Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр
статья (старшая группа)
Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра это практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успешность его отношений с людьми. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Основным препятствием в развитии самостоятельной творческой игры является воспитание в раннем возрасте. Не приученный действовать самостоятельно, ребенок нуждается в помощи взрослых при столкновении с самыми незначительными трудностями.
Вторым препятствием в развитии игр являются неблагоприятные жизненные условия, когда ребенка изолируют от окружающих. Игры таких детей будут убоги по содержанию, «однообразны», отрывочны. Если воспитатель выяснит, почему дети не играют, он может попытаться индивидуальным подходом постепенно включать ребенка в общие игры.
Главным образом тогда, когда такие дети составляют в коллективе меньшинство, очень хорошо, если воспитатель в группу играющих детей включит такого нелюдимого ребенка, чтобы он слился с этой группой и принимал активное участие в игре. Таким путем можно устранить асоциальные проявления в поведении ребенка. Дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с собой, с социумом, с внешним миром – социально неуверенные дети. Ребенок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат. Именно поэтому мудрые родители стараются помочь ребенку приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребенка (а затем у взрослого человека) формируется осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это дает социально уверенное поведение, социально-компетентное самоощущение в любых жизненных ситуация. Источник: http://ffre.ru/yfsyfsrnarnajgeotr.html
У многих детей наблюдаются трудности в социализации. Эти трудности бывают разного рода. Существуют так называемые «трудные» дети, которые ведут себя грубо, несдержанно, постоянно настроены на конфликт. Таких детей называют гиперактивными. С другой стороны, существуют «тихие», или гипоактивные дети. И тех, и других детей характеризует неумение включаться в общую игру, неспособность участвовать в различных творческих играх. Одним из видов трудности в социализации является социальная неуверенность. Социально неуверенные дети не умеют гармонично взаимодействовать с собой, с социумом, внешним миром. Это может отрицательно отразиться на их дальнейшей жизни.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития — в детстве — она имеет особое значение.
Согласно С.А. Шмакову, игра ребенка выполняет следующие функции:
1. Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
2. Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».
3. Функция самореализации ребенка в игре. Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.
4. Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
5. Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
6. Функция коррекции — предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
7. Развлекательная — направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса [7].
Выполняя эти функции, игра имеет большое значение для процесса социализации личности ребенка.
Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф.Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка. Он рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества, рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом, подчинять свои действия сознанию». По его утверждению, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.
В.В.Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Положительные эмоции оздоравливают организм ребенка. Серьезные требования В.В.Гориневский предъявлял воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения. Он требовал от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры.
1. Игры с правилами учат подчиняться этим правилам, выполнять задания в соответствии с определенным алгоритмом. Правила регулируют поведение и действия детей, взаимоотношения, содействуют формированию воли. «В результате формируется коллективизм, взаимопомощь, честность, дисциплинированность и т.д.».
2. Игры с заданиями развивают внимание, логическое мышление (например «Найди предмет», «Запрещенное движение» и т.д.).
3. Перевоплощение в игровой образ требует от детей активной умственной деятельности, проявления воображения.
4. Необходимость запоминать сюжет, слова, правила развивают память.
5. Коммуникативные игры тренируют умение работать в коллективе, общаться, сотрудничать с другими детьми и взрослыми.
6. Развивается творчество детей, воображение, особенно во время музыкально – подвижных игр.
7. «Изменение условий заставляет детей искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др».
8. «У детей с помощью подвижных игр расширяются и углубляются представления об окружающей действительности». Подвижные игры тренируют детей в ориентировке в пространстве.
9. «Перенос значений в игре – путь к символическому мышлению. Подчинение правилам – школа произвольного поведения… Игра служит…появлению у детей логического мышления».
10.Подвижные игры дошкольников часто сопровождаются словами (стихами, речитативами). Слова раскрывают содержание игры, правила, объясняют, какое движение и как надо выполнить, являются сигналом для начала и окончания движений. Произнесение текста является отдыхом после интенсивных движений. Таким образом, в процессе подвижной игры появляется возможность для решения задач развития речи. Этому способствуют совершенствование функции дыхания, формирование фонематического слуха, формирование четкости артикуляции, автоматизация звуков, проговаривание речитативов подвижной игры.
11.Подвижная игра помогает развивать моторику мелких мышц кисти, координационные способности, от которых также зависит формирование правильной речи.
12.Есть ряд игр (а можно придумать и самим), формирующих умение запоминать порядок и количество предметов. Эта группа игр способствует развитию логического мышления и воображения.
Если подбирать подвижные игры методически грамотно, в частности, младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития действий восприятия, средний – памяти и внимания, старший дошкольный возраст – мышления.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Кроме того, игра служит средством развития и самореализации дошкольников, через игру они усваивают социальные нормы и культурные ценности, образцы поведения, установки, поведения в быту, в игре проявляется их способность к творчеству. Все это говорит о том, что ребенок, играя, включается в процесс социализации.
Именно поэтому необходимо правильно руководить игрой ребенка. Неправильное руководство игрой или отсутствие его как такового может привести к тому, что процесс социализации ребенка будет проходить с различными затруднениями.
Воспитатели и руководители должны умело руководить игрой, то есть руководить ею так, чтобы игра достигла своей цели, и помогла ребенку усвоить социальные нормы и ценности.
Подвижная игра, как средство формирование коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
ФГОС ДО одним из основных направлений развития дошкольников определяет социально-коммуникативное развитие. В этот период закладывается система ценностных ориентиров, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется опыт повседневного общения.
Задача развития социально-коммуникативных навыков особенно актуальна для воспитания детей с особыми образовательными потребностями, большую часть которых составляют дети с нарушениями речи. У таких детей коммуникативные навыки формируются в более поздние сроки, создавая серьёзные проблемы на пути их развития и обучения. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности, так как речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Дети с речевой патологией имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих коррекции имеющихся нарушений. Большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, недоверчивы, неуверенные в себе. Речевые проблемы оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом. Отсутствие необходимого речевого опыта у детей с ТНР приводит к тому, что коммуникативные навыки формируются в более поздние сроки.
На занятиях по физической культуре наряду с программным задачам, решаются задачи по формированию коммуникативных умений и навыков. Развивать коммуникативные навыки на физкультурных занятиях можно используя игры, упражнения и т.д. В игровой ситуации ребенку легче управлять своим поведением и состоянием. Каждая игра имеет определенную воспитательную задачу. В играх дети учатся подчиняться правилам, разрешать конфликты, выражать эмоции и взаимодействовать с окружающими. Ребёнок приучается действовать в соответствии с возложенной на себя ролью, договариваться, уступать. Умение вести себя в определенной роли формирует у детей адекватную самооценку.
На физкультурных занятиях игры носят коллективный характер. В коллективных играх у детей формируются умения согласовывать свои действия с участниками совместных игр, что способствует формированию у детей навыков общения. В старшем дошкольном возрасте в занятия включаются командные подвижные игры, спортивные эстафеты, основу которых составляют совместные действия участников команд, требующие большей четкости, точности выполнения заданий, групповой сплоченности и развитых двигательных навыков. Для достижения общей цели необходима взаимовыручка, ответственность, умение сотрудничать. В играх соревновательного характера дети начинают сравнивать свои результаты с результатами и достижениями других детей, что способствует развитию самооценки.
Подвижные игры не только помогают детям проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяют корректировать проблемы и трудности, возникающие в процессе общения со сверстниками. В играх ребенок учится общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. Немаловажную роль в процесс формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста играет педагог. Он создаёт оптимальные условия для формирования гуманных взаимоотношений, помогает ребенку установить контакт со сверстниками и взрослыми, способствует созданию положительного эмоционального микроклимата группы.
Подвижные игры обеспечивают комплексное положительное воздействие на уровень развития двигательных, речевых и коммуникативных способностей, помогая в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
Подвижные игры, используемые в работе с детьми специальных групп, можно разделить на три условные категории:
- способствующие развитию фонематического восприятия;
- направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;
- для активизации словарного запаса.
Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому, чтобы дошкольники достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми программного материала на занятиях. Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчелки», цель которой развитие фонематического восприятия, можно решить ее задачи только в том случае, если дети будут хорошо различать звуки по твердости и мягкости.
Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Например, в играх «Найди свой домик», «Один, два, три», «Птички в гнездышках» закрепляется умение детей делить слова на слоги.
Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр — заинтересованность в них самих детей, поэтому все они должны проводиться живо, эмоционально, непринужденно. При выборе игры необходимо учитывать лексическую тему, которую дошкольники изучают на коррекционных занятиях. Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы.
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Расширился кругозор детей, обогатился игровой опыт, дети стали более разговорчивее.
2. При проведении подвижных игр дети стали доброжелательнее, внимательнее относиться друг к другу, точнее выполнять правила подвижных игр, спокойнее относиться к поражению в игре.
3. Дети научились самостоятельно выбирать, организовывать подвижные игры (выбирать считалкой ведущего, подбирать атрибуты, играть).
4. Дети стали более ловкими, выносливыми, увеличилась кратность повторения игр.
Ниже приводится описание игр, которые можно рекомендовать воспитателю в группе с ОНР
Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером—одно из самых любимых занятий дошкольников. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребенка (как физических, так и речевых), с пониманием 14 каждого этапа работы с ним при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.
Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Может быть сюжетная игра типа «Поезд», игры-инсценировки «Теремок», «Курочка Ряба», проведение подвижных бессюжетных игр, упражнений, с предметами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах, ребенок учится целенаправленно катать мяч, ловить, бросать сначала большой мяч, потом маленький и т. п.), и постепенно подготовить его к овладению более сложным, комбинированным движениям. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, компоненты речи, поощряют творческую активность детей.
Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничность движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла поставленной цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Так, например, занятий физическим трудом (работа на участке) лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры. Эти игры могут быть «навлены на развитие ориентировки в пространстве, развитие внимания, памяти, сообразительности. После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятия математикой, упражнения на формирование грамматических конструкций и т. п.).
У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп.
Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру или упражнение с предметом, он должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.
Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут, или не понимают и, в связи с этим, неправильно выполняют задания старшего. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важнее, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.
После того, как большинство детей усвоит правила игры им будут понятны задания ведущего, их можно объединить в группы для проведения игры.
Предлагаемые игры могут сокращаться, дополняться по усмотрению педагогов в зависимости от коррекционных задач каждого периода. Ниже приводится перечень игр, которые можно использовать воспитателю логопедической группы для прогулки.
Спортивные игры
1."Не теряй равновесия"
Дети становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Стопы их сомкнуты. Подняв руки на уровень груди, каждый поочередно ударяет партнера одной или обеими ладонями. Можно отклониться от удара, неожиданно разводя руки. Кто сдвинется с места хотя бы одной ногой - проигрывает.
2."Кому достанется кегля"
На табурет ставится кегля. По обе стороны табурета в 8-10 шагах от него становятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю.
3."Тик-так-тук"
Ведущий говорит, обращаясь к детям: "Игра, в которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова "Тик-так-тук". Дети несколько раз повторяют этот ряд слов и только после этого ведущий продолжает: "Когда я дам один свисток, дети первой команды скажут: Тик. На два свистка вторая команда скажет: Так. Тук,- скажет третья команда, услышав три свистка. Побеждает та команда, в которой участники будут реже ошибаться.
4."Не перепутай" ("Нос-ухо-нос")
Ведущий объясняет детям правила игры: при слове НОС нужно дотронуться до носа, при слове ЛОБ - до лба и т.д. Когда дети усвоят правила, будут верно, называть части лица, головы, то проводится более усложненный вариант игры.
Педагог пытается запутать детей: "Нос-нос-нос-ухо". Сказав УХО, педагог указывает пальцем на подбородок и т.д.
Игра поможет закрепить детям названия различных частей тела, лица, головы, будет воспитывать быстроту реакции.
5. "Узнай по голосу"
Игра развивает внимание детей, их слуховое восприятие, помогает познакомить и сблизить детей.
Ребята становятся в круг. В середину встает водящий, глаза у которого завязаны. Дети идут по кругу вслед за педагогом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются. Педагог говорит:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встанем.
Ты загадку отгадай:
Кто тебя позвал, узнай?
Педагог молча показывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» или «Назови меня». Водящий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.
6. «Салки» в два круга
Участники игры образуют два круга: один — внутренний, другой — внешний. Оба круга движутся в противоположных направлениях. По сигналу педагога они останавливаются, и все игроки внутреннего круга стараются осалить игроков внешнего круга, т. е. дотронуться рукой до кого-либо раньше, чем те успеют присесть. «Осаленные» дети встают во внутренний круг, игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется мало игроков (4—6).
7. «Нас не слышно и не видно»
Водящий с завязанными глазами садится на траву (пенек). Остальные располагаются по кругу в 20 шагах. Тот из играющих, на кого укажет ведущий, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий, заслышав шаги или шорох, должен указать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если он укажет направление верно, то сменяет водящего. Победителем окажется тот, кто сумеет приблизиться к водящему, дотронуться до плеча, а потом назвать по имени. Водящий должен по голосу узнать товарища. Игра способствует развитию слухового восприятия, памяти.
8. «Передай — садись»
Дети разбиваются на несколько команд по 5—6 человек в каждой, выбирают капитанов и выстраиваются у черты в колонны по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии сначала 4, потом 5—6 шагов становятся капитаны. Капитаны получают по мячу. По сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку в своей колонне. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на скамеечку. Капитаны бросают мяч вторым, потом третьим игрокам и т. д. Каждый из них, вернув мяч капитану, садится. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, капитан которой первым поднял мяч.
9. «Передача мяча по кругу»
Две команды выстраиваются в затылок друг другу в два отдельных круга. Каждая команда выбирает капитана, который получает большой мяч. По сигналу капитан поднимает мяч над головой и передает его назад. Мяч переходит по кругу из рук в руки. Когда мяч дойдет до капитана, тот направляет его вперед, т. е. в обратном направлении. Выигрывает команда, у которой мяч ни разу не упадет и быстрее вернется к капитану.
Усложненный вариант игры.
После того, как мяч вернется к капитану, все по команде капитана поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч из рук в руки направо, затем все поворачиваются лицом к центру, и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч возвращения к капитану, он поднимает его над головой. Сначала воспитатель проводит игру, построив всех в один общий круг. Когда играющие усвоят правила игры (как передавать мяч, когда и как поворачиваться), воспитатель делит их на две команды и проводит соревнования между ними. Чтобы дети лучше усвоили задание, необходимо не только показывать, но и называть каждое движение.
10. «Быстрей шагай»
Дети строятся в одну шеренгу. Спиной к детям на другой стороне площади стоит водящий. Водящий-педагог четко говорит: «Быстрей шагай, смотри не зевай! Стоп!». Пока он произносит эти слова, дети стараются быстрым шагом приблизиться к водящему. При команде «стоп!» они должны замереть на месте. Тот, кто не успеет остановиться, возвращается на свое место. Произнеся команду, водящий быстро оглядывается и следит за тем, как ребята выполняют правила игры. Так играют до тех пор, пока кто-нибудь не «запятнает» водящего раньше, чем тот успеет оглянуться. Тот, кто осалит водящего, становится победителем. Игру можно усложнить. После того, как осалят водящего, тот бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.
Картотека подвижных игр (социализация, развитие коммуникативных навыков)
Игра «Пожалуйста»
Дети и воспитатель встают в круг. Педагог показывает какое-либо движение, прикасаясь ладонью к рядом стоящему ребёнку, и говорит: «Пожалуйста!» тот отвечает: «Спасибо!»- и показывает такое же движение, Все повторяют его несколько раз. Затем ребёнок «передаёт» другое движение следующему, говоря: «Пожалуйста!» - и прикасаясь к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение.
«Сидячий футбол»
Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.
Играют две команды, по 4—6 человек в каждой.
Инвентарь: мяч для футбола, кегли.
Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5—3 метров.
Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.
Варианты
1. Ловить отбрасываемый мяч ногами.
2. Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.
3. Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.
Методические указания. Игра для детей от 3 до 14 лет, нагрузка умеренная.
«Дотронься до.»
Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до. синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.
Варианты
1. Можно называть не только цвета, но и формы или размеры предметов. Например: «Дотронься до. круглого», «Дотронься до. маленького!»
2. Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета и формы и т. п. Например: «Дотронься до. красного квадратного!»
3. Дети могут «искать ответы» не только в одежде, но и среди игрушек, инвентаря.
«Мы на карусели сели»
Цель: развитие координации движений, общей и тонкой моторики, выразительности имитационных движений, воображения. При разучивании текста стихотворения:развитие слуховой, речевой и двигательной памяти, развитие навыка связной устной речи.
Играют четное количество детей (2—10).
Инструкция.
Текст Движения
Мы на карусели сели, Взявшись за руки, кружиться.
Завертелись карусели. То же.
Пересели на качели.
Вверх летели, Взявшись за руки. Один игрок
стоит, другой приседает,
Вниз летели. И теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает. Весла в руки мы берем, Быстро к берегу гребем. К берегу пристала лодка, Мы на берег прыгнем ловко, И поскачем на лужайке, Будто зайки, будто зайки.
Изображать, как гребут веслами. То же, немного быстрее. Полуприсед, руки назад. Прыжок вперед на двух ногах. Руки согнуть перед грудью (это лапки, прыжки на двух ногах.
«Найди себе пару».
Для игры нужны цветные платочки (или ленточки, по количеству детей. Половина платочков одного цвета, остальные другого. Каждый играющий получает по одному платочку. По сигналу педагога дети разбегаются. На сигнал «Найди себе пару!», дети с платочками одинакового цвета становятся парами. В случае если ребёнок остаётся без пары, играющие говорят: «Ваня, Ваня (Таня) не зевай, быстро пару выбирай!». Игра повторяется.
«Пошли письмо»
Цель: Развитие групповой сплоченности.
Ход игры:
Играющие стоят по кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он нажимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены.
Цель почтальона – «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого из детей оно находится.
Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.
«Разведчики»
Цель: развивать умение спокойно общаться друг с другом.
Ход игры:
Каждый ребенок по сигналу, не сходя с места, находит глазами того, кто смотрит именно на него и останавливает на нем свой взгляд. Некоторое время «разведчики» остаются неподвижными, смотря друг другу в глаза. Так складываются пары, которые потом могут выполнять определенное задание.
«Путаница»
Цель: Формирование группового единства.
Ход игры:
Водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет.
Когда образовалась путаница, водящий водит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей.
«День наступает- всё оживает, ночь наступает- всё замирает»»
Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.
Ход игры:
После слов «День наступает- все оживает! Участники игры движутся хаотично (бегают, прыгают и т.п.). Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает – все замирает!» дети застывают в причудливых позах. Постепенно игра усложняется, когда задается «условие дня»: каждый участник должен совершать определенные движения в общей для всех ситуации, например: сбор урожая, зоопарк, железнодорожный вокзал и т.д. При этом дети могут объединяться в пары или небольшие группы.
«Волшебная палочка»
Цель: формирование представлений ребенка о возможностях своих и сверстников.
Ход игры:
Обычный предмет (ручка, карандаш, линейка и т.д.) по общему согласию превращаются в волшебную палочку. Дети садятся или встают в круг и передают палочку друг другу в произвольном порядке или по часовой стрелке, при этом произносят фразы согласно ранее установленному правилу, например: передающий называет предмет, а принимающий – действие, которое можно совершить с ним (ковер – лежит), можно называть сказку и ее персонажей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal.fevral.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр
Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра это практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успешность его отношений с людьми. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Основным препятствием в развитии самостоятельной творческой игры является воспитание в раннем возрасте. Не приученный действовать самостоятельно, ребенок нуждается в помощи взрослых при столкновении с самыми незначительными трудностями.
Вторым препятствием в развитии игр являются неблагоприятные жизненные условия, когда ребенка изолируют от окружающих. Игры таких детей будут убоги по содержанию, «однообразны», отрывочны. Если воспитатель выяснит, почему дети не играют, он может попытаться индивидуальным подходом постепенно включать ребенка в общие игры.
Главным образом тогда, когда такие дети составляют в коллективе меньшинство, очень хорошо, если воспитатель в группу играющих детей включит такого нелюдимого ребенка, чтобы он слился с этой группой и принимал активное участие в игре. Таким путем можно устранить асоциальные проявления в поведении ребенка. Дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с собой, с социумом, с внешним миром – социально неуверенные дети. Ребенок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится самостоятельно найти способы решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат. Именно поэтому мудрые родители стараются помочь ребенку приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребенка (а затем у взрослого человека) формируется осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это дает социально уверенное поведение, социально-компетентное самоощущение в любых жизненных ситуация. Источник: http://ffre.ru/yfsyfsrnarnajgeotr.html
У многих детей наблюдаются трудности в социализации. Эти трудности бывают разного рода. Существуют так называемые «трудные» дети, которые ведут себя грубо, несдержанно, постоянно настроены на конфликт. Таких детей называют гиперактивными. С другой стороны, существуют «тихие», или гипоактивные дети. И тех, и других детей характеризует неумение включаться в общую игру, неспособность участвовать в различных творческих играх. Одним из видов трудности в социализации является социальная неуверенность. Социально неуверенные дети не умеют гармонично взаимодействовать с собой, с социумом, внешним миром. Это может отрицательно отразиться на их дальнейшей жизни.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития — в детстве — она имеет особое значение.
Согласно С.А. Шмакову, игра ребенка выполняет следующие функции:
1. Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
2. Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».
3. Функция самореализации ребенка в игре. Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.
4. Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
5. Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
6. Функция коррекции — предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
7. Развлекательная — направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса [7].
Выполняя эти функции, игра имеет большое значение для процесса социализации личности ребенка.
Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф.Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка. Он рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества, рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом, подчинять свои действия сознанию». По его утверждению, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.
В.В.Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Положительные эмоции оздоравливают организм ребенка. Серьезные требования В.В.Гориневский предъявлял воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения. Он требовал от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры.
1. Игры с правилами учат подчиняться этим правилам, выполнять задания в соответствии с определенным алгоритмом. Правила регулируют поведение и действия детей, взаимоотношения, содействуют формированию воли. «В результате формируется коллективизм, взаимопомощь, честность, дисциплинированность и т.д.».
2. Игры с заданиями развивают внимание, логическое мышление (например «Найди предмет», «Запрещенное движение» и т.д.).
3. Перевоплощение в игровой образ требует от детей активной умственной деятельности, проявления воображения.
4. Необходимость запоминать сюжет, слова, правила развивают память.
5. Коммуникативные игры тренируют умение работать в коллективе, общаться, сотрудничать с другими детьми и взрослыми.
6. Развивается творчество детей, воображение, особенно во время музыкально – подвижных игр.
7. «Изменение условий заставляет детей искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др».
8. «У детей с помощью подвижных игр расширяются и углубляются представления об окружающей действительности». Подвижные игры тренируют детей в ориентировке в пространстве.
9. «Перенос значений в игре – путь к символическому мышлению. Подчинение правилам – школа произвольного поведения… Игра служит…появлению у детей логического мышления».
10.Подвижные игры дошкольников часто сопровождаются словами (стихами, речитативами). Слова раскрывают содержание игры, правила, объясняют, какое движение и как надо выполнить, являются сигналом для начала и окончания движений. Произнесение текста является отдыхом после интенсивных движений. Таким образом, в процессе подвижной игры появляется возможность для решения задач развития речи. Этому способствуют совершенствование функции дыхания, формирование фонематического слуха, формирование четкости артикуляции, автоматизация звуков, проговаривание речитативов подвижной игры.
11.Подвижная игра помогает развивать моторику мелких мышц кисти, координационные способности, от которых также зависит формирование правильной речи.
12.Есть ряд игр (а можно придумать и самим), формирующих умение запоминать порядок и количество предметов. Эта группа игр способствует развитию логического мышления и воображения.
Если подбирать подвижные игры методически грамотно, в частности, младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития действий восприятия, средний – памяти и внимания, старший дошкольный возраст – мышления.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Кроме того, игра служит средством развития и самореализации дошкольников, через игру они усваивают социальные нормы и культурные ценности, образцы поведения, установки, поведения в быту, в игре проявляется их способность к творчеству. Все это говорит о том, что ребенок, играя, включается в процесс социализации.
Именно поэтому необходимо правильно руководить игрой ребенка. Неправильное руководство игрой или отсутствие его как такового может привести к тому, что процесс социализации ребенка будет проходить с различными затруднениями.
Воспитатели и руководители должны умело руководить игрой, то есть руководить ею так, чтобы игра достигла своей цели, и помогла ребенку усвоить социальные нормы и ценности.
Подвижная игра, как средство формирование коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
ФГОС ДО одним из основных направлений развития дошкольников определяет социально-коммуникативное развитие. В этот период закладывается система ценностных ориентиров, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется опыт повседневного общения.
Задача развития социально-коммуникативных навыков особенно актуальна для воспитания детей с особыми образовательными потребностями, большую часть которых составляют дети с нарушениями речи. У таких детей коммуникативные навыки формируются в более поздние сроки, создавая серьёзные проблемы на пути их развития и обучения. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности, так как речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Дети с речевой патологией имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих коррекции имеющихся нарушений. Большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, недоверчивы, неуверенные в себе. Речевые проблемы оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом. Отсутствие необходимого речевого опыта у детей с ТНР приводит к тому, что коммуникативные навыки формируются в более поздние сроки.
На занятиях по физической культуре наряду с программным задачам, решаются задачи по формированию коммуникативных умений и навыков. Развивать коммуникативные навыки на физкультурных занятиях можно используя игры, упражнения и т.д. В игровой ситуации ребенку легче управлять своим поведением и состоянием. Каждая игра имеет определенную воспитательную задачу. В играх дети учатся подчиняться правилам, разрешать конфликты, выражать эмоции и взаимодействовать с окружающими. Ребёнок приучается действовать в соответствии с возложенной на себя ролью, договариваться, уступать. Умение вести себя в определенной роли формирует у детей адекватную самооценку.
На физкультурных занятиях игры носят коллективный характер. В коллективных играх у детей формируются умения согласовывать свои действия с участниками совместных игр, что способствует формированию у детей навыков общения. В старшем дошкольном возрасте в занятия включаются командные подвижные игры, спортивные эстафеты, основу которых составляют совместные действия участников команд, требующие большей четкости, точности выполнения заданий, групповой сплоченности и развитых двигательных навыков. Для достижения общей цели необходима взаимовыручка, ответственность, умение сотрудничать. В играх соревновательного характера дети начинают сравнивать свои результаты с результатами и достижениями других детей, что способствует развитию самооценки.
Подвижные игры не только помогают детям проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяют корректировать проблемы и трудности, возникающие в процессе общения со сверстниками. В играх ребенок учится общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. Немаловажную роль в процесс формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста играет педагог. Он создаёт оптимальные условия для формирования гуманных взаимоотношений, помогает ребенку установить контакт со сверстниками и взрослыми, способствует созданию положительного эмоционального микроклимата группы.
Подвижные игры обеспечивают комплексное положительное воздействие на уровень развития двигательных, речевых и коммуникативных способностей, помогая в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
Подвижные игры, используемые в работе с детьми специальных групп, можно разделить на три условные категории:
- способствующие развитию фонематического восприятия;
- направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;
- для активизации словарного запаса.
Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому, чтобы дошкольники достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми программного материала на занятиях. Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчелки», цель которой развитие фонематического восприятия, можно решить ее задачи только в том случае, если дети будут хорошо различать звуки по твердости и мягкости.
Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Например, в играх «Найди свой домик», «Один, два, три», «Птички в гнездышках» закрепляется умение детей делить слова на слоги.
Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр — заинтересованность в них самих детей, поэтому все они должны проводиться живо, эмоционально, непринужденно. При выборе игры необходимо учитывать лексическую тему, которую дошкольники изучают на коррекционных занятиях. Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы.
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Расширился кругозор детей, обогатился игровой опыт, дети стали более разговорчивее.
2. При проведении подвижных игр дети стали доброжелательнее, внимательнее относиться друг к другу, точнее выполнять правила подвижных игр, спокойнее относиться к поражению в игре.
3. Дети научились самостоятельно выбирать, организовывать подвижные игры (выбирать считалкой ведущего, подбирать атрибуты, играть).
4. Дети стали более ловкими, выносливыми, увеличилась кратность повторения игр.
Ниже приводится описание игр, которые можно рекомендовать воспитателю в группе с ОНР
Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером—одно из самых любимых занятий дошкольников. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребенка (как физических, так и речевых), с пониманием 14 каждого этапа работы с ним при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.
Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Может быть сюжетная игра типа «Поезд», игры-инсценировки «Теремок», «Курочка Ряба», проведение подвижных бессюжетных игр, упражнений, с предметами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах, ребенок учится целенаправленно катать мяч, ловить, бросать сначала большой мяч, потом маленький и т. п.), и постепенно подготовить его к овладению более сложным, комбинированным движениям. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, компоненты речи, поощряют творческую активность детей.
Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничность движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла поставленной цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Так, например, занятий физическим трудом (работа на участке) лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры. Эти игры могут быть «навлены на развитие ориентировки в пространстве, развитие внимания, памяти, сообразительности. После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятия математикой, упражнения на формирование грамматических конструкций и т. п.).
У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп.
Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру или упражнение с предметом, он должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.
Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут, или не понимают и, в связи с этим, неправильно выполняют задания старшего. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важнее, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.
После того, как большинство детей усвоит правила игры им будут понятны задания ведущего, их можно объединить в группы для проведения игры.
Предлагаемые игры могут сокращаться, дополняться по усмотрению педагогов в зависимости от коррекционных задач каждого периода. Ниже приводится перечень игр, которые можно использовать воспитателю логопедической группы для прогулки.
Спортивные игры
1."Не теряй равновесия"
Дети становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Стопы их сомкнуты. Подняв руки на уровень груди, каждый поочередно ударяет партнера одной или обеими ладонями. Можно отклониться от удара, неожиданно разводя руки. Кто сдвинется с места хотя бы одной ногой - проигрывает.
2."Кому достанется кегля"
На табурет ставится кегля. По обе стороны табурета в 8-10 шагах от него становятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю.
3."Тик-так-тук"
Ведущий говорит, обращаясь к детям: "Игра, в которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова "Тик-так-тук". Дети несколько раз повторяют этот ряд слов и только после этого ведущий продолжает: "Когда я дам один свисток, дети первой команды скажут: Тик. На два свистка вторая команда скажет: Так. Тук,- скажет третья команда, услышав три свистка. Побеждает та команда, в которой участники будут реже ошибаться.
4."Не перепутай" ("Нос-ухо-нос")
Ведущий объясняет детям правила игры: при слове НОС нужно дотронуться до носа, при слове ЛОБ - до лба и т.д. Когда дети усвоят правила, будут верно, называть части лица, головы, то проводится более усложненный вариант игры.
Педагог пытается запутать детей: "Нос-нос-нос-ухо". Сказав УХО, педагог указывает пальцем на подбородок и т.д.
Игра поможет закрепить детям названия различных частей тела, лица, головы, будет воспитывать быстроту реакции.
5. "Узнай по голосу"
Игра развивает внимание детей, их слуховое восприятие, помогает познакомить и сблизить детей.
Ребята становятся в круг. В середину встает водящий, глаза у которого завязаны. Дети идут по кругу вслед за педагогом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются. Педагог говорит:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встанем.
Ты загадку отгадай:
Кто тебя позвал, узнай?
Педагог молча показывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» или «Назови меня». Водящий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.
6. «Салки» в два круга
Участники игры образуют два круга: один — внутренний, другой — внешний. Оба круга движутся в противоположных направлениях. По сигналу педагога они останавливаются, и все игроки внутреннего круга стараются осалить игроков внешнего круга, т. е. дотронуться рукой до кого-либо раньше, чем те успеют присесть. «Осаленные» дети встают во внутренний круг, игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется мало игроков (4—6).
7. «Нас не слышно и не видно»
Водящий с завязанными глазами садится на траву (пенек). Остальные располагаются по кругу в 20 шагах. Тот из играющих, на кого укажет ведущий, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий, заслышав шаги или шорох, должен указать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если он укажет направление верно, то сменяет водящего. Победителем окажется тот, кто сумеет приблизиться к водящему, дотронуться до плеча, а потом назвать по имени. Водящий должен по голосу узнать товарища. Игра способствует развитию слухового восприятия, памяти.
8. «Передай — садись»
Дети разбиваются на несколько команд по 5—6 человек в каждой, выбирают капитанов и выстраиваются у черты в колонны по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии сначала 4, потом 5—6 шагов становятся капитаны. Капитаны получают по мячу. По сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку в своей колонне. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на скамеечку. Капитаны бросают мяч вторым, потом третьим игрокам и т. д. Каждый из них, вернув мяч капитану, садится. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, капитан которой первым поднял мяч.
9. «Передача мяча по кругу»
Две команды выстраиваются в затылок друг другу в два отдельных круга. Каждая команда выбирает капитана, который получает большой мяч. По сигналу капитан поднимает мяч над головой и передает его назад. Мяч переходит по кругу из рук в руки. Когда мяч дойдет до капитана, тот направляет его вперед, т. е. в обратном направлении. Выигрывает команда, у которой мяч ни разу не упадет и быстрее вернется к капитану.
Усложненный вариант игры.
После того, как мяч вернется к капитану, все по команде капитана поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч из рук в руки направо, затем все поворачиваются лицом к центру, и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч возвращения к капитану, он поднимает его над головой. Сначала воспитатель проводит игру, построив всех в один общий круг. Когда играющие усвоят правила игры (как передавать мяч, когда и как поворачиваться), воспитатель делит их на две команды и проводит соревнования между ними. Чтобы дети лучше усвоили задание, необходимо не только показывать, но и называть каждое движение.
10. «Быстрей шагай»
Дети строятся в одну шеренгу. Спиной к детям на другой стороне площади стоит водящий. Водящий-педагог четко говорит: «Быстрей шагай, смотри не зевай! Стоп!». Пока он произносит эти слова, дети стараются быстрым шагом приблизиться к водящему. При команде «стоп!» они должны замереть на месте. Тот, кто не успеет остановиться, возвращается на свое место. Произнеся команду, водящий быстро оглядывается и следит за тем, как ребята выполняют правила игры. Так играют до тех пор, пока кто-нибудь не «запятнает» водящего раньше, чем тот успеет оглянуться. Тот, кто осалит водящего, становится победителем. Игру можно усложнить. После того, как осалят водящего, тот бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.
Картотека подвижных игр (социализация, развитие коммуникативных навыков)
Игра «Пожалуйста»
Дети и воспитатель встают в круг. Педагог показывает какое-либо движение, прикасаясь ладонью к рядом стоящему ребёнку, и говорит: «Пожалуйста!» тот отвечает: «Спасибо!»- и показывает такое же движение, Все повторяют его несколько раз. Затем ребёнок «передаёт» другое движение следующему, говоря: «Пожалуйста!» - и прикасаясь к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение.
«Сидячий футбол»
Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.
Играют две команды, по 4—6 человек в каждой.
Инвентарь: мяч для футбола, кегли.
Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5—3 метров.
Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.
Варианты
1. Ловить отбрасываемый мяч ногами.
2. Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.
3. Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.
Методические указания. Игра для детей от 3 до 14 лет, нагрузка умеренная.
«Дотронься до.»
Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до. синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.
Варианты
1. Можно называть не только цвета, но и формы или размеры предметов. Например: «Дотронься до. круглого», «Дотронься до. маленького!»
2. Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета и формы и т. п. Например: «Дотронься до. красного квадратного!»
3. Дети могут «искать ответы» не только в одежде, но и среди игрушек, инвентаря.
«Мы на карусели сели»
Цель: развитие координации движений, общей и тонкой моторики, выразительности имитационных движений, воображения. При разучивании текста стихотворения:развитие слуховой, речевой и двигательной памяти, развитие навыка связной устной речи.
Играют четное количество детей (2—10).
Инструкция.
Текст Движения
Мы на карусели сели, Взявшись за руки, кружиться.
Завертелись карусели. То же.
Пересели на качели.
Вверх летели, Взявшись за руки. Один игрок
стоит, другой приседает,
Вниз летели. И теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает. Весла в руки мы берем, Быстро к берегу гребем. К берегу пристала лодка, Мы на берег прыгнем ловко, И поскачем на лужайке, Будто зайки, будто зайки.
Изображать, как гребут веслами. То же, немного быстрее. Полуприсед, руки назад. Прыжок вперед на двух ногах. Руки согнуть перед грудью (это лапки, прыжки на двух ногах.
«Найди себе пару».
Для игры нужны цветные платочки (или ленточки, по количеству детей. Половина платочков одного цвета, остальные другого. Каждый играющий получает по одному платочку. По сигналу педагога дети разбегаются. На сигнал «Найди себе пару!», дети с платочками одинакового цвета становятся парами. В случае если ребёнок остаётся без пары, играющие говорят: «Ваня, Ваня (Таня) не зевай, быстро пару выбирай!». Игра повторяется.
«Пошли письмо»
Цель: Развитие групповой сплоченности.
Ход игры:
Играющие стоят по кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он нажимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены.
Цель почтальона – «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого из детей оно находится.
Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.
«Разведчики»
Цель: развивать умение спокойно общаться друг с другом.
Ход игры:
Каждый ребенок по сигналу, не сходя с места, находит глазами того, кто смотрит именно на него и останавливает на нем свой взгляд. Некоторое время «разведчики» остаются неподвижными, смотря друг другу в глаза. Так складываются пары, которые потом могут выполнять определенное задание.
«Путаница»
Цель: Формирование группового единства.
Ход игры:
Водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет.
Когда образовалась путаница, водящий водит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей.
«День наступает- всё оживает, ночь наступает- всё замирает»»
Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.
Ход игры:
После слов «День наступает- все оживает! Участники игры движутся хаотично (бегают, прыгают и т.п.). Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает – все замирает!» дети застывают в причудливых позах. Постепенно игра усложняется, когда задается «условие дня»: каждый участник должен совершать определенные движения в общей для всех ситуации, например: сбор урожая, зоопарк, железнодорожный вокзал и т.д. При этом дети могут объединяться в пары или небольшие группы.
«Волшебная палочка»
Цель: формирование представлений ребенка о возможностях своих и сверстников.
Ход игры:
Обычный предмет (ручка, карандаш, линейка и т.д.) по общему согласию превращаются в волшебную палочку. Дети садятся или встают в круг и передают палочку друг другу в произвольном порядке или по часовой стрелке, при этом произносят фразы согласно ранее установленному правилу, например: передающий называет предмет, а принимающий – действие, которое можно совершить с ним (ковер – лежит), можно называть сказку и ее персонажей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование навыков владения мячом у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и упражнений».
Из опыта работы....
Консультация для воспитателей «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»
В дошкольном возрасте наблюдается развитии всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание становится более устойчивым. Однако без целе...
Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Учить играя.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать. В п...
Успешная социализация детей старшего дошкольного возраста посредством макетирования
Успешная социализация детей старшего дошкольного возраста посредством макетирования...
Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта «ПАРК ЧЕМПИОНОВ» Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости, коррекцию эмоционально-личн...
Доклад «Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр».
Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр....
Статья на тему: «Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр».
Л. С. Выготский писал: «социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода....