Опыт работы " Современные технологии музыкального воспитания детей"
методическая разработка
Обмен опыта музыкального руководителя на городском методическом объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_sovremennye_tehnologii_muzykalnogo_vospitaniya_detey.docx | 82.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»
Опыт работы
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Разработал:
музыкальный руководитель,
Телегина Екатерина Петровна
Нягань
Современные технологии музыкального воспитания детей
Обмен опыта музыкального руководителя на городском методическом объединении.
Разработал: Телегина Екатерина Петровна, музыкальный руководитель.
В настоящее время существует огромное количество технологий музыкального воспитания детей.
Сущность педагогической технологии заключается в том, чтобы позволить педагогу и музыкальному руководителю детского сада облечь содержание своей профессиональной деятельности в оптимальную для его реализации форму, помогающую выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку.
«Стремление к технологичности, или, иначе, к прогнозируемой, осознанной деятельности – есть своеобразное практическое отражение поиска надежных логических оснований профессионального бытия» - точка зрения И.А.Колесниковой.
Педагогическая технология – инструмент, позволяющий эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности педагогу, музыкальному руководителю детского сада (с высокой вероятностью получения желаемого результата).
Педагогическую технологию отличают: последовательность профессиональных действий, ясность цели, прогнозирование промежуточного и окончательного результатов.
Важный признак педагогической технологии – воспроизводимость.
По мнению В.А.Сластенина: «педагогическая технология – это философия педагогического действия». Любая технология базируется на психолого-педагогических и философско-педагогических принципах. Не исключением становятся и технологии музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста, основами которых стали:
- принцип гуманизации, предполагающий учет особенностей личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкально-художественной деятельности;
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, объясняющий необходимость использования диагностики музыкальности детей;
- принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в организации музыкально-художественной деятельности, означающий учет интересов в музыке и направленность на конкретный вид музыкальной деятельности;
- принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе музыкально-художественной деятельности, означающий свободу высказываний и реакций детей, совместное высказывание оценок и суждений ребенком и взрослым, обращение к жизненному опыту;
- принцип педагогической поддержки, направленный на оказание помощи ребенку педагогом, испытывающему затруднения в процессе музыкально-художественной деятельности;
- принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в организации процесса музыкального воспитания и развития детей-дошкольников;
- принцип целенаправленности процесса восприятия музыки дошкольниками, предполагающий целенаправленный процесс, успешность которого влияет на исполнительство и детское творчество;
- принцип отбора музыкальных произведений – необходимость критериального отбора музыки детей;
- принцип систематичности и последовательности в организации музыкально-художественной деятельности, предполагающий систематическую работу с детьми с постепенным усложнением музыкального содержания задач воспитания и развития, сквозную связь предлагаемых форм, средств, содержания и методов работы;
- принцип продуктивности музыкально-художественной деятельности в дошкольном детстве, означающий, что процессы восприятия-исполнительства-творчества выражены в некоем продукте (образ, воплощенный в игре, слове, мелодии и т.д.);
- принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов активизации детской музыкальной деятельности в рамках педагогической технологии.
Рассмотрим наиболее интересные и приемлемые на мой взгляд современные технологии музыкального развития детей.
Эвритмия. Основанная на закономерностях речи и музыки, эвритмия является одним из способов выражения музыкального движения в пространстве развивает творческие и музыкальные способности детей, нравственно-коммуникативные качества, эмоциональную сферу, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения детей.
Цель эвритмии - развитие культуры движения детей дошкольного возраста.
Игра - ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.
Акцентирование внимания на обучение музыкально - ритмическим движениям, на анализе мыслительных и эмоциональных процессов – главная особенность эвритмических упражнений.
Эвритмия включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:
- ритмические игры;
- блок развития мелкой моторики;
- блок развития крупной моторики (упражнение для развития равновесия, координации, ловкости стопы);
- ориентация в пространстве;
- двигательно-импровизационные композиции с музыкальным сопровождением;
- игропластика - упражнения для развития мышечной гибкости, силы в игровых и образных двигательных заданиях;
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.
Широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной образовательной организации разученные музыкально-ритмические этюды, композиции.
Технология проектирования. Данная технология - современный метод интеграции деятельности, позволяющий решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Этот очень эффективная и актуальная технология, дающая ребенку развивать творческие способности и коммуникативные навыки, возможность синтезировать полученные знания. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.
Педагогическая технология «Звучащий мир». Цель данной технологии: развитие музыкальности детей раннего и младшего-среднего дошкольного возраста. Технология построена на теориях: сенсорного воспитания М.Монтессори, Л.А.Венгер; формирования перцептивных действий (понятие о сенсорных эталонах) А.В.Запорожца; идеях о сенсорном развитии Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной и Н.Н.Поддъякова.
Первоочередная задача для педагога – введение ребенка в мир звуков. Музыка должна стать для ребенка содержанием и средством общения педагога и ребенка, не только в условиях специально организованных занятий, а в первую очередь в естественной обстановке.
Важнейшее условие в рамках технологии – организация в группе звучащей музыкальной среды, побуждающей ребенка к активной звуковой деятельности, сначала под руководством педагога, затем в самостоятельной деятельности.
Педагогическая технология развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.
Цель: развитие творческого воображения дошкольников пятого года жизни в процессе восприятия музыки.
Деятельность, в ходе которой дети создают отсутствующие ранее, новые представления, опираясь при этом на образы, которые сохранены у него в памяти – творческое воображение. Данная деятельность связана с преобразованием накопленных ребенком представлений о явлениях и предметах мира его окружающего, его изменением, дополнением, присвоением нового значения или смысла. Творческое воображение, как самостоятельная конкретизация музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности проявляется при прослушивании музыки. Технология предлагает развивать творческое воображение детей пятого года жизни начиная с прослушивания программных произведений, содержащих конкретные образы: «Игра в лошадки», «Новая кукла» П.И.Чайковского или «Птичка» Э.Грига и т.д.
В реализации технологии принимают участие педагоги при активной поддержке музыкального руководителя, педагога-психолога. Важное условие _ устройство в группе музыкальной зоны для слушания музыки, включающей в себя: магнитофон или проигрыватель, кассеты или пластинки с записью музыкальных произведений, книги музыковедческого содержания для взрослых и детей, портреты музыкантов, репродукции картин, альбомы и многое другое.
Занятия по развитию творческого воображения проводятся во второй половине дня 2-3 раза в неделю и строятся по логике процесса музыкального восприятия.
Педагогическая технология развития игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.
Цель: развитие игровых умений детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыкальных произведений.
Музыкальное искусство является наиболее эффективным педагогическим средством обогащения и развития сюжетов детской игры. Музыка развивает творческое мышление, воображение, что необходимо для создания сюжетов игр. Игра и музыка, представляют собой образное представление действительности, при котором музыкальный образ, легко превращается в игровой. В первую очередь обогащать сюжеты детских игр будет музыка следующего вида: активизирующая творческое воображение и фантазию ребенка, программная, с развитым сюжетом, художественная, образная, побуждающая к самостоятельной игре и игровому действию, направляющая (подсказывающая, как использовать те или иные выразительные движения, жесты, мимику).
Реализация данной технологии обеспечивается организационными условиями: активное взаимодействие музыкального руководителя и педагога; создание интегративной музыкально-игровой среды (внешнее условие), инициирующего процессы обогащения и развития игровых умений дошкольников.
Музыкально-игровая зона – пространство взаимодействия детей с музыкальным руководителем или педагогом.
Педагогическая технология проектирования музыкально-обогащенной среды в группе детского сада .
Цель: проектирование музыкально-обогащенной среды группы с учетом музыкальных интересов, предпочтений детей, особенностей детской музыкальной субкультуры.
Музыкально-обогащенная среда представляет собой предметно –развивающую среду группы, обогащенную песенным и музыкальным репертуаром, позволяющим ребенку накапливать музыкальный опыт. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной развивающей модели воспитания и подчинена следующим принципам:
- позиции при взаимодействии, дистанции;
- активности, творчества, самостоятельности;
- стабильности-динамичности;
- комплексности и гибкого зонирования;
- эмоциогенности среды, эмоционального благополучия и индивидуальной комфортности каждого ребенка и взрослого;
- сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды;
- открытости-закрытости;
- учета половых и возрастных различий детей.
Технология реализуется в ходе совместной деятельности музыкального руководителя и педагога. Время и место реализации технологии: использование музыки при проведении непосредственно организованной деятельности; организация режимных моментов под музыку; создание для самостоятельной деятельности детей музыкально-обогащенной среды.
В настоящее время существует великое множество различных технологий музыкального воспитания, мы рассмотрели наиболее приемлемые современные технологии для работы с детьми в детском саду.
Таким образом, современные музыкальные технологии направлены на формирование:
- процесса профессионального сотворчества и сотрудничества педагогического коллектива детского сада в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников;
- целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду;
- развивающей музыкально-образовательной среды детского сада, инициирующей процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка;
- культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения — в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры;
- процесса личностно-профессионального развития и саморазвития, образования и самообразования, наращивания профессиональной компетентности всех сотрудников педагогического коллектива через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей.
Список использованных источников:
- Кузнецова Г. ФГОС ДО: новые подходы в работе музыкального руководителя // Музыкальный руководитель 2014. - №8
- Кузнецова Г. Фрагменты музыкально-игровой деятельности. Игры. Пение. // Музыкальный руководитель 2014. - №2
- Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. — М.: 2010.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 2000.
- Гогоберидзе А.Г., Деркунская В. А. Библиотека программы "Детство" Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2013 г.
- Тютюнникова Т.Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с.4
Телегина Екатерина Петровна, музыкальный руководитель
МАДОУ г. Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Материалы методического объединения музыкальных руководителей ДОУ. Екатеринбург 2013 г....
Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёно...
Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста
В основе современных (универсальных) технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, тане...
Курсовая работа на тему:"Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста."
Курсовая работа на тему:"Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста."...
"Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...
Опыт работы «Современные технологии в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»
Этот проект направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир...