Статья для воспитателей "Экологическая работа в ДОУ с детьми старшего возраста"
статья (старшая группа)
Статья для воспитателей "Экологическая работа в ДОУ с детьми старшего возраста"
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. К сохранности природы на планете, необходимо привлекать и подрастающее поколение. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений, ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.
К привлечению детей к проблемам экологического воспитания подошли творчески, так как мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.
Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста, является формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, формирование экологических знаний. Мы стремимся научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться её богатствами.
Нами были поставлены следующие задачи:
· Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
· Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
· Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Успешной реализации задач экологического образования способствует экологизация развивающей среды детского сада с точки зрения создания условий для познавательного, эколого-эстетического развития и оздоровления ребёнка. Среда, отвечающая федеральным государственным требованиям дошкольного образования.
Свою работу мы вели в области организации окружающей среды в трех направлениях:
1. Воспитательно -образовательная деятельность;
2. Развивающая среда в детском саду;
3. Развивающая среда на территории детского сада.
Для этого нами в первую очередь были проведены ряд мероприятий.
В течение всего года было реализовано четыре экологических проекта, это: экологический проект по благоустройству и озеленению территории детского сада «Зеленой дорогой в мир детства», «Зеленая аптека-помощник человека», «Клубника-ягодка с секретом», «Берегите птиц». Как результат данных проектов, в детском саду были созданы: ягодник «Садик для клубники», «Зеленая аптечка», «Птичья столовая».
Провели консультации:
· «Эколого-развивающая среда в детском саду»;
· «Экологическая тропинка в детском саду и за пределами детского сада»;
Были проведены развлекательные мероприятия для детей, различные тематические занятия, беседы по экологии во всех возрастных группах.
Осенью проводили выставку «Дары природы», где дети совместно с родителями делали творческие работы из природного материала. С родителями проводились беседы, консультации «Природа и дети», «Собираем гербарий».
В начале учебного года в ДОУ был объявлен конкурс «Цветы и дети», в котором поучаствовали 40 семей. Также мы поучаствовали в областном конкурсе «Детский сад- цветущий сад». Наши воспитанники старшего возраста, поучаствовали в областном проекте «Письма животным».
Проводились экологические акции «Покормите птиц», «Чтобы молодость продлить, надо клубнику посадить», «Ромашка, подорожник - здоровью нашему помощник».
Итоговым мероприятием стал большой праздник «День Земли», который был приурочен к награждению победителей в областном экологическом конкурсе «Дружи с природой» в рамках Года экологии среди детей ОВЗ и детей-инвалидов.
Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда.
Эколого-развивающая среда, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.
В каждой возрастной группе организованы центры природы. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. Кроме постоянных растений находятся временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и другие культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.
В каждом центре природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для экспериментирования.
В группах оборудованы мини-лаборатории начиная с раннего возраста для детского экспериментирования. Здесь малыши под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы.
Мы стараемся постоянно пополнять экологическую библиотеку и медиатеку детского сада. Здесь находятся книги о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, СD-диски с записями голосов животных, звуков природы, обучающие презентации о природе. Здесь же находится различные тематические папки о родном крае. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.
Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада. На участке МБДОУ высажены разнообразные породы деревьев, так как зеленый щит создает благоприятную среду, защищает от пыли, уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, разнообразные растения интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном. Дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике. В озеленении территории детского сада большую помощь оказали родители. Создана "Метеоплощадка- лаборатория Лунтика", оборудованы цветники и огород.
Огород традиционен для дошкольного учреждения, так как он выполняет функцию в экологическом воспитании детей. Дети не только наблюдают за ростом растений, но и принимают участие в посадке и уходе за ними.
На территории детского сада создана экологическая тропа. Это экологичесая зона позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.
На всей территории детского сада расположены цветники , чтобы учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветники расположены по всему периметру детского сада: при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны); на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение; на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.
На территории детского сада создали опытно-экспериментальную зону: метеоплощадка, оборудованная различными флюгерами, ветряным рукавом, осадкомером, солнечными и песочными часами, компасом, календарем природы; птичья столовая и цветники.
Под опытно-экспериментальной зоной природы мы понимаем специально оборудованную территорию детского сада для самостоятельной деятельности детей, направленную на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность. Опытно-экспериментальная зона создается для развития у детей интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время опытно-экспериментальная зона это база для специфической игровой деятельности ребенка. Отправной точкой для самостоятельной деятельности детей в опытно-экспериментальной зоне природы являются сведения, полученные ими на занятиях. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебно-познавательное и игровое-занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически заботиться о природе.
Ведь именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.
Жизнь МБДОУ проходит в условиях открытости, содружества педагогов, обслуживающего персонала, родителей. Работа с родителями воспитанников переходит от педагогического общения к активному их включению в образовательный процесс через различные формы взаимодействия.
Для выявления отношения родителей к экологическому воспитанию детей было проведено анкетирование. Анализ анкет показал, что родители воспринимают природу только как место отдыха, не жизненно важный фактор в воспитании ребенка.
Родителей привлекали к совместному творчеству различных поделок, изготовление кормушек для птиц, декоративно-игрового оборудования для оформления прогулочных участков в разных возрастных группах.
Педагогами периодически велась пропаганда по экологическому воспитанию и оздоровлению в форме консультаций: «Экология детям», «Учимся наблюдать за имениями в природе круглый год», «Игры в природе» и.п.
Все то, что было достигнуто и создано в Год экологии, будет включено в систему и активно использоваться в воспитательно - образовательном процессе и в повседневной жизни детей детского сада. Мы, в свою очередь, на достигнутом не останавливаемся и будем продолжать работу в данном направлении.
Любовь к природе начинается со знания о ней, и мы надеемся, что воспитывая у дошкольников гуманное отношение ко всему живому и неживому, мы поможем сохранить нашу планету в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья "Экологическая работа в ДОУ"
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. К сохранности природы на планете, необходимо привлекать и подрастающее поколение. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений, ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.
К привлечению детей к проблемам экологического воспитания подошли творчески, так как мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.
Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста, является формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, формирование экологических знаний. Мы стремимся научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться её богатствами.
Нами были поставлены следующие задачи:
∙ Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
∙ Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
∙ Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Успешной реализации задач экологического образования способствует экологизация развивающей среды детского сада с точки зрения создания условий для познавательного, эколого-эстетического развития и оздоровления ребёнка. Среда, отвечающая федеральным государственным требованиям дошкольного образования.
Свою работу мы вели в области организации окружающей среды в трех направлениях:
1. Воспитательно -образовательная деятельность;
2. Развивающая среда в детском саду;
3. Развивающая среда на территории детского сада.
Для этого нами в первую очередь были проведены ряд мероприятий.
В течение всего года было реализовано четыре экологических проекта, это: экологический проект по благоустройству и озеленению территории детского сада «Зеленой дорогой в мир детства», «Зеленая аптека-помощник человека», «Клубника-ягодка с секретом», «Берегите птиц». Как результат данных проектов, в детском саду были созданы: ягодник «Садик для клубники», «Зеленая аптечка», «Птичья столовая».
Провели консультации:
∙ «Эколого-развивающая среда в детском саду»;
∙ «Экологическая тропинка в детском саду и за пределами детского сада»;
Были проведены развлекательные мероприятия для детей, различные тематические занятия, беседы по экологии во всех возрастных группах.
Осенью проводили выставку «Дары природы», где дети совместно с родителями делали творческие работы из природного материала. С родителями проводились беседы, консультации «Природа и дети», «Собираем гербарий».
В начале учебного года в ДОУ был объявлен конкурс «Цветы и дети», в котором поучаствовали 40 семей. Также мы поучаствовали в областном конкурсе «Детский сад- цветущий сад». Наши воспитанники старшего возраста, поучаствовали в областном проекте «Письма животным».
Проводились экологические акции «Покормите птиц», «Чтобы молодость продлить, надо клубнику посадить», «Ромашка, подорожник - здоровью нашему помощник».
Итоговым мероприятием стал большой праздник «День Земли», который был приурочен к награждению победителей в областном экологическом конкурсе «Дружи с природой» в рамках Года экологии среди детей ОВЗ и детей-инвалидов.
Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда.
Эколого-развивающая среда, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.
В каждой возрастной группе организованы центры природы. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. Кроме постоянных растений находятся временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и другие культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.
В каждом центре природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для экспериментирования.
В группах оборудованы мини-лаборатории начиная с раннего возраста для детского экспериментирования. Здесь малыши под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы.
Мы стараемся постоянно пополнять экологическую библиотеку и медиатеку детского сада. Здесь находятся книги о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, СD-диски с записями голосов животных, звуков природы, обучающие презентации о природе. Здесь же находится различные тематические папки о родном крае. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.
Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада. На участке МБДОУ высажены разнообразные породы деревьев, так как зеленый щит создает благоприятную среду, защищает от пыли, уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, разнообразные растения интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном. Дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике. В озеленении территории детского сада большую помощь оказали родители. Создана "Метеоплощадка- лаборатория Лунтика", оборудованы цветники и огород.
Огород традиционен для дошкольного учреждения, так как он выполняет функцию в экологическом воспитании детей. Дети не только наблюдают за ростом растений, но и принимают участие в посадке и уходе за ними.
На территории детского сада создана экологическая тропа. Это экологичесая зона позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.
На всей территории детского сада расположены цветники , чтобы учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветники расположены по всему периметру детского сада: при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны); на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение; на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.
На территории детского сада создали опытно-экспериментальную зону: метеоплощадка, оборудованная различными флюгерами, ветряным рукавом, осадкомером, солнечными и песочными часами, компасом, календарем природы; птичья столовая и цветники.
Под опытно-экспериментальной зоной природы мы понимаем специально оборудованную территорию детского сада для самостоятельной деятельности детей, направленную на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность. Опытно-экспериментальная зона создается для развития у детей интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время опытно-экспериментальная зона это база для специфической игровой деятельности ребенка. Отправной точкой для самостоятельной деятельности детей в опытно-экспериментальной зоне природы являются сведения, полученные ими на занятиях. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебно-познавательное и игровое-занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически заботиться о природе.
Ведь именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.
Жизнь МБДОУ проходит в условиях открытости, содружества педагогов, обслуживающего персонала, родителей. Работа с родителями воспитанников переходит от педагогического общения к активному их включению в образовательный процесс через различные формы взаимодействия.
Для выявления отношения родителей к экологическому воспитанию детей было проведено анкетирование. Анализ анкет показал, что родители воспринимают природу только как место отдыха, не жизненно важный фактор в воспитании ребенка.
Родителей привлекали к совместному творчеству различных поделок, изготовление кормушек для птиц, декоративно-игрового оборудования для оформления прогулочных участков в разных возрастных группах.
Педагогами периодически велась пропаганда по экологическому воспитанию и оздоровлению в форме консультаций: «Экология детям», «Учимся наблюдать за имениями в природе круглый год», «Игры в природе» и.п.
Все то, что было достигнуто и создано в Год экологии, будет включено в систему и активно использоваться в воспитательно - образовательном процессе и в повседневной жизни детей детского сада. Мы, в свою очередь, на достигнутом не останавливаемся и будем продолжать работу в данном направлении.
Любовь к природе начинается со знания о ней, и мы надеемся, что воспитывая у дошкольников гуманное отношение ко всему живому и неживому, мы поможем сохранить нашу планету в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Планирование совместной деятельности с детьми старшего возраста в ДОУ"
Планирование содержит материалы совместной деятельности по областям, соответствует требованиям ФГОС....
Примерное планирование работы на неделю с детьми старшего возраста по теме "Транспорт"
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (старшая группа)Тема:1. «Транспорт» Цель: Развивать интерес к знаниям по данной теме.Задачи: Продолжать расширять словарный запас, ум...
Статья "Тема родного края с тихах местных поэтов при работе с детьми старшего возраста"
quot;Тема родного края с тихах местных поэтов при работе с детьми старшего возраста"...
Статья на тему: "Работа с застенчивыми детьми старшего возраста в ДОУ".
Конспект занятия с застенчивыми детьми....
Программа работы кружка «Вдохновение» с детьми старшего возраста
По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития мышления, воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому разви...
План работы с родителями и детьми старшего возраста «Профилактика дорожно-транспортного травматизма». (Ознакомление с правилами дорожного движения)
Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо на...
Статья "ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СЕНСОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ"
Сенсомоторное развитие составляет базу общего умственного развития дошкольника. Именно с восприятия объектов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминан...