Мастер класс для педагогов «Использование технологии «эвритмия» в музыкальной деятельности дошкольников»
опыты и эксперименты

Телегина Екатерина Петровна

Мастер класс для педагогов «Использование технологии «эвритмия» в музыкальной деятельности дошкольников»

      

        

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»

Мастер класс для педагогов

https://sun9-8.userapi.com/impf/drBNvK2eLJ4tnGeyFTFOvLB6m5uxGN9R7ZuSvA/xJ_EmeorCpo.jpg?size=1590x530&quality=95&crop=256,0,1200,400&sign=ebc50f69cd7a022fdf51e6113fe5e2aa&type=cover_group Использование технологии «эвритмия» в музыкальной деятельности дошкольников

https://top-fon.com/uploads/posts/2023-02/1675541959_top-fon-com-p-muzika-fon-dlya-detskoi-prezentatsii-4.jpg

Разработал:

музыкальный руководитель,  

Телегина Екатерина Петровна

 

Нягань 

Мастер класс на тему:

«Использование технологии «эвритмия» в музыкальной деятельности дошкольников»

       

        Мастер класс для педагогов.

Разработал: Телегина Екатерина Петровна, музыкальный руководитель.

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги у каждого из нас найдется маленькая шкатулка, куда мы можем складывать рассыпавшиеся бусы, булавки, заколки и различные мелочи. И стоит только открыть эту шкатулку — вы найдете там множество незаменимых вещиц. 

Слайд 2

Я «открываю свою шкатулку» и достаю из неё свои музыкальные «мелочи»: игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной работе для развития музыкальных и творческих способностей детей.

Все мы любим готовить и дарить подарки своим близким к различным праздникам. Я тоже предлагаю вам подарить друг другу подарки, но не обычные, а сделанные своими руками. Для начала улыбнитесь друг другу и помогайте мне.

Подарок своими руками.

Слайд 3

Покажите друг другу:

Желаем, чтобы все у вас было ок, ноль проблем- ок –(1)

Желаю отличного настроения, — большой палец-(2)

Желаю мира во всем мире, двойных зарплат, и любимого человека рядом- (3)

Желаю, чтоб вас всегда поддерживали и болели за ваши успехи коллеги- скрестить пальцы-(4)

Желаю любви ваших близких. — сердце- (5)

Сейчас мы не просто делали подарки, мы повышали настроение друг другу. В связи с этим у меня к вам вопрос: «А можно ли повысить настроение музыкой и ритмическими движениями? Ответ – да.

Можем ли мы повысить познавательный интерес у детей используя музыку, движения и речь? Ответ – да.

Вы помогли мне ответить на вопрос, почему я выбрала для своего мастер-класса именно эту тему. Мне остается только рассказать вам, что это за технология. 

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка, гармонизации его личности должно уделяться достаточное внимание. В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка. В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия. 

Слайд 4

«Эвритмия», в переводе с греческого, означает «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Eе основы были разработаны немецким философом и мыслителем Рудольфом Штейнером в начале ХХ века.

Эвритмия - искусство выразительных движений, основанное на закономерностях речи и музыки, являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Поэтому ее можно отнести также к областям речевого и физического развития.

В последнее время элементы этой технологии стали использовать педагоги-дошкольники в качестве нетрадиционного подхода к формированию двигательной культуры детей дошкольного возраста. В технологии этого метода предоставляется возможность искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми. Также эту технологию считают нетрадиционным видом оздоровительно-развивающей работы.

Слайд 5

Основные задачи, решаемые на занятиях:

  1. формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;
  2. развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
  3. коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног;
  4. улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения); 5. расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;
  5. формирование творческого начала «ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.)

Слайд 6

Эвритмия осуществляется на основе следующих принципов:

– принцип здоровье сбережения. Предполагает создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в непосредственно образовательной деятельности.

– принцип развития творческого воображения. Предполагает создание ситуаций, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать, в полной мере реализовывать свой творческий потенциал.

– принцип формирования способности к сопереживанию. Применение этого принципа позволяет ребенку в ходе проведения упражнений получать различные ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность, ребенок учится контролировать свое поведение.

Слайд 7

Как я уже говорила выше-готовых методик проведения эвритмических занятий нет. Педагоги, решившие взять её на вооружение, должны проявить собственное педагогические творчество. Однако, следует обратить внимание на следующие особенности данной технологии:

В первую очередь, необходимо научить детей чувствовать ритм. Для этого можно использовать сочетание простейших движений (хлопки, отбивание ритма ногой, прыжки и т. п.) и музыки и/или слова.

Кроме того, простейшие эвритмические упражнения можно придумать самостоятельно, взяв за основу детские стихотворения. На стихотворные фразы придумать простые ритмичные, имитационные или танцевальные движения. Например:

Эвритмическое упражнение «Мой весёлый, звонкий мяч»

«Мой весёлый звонкий мяч (хлопают в ладоши,

Ты куда помчался вскачь (прыгают на месте,

Красный, синий, голубой (поочерёдно поднимают ноги,

Не угнаться за тобой (бегут на месте)»

Занятия с элементами эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. 

Слайд 8

Эвритмическое занятие включает следующие этапы: 

  1. Подготовка пространства и костюмов.

Для проведения эвритмического занятия необходимо просторное, светлое хорошо проветренное помещение.

  1. Создание доверительной атмосферы и успокоение.

Доверительная атмосфера создаётся в общем кругу. Дети садятся в круг и приветствуют друг друга пением и жестами. Используются пальчиковые и жестовые игры.

  1. Музыкально-ритмический круг.

Музыкально-ритмический круг обычно включает следующие дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:

  • ритмические игры;
  • блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации и равновесия, ловкости стопы; упражнении для изучения географии тела);
  • блок развития мелкой моторики;
  • пространственная ориентация;
  • социальные игры (взаимодействие с партнёром, групп детей – всей группы как единого коллектива;
  • импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
  • народные игры.
  1. Завершение занятия.

 Эвритмическое занятие завершается фазой успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди – «закрыть все замочки».

Элементы эвритмии: пальчиковые игры, потешки, упражнения на координацию слова с движением, музыкально-дидактические игры.

Музыкальный магазин (предварительно рассказать про короткие и длинные звуки)

  • блок развития мелкой моторики

Игра с элементами самомассажа

Вышли мы на улицу – солнце припекает.

Гладит щёчки, лоб и нос в волосах играет.

Солнце, солнце, спинку грей,

Не жалей своих лучей.

Тёплым своим лучиком пробеги по ручкам нам.

Грей животик нам и шею. Припекай, свети сильнее.

  • блок развития крупной моторики (упражнение для развития координации, равновесия, ловкости)
  • пространственная ориентация

«ЗМЕЙКА»

Цель. Развивать наблюдательность и ориентировку в пространстве.

Ход игры. Ведущий ребенок под плясовую музыку “Чешской народной мелодии” бежит на носках по залу между свободно стоящими детьми. На сильный акцент он берет за руку того, кто стоит к нему ближе всех, и игроки уже бегут вместе. Затем второй бегущий на следующий акцент берет третьего, третий — четвертого и так далее. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут двигаться змейкой, взявшись за руки.

  • коммуникативные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива)

«ХОРОВОД-ЗНАКОМСТВО»

Цель: развить групповые чувства сплоченности, сопричастности, принадлежности; побудить к вступлению в межличностные отношения.

Участники образуют круг и взявшись за руки, двигаются медленным шагом по часовой стрелке. Ведущий с платком в руке идет в обратном направлении внутри круга, останавливается напротив любого из участников (в этот момент круг тоже прекращает движение), делает глубокий русский поклон и передает платок. После ответного поклона меняется с ним местами. Игра может продолжаться, пока все не побывают в роли ведущего.

  • импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением

Музыкально-творческая игра «ай, да я»

Играющим задается различная музыка (вальс, марш, полька). Играющие должны придумать различные упражнения и движения в соответствии с музыкой. Лучшую импровизацию отмечают и показывают всем.

- игротанцы - танцевальные игры, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.

игра- движения

Раз, два, три, четыре,

Лучше всех танцуем в мире.

Все, друзья, к нам в круг вставайте

И движенья повторяйте!

Мы шагаем все вперед,

С приседаньем поворот.

«Рыбкой» руки мы сложили,

По морю синему поплыли.

А теперь волна вперед,

На носочках поворот.

Руки вверх потянем,

С неба звездочку достанем.

Теперь партнеру впереди

На плечи руки положи.

Танец танцуем что надо,

Пусть это будет ламбада!

С помощью эвритмии можно укрепить жизненные силы ребенка, развить ловкость, концентрацию внимания, чувство ритма и координацию движения. Ещё одно достоинство заключается в том, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребёнка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение.

Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения.

Рефлексия.

Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.

На столах имеются фломастеры и безликие маски. Педагогам предлагается дорисовать маски так, чтобы она отражала их впечатление от того, что они узнали на мастер-классе. На обратной стороне маски педагоги выражают свои впечатления от увиденного и услышанного на мастер-классе с помощью рисунка или текста.

Телегина Екатерина Петровна,  музыкальный руководитель

МАДОУ  г. Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА», ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

На данный момент в современном мире идет дезинтеграция духовных ценностей, и важнейшим средством формирования гражданской ответственности удетей дошкольного возраста является нравственно-патиритическо...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников.Задачи мастер-класса:- передача прямого...

Мастер-класс для педагогов Использование театра тантамарески в театрализованной деятельности дошкольников

Обучить участников педагогов в вопросах использования в театрализованной деятельности - театра тантамаресок и их изготовления....

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Лэпбук» в формировании финансовой грамотности дошкольников»

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам,  не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспит...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Лэпбук» в формировании финансовой грамотности дошкольников»

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основэкономического воспитания мо...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников....