Консультация для воспитателей
консультация
Консультация на тему "Особенности русского народного костюма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_osobennosti_russkogo_narodnogo_kostyuma.docx | 179.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Московская область
Городской округ Истра
Муниципальное образовательное учреждение
Дедовская средняя общеобразовательная школа №3
Консультация для воспитателей
«Особенности русского народного костюма»
Составила:
Воспитатель
первой квалификационной категории,
Сторожихина Галина Александровна
г.п. Дедовск 2022 г.
«По одежке встречают, по уму провожают» - гласит русская поговорка, т. е. при первом знакомстве человека оценивают не столько по уму и характеру, сколько по внешности. Красота и аккуратность одежды, головного убора, прически, подчеркивающие лучшие качества обладателя, - все это с древности являлось своеобразной визитной карточкой, по которой судили о знатности и богатстве, национальной и сословной принадлежности, возрасте и семейном положении человека. Одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
Национальный костюм, выдающийся памятник материальной культуры, доставшийся нам в наследство от предков, продолжает жить, как живы до сих пор русский фольклор, предметы русских народных промыслов. Костюм – это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев. Благоговейное отношение к творчеству, к искусству – радости в любых его формах – вот что раскрывает нам наследие наших предков. Сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с настоящим и будущим.
Русский народный костюм – значительная область традиционной национальной культуры как по широте и глубине связей, так и по богатству выражения. В образно-стилистической структуре народного костюма зримо отразились религиозно-магические, этические и эстетические представления народа, его темперамент, характер, высокий уровень духовной и материальной культуры. Народный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определенное образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Его образуют гармонично согласованные предметы одежды, украшения и дополнения к ним, обувь, прическа, головной убор, грим. В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества: вышивка, кружевоплетение, ткачество, низание, шитье, аппликация, а также изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, речного жемчуга, перламутра, цветнограненных стеклышек и др.
Величавая торжественность форм и радостная декоративность праздничных одежд способствовали утверждению человека в уважении к коллективу, к традиции, к культуре. Поэтому можно утверждать, что народный костюм как концентрированное художественное выражение общественной практики обладает познавательной, воспитательной, а главное - эстетической функцией. Самобытностью и красотой национального костюма восхищаются и современные модельеры. В век технического прогресса люди, тонко чувствующие прекрасное, особенно ценят теплоту и энергию, даримую рукотворным шедевром искусства народного костюма. В народном костюме слились воедино два начала – функциональное и эстетическое. Как правило, народный костюм сейчас используется в двух направлениях: как сценический и как празднично-обрядовый. Широко применяют традиции народного костюма профессиональные и самодеятельные коллективы художественного творчества.
Используя в детском саду народные костюмы для оформления детских русских плясок и инсценировок, для занятий «по русской народной культуре» мы приобщаем детей к русскому народному искусству, воспитываем в них национальную гордость. Большой интерес проявляют дети к тем песням, которые можно инсценировать в костюмах: «Ой, вставала я ранёшенько», «Как на тоненький ледок», «Как у наших у ворот» и т. д. Дети сами распределяют между собой главные роли, другим детям можно предложить подыграть на народных инструментах: ложках трещотках, балалайках. Для разыгрывания детьми русских народных потешек в музыкальный уголок группы можно положить театральные игрушки, выполненные в народной манере, а также народные игрушки: «Матрёшки», «Ванька-встань-ка».
С большим интересом дети занимаются в музыкальном уголке, если там есть балалайки, маленькое игрушечное пианино и карточки (ноты) с изображением сюжета русских народных попевек, потешек, закличек и хороводов. Например, «Дождик», «Ладушки», «Сорока-сорока».
Чтобы ребёнок вырос общительным, добрым, отзывчивым, милосердным, умел сопереживать, мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является русское народное искусство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...