"Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста"
консультация

Чертыковцева Марина Анатольевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Где для детей польза,

там же для них должно быть и удовольствие»

                                                                                                  М. Монтень

(французский писатель, философ, гуманист, просветитель)

В настоящее время существует огромное количество технологий музыкального воспитания детей.

Сущность педагогической технологии заключается в том, чтобы позволить педагогу и музыкальному руководителю детского сада облечь содержание своей профессиональной деятельности в оптимальную для его реализации форму, помогающую выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку.

«Стремление к технологичности, или, иначе, к прогнозируемой, осознанной деятельности – есть своеобразное практическое отражение поиска надежных логических оснований профессионального бытия» - точка зрения доктора педагогический наук И. А. Колесниковой.

Педагогическая технология – инструмент, позволяющий эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности педагогу, музыкальному руководителю детского сада, с высокой вероятностью получения желаемого результата.

Рассмотрим наиболее интересные и приемлемые, на мой взгляд, современные технологии музыкального развития детей.

Здоровьесберегающие технологии.

Основное назначение этой технологии направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников во время занятий музыкой. Также здоровьесберегающая технология решает задачи по созданию условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и учет возрастных и индивидуальных особенностей детей во всех видах музыкальной деятельности. К основным методам здоровьесберегающей технологии относятся:

  • Песенки-распевки - используются для подготовки голосовых связок к пению и в качестве упражнения в чистом интонировании определенных мелодических оборотов;

  • Дыхательная гимнастика - приучает детей правильно дышать носом для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом, тренирует сердечно-сосудистую систему повышает устойчивость к гипоксии.
  • Артикуляционная гимнастика - выработка качественных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем, тренировка мышц речевого аппарата, развитие музыкальной памяти, чувства ритма. В результате улучшаются показатели уровня развития речи детей, певческие навыки, музыкальная память, внимание.
  • Пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук, которая влияет на развитие речи, подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
  • Речевые игры снимают напряжение, повышают способность к непроизвольному вниманию, обостряют наблюдательность. Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию педагог добавляет музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения.
  • Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает раздражительность и напряжение, восстанавливает дыхание.
  • Музыкальные физкультминутки способствуют укреплению организма ребенка, позволяют активно менять деятельность, повышают работоспособность.

        

Элементарные формы музыкальной импровизации.

В основе этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Коммуникативные танцы. 

Коммуникативные танцы дают положительный эффект в коррекции развития детей, вовлекая ребенка в процесс музицирования в игровой форме, создают атмосферу принятия друг друга и эмоционально-психологическое раскрепощение. Дети понимают друг друга по жестам, мимике, движениям рук, что помогает им в социализации в группе, ДОУ, обществе. Эмоциональный подъем создает ситуацию успеха и повышает самооценку ребенка.

Анимационные танцы и флешмобы. 

Анимационные танцы развивают творческие и двигательные способности дошкольников. Плюс таких танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится. А вот флешмоб, в отличие от анимационных танцев, требует хорошей подготовки. Здесь важно отработать каждое движение. Эти танцы нацелены на зрелищность, эстетику. Главное – чтобы было весело, и все участники могли их выполнить. Сложность в том, чтобы научить детей выполнять движения синхронно, без опозданий, зато это разовьет их координацию и внимание.

«Хор рук»

Это одна из инноваций музыкально-ритмических движений. Эта технология интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов». Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.

Body Percussion 

«Телесная перкуссия», «Телесное выстукивание» - самая древняя форма музыки, вдохновленная нашим сердцебиением, пульсацией крови и дыханием. Это искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов. Только тело, движение, голос. Эти “звучащие жесты” - топот, хлопки, шлепки, щелчки - под силу каждому ребенку. Соблюдая ритм, на основе этих движений можно создавать уникальную музыку, играя и танцуя одновременно. Техника body percussion широко используется в музыкальной педагогической практике, ведь она помогает обучающемуся не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести. 

Квест 

Это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что как правило, есть некая цепь, дойти до которой можно, последовательно разгадывая загадки. Каждая разгадка – ключ к следующей точке и следующей задаче. В форме Квеста можно проводить и традиционные занятия, и развлечения для детей и их родителей.

Информационно-коммуникационные технологии

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала с помощью иллюстраций, портретов, картинок, анимации. На таких занятиях дети более активны, общительны, свободны в творческих проявлениях.

Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Музыкальное занятие с использованием ИКТ становится более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы и виды музыкальной деятельности.

        Практическое использование перечисленных технологий дает возможность получить следующие результаты:

  • создание позитивной атмосферы на музыкальных занятиях и мероприятиях;
  • создание хорошего настроения у детей и раскрепощенности на занятиях, постепенное исчезновение неуверенности и страха;
  • заинтересованность детей в изучаемом материале, отсутствие принуждения;
  • успешное получение детьми начальных музыкальных знаний, развитие музыкально-творческих способностей, познание себя и окружающего мира в ходе естественного «общения» с музыкой;
  • нахождение музыкального руководителя в постоянном творческом поиске, процессе создания новых методов обучения.

        Таким образом, современные технологии, используемые на музыкальных занятиях, должны быть направлены и способствовать на решение главной цели музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку. Использование различных педагогических технологий несомненно обогащает педагогический опыт музыкального руководителя и является эффективным средством развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Подготовила:

Чертыковцева Марина Анатольевна,

музыкальный руководитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Материалы методического объединения музыкальных руководителей ДОУ. Екатеринбург 2013 г....

Мастер-класс«Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

laquo;Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»...

Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёно...

Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста

В основе современных (универсальных) технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, тане...

Мастер класс " Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста".

Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей детей....

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка пр...

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей....