2.4. Описание системы работы педагога - наставника
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Опыт работы по организации наставничества
В МДОКУ «Детский сад «Золотой ключик»
Пинаева Ольга Владимировна
заместитель заведующего
«Учитель и ученик растут вместе»
Конфуций
Я, педагог детского сада, стаж работы по специальности - 32 года, хочу поделиться опытом работы педагога-наставника с молодым специалистом.
В нашем детскому саду большой и дружный коллектив, но число сотрудников со стажем работы более 15 лет растет, а новые кадры приходят в детский сад нечасто. Отсутствие молодых педагогов с их оптимизмом, новыми знаниями, навыками является отрицательным фактором. А если молодые воспитатели и приходят в ДОУ, то нагрузка, ложащаяся на плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем работ кажется невыполнимым.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Поэтому воспитатели, которые в первый год своей работы не получают поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью - испытывают шок.
Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе? Конечно же, наставники – опытные педагоги, готовые прийти на помощь, подсказать, направить, научить.
Что же включает в себя понятие наставничество?
Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому специалисту от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета, оказание необходимой поддержки.
Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике.
Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.
Наставничество, на мой взгляд – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы. Одним из основополагающих моментов здесь должна стать обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт.
В педагогической реальности существуют различные виды наставничества, для меня наиболее результативным является прямое индивидуальное и открытое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с педагогом, двустороннее взаимодействие, общение в различной обстановке: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети и скайп. Обеспечить такой вид наставничества непросто, но возможно.
Многие специалисты с небольшим опытом работы сталкиваются с неуверенностью во взаимодействии с детьми, их родителями; боятся осуждения администрации и коллег с большим опытом, переживают за результат своей работы. Решением данной проблемы является помощь администрации и опытных коллег, с целью организации и создания мотивации для более быстрой и комфортной адаптации в коллективе и быстрого профессионального роста.
Целью моей работы в качестве наставника стало: помочь молодому специалисту в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей; повышение квалификации, уровня его профессиональных знаний и умений; научить выходить из сложных ситуаций; развить в нем уверенность в собственных силах и укрепить в правильности решения выбрать профессию воспитателя детского сада.
Задачи работы:
1. Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки молодого воспитателя.
2. Оказание методической и практической помощи молодому воспитателю в повышении уровня организации образовательной деятельности.
3. Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагога, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.
4. Проведение мастер-классов и открытых занятий для передачи опыта работы с использованием различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.
5. Изучение и показ приемов использования разнообразных технологий в образовательной деятельности и в режимных моментах.
6. Проведение анализа результативности работы молодого воспитателя во всех направлениях образовательной деятельности.
Этапы становления молодого специалиста включают:
• адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
• стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
• преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
На протяжении многих лет работы в дошкольном учреждении, в моей практике сложилась определенная система по формированию традиций наставничества, при поддержке, которой молодой педагог постепенно начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Данная методика состоит из трех этапов:
1й этап– адаптационный.
Выделить ответственность и компетентность молодого воспитателя, выявить пробелы в знаниях и навыках специалиста. Разработать индивидуальный план работы с молодым педагогом.
Этап включает в себя:
∙ Беседа-знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;
∙ Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя;
∙ Анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования;
∙ Диагностика изучения методических потребностей педагогов (Приложение 1).
Индивидуальный план работы с молодым педагогом отражает основные направления деятельности: изучение нормативно-правовых документов, повышения профессиональной компетентности, уровня квалификации. План составлен таким образом, чтобы была возможность его корректировать и дополнять в течение учебного года. Имеется графа «отметка о выполнении», в которой отражены достижения педагога по направлениям деятельности. Такой таблицей в конце года удобно пользоваться не только наставнику (чтобы оценить объем и качество проведенной работы), но и молодому специалисту (чтобы проанализировать собственные профессиональные достижения, запланировать дальнейшие шаги саморазвития) (Приложение 2).
2й этап – основной (проектировочный).
- Разработать и реализовать программу, скорректировать навыки специалиста, выстроить программу собственного развития педагога;
- Проведение наставником тренингов, консультаций на различные темы;
- Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ;
- Повышение профессионального мастерства, посещение мероприятий, различного уровня;
- Приобщение педагогов к подготовке и участию в проведении педсоветов, семинаров;
- Привлечение к показу на уровне детского сада (разработка материала для образовательной деятельности с детьми).
Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе определяет методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно, составляет план самообразования, начинает пополнять портфолио.
Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, такие как: мастер-классы, решение проблемных ситуаций, часто с применением компьютерных технологий, «мозговой штурм», сценическое мастерство, посещение и анализ уроков опытных педагогов, рефлексии собственной педагогической деятельности.
Именно на этом этапе и важна оценка воспитателя наставником. Ежедневно молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.
Молодой педагог Пушкарева А.В. сразу включилась в работу творческой группы по профилактике детского дорожного травматизма и пожарной безопасности, стала активным участником.
3й этап – контрольно - оценочный.
Контроль профессиональных навыков молодого специалиста, определить степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, формирующих творческо-деятельностную позицию, развивающую педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры. При условии профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности.
Молодой педагог совместно с воспитанниками приняла участие в конкурсах:
Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям ДОУ, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых воспитателей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.
Сегодня я уже смело могу говорить о результатах своей работы:
- создана система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника;
- применяются эффективные формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
- молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
- у молодого педагога формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательного процесса;
- молодому воспитателю обеспечена необходимая помощь и поддержка на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.
Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: стараюсь следить за новинками методической литературы, участвую в педагогических конкурсах, конференциях, использую в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, приобретают новые взгляды на развитие и воспитание детей.
Используемая литература
1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2017.
2. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2017. – 176 с.
3. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2014.
4. Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресурс.
5. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2017. № 2,3,4-2004.
6. Интернет ресурсы:: http://www.resobr.ru/article/39808-organizatsiya-raboty-s-molodymi-pedagogami-v-dou http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/12/04/polozhenie-o-nastavnichestve
7. Круглова, И.В. Организация наставничества в школе [Электронный ресурс] .
8. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду / Н.В. Микляева.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Программа-анкета для изучения трудностей в работе педагога
(самооценка, оценка)
Воспитатель__________________________________________________
Виды и элементы педагогической деятельности | Степень затруднения | ||
Очень сильно | Сильно | средне | |
Тематическое планирование | |||
Перспективное планирование | |||
Планирование воспитательно-образовательной работы | |||
Планирование работы по самообразованию и повышению педагогического мастерства | |||
Планирование с учетом ФГОС | |||
Овладение содержанием новых программ, методик | |||
Использование разнообразных форм, методов и приемов на занятиях | |||
Предоставление самостоятельности и проявления активности детей в течение любого вида деятельности | |||
Использование методов развивающего обучения | |||
Использование новых педагогических технологий | |||
Организация исследовательской деятельности детей | |||
Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития | |||
Осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития | |||
Организация свободной деятельности детей | |||
Организация развивающей среды в соответствии с рекомендациями и требованиями программы | |||
Выявление типичных причин низкого уровня усвоения программного материала | |||
Учет и диагностика | |||
Обобщение своего опыта | |||
Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки | |||
Работа с родителями |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
педагога-наставника и молодого педагога
Информация об участниках взаимодействия | ФИО | Дата рождения | Должность | Образование | Стаж | Категория |
Информация о педагоге-наставнике | Пинаева Ольга Владимировна | 01.12.1972 | Заместитель заведующего | Высшее | 31 год | Высшая |
Информация о молодом педагоге | Пушкарева Алена Вячеслвавовна | 16.09.1992 | Воспитатель | Высшее | 4 года | СЗД |
Период наставничества
№ | Формы взаимодействия | Сроки |
1 | Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ: Федеральным законом «Об образовании»; Федеральным государственным образовательным стандартом; Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»; Конвенцией ООН о правах ребёнка; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ; Уставом учреждения; Локальными актами учреждения. | Сентябрь |
2 | Консультации, ответы на интересующие вопросы. | Сентябрь |
3 | Оформление документации группы. | Сентябрь |
4 | Мониторинг развития воспитанников Подбор диагностического материала Карты наблюдения | Сентябрь |
5 | Ведение документации педагога | Октябрь |
6 | Формы планирования образовательного процесса | Октябрь |
7 | Консультация, оказание помощи | Октябрь |
8 | Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи. | Октябрь |
9 | Родительское собрание. Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение | Октябрь |
10 | Выступление на родительском собрании | Октябрь |
11 | Методика проведения образовательной деятельности, разработка конспектов | Ноябрь |
12 | Взаимопосещение образовательной деятельности и режимных моментов, помощь в разработке конспектов | Ноябрь |
13 | Самообразование педагога, выбор темы | Ноябрь |
14 | Консультирование, помощь в ведении портфолио педагога | Ноябрь |
15 | Определение темы, создание порфолио | Декабрь |
16 | Составление конспекта и проведение образовательной деятельности молодым педагогом | Декабрь |
17 | Посещение ОД и режимных моментов молодого педагога, обсуждение | Декабрь |
18 | Психолого-педагогические основы установления контакта с семьями воспитанников. | Декабрь |
19 | Подготовка к новогодним мероприятиям | Декабрь |
20 | Составление плана работы с детьми и родителями, разработка проекта | Декабрь |
21 | Проект оформления группы и прогулочного участка | Январь |
22 | Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения. | Январь |
23 | Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее» | Январь |
24 | Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ | Январь |
25 | Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ | Январь |
26 | Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста | Февраль |
27 | Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника | Февраль |
28 | Использование современных технологий в образовательном процессе | Февраль |
29 | Консультация, ответы на интересующие вопросы | Февраль |
30 | Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе и на прогулочном участке | Март |
31 | Пополнение РППС | Март |
32 | Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями | Март |
33 | Консультация, разработка материалов для родителей | Март |
34 | Мероприятие для родителей | Апрель |
35 | Организация и руководство творческими играми детей | Апрель |
36 | Консультация, наблюдение за работой молодого специалиста | Апрель |
37 | Причины и возникновение конфликтных ситуаций и урегулирование в процессе педагогической деятельности | Апрель |
38 | Обсуждение, консультация | Апрель |
39 | Организация педагогического мониторинга | Май |
40 | Консультация, ответы на интересующие вопросы, оказание помощи | Май |
41 | Подготовка к летнему оздоровительному периоду | Май |
42 | Консультация, ответы на интересующие вопросы, оказание помощи | Май |
43 | Подведение итогов работы. Самоанализ молодого педагога | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание системы работы по теме: «Театрализованная деятельность - как особый и прекрасный мир ребенка»
Мой опыт работы по театрализованной деятельности...
Описание системы работы "ДОУ как открытая социальная система"
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как одного из главного акцентного направления дошкольного образования. Идея социального пар...
Специфика системы раннего развития детей от рождения до 3 лет (описание системы работы)
Создание условий для развития познавательной активности ребенка. Игры и пособия для развития сенсомоторики детей дошкольного возраста....
Описание системы работы "Использование интерактивной системы для создания анимационных истроий"
В данной публикации я рассказываю осистеме работы с детьми по созданию анимационных историй....
«Описание системы работы педагога-наставника»
В материале представлена система работы педагога-наставника в детском саду....
Система работы педагога наставника
Наставничество – это метод адаптации к профессии к новому образовательному учреждению. Наставничество может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры....
Консультация для педагогов-наставников "Этапы работы педагога-наставника с молодым специалистом в ДОУ"
Наставничество подразумевает передачу знаний и навыков опытных педагогов дошкольной организации молодым специалистам. Исходя из этого, наставником может быть только тот, чьи знания и навыки представля...