Самообразование по теме: « Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
536397.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование по теме:
« Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр»
Цель работы: формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
Задачи:
Формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)
Формировать умение выделять существенные признаки предметов.
Формировать умение сравнить предметы между собой, искать черты сходства и различия.
Учить детей определять количественные и качественные отношения предметов.
Развитие слухового внимания.
Развитие мелкой моторики рук.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне: научить детей различать основные цвета; познакомить детей с величиной и формой предметов; сформировать навыки самостоятельной деятельности; развить творческие способности, любознательность, наблюдательность.
Ожидаемые результаты:
1. Воспитательные:
Воспитать у детей интерес к дидактической игре;
Воспитать желание использовать дидактическую игру в повседневной жизни;
Воспитывать у детей желание заниматься.
2. Обучающие:
Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру.
3. Развивающие:
Развивать у детей умения определять свойства, признаки предмета;
Развивать у детей умение использовать сенсорные эталоны и способы обследования предметов;
Развивать внимание, усидчивость детей.
В работе с детьми использую различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами.
Актуальность выбранной темы
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Основные направления в работе
- Формирование практических способов ориентировки: формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их.
- Формирование восприятия цвета: для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
На первом этапе ребенка учат сравнению цветов (дается инструкция: Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.).
На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции.
На третьем ребенок сам называет тот или иной цвет. - Формирование восприятия формы.
Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры и упражнения (различения шара, круга и их размеров и т.д ). Действия сопровождаются речью. - Формирование восприятия величины.
Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, конструктором, игры со сборными игрушками. Проводятся игры с матрешками и различными пирамидками.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изуче-ние методи-ческой литера-туры | Сентябрь 2017-май 2018 | 1. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988; 2. «Развивающие игры с детьми 3-4 лет» -Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова | Повышение уровня знаний |
Работа с детьми | сентябрь | Введение понятия- "цвет". Дидактические игры на определение понятия "цвет". Накопление представлений о цвете. Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения (игры с восьмиугольной мозаикой, цветные палочки). Мониторинг начальных знаний и представлений об элементарных сенсорных эталонах (цвет, форма, величина). | Подгрупповые занятия (дидактические игры на усвоение понятия "цвета") "Игры с мозаикой" "Сделаем кукле бусы" "Какого цвета предмет?" "Ёлочки и грибочки" |
октябрь | Продолжение изучения цветов. Определение цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировка одного и того же цвета). | Подгрупповые занятия "Выбор однородных предметов по цвету из четырёх предложенных" "Собери гирлянду" (собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом) "Полосатые коврики" (чередование трёх цветов согласно образцу) "Воздушные шары" (завязать шар соответствую-щей по цвету верёвочкой) | |
ноябрь | Закрепить ранее полученные знания об основных цветах спектра. Сравнение предметов по цвету. | Подгрупповые занятия "Назови цвет" Домино "цвет" "Лебёдушка" "Живое домино" | |
декабрь | Продолжение изучения плоскостных фигур. Определение формы различных предметов и элементарного обобщения предметов по форме (ассоциативная группировка предметов по форме). | Подгрупповые занятия "Найди такую же" | |
январь | Продолжение изучения плоскостных фигур. Определение формы различных предметов и элементарного обобщения предметов по форме (ассоциативная группировка предметов по форме). | Продолжение изучения плоскостных фигур. Определение формы различных предметов и элементарного обобщения предметов по форме (ассоциативная группировка предметов по форме). | |
февраль | Закрепить ранее полученные знания об основных плоскостных геометрических фигурах. Сравнение предметов по форме. Подбор предметов по геометрическим образцам. | Подгрупповые занятия "Украсим платочек" "Игры со счётными палочками" "Магазин" "Выкладывание орнамента" "Игры с рамками-вкладышами" | |
март | Введение понятия "величина": "большой-маленький", "длинный-короткий". Определение понятия "высота" как признак предмета. Определение понятия "высота" как признак предмета: "высокий-низкий". | Подгрупповые занятия "Сравни предметы по высоте" "Построй по росту" "Игры с палочками Кьюизера" "Собери пирамидку" Подгрупповые занятия "Игры со счётными палочками" "Сравни предметы"
| |
апрель | Определение понятия "ширина" как признак объёма предмета. Введение понятия "широкий-узкий", "тонкий-толстый". | Подгрупповые занятия "Широкая и узкая дорожка" "Толстый-тонкий" "Стань к дереву с самым толстым стволом" "Домики и дорожки" | |
май | Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам (цвет, форма, величина). Мониторинг усвоенного материала на конец года. | Подгрупповые занятия направленные на закрепление изученного материала | |
Работа в группе | сентябрь 2017-май 20 18г. | Создание предметно-развивающей среды | |
Работа с семьей | сентябрь 2017-май 2018 | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | Помощь родителей в изготовлении и приобретении дидактических игр. |
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями: Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет»
Консультация для родителей «Значение конструирования в сенсорном развитии детей» | Повышение уровня знаний у родителей по сенсорному развитию детей.
Проведение индивидуаль-ных консультаций и бесед с родителями.
| ||
Анкетирование родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников" | Выяснить уровень знаний по вопросам сенсорного развития | ||
Само-реализация | май | Подведение итогов сенсорного развития детей за учебный год | Открытый показ ООД во второй младшей группе |
июнь | Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете |
МБДОУ Детский сад комбинированного вида №42
План работы по самообразованию
на 2017-2018учебный год
« Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр»
Воспитатель:
Сенчугова Е.А.
Воронеж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве а также запаха и вкусе. Успешнос...
«Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр»
Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве....
Из опыта работы. Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Выступление....
Методическая разработка «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Методическая разработка«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой ...
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...
ОТЧЕТ по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека....
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...