"Развитие исследовательской деятельности малышей"
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания в 1 младшей группе
"Развитие исследовательской деятельности малышей"
Цель: показать родителям значимость исследовательской деятельности для развития познавательных и творческих способностей малышей.
Оборудование: набор еловых шишек разной величины, емкость с водой, материал для изготовления поделки: шика, пластилин, ватные палочки, веточки, самоклейка - цветная бумага, ножницы, клей, кусочки пенопласта; аудиозапись спокойной мелодии.
Ход собрания:
I. Вступление Игра "Выполни задание"
- Добрый вечер, уважаемые мамы и папы наших воспитанников. Мы рады новой встрече с вами.
- Прежде чем начнем наш разговор о главном поприветствуем друг друга. Встаньте, пожалуйста, около своих стульев.
- «Представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно. Давайте сыграем в игру.
Садитесь все на стульчики, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание. Например:
Пусть хлопнут в ладоши все, кто пришел сегодня с хорошим настроением.
Пусть потанцуют ручками те, у кого в нашу группу ходят сыночки.
Пусть покружатся те, у кого в группу ходят доченьки.
Пусть погладят себя по голове все, кто без ума любит своего ребенка.
Пусть улыбнутся все, кто хочет, чтобы его ребенок вырос здоровым, умным, счастливым.
Пусть похлопают в ладоши те, кто рад нашей встрече.
- Хлопки в ладоши поднимают настроение, вырабатывается гормон радости. И нам хочется, чтобы такое настроение сохранилось у вас до конца нашей встречи.
II.Основная часть
1. Беседа "Развитие познавательно-исследовательской деятельности малышей в процессе ознакомления с природой"
- Уважаемые родители, сегодня мы продолжаем разговор с вами о развитии познавательных способностей детей, затронем вопрос и о развитии творческих способностей в процессе знакомства детей с природным окружением.
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – и я пойму.
- Это утверждение уже наверно, ни для кого не секрет. Особенно это касается малышей, которым нужно все показать, которым нужно все потрогать, погладить, понюхать и попробовать на вкус.
Большое значение в развитии детей отводится ознакомлению с природой, с природным окружением. Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, широко используют и большинство современных педагогов и детских психологов.
“В природе нет ничего бесполезного” – писал философ Мишель Монтень
Практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей.
Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.
К.Д. Ушинский призывал “ввести детей в природу”, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а проведение опытов и экспериментов с природным материалом способствует общему развитию и познанию дошкольников.
Сегодня наш разговор пойдет сегодня о самых обыкновенных шишках, которые помогут нам развивать не только познавательные, но и творческие способности детей.
2. Практическая часть.
1. Эксперименты с шишками.
- В соответствии с образовательной программой нам нужно познакомить детей с несколькими видами деревьев. Во время прогулок по территории нашего детского сада мы знакомим малышей с березой, рябиной и елью, кленом. Рассматриваем их внешний вид, части дерева, форму листочков, цвет ствола и т.д. Больше всего детям нравится ходить в гости к елочкам. Елочки иногда нам дарят свои веточки. Мы с детьми рассматриваем их.
Сегодня мы поиграем с вами, как мы играем с вашими детьми и как вы можете тоже играть с ребенком во время прогулок и дома.
Вот и на наше собрание елочка подарила нам несколько веточек. (Раздать веточки родителям).
- Потрогайте иголочки, какие они? (Колючие).
- А цвет какой у иголочек? (Зеленый).
- Потрите иголочки в пальчиках, понюхайте иголочки, как они пахнут, ощутите их аромат. (Вкусно).
- На елочке растут иголочки, а что еще растет на елочке? (Шишки).
(Раздать шишки).
- Потрогайте шишку, погладьте, понюхайте ее.
- Расскажите, какая она? (овальная, похожа на пирамидку, гладкая, блестящая, с чешуйками, колючая, пахнет елочкой).
- Сравните с шишкой соседа? Что можете сказать о шишке соседа? (Моя шишка длинее или пушистей, чем у соседа).
- А как вы думаете, что будет, если мы опустим нашу шишку в горячую воду или положим на батарею? (Высказывают предположения). Это длительный эксперимент, его можно провести с ребенком дома. Но мы сейчас принесем шишку, которую заранее положили на батарею. Что с ней случилось? (Чешуйки у шишки раскрылись).
- Ой, а что это их нее посыпалсь? Да это семена. У каждого семечка есть крылышко. Ветер дунет и полетит семечко. Там где оно упадет, там вырастет новая елочка. Вот как интересно.
Когда мы это рассказываем и показываем детям, то не все сразу все понимают, а другим, хорошо говорящим хочется дома рассказать о секретах шишки. Поэтому детям нужно и дома показывать и рассказывать об этом волшебстве, проводит небольшие эксперименты.
Вот еще один. Узнаем, тонет шишка или нет. Как это сделать? Вы уже догадались, опустить в воду. Но прежде чем опустить в воду, скажите, а шишка утонет ли нет? Почему так случилось: она шишка утонула, а другая нет?
Оказывается, если шишка сухая, она не тонет, а сырая - тонет, она тяжелая.
Может быть, сразу и в этом году дети не совсем поймут всего того, о чем мы с вами говорили, но если вы не один, а несколько раз с ними проделаете эти опыты, и на следующий год обратитесь к этому, то ребенок запомнит на всю жизнь.
- На этом, как вы понимаете, знакомство с елочкой не заканчивается. Детям еще предстоит узнать очень многое об этом удивительном дереве: и о строении веточек, и о коре, и где оно любит расти, а где нет, как помогает человеку елочку и многое-многое другое. А мы продолжаем разговор о шишках.
2. Мастер-класса по изготовлению игрушек.
- Шишки - удивительный природный материал. С ними можно очень увлекательно играть-изготовлять разные поделки, игрушки. Поверьте, с самостоятельно изготовленной игрушкой играть ребенку намного интереснее, при условии, что и мама с папой тоже будут играть вместе с ребенком, помогут малышу разыграть и обыграть игрушку.
- Сейчас мы с вами вместе сделаем очень незамысловатую игрушку, которую вы подарите своему ребенку и поиграете с ним дома: построите для нее домик, слепите из пластилина чашечку и покормите, уложите спать, а остальное придумаете вместе с малышом.
- Сделаем из шишки лесного человека - Шишка Васю или, кого захочется.
Туловище - шишка, голова из пластилина, ноги и руки из палочек, спичинок или из ватных палочек, шапочка из бумаги - колпачок. Можно сделать подставку из пенопласта, чтобы человечек стоял. Можно сделать девочку, для нее из бумаги юбочку.
- Давайте познакомимся с вашими игрушками. Покажите и скажите, кто это и как его зовут.
III. Заключение.
- В заключение нашей встречи, предлагаю вам познакомить детей с сосной или лиственницей и другими деревьями, которые вы встречаете на улице, в парке, на даче. Если вы были внимательны, то вам не трудно будет это сделать. Раскройте вашему ребенку секреты природы, будьте ближе к природе, а главное к своему малышу. Ведь каждую прогулку можно сделать увлекательной, развивающей. Конечно, для этого нужно приложить усилия, ведь это не то, что посадить ребенка на качели и качать его пока он не заснет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫШЕЙ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.
Данная статья - это рекомендации по организации двигательной деятельности для воспитателей, работающих с вновь поступившими детьми в возрасте 2-3 лет в период их адаптации в детском саду....
Проектная деятельность малыша
Рекомендации родителям о планировании проектной деятельности...
«Как организовать предметную деятельность малыша»
Консультация для родителей...
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Малыши лучок сажали». Младшая группа.
Образовательная деятельность, природное окружение....
Исследовательская деятельность малышей как средство формирования познавательной активности, опыт работы.
Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование. Формирование у детей навыков практического экспериментривания как во время НОД или игры, так и в свободной дея...
«Создание масок для театрализованной деятельности малышей»
План-конспектсовместной деятельности воспитателя с детьми...
Взаимосвязь ФЭМП и физического здоровья в непосредственно-организованной деятельности малышей
Презентация на тему: "Взаимосвязь ФЭМП и физического здоровья в непосредственно-организованной деятельности малышей"....