Патриотическое воспитание
статья (старшая группа)

Еременко Полина Геннадьевна

психолого-педагогические компонеты, лежащие в основе патриотического восптания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл патриотическое воспитание19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические компоненты, лежащие в основе патриотического воспитания

     Психологические познавательные процессы, обеспечивающие формирование патриотизма. Каждый педагог должен понимать, что воспитание гражданина, патриота -  это процесс, в основе которого лежат индивидуальные психологические особенности личности. На основании этих особенностей у обучающихся складываются различные представления о жизни, окружающем мире, событиях, включая и представления о Родине.

Процесс   воспитания в образовательном учреждении   с давних пор является организованным и целенаправленным воздействием на личность и поведение ученика. В педагогической психологии процесс воспитания рассматривается в аспекте воздействия на чувства. Межличностные отношения, освоение социальных ценностей и установок, норм и правил поведения – все затрагивает чувствительную сферу.

Психологические факторы, влияющие на формирование патриотизма.

Ощущение и восприятие.

Ощущение - это психофизический процесс отражения прямого действия предметов или явлений на органы чувств. В результате данного воздействия возникает определенное переживание силы и места воздействия, качества действующего на анализаторы явления. Ощущение окружающего мира позволяет человеку развивать индивидуальное познание этого мира. Восприятие является более высоким уровнем чувственного познания. В восприятиях окружающий мир отражается полнее, целостнее.

Основываясь на ощущениях и восприятиях обучающихся, мы  должны формировать положительные чувства ко всему родному, красивому, ко всему тому, что окружает человека. В процессе   патриотического и нравственного воспитания, опираясь на чувства и эмоции, можно прививать любовь к Родине, к сакральным событиям в истории страны, к героям, к памяти своих предков. При этом нужно помнить, что   чувства должны носить действенный характер, а не оставаться переживанием.

Наблюдение и любознательность.

Ребенок, получая информацию об окружающей среде, анализирует, обобщает и запоминает ее, а затем использует в своих действиях. Чаще всего это происходит бессистемно в лучшем случае, но бывает, что у детей формируется и негативное отношение к окружающему миру.

Мы  должны  научить обучающихся  адекватной наблюдательности, чтобы воспринимать всё окружающее таким, каким оно есть.   Свою деятельность мы должны направлять на развитие любознательности и культуры восприятия, а, значит, и формировать нормальное чувственное развитие и здоровую любознательность.

Представления.

Представления - это субъективные образы раннее воспринимавшихся образов ощущений и восприятий.  Задача учителя сформировать правильные представления об окружающем мире в историко-патриотическом направлении. Неправильно сформированные представления могут отрицательно отразиться на нравственности учащегося, на его духовном и патриотическом развитии.  

Для эффективного сформирования у обучающихся представления по вопросам патриотизма, необходимо чтобы каждый учитель в полной мере осознавал тот конкретный материал, который следует использовать при решении этой проблемы.

Процесс выработки нравственных представлений в области патриотизма требует умелого учета возрастных особенностей обучающихся. В начальной школе формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и живут. Вполне естественно, что чем богаче и ярче эти представления и понятия, тем успешнее вырабатываются у школьников оценочные мнения и суждения и развивается их патриотическое сознание.

Память.

Память - это способность человека получать, сохранять, восстанавливать и воспроизводить прежние впечатления. Большое значение имеет формирование у учащихся исторической памяти. Историческая память - это память о наших предках, их подвигах, героизме, о любви и нравственности, о традициях поколений русского народа. Педагог может использовать в воспитательном процессе   события, запечатлённые разными поколениями и формировать так называемую «живую память».

Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества.

К мероприятиям, направленным на патриотическое воспитание, в рамках этих направлений можно отнести:

- выставки;

- проведение конкурсов;

- фестивали творчества;

- посещение краеведческих, исторических музеев и художественных галерей;

- благоустройство памятников истории;

- беседы и классные часы;

- оборонно-спортивные игры;

Система работы по патриотическому воспитанию   обогащает учащихся знаниями и формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду. С первых дней появления ребенка в школе включает его в многоплановую деятельность, которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.

Список используемой литературы

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с.

3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.

4. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1

4. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.

5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 232 с.

6. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.

7. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой.Изд.2-е,испр. И доп.М.,»Просвещение»,1978.256с.

8. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Электронный ресурс] //режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.

9. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков дошкольного возраста Колпакова Н. // Дошкольное воспитание. - 1999, № 10.

10. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1998. - 347с.

11. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе / А. Меренков, Л. Буйлова, Н. Кленова // Дошк. воспитание. - 2001. - № 8.

12. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - Майкоп, 2004. - 340с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...