Доклад «Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр».
презентация к уроку (старшая группа)
Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_posredstvom_syuzhetno-rolevyh_igr.pptx | 958.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социализация дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования направлена на «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». Это определение показывает, процесс социализации тесно связен с процессом социального развития ребенка. Целью данного доклада является изучение особенностей влияния игровой деятельности на процесс социализации дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
Л. С. Выготский писал: «социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным». Возраст дошкольников является активным периодом усвоения социальных норм. Высокий темп личностного и психического развития ребенка дошкольника, его открытость создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Часто окружающие ребенка взрослые недооценивают возможность этого возрастного периода в развитии, рассматривая ребенка как подготовительный к будущей «настоящей» жизни. Первые серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются в школе, поэтому родители редко ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, оно занимает второстепенное место в их сознании.
На первое место ставятся умственное развитие, обучение, подготовка к школе, а социализация идет стихийно, можно сказать сама по себе. Тем не менее, именно в этом возрасте начинают складываться первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль человеческого поведения, вырабатываются привычки и навыки правильного поведения, складывается характер. Важное место занимают игры, которые дети создают сами, - творческие или сюжетно - ролевые игры. В них дети воспроизводят увиденное вокруг себя в жизни взрослых. В последние годы воспитателями отмечено то, что дети вообще мало играют и, в частности в сюжетно - ролевые игры. В первую очередь проблема заключается в интеллектуальной загруженности детей. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир разных видов деятельности, человеческих отношений, а так же общественных функций людей. Ребенку хочется стать частью этой взрослой жизни, активно в ней участвовать, но это ему недоступно. Так же, он хочет стать самостоятельным.
Сюжетно - ролевая игра - это свободный вид совместной деятельности детей. По собственной инициативе дети объединяются между собой, далее сами выбирают сюжет игры, распределяют соответствующие роли и игровой материал, намечают и развивают содержание игры. Сюжет и содержание игры они берут из окружающего мира, отражают те моменты жизни, которые привлекли их внимание, вызвали интерес, произвели впечатление . Игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации. В зависимости от содержания, игры делятся: 1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. 2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия). 3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение. 5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
«Доктор» «Пожарные» « Дарожно - патрульная служба»
«Парикмахерская» «Филармония»
Выводы: Сюжетно-ролевая игра - идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: самые главные - дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. В процессе сюжетно - ролевой игры развивается память, координация движений, умение работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социализации ребенка, обогащая его жизненным опытом, и готовит к успешной деятельности в реальной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Совершенствование национального самосознания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с северным фольклором"
Совершенствование национального самосознания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с северным фольклором...
Доклад «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
В докладе раскрыта актуальность темы, изложен опыт работы музыкального руководителя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....
Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Учить играя.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать. В п...
Успешная социализация детей старшего дошкольного возраста посредством макетирования
Успешная социализация детей старшего дошкольного возраста посредством макетирования...
Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр
Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра это практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него форми...
Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта «ПАРК ЧЕМПИОНОВ» Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости, коррекцию эмоционально-личн...
Статья на тему: «Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр».
Л. С. Выготский писал: «социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода....