«Классификация игр, функции и структура разных видов игр»
консультация (старшая группа)
Детские игры явление неоднородное. В силу многообразия этих игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В последнее годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Классификация игр, функции и структура разных видов игр» | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Классификация игр, функции и структура разных видов игр»
Подготовила: Давыдова Е.В.
Детские игры — явление неоднородное. В силу многообразия этих игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса. Игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены им к «играм обычных функций». Вторую группу игр согласно его классификации составляют «игры специальных функций». Они представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, свадьбу и др.).
П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Позже Н.К. Крупская назвала игры, разделенные по этому же принципу, немного по-другому: творческие (придуманные самими детьми) и игры с правилами.
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новиковой была разработана и представлена в программе «Истоки» новая классификация детских игр. В ее основу положен принцип инициативы организатора (ребенка или взрослого).
Игра– это:
- наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний;
- подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников;
- порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир.
Выделяется три класса игр.
- Самостоятельные игры (игра-экспериментирование, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).
- Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями (игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).
- Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные, или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Еще одну классификацию детским играм дал О.С. Газман. Он выделяет подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, компьютерные игры, дидактические игры, игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
На наш взгляд, наиболее развернутой и подробной является классификация игр С.А. Шмакова. За основу он взял человеческую деятельность и выделил следующие виды игр:
Физические и психологические игры и тренинги:
- двигательные (спортивные, подвижные, моторные);
- экстатические;
- экспромтные игры и развлечения;
- лечебные игры (игротерапия).
Интеллектуально-творческие игры:
- предметные забавы;
- сюжетно-интеллектуальные игры;
- дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);
- строительные;
- трудовые;
- технические;
- конструкторские;
- электронные;
- компьютерные;
- игры-автоматы;
- игровые методы обучения.
Социальные игры:
- творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);
- деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).
Г. Крайгом описаны наиболее типичные детские игры.
- Сенсорные игры. Цель — приобретение сенсорного опыта. Дети рассматривают предметы, играют песком и лепят куличики, плещутся в воде. Благодаря этому дети узнают о свойствах вещей. Развиваются физические и сенсорные возможности ребенка.
- Моторные игры. Цель — осознание своего физического «Я», формирование культуры тела. Дети бегают, прыгают, подолгу могут повторять одни и те же действия. Моторные игры дают эмоциональный заряд, способствуют развитию моторных навыков.
- Игра-возня. Цель — физическое упражнение, разрядка напряжения, обучение управлению эмоциями и чувствами. Дети любят потасовки, драки понарошку, прекрасно понимая разницу между настоящей дракой и дракой понарошку.
- Языковые игры. Цель — структурирование своей жизни с помощью языка, экспериментирование и освоение ритмического строя мелодии языка. Игры со словами позволяют ребенку овладеть грамматикой, пользоваться правилами лингвистики, осваивать смысловые нюансы речи.
- Ролевые игры и имитации. Цель — знакомство с социальными отношениями, нормами и традициями, присущими культуре, в которой живет ребенок, и их освоение. Дети разыгрывают различные роли и ситуации: играют в дочки-матери, копируют родителей, изображают водителя. Они не только имитируют особенности чьего-то поведения, но и фантазируют, достраивают ситуацию в своем воображении.
Перечисленными видами игр не исчерпывается весь спектр игровых методик, однако, как правильно подчеркивается, на практике чаще всего используются именно эти игры, либо в «чистом виде» либо в сочетании с другими видами игр.
Д.Б. Эльконин выделил следующие функции игровой деятельности:
- средство развития мотивационно-потребностной сферы;
- средство познания;
- средство развития умственных действий;
- средство развития произвольного поведения. Выделяются и такие функции игры, как обучающая, развивающая, релаксационная, психологическая, воспитательная.
Рассмотрим наиболее важные функции игры:
- Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного и эстетического воспитания детей.
- Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.
- Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
- Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
- Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.
- Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка.
- Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
В структуру игры как деятельности органично входят:
- мотивация;
- целеполагание;
- планирование;
- реализация цели;
- анализ результатов.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игра является ведущим видом деятельности только в дошкольном возрасте. По образному выражению Д.Б. Эльконина, игра сама в себе содержит свою гибель: из нее рождается потребность в настоящей, серьезной, общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что становится важнейшей предпосылкой для перехода к учению. Вместе с тем на протяжении всех лет обучения в школе игра не теряет своей роли, и особенно в начале младшего школьного возраста. В этот период содержание и направленность игры меняются. Большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей «РАЗВИТИЕ МЕЛКОМОТОРНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Развитие мелкой моторики рук имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Подборка упражнений для кистей рук....
Сообщение из опыта работы: «Развитие у воспитанников познавательных умений: упорядочивание, классификация объектов, применение результатов познания в разных видах детской деятельности посредством современных образовательных технологий»
Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потре...
«Развитие у воспитанников познавательных умений: упорядочивание, классификация объектов, применение результатов познания в разных видах детской деятельности посредством современных образовательных технологий»
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознате...
"Особенности разных видов детских игр, их классификация."
Зачем нужна игра?Разные виды детских игр,их классификация....
Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас
Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...
Структура разных видов занятий по звукопроизношению
1. Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков. Тема: «Постановка звука …»2. Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука. Тема: &l...
«GMFCS – международная система классификации моторных функций детей с ДЦП»
GMFCS - Международная система классификация моторных функций детей с ДЦП...