Мастер класс для педагогов «Использование технологии «эвритмия» в музыкальной деятельности дошкольников»
опыты и эксперименты
Мастер класс для педагогов «Использование технологии «эвритмия» в музыкальной деятельности дошкольников»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»
Мастер класс для педагогов
Использование технологии «эвритмия» в музыкальной деятельности дошкольников
Разработал:
музыкальный руководитель,
Телегина Екатерина Петровна
Нягань
Мастер класс на тему:
«Использование технологии «эвритмия» в музыкальной деятельности дошкольников»
Мастер класс для педагогов.
Разработал: Телегина Екатерина Петровна, музыкальный руководитель.
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги у каждого из нас найдется маленькая шкатулка, куда мы можем складывать рассыпавшиеся бусы, булавки, заколки и различные мелочи. И стоит только открыть эту шкатулку — вы найдете там множество незаменимых вещиц.
Слайд 2
Я «открываю свою шкатулку» и достаю из неё свои музыкальные «мелочи»: игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной работе для развития музыкальных и творческих способностей детей.
Все мы любим готовить и дарить подарки своим близким к различным праздникам. Я тоже предлагаю вам подарить друг другу подарки, но не обычные, а сделанные своими руками. Для начала улыбнитесь друг другу и помогайте мне.
Подарок своими руками.
Слайд 3
Покажите друг другу:
Желаем, чтобы все у вас было ок, ноль проблем- ок –(1)
Желаю отличного настроения, — большой палец-(2)
Желаю мира во всем мире, двойных зарплат, и любимого человека рядом- (3)
Желаю, чтоб вас всегда поддерживали и болели за ваши успехи коллеги- скрестить пальцы-(4)
Желаю любви ваших близких. — сердце- (5)
Сейчас мы не просто делали подарки, мы повышали настроение друг другу. В связи с этим у меня к вам вопрос: «А можно ли повысить настроение музыкой и ритмическими движениями? Ответ – да.
Можем ли мы повысить познавательный интерес у детей используя музыку, движения и речь? Ответ – да.
Вы помогли мне ответить на вопрос, почему я выбрала для своего мастер-класса именно эту тему. Мне остается только рассказать вам, что это за технология.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка, гармонизации его личности должно уделяться достаточное внимание. В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка. В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия.
Слайд 4
«Эвритмия», в переводе с греческого, означает «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Eе основы были разработаны немецким философом и мыслителем Рудольфом Штейнером в начале ХХ века.
Эвритмия - искусство выразительных движений, основанное на закономерностях речи и музыки, являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Поэтому ее можно отнести также к областям речевого и физического развития.
В последнее время элементы этой технологии стали использовать педагоги-дошкольники в качестве нетрадиционного подхода к формированию двигательной культуры детей дошкольного возраста. В технологии этого метода предоставляется возможность искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми. Также эту технологию считают нетрадиционным видом оздоровительно-развивающей работы.
Слайд 5
Основные задачи, решаемые на занятиях:
- формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;
- развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
- коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног;
- улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения); 5. расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;
- формирование творческого начала «ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.)
Слайд 6
Эвритмия осуществляется на основе следующих принципов:
– принцип здоровье сбережения. Предполагает создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в непосредственно образовательной деятельности.
– принцип развития творческого воображения. Предполагает создание ситуаций, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать, в полной мере реализовывать свой творческий потенциал.
– принцип формирования способности к сопереживанию. Применение этого принципа позволяет ребенку в ходе проведения упражнений получать различные ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность, ребенок учится контролировать свое поведение.
Слайд 7
Как я уже говорила выше-готовых методик проведения эвритмических занятий нет. Педагоги, решившие взять её на вооружение, должны проявить собственное педагогические творчество. Однако, следует обратить внимание на следующие особенности данной технологии:
В первую очередь, необходимо научить детей чувствовать ритм. Для этого можно использовать сочетание простейших движений (хлопки, отбивание ритма ногой, прыжки и т. п.) и музыки и/или слова.
Кроме того, простейшие эвритмические упражнения можно придумать самостоятельно, взяв за основу детские стихотворения. На стихотворные фразы придумать простые ритмичные, имитационные или танцевальные движения. Например:
Эвритмическое упражнение «Мой весёлый, звонкий мяч»
«Мой весёлый звонкий мяч (хлопают в ладоши,
Ты куда помчался вскачь (прыгают на месте,
Красный, синий, голубой (поочерёдно поднимают ноги,
Не угнаться за тобой (бегут на месте)»
Занятия с элементами эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей.
Слайд 8
Эвритмическое занятие включает следующие этапы:
- Подготовка пространства и костюмов.
Для проведения эвритмического занятия необходимо просторное, светлое хорошо проветренное помещение.
- Создание доверительной атмосферы и успокоение.
Доверительная атмосфера создаётся в общем кругу. Дети садятся в круг и приветствуют друг друга пением и жестами. Используются пальчиковые и жестовые игры.
- Музыкально-ритмический круг.
Музыкально-ритмический круг обычно включает следующие дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:
- ритмические игры;
- блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации и равновесия, ловкости стопы; упражнении для изучения географии тела);
- блок развития мелкой моторики;
- пространственная ориентация;
- социальные игры (взаимодействие с партнёром, групп детей – всей группы как единого коллектива;
- импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
- народные игры.
- Завершение занятия.
Эвритмическое занятие завершается фазой успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди – «закрыть все замочки».
Элементы эвритмии: пальчиковые игры, потешки, упражнения на координацию слова с движением, музыкально-дидактические игры.
Музыкальный магазин (предварительно рассказать про короткие и длинные звуки)
- блок развития мелкой моторики
Игра с элементами самомассажа
Вышли мы на улицу – солнце припекает.
Гладит щёчки, лоб и нос в волосах играет.
Солнце, солнце, спинку грей,
Не жалей своих лучей.
Тёплым своим лучиком пробеги по ручкам нам.
Грей животик нам и шею. Припекай, свети сильнее.
- блок развития крупной моторики (упражнение для развития координации, равновесия, ловкости)
- пространственная ориентация
«ЗМЕЙКА»
Цель. Развивать наблюдательность и ориентировку в пространстве.
Ход игры. Ведущий ребенок под плясовую музыку “Чешской народной мелодии” бежит на носках по залу между свободно стоящими детьми. На сильный акцент он берет за руку того, кто стоит к нему ближе всех, и игроки уже бегут вместе. Затем второй бегущий на следующий акцент берет третьего, третий — четвертого и так далее. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут двигаться змейкой, взявшись за руки.
- коммуникативные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива)
«ХОРОВОД-ЗНАКОМСТВО»
Цель: развить групповые чувства сплоченности, сопричастности, принадлежности; побудить к вступлению в межличностные отношения.
Участники образуют круг и взявшись за руки, двигаются медленным шагом по часовой стрелке. Ведущий с платком в руке идет в обратном направлении внутри круга, останавливается напротив любого из участников (в этот момент круг тоже прекращает движение), делает глубокий русский поклон и передает платок. После ответного поклона меняется с ним местами. Игра может продолжаться, пока все не побывают в роли ведущего.
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением
Музыкально-творческая игра «ай, да я»
Играющим задается различная музыка (вальс, марш, полька). Играющие должны придумать различные упражнения и движения в соответствии с музыкой. Лучшую импровизацию отмечают и показывают всем.
- игротанцы - танцевальные игры, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.
игра- движения
Раз, два, три, четыре,
Лучше всех танцуем в мире.
Все, друзья, к нам в круг вставайте
И движенья повторяйте!
Мы шагаем все вперед,
С приседаньем поворот.
«Рыбкой» руки мы сложили,
По морю синему поплыли.
А теперь волна вперед,
На носочках поворот.
Руки вверх потянем,
С неба звездочку достанем.
Теперь партнеру впереди
На плечи руки положи.
Танец танцуем что надо,
Пусть это будет ламбада!
С помощью эвритмии можно укрепить жизненные силы ребенка, развить ловкость, концентрацию внимания, чувство ритма и координацию движения. Ещё одно достоинство заключается в том, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребёнка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение.
Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения.
Рефлексия.
Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.
На столах имеются фломастеры и безликие маски. Педагогам предлагается дорисовать маски так, чтобы она отражала их впечатление от того, что они узнали на мастер-классе. На обратной стороне маски педагоги выражают свои впечатления от увиденного и услышанного на мастер-классе с помощью рисунка или текста.
Телегина Екатерина Петровна, музыкальный руководитель
МАДОУ г. Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА», ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
На данный момент в современном мире идет дезинтеграция духовных ценностей, и важнейшим средством формирования гражданской ответственности удетей дошкольного возраста является нравственно-патиритическо...
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников.Задачи мастер-класса:- передача прямого...
Мастер-класс для педагогов Использование театра тантамарески в театрализованной деятельности дошкольников
Обучить участников педагогов в вопросах использования в театрализованной деятельности - театра тантамаресок и их изготовления....
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Лэпбук» в формировании финансовой грамотности дошкольников»
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспит...
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Лэпбук» в формировании финансовой грамотности дошкольников»
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основэкономического воспитания мо...
Использование элементов эвритмии в музыкальной деятельности дошкольников
Консультация для педагогов...
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников....