Викторина на тему "Осенние посиделки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Немченко Наталья Анатольевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром»

Викторина на тему «Осенние посиделки».

(подготовительная к школе группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 21 «Иволга»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром»

Викторина на тему «Осенние посиделки».

(подготовительная к школе группа)

Подготовила воспитатель:

Немченко Н.А.

2023 г.

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема НОД: Викторина на тему «Осенние посиделки»

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное», «физическое».

Цель: закрепление знаний детей об особенностях осени, актуализация знаний детей о птицах, насекомых, растениях в данный период времени года.
Задачи:
Образовательные: расширять представления об осени, зимующих и перелетных птицах; животных и насекомых; а также деревьях в данный период времени. Учить детей выступать в роли организаторов игры, капитанов, обсуждать и уточнять правила игрового взаимодействия.
Развивающие: развивать любознательность, интерес к природе, логическое мышление, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, доброту, уважение к товарищам по игре.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Материал:  Осенние листочки с заданиями, таблички с названиями команд, косынки для капитанов, карточки деревьев, ноутбук с презентацией, колокольчики – 3 шт., карточки насекомых, карточки с птицами, осенние листья.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Создание благоприятного психологического климата

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Загадка: - пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (осень)

Сегодня мы с вами проведем викторину на тему «Осенние посиделки». Вспомним с вами, что вы знаете про это время года. Но для начала нам надо разделиться на команды. Передавайте этот осенний лист и называйте по порядку осенние месяца. 

Дети встают в круг

Дети отгадывают загадку

Дети по очереди передают осенний лист и называют по одному: сентябрь, следующий ребёнок -  октябрь, дальше - ноябрь и садятся за столы по месяцам, каждый месяц за свой стол.

Основная часть

Объяснение правил игры

Воспитатель предлагает вспомнить правила игры в викторину: выбрать капитана каждой команды;  команды отвечают по очереди;  участвовать в викторине должен каждый участник; за каждый правильный ответ команда получает бал; во время игры не выкрикивать; если команда не знает ответ на вопрос, то на этот вопрос отвечает следующая команда. В состав жюри будут входить гости, сотрудники детского сада (приглашаю три человека и даю им планшет с листом, где они будут проставлять баллы).

Дети вспоминают правила игры

Практическая часть

Задание № 1 «Мой вопрос -  ваш ответ»

Воспитатель берет кленовый лист  с № 1. Поочереди читает вопрос каждой команде.

- как называют осеннюю пору, когда летает много паутины, ласково светит солнце и тепло как летом? (бабье лето)

 - как называют птиц, которые улетают в теплые края (перелетные);

- как называют птиц, которые остаются с нами зимовать (зимующие);

- как будет зимовать белка (утеплит дупло, сделает припасы, поменяет рыжую шубку на серую);

- как будет зимовать заяц (будет грызть кору, поменяет серую шубку на белую);

- что значит «лиса умеет мышковать» (умеет ловить мышей);

- чем медведь на ежика похож (оба спят всю зиму);

- как правильно взять из леса гриб (аккуратно срезать ножом, грибницу присыпать листьями)

- какие нельзя собирать в лесу грибы (ядовитые, незнакомые, которые растут у дорог, редкие, которых занесли в Красную книгу);

- зачем растению корень (впитывает влагу из почвы, удерживает растение);

- зачем растению стебель (передает влагу веткам, листьям, плодам, удерживает растение);

- как деревья приготовились к зиме (сбросили листву).

Команды по очереди отвечают на вопросы.

Задание № 2 «Каждому дереву свой листочек»

Воспитатель берет кленовый лист с № 2.

Ребята, а сейчас следующее задание: для каждой команды есть своё дерево, надо выбрать те листья, которые подходят к данному дереву и закрепить их на доске.

Деревья для команд:
«Сентябрь» - клен;
«Октябрь» - дуб;
«Ноябрь» - береза.

Выходят по одному участнику с каждой команды и «собирают» листья к предложенному дереву.

Задание № 3 «Осенние загадки»

Воспитатель берет кленовый лист с № 3.

Включает на ноутбуке презентацию «Загадки». Поочереди загадывает каждой команде загадки.

1. Красно - желтая краса -
Золотистая коса.
Затяжные льют дожди,
Ветер листья сносит,
Что же это? 
(осень)

2. Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный…
(дождь)

3. За окном горят огни

Горько – сладкие они

Птицы их зимой клюют.

Что за яркая картина?

Что же за окном?... (рябина)


4. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто … 
(листопад)


5. Летит, а не птица,
Воет, а не зверь 
(ветер).


6. Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый … 
(мухомор).

Дети отгадывают загадки

Физминутка «Стая птиц летит на юг»

Воспитатель предлагает командам отдохнуть и приглашает их на ковер, на физминутку.

Стая птиц летит на юг,

 Небо синее вокруг. Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.

Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.

 И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.

Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.

Участники встают из - за столов на физминутку

Дети машут руками, как крыльями.

Поднимают вверх руки, показывая небо.
Машут руками, как крыльями.
Опускают руки.

Приседают на корточки.
Имитируют как клюют зернышки.
Имитируют, как спят, руки под щечку.
Дети встают.

Дети машут «крыльями».
Поднимают руки, как будто приветствуют.

Дети садятся за столы.

Задание № 4 «Конкурс капитанов»

Воспитатель подзывает к себе капитанов команд и раздаёт им колокольчики.

Воспитатель рассказывает осеннюю историю про насекомых - "Однажды на поляне".  Однажды на поляне поздней осенью собрались насекомые: бабочка, пчелка, муравей и божья коровка (воспитатель вывешивает карточки насекомых). Пожужжали, пошептались, попрощались, и отправились по своим местам, где и проведут они всю зиму, а весной опять встретятся. Где будут зимовать эти насекомые?

 (пчелы – в ульях, муравьи - в муравейниках, бабочки - в щели старого дерева, божья коровка – под сухой листвой).

Участники слушают осеннюю историю.

Участники - капитаны слушают осеннюю историю, звонят в колокольчик и отвечают на вопрос.

Если кто – то из капитанов знает правильный ответ, звонит в колокольчик и отвечает.

Задание № 5 «Птицы»

Воспитатель выкладывает на столе карточки с птицами. Для каждой команды выделяется место на доске. Вызывает по одному участнику с каждой команды, им надо разделить и назвать птиц: команде «Сентябрь» - зимующих птиц, «Октябрь» - перелетных птиц, а «Ноябрь - водоплавающих птиц. 

К доске выходят по одному участнику с каждой команды.

Участники выполняют задание.

Заключительная часть

рефлексия

Жюри подсчитывают баллы у каждой команды. Объявляют победителей и награждают.

Какое задание вам понравилось больше всего и почему?

Какое задание показалось вам трудным и почему?

Участники – победители получают медали.

Ответы детей.

Лист для результатов

задания

баллы

Команда

«Сентябрь»

Команда

«Октябрь»

Команда

«Ноябрь»

Задание № 1 «Мой вопрос -  ваш ответ»

Задание № 2 «Каждому дереву свой листочек»

Задание № 3

«Осенние загадки»

Задание № 4

«Конкурс капитанов»

Задание № 5

«Птицы»

ИТОГО:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательное мероприятие "Посиделки у костра"

Занятия по пожарной безопасности эффективнее усваиваются через театрализованную деятельность. В увлекательной для дошкольников форме прошло театрализованное представление «Теремок на новый лад». А раз...

музыкальное занятие на основе руссого фольклора веселые посиделки

Цель: Создать праздничную обстановку, помочь детям научиться творчески самовырожаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Задачи: Формировать понятие о народной культуре....

Осенние посиделки (Праздник для старшей и подготовительной группы)

Осенний праздник для детей старшей и подготовительной группы. На праздник приходят гости - фольклорный ансамбль "Сайгатские трещотки". Исполняют для детей народные песни, хороводы. Играют вмсте с деть...

ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ НА КУБАНИ

Утренник для детей подготовительной группы 2010-2011 учебный год....

Сценарий мероприятия «Посиделки у самовара» Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;•Познавательная цель: - Расширить пре...

Сценарий проведения викторины "Осении посиделки" для детей старшей группы.

формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона; систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе учить самостоятельно, наход...