семьи»

Март 2019

Воспитатели, родители

9.

Создание мультфильма «Один день Великой Отечественной войны»

Знакомство с тайнами мультипликации (теоретическими основами, техникой):

- знакомство дошкольников с алгоритмом создания мультипликационных фильмов;

- создание декораций, персонажей для мультфильма;

- изготовление персонажей, распределение ролей;

- овладение воспитанниками навыков работы техническими средствами, используемыми для создания мультфильма.

Март – май 2019

Воспитатели, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, родители

Чтение, беседа, пересказ произведений: Л. Кассиль «Сестра»,                 К. Ушинский «Наше Отечество»,                   З. Александрова «Родина».

По календарному плану

Воспитатели, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, родители

Рисование «Салют», «Военная техника»

Лепка «Солдат», «Танк», «Боевая техника».

Аппликация «День Победы», «Подарок ветерану»

Художественный труд  коллективная работа изготовление макета-памятника «Воин-освободитель»

10.

Фестиваль «А песни тоже воевали», посвящённый «Дню защиты детей».

17.05.2019

Воспитатели, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, родители

5. Механизм реализации проекта.

        В основу проекта положены концептуальные идеи по развитию личности ребенка, формированию нравственно-патриотических ценностей укреплению семьи. Концептуальными являются идеи применения методик и элементов педагогических технологий, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием. 

        Механизм формирования познавательных действий через организацию совместной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию структурно включает и объединяет:

-  творческую группу педагогов, для реализации образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования с применением информационной образовательной платформы «Мобильное электронное образование», организацию конкурсов и фестиваля; создание мультфильма «Один день Великой Отечественной войны».

- родительский клуб «Мы вместе», для организации совместной деятельности семей в рамках досуговой занятости детей и взрослых.

-социальных партнеров, для создания нравственного фундамента при обретении подрастающим поколением нравственной опоры.

                Для формирования познавательных действий у воспитанников  пересмотрена организация образовательного пространства: дети включены в полноценную деятельность, а не просто в выполнение задания, назначение которого ребёнку недоступно.  Жизнь воспитанников в группе организованно событиями и делами, в которых они являются главными участниками.

                Применение информационной образовательной платформы «Мобильное электронное образование», позволило в проекте:

  • построить тематический план программы в логике 
    календарного года и организовать  НОД в соответствии с традиционным  порядком развивающих занятий в дошкольных учреждениях;
     
  • использовать мультимедийный учебный материалов «Мобильного электронного образования»  по темам: «Слушаем и пересказываем рассказы о войне», «Что такое Победа?», «Военные задачки», «На параде», «Военная техника», «Музыкальная книга»;
  • развивать логику, интеллект и мелкую моторику, познавая 
    окружающий мир и вырабатывая стимул  к дальнейшему обучению;
  • организовать качественную проектную и исследовательскую деятельность в группе, учитывая особенности каждого ребенка и используя индивидуальный подход к детям.                                                                            

Работа с педагогами дополнительного образования по формированию познавательных действий позволяет воспитанникам качественно усвоить программный материал.

Автор проекта: Соловьева М.П., воспитатель.

Субъекты педагогического процесса:

- воспитанники дошкольных групп;

- заместитель директора по дошкольным группам;

- второй воспитатель (Газизова Г.В.);

- родители;

- библиотекарь;

- учитель – логопед;

- инструктор по физической культуре;

- педагоги дополнительного образования;

- музыкальный руководитель;

- социальные партнеры (МБУ ДО «Детская школа искусств», МБУК             «Городская библиотека»,  МБУК Театр кукол «Волшебная флейта, МАУ РГ «Здравствуйте, Нефтеюганцы»,  МАУК «Историко-художественный музейный комплекс», труженики тыла Великой Отечественной войны, (жители 12, 13 микрорайона города Нефтеюганска).

Мониторинг сформированности познавательных действий,                               воспитанников старшей дошкольной группы

        

        Федеральный государственный образовательный стандарт ДО ориентирует нас на развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств детей. Познавательное развитие выступает одним из важных критериев общего развития дошкольника.         Показатель успешности продвижения ребенка в образовательном пространстве представлен в «Педагогической диагностике к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» автор - составитель Трифонова Е.В. 

        Целью педагогического мониторинга по познавательному развитию является выявление уровня представлений детей о мире и войне, об отношениях между людьми и нормах их поведения.

        Задачи педагогического мониторинга:

  • оценить динамику развития познавательного развития воспитанников дошкольных групп;
  • установить результативность развивающей работы в группе (выявить сильные стороны или недостатки развивающей работы в группе);
  • предоставить информацию педагогам, родителям, администрации для определения мероприятий по созданию благоприятных условий в организации познавательного развития детей.

        Результаты мониторинга используются:

  • при планировании развивающей работы с детьми в группе;
  • при создании развивающей предметно-пространственной среды;
  • для организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.

Диагностика проводится в подгрупповой форме.

Возраст 5-6 лет

Количество детей в подгруппе 8-10 человек

        На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить игровые задания.

        Система оценки мониторинга трехуровневая:

«качество проявляется устойчивости» - (2 балла),

«качество проявляется не устойчиво» - (1 балл),

«качество не проявляется» - (0 баллов).

        По окончании диагностики перехожу к информационному этапу, цель которого заключается в ознакомлении педагогов и родителей с уровнем развития познавательных действий воспитанников.

        В работе с родителями использую бланки с выполненными заданиями, которые служат наглядным пособием и позволяют избежать оспаривания родителями результатов диагностики.

        Далее приступаем к планированию развивающей работы с детьми по проекту создание мультфильма «Один день Великой Отечественной войны».

        В современном обществе ребенок очень рано попадает в активную разнообразную медиа-среду. С раннего детства его увлекает компьютер, телевизор, телефоны, планшеты как средство игры и удовлетворения познавательного интереса. Одним из первых представителей медиа-пространства для дошкольников являются мультфильмы. Мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения.

        Комплексная образовательная программа ДО «Мир открытий» рекомендует формировать в дошкольном детстве такие сложные и отвлечённые понятия, как скромность, ответственность, взаимопомощь, героизм, подвиг. О Великой Отечественной войне объяснить детям достаточно сложно, а вот передать сюжет в форме мультфильма - реально и наглядно. Поэтому у меня возникла идея создать с воспитанниками мультипликационный фильм о Великой Отечественной войне.

Технологическая последовательность создания мультфильма

В своей работе применяю алгоритм, разработанный Е.Р. Тихоновой

Этапы создания мультипликационного фильма

Виды детской деятельности

Условия для организации мультипликационной деятельности

Выбор произведения или придумывание сюжета

Игровая: сюжетно-ролевая игра;

Коммуникативная: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками (обсуждение замысла создании мультфильма)

Познавательно-исследовательская: исследование объектов окружающего мира, экспериментирование, наблюдение;

Восприятие художественно литературы и фольклора: прослушивание, обсуждение, чтение программных произведений разных жанров, рассматривание художественных книг

Музыкальная: восприятие и понимание смысл музыкальных произведений

-Цифровой фотоаппарат, видеокамера с функцией покадровой съемки.

-Штатив, на который крепится фотоаппарат или видеокамера.

-Мультстанок (стол, макет и др.).

-Лампы дневного света с подвижным механизмом, изменяющим направление освещения.

-Компьютер с программой для обработки отснятого материала «Киностудия».

-Подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма).

Диктофон, микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма).

-Художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие).

-Диски для записи и хранения материалов.

-Устройство для просмотра мультипликационных фильмов: DVD-проигрыватель, проектор с экраном или монитор компьютера.

Выбор анимационной техники, выполнение раскадровки

Коммуникативная: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Изготовление персонажей

-Лепка из пластилина военной техники (танки, пушки, самолеты), бойцов, участвующих в сражении.

Продуктивная: рисование, лепка, аппликация

Конструирование из различных материалов: бумаги, конструкторов, модулей, природного материала

Игровая: игры с песком, подвижные игры

Подготовка декораций и их установка на площадке

Продуктивная: рисование, лепка, аппликация

Конструирование из различных материалов: бумаги, конструкторов, модулей, природного материала

Игровая: сюжетно-ролевая игра

Съёмка мультфильма 

Игровая: режиссёрская игра, игра-драматизация, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игра, игры с водой и песком

Коммуникативная: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Монтаж мультфильма

Коммуникативная: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Запись голосового сообщения

Музыкальная: пение, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах

Коммуникативная: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Презентация мультфильма

Показ мультфильма, обсуждение

6. Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта:

  • разработан и апробирован механизм и содержание работы по формированию познавательных действий воспитанников старшей группы через организацию совместной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • созданы условия для применения информационной образовательной платформы «Мобильное электронное образование» по формированию познавательных действий;
  • организован и проведен мониторинг познавательного развития воспитанников старшей группы;
  • разработан подбор конспектов проведения НОД познавательного цикла «Великая Отечественная война»;
  • создан мультипликационный фильм «Один день Великой Отечественной войны».

7.Оценка достижения намеченных результатов и отчетность

Анализ полученных результатов.

        Уровень сформированности нравственно - патриотического сознания участников образовательного проекта (родителей) будет отслеживаться через анкетирование, тематические встречи в родительских клубах и посещаемость родителями совместные досуговые мероприятия.

качество проявляется устойчиво

качество проявляется не устойчиво

качество не проявляется

Первичное представление о малой Родины

36%

42%

44%

54%

20%

4%

Социокультурные истоки

18%

25%

43%

55%

39%

20%

Представление о флаге, гербе, гимне

26%

40%

40%

45%

34%

15%

Понятие «Герой»

16%

45%

32%

35%

52%

20%

        

        Реализация образовательного проекта повлияла на уровень сформированности познавательных действий воспитанников старшей дошкольной группы. Положительная динамика составила 10%.

        Воспитанники активно участвуют  в социально – полезных делах, акциях «Ветеран живёт рядом», конкурсах, викторинах.  

Год

Уровень учреждения

Городской уровень

Всероссийский уровень

2018-2019 учебный год

I место

Конкурс стихотворений              «Этих дней не смолкает слава»

I место

в литературно- творческом конкурсе «Моя любимая книга»

МБУК                             «Городская библиотека» 

II место

поэтический конкурс «Память о Великой войне» проводимый Издательским домом «Серебро слов»

I место

Конкурс «Песня, опаленная войной …»

I место

Конкурс строя и песни

Перспектива развития проекта:

        1. Создание нового мультфильма «Неизвестный герой» (октябрь, 2019- апрель, 2020 гг.).

        2. Подготовка и презентация театрализованного представления «Детство, опаленное войной…» (май, 2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Развиваем память правильно"

Дошкольный возраст – это период наиболее стремительного развития человека, первоначальное формирование физических и психических его качеств, необходимых в течении всей последующей жизни. Особенностью ...

Материал для родителей - "Как улучшить детскую память?"

  Перед нами, родителями, стоит каждодневная проблема – развивать память ребёнка. Для начала вспомним, что существуют различные типы памяти:зрительная;слуховая;тактильная;обоня...

Советы родителям "Как развить память, внимание и мышление ребенка"

Уважаемые родители! В начале нашей беседы мне хочется задать Вам один вопрос. Хотите ли вы, чтобы Ваши дети хорошо учились в школе?...

Развиваем память

Консультация для родителей...

Память,память, за собою позови...

Педагогическая призентация посвященая 70 - летию Великой победе....

«Как развить память ребенка» Как улучшить память?

«Как развить память ребенка»Как улучшить память?...