Мастер - класс по экспериментированию с различными материалами.
материал
Распространение собственного педагогического опыта по экспериментально - поисковой деятельности.
Продемонстрировать педагогам некоторые виды экспериментиро-вания с различными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_eksperimentirovaniyu_s_razlichnymi_materialami.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Мастер - класс по экспериментированию с различными материалами. |
Цель | Распространение собственного педагогического опыта по экспериментально - поисковой деятельности. Продемонстрировать педагогам некоторые виды экспериментиро-вания с различными материалами. |
Задачи | Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми. |
Результат мастер-класса (чего должны достичь, сделать) | Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспери-ментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. |
Оборудование | Столы, ноутбук с записью мелодий. |
Материалы | Цветная бумага, картон, ножницы, карандаши, тазики с водой, стаканы, газированная вода, спички, сахар, чайные ложки, краски, шприц, пакеты, воздушные шарики, трубочки. |
Структура | Теоретическая часть - Актуальность Практическая часть - Опыты - Обсуждение - Вывод |
Источники | Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. Дыбина О. В., Рахманова Н. П «Неизведанное рядом. Заниматель-ные опыты и эксперименты для дошкольников» Автор составитель:. Издательство: Сфера Год: 2002г. Экспериментальная деятельность детей 4-7 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. |
Ход мастер класса:
Теоретическая часть.
Хочу начать свое выступление с китайской пословицы
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт". Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выгодский.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет…), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты будут показаны в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. Сказка называется «Путешествие Незнайки в мир чудес».
Практическая часть.
Незнайка был очень любопытным мальчиком. Однажды ему захотелось отправиться в путешествие. Незнайка собрался и пошел искать приключения. Он очень долго шёл по дороге и увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Незнайка увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Как вы думаете, почему это происходит?
- Почему же распускаются кувшинки? Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом Незнайка увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи и пошел дождь.
Опыт № 3
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Незнайка спрятался под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Тут он увидел радугу.
Опыт № 4 «Радуга в стакане»
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Незнайка решил переплыть через пруд, попробовать сделать кораблик из камешков, опустил камешек на воду и камешек пошёл ко дну. Стал думать как-же ему перебраться на другую сторону.
Скажите, как он может переплыть на другую сторону? Сел Незнайка на досочку, приделал парус из листа дерева и поплыл через пруд, но тут перестал дуть ветер и он остановился посредине пруда. Что нужно сделать, что бы Незнайка поплыл дальше.
Опыт № 5
Как поймать воздух? Полиэтиленовые пакеты, помашите и закройте нижнюю часть пакета. Он надувается. Какой воздух – легкий, прозрачный, невидимый, без запаха. А как ещё можно почувствовать воздух?
Надуваем воздушный шарик и потихоньку выпускаем из шарика воздух. Что вы чувствуете? Дуем через трубочку в воду.
Сейчас давайте выполним физминутку.
Физкультминутка «Воздух»
Мы сидели, мы устали.
Воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора.
Отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись,
Хлопнули в ладоши
И друг другу повернулись,
Всем друзьям мы улыбнулись,
Наклонились: раз и два,
Чтоб не болела голова.
И закончили зарядку
Тихо-тихо сев за парту.
Отлично!
Подошла к концу игра.
Расставаться нам пора.
Только помните, ребята,
Птицы, люди и зверята,
Солнце, воздух и вода –
Ваши лучшие друзья!
Незнайка отправился дальше, на его пути оказался овраг - через который надо было перейти.
Опыт № 6 «Стакан на гармошке»
Поставь рядом два стакана, накрой их листом бумаги. А теперь на середину листа попробуй поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать?... Сложи листок «гармошкой» и снова накрой им стаканы. Теперь поставь третий стакан сверху… Он держится! Его вес распределяется по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.
Шел Незнайка и увидел перед собой огромную каплю, которая была на цветочке и не падала.
Опыт № 7
Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.
Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое с наружи действует с большой силой, чем вес воды в стакане.
Незнайке так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Но у него осталось много вопросов:
1. Почему же распускаются цветы?
2. Почему плавают рыбки?
3. Почему ветки распрямляются?
4. Почему можно выйти сухим из воды ?
5. Почему вода не выливается.
Обсуждение экспериментов с воспитателями.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами
Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом....
Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами для родителей
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми....
Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами для родителей
Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами для родителей...
Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами
познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха воздух имеет место, воды, магнита, почвы, свойства бумаги. Показать, к...
Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами.
Способствовать повышению компетенции педагогов в создании условий для развития познавательной активности ребенка. Научить взрослых организовывать игровую деятельность исследовательского характера...
Мастер-класс по экспериментированию с различными материалами
Мастер-класс...
Тема: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Мастер-класс по экспериментированию с различными материалами
Тема: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»Мастер-класс по экспериментированию с различными материалами...