рабочая программа по дополнительному образованию «Крепкие ножки»
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Акимова Кристина Сергеевна

рабочая программа по дополнительному образованию «Крепкие ножки» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chmarova_dop.docx73.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 28 «Надежда»

      Принята :                                                                                                       Утверждена:

      Педагогическим советом                                                                     Приказом № 71-од

      МБДОУ «Детский сад № 28                                                         от «30» августа 2022 г.

     «Надежда»                                                                                        Заведующий МБДОУ

     Протокол № 1                                                                     «Детский сад № 28 «Надежда»

     от «30» августа 2022 г.                                                     _____________  В.А.Кузнецова

                                                                                                 

Программа по дополнительному образованию

группы по оздоровлению

 и профилактике плоскостопия

«Крепкие ножки»

Подготовил:

 инструктор по физической культуре

                                                                                                                      Чмарова О.А.

г.Смоленск, 2022-2023 уч.гг.

Содержание.

1.Пояснительная записка……………………………………………………………….3

2.Цель и задачи………………………………………………………………………….3

3.Перспективное планирование………………………………………………………..4

4.Комплексы ОРУ для профилактики плоскостопия……………………………… ..18

5.Подвижные игры для профилактики  и коррекции плоскостопия………………..23

6.Прогнозируемый результат………………………………………………………….26

7.Литература…………………………………………………………………................27

Пояснительная записка

   Стопа по данным многих исследований – это сложный сводный орган, выполняющий опорную, локомотивную и амортизационную функции.

   В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.

   Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка.

   Кости стопы соединены при помощи суставов и укреплены связками, мышцами, фасциями. Продольно расположенные мышцы укорачивают стопу, косые и поперечные суживают, что обеспечивает сводчатую форму.

   С точки зрения И. Сергеева, недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение.

   Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей осуществляется медицинским персоналом нашего детского сада.

   С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, было решено организовать дополнительную работу по оздоровлению и профилактике плоскостопия.

   Группа организуется для детей 6 – 7 лет. Количество 15-20 детей. Состав группы постоянный. Особенностью набора являются рекомендации врача – специалиста, которые отражены в медицинской карте ребенка. Курс рассчитан на учебный год. Форма работы – игровые занятия.

Цель работы –  оздоровление, профилактика плоскостопия.

Задачи:

- продолжать укреплять связочно-мышечного аппарата;

- продолжать увеличение подвижности суставов;

- продолжать закаливание организма;

- продолжать улучшение координации движений.

Периодичность: 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Продолжительность занятия: 15 минут.

Форма организации детей: подгрупповая.

Перспективный план работы в группе по профилактике плоскостопия "Крепкие ножки".

М-ц

Нед.

Мотивация

Ходьба

Бег

ОРУ

Равновесие

Лазание

Прыжки

Игры

Сентябрь

1-2

"Наши

ножки

идут по

дорожке"

 На носках;

  • на пятках;
  • на внешней

  стороне    стопы;

• "змейкой";

  • По ограни-

  ченной

  плоскости;

• "змейкой";

• по кругу.

Сидя и лежа

на спине.

Стоять на

одной ноге,

на другой

держать

косичку.

 По ска-

мейке;

• "по-мед-

вежьи".

По узкой

дорожке на

двух ногах.

"Здравствуй,

 догони!"

3-4

"На дне

рождения".

  • На носках;
  • на пятках;

•с различ-    ным

расположе-нием рук;

• в полу-  приседе.

• С   захлестом

  голени

  назад;

• подскока-

  ми.

На стуле или

скамейке.

На набивном

мяче.

Вход на

скамейку и

сход с нее по

наклонной

доске.

Из круга в круг

"Кот и мыши".

• "Подарки";

• "Делим

   тортик"

  Сидя:

  разложить

  кубики

  красиво,

  захватывая

  стопами.

Октябрь

1-2

"Гибкий

носок".

  • Окрестнымшагом;

• выпадами;

• с    движе-ниями рук в различных

  направле-ниях;

• с носка

  • Галоп

    боком;

•  по диаго-

   нали;

  • противо-

    ходом;

  • "змейкой".

• На     скамейке

  и около

  скамейки;

• массаж

  ступни.

Нa балансире.

Через мостик

шагом и

бегом..

Через косички

на одной ноге.

"По своим

местам"

("У ребят

порядок

строгий").

3-4

"Балерина".

•Гимнасти-   ческий шаг;

•приставной шаг:

лицом, руки на поясе,

боком, руки за спину.

На носках:

• руки медленно

поднимать вверх на

четыре шага и опускать вниз на

четыое шага.

• прыжками

через палку;

• в    чередова-

  нии    быстро-

 медленно.

• У   гимнасти-

ческой

  стенки;

  • сидя на

  скамейке;

• "Балерина

  танцует".

«Танец» на

канате:

• ходьба

прямо,

боком.

По бревну на

носках.

Через канат

справа и

слева на двух

ногах.

"Вернись на

свое место"

(повороты

приставны-ми шагами).

М-ц

Нед.

Мотивация

Ходьба

Бег

ОРУ

Равновесие

Лазание

Прыжки

Игры

Ноябрь

Ноябрь

1-2

"По следам"

• через косички;

• «змейкой»;

• по массирую-щим

коврикам;

• по деревянным

брускам.

• по коврику «гофр».

• в чередовании с ходьбой;

• «по-обезьяньи»

• ходьба по дорожкам с

отпечатками

стоп, с изменением расстояния шага, параллельно лежит канат;

• по ребристой

доске, положенной на пол.

По скамейке с ограни-ченной

поверхностью,

посередине

присесть.

На четвереньках по скамейке с

мешком на спине.

"Кто дальше прыгнет?" (в длину с места).

"Ловишки"

с ленточ-

ками.

3-4

"Обезьянки"

• через палки;

• спиной вперед;

• "по-обезьяньи" на

внешней стороне

стопы.

•с подпрыги-ванием до предмета;

  • галоп.

Сидя на скамейке

 с палкой.

Ходьба по

буму.

• На возвышение по ровной

поверхности

• на четверень-ках, с опорой на ладони и ступни.

"Кто выше

прыгнет?"

(через предметы

разной высоты,

толчком двух

ног с места).

"Ловкие

обезьянки"

(сбор

палочек).

Декабрь

1-2

"Пожарные

на учении".

• Повороты на месте;

• перекатом;

• на носках;

  • на пятках;

• пролезание      в обруч

лицом, боком;

• в полупри-седе.

С подскока-ми;

• галоп;

  • с перепры-

  гиванием

  через

  предметы;

• на скорость.

У опоры.

• На балансире;

• по ограничен-

ной плоско-

сти с полу-

приседани-ем и касани-ем носком ноги  пола.

По шведской

стенке,

переходя на

другие

пролеты по

диагонали.

С разбега

через планку.

"Пожарные

на учении".

3-4

"Волшебная

скакалка"

• По канату;

• на носках, руки

касаются каната;канат натянут вверху:

• широким шагом;

• выпадами.

Врассыпную

с доставани-

ем предме-

та;

 с ускорением по диаго-нали.

Со скакалкой.

• Ходьба по

скамейке,

посередине

пролезать в обруч.

По канату

(обучение

захвату).

Через боль-

шую скакалку

"Часы пробили ровно..."

• "Рыбак и

   рыбки".

  • "Дни

   недели".

М-ц

 Нед.

Мотивация

Ходьба

Бег

ОРУ

Равновесие

Лазание

Прыжки

Игры

Январь

1-2

"Забавы зимушки-зимы".

  • Имитация

ходьбы лы-жника, ко-нькобежца;

  • с "горки" на"горку"

  • С высоким поднима-нием бедра;
  • с захлес-том голе-ни назад;
  • с "горки" на "горку"

 Со "снеж-   ками"

 (мячами).

Бросать и ловить мяч парами, стоя на скамейке.

  • По канату:
  • Захват и подтягива- ние вверх.

Через «горку»

(гимнасти-ческий мат

 и бум.)

«Загони льдинку» (прыжками на одной ноге за-гнать шай-бу в круг).

3-4

«Мой веселый

звонкий мяч»

С набив-ным мячем в руках;

  • на носках, мяч вверху;
  •  на пятках, мяч вперед;
  • на внешнем своде сто-пы, мяч пе-ред грудью;
  • с зажатым в коленях и ступнях ног мячём.

Между мячами, с остановкой на сигнал.

С мячом.

  • Стоять на набивном мяче;
  • Перешагивание через мячи, по-ложенные на скамейку.

На четверень-ках, толкая мяч головой.

«Пингвины»

Эстафеты:

  • «Конёк-Горбунок;
  • «Ядро Барона Мюнхау-зена».

Февраль

1-2

«Весёлые туристы». Психогим-настика «Туристы».

  • С переша-гиванием через гимнасти-ческие палки, лежащие на скамейке;
  • По ребри-стой доске, положен-ной на пол.

С гимна-стической палкой, стоя и сидя на полу.

Ходьба по ограничен-ной опоре с хлопками под коленями.

По наклон-ной лестни-це со спры-гиванием .

В высоту с места

«Достань шишку».

  • «Мура-вейник»,
  • Цветы и садовник» (разно-видность игры «Разрыв-ные цепи».

3-4

«Силачи и акробаты».

  • Парами;
  • По узкой дорожке парами;
  • «змейка» противохо-дом.
  • С преодо-лением препят-ствий;
  • Галоп боком.

  В паре.

  • Из положения сидя по-турецки, руки за головой- встать без помощи рук.;
  • Ходьба по наклонной лестнице.

Ползанье по гимнасти-ческой ска-мейке на спине, под-тягиваясь руками и отталкива-ясь ногами.

Из приседа:

  •  «Ракета»;
  •  на одной   ноге между предмета-ми.
  • «Тяни в круг»;
  • «Бой петухов»      (парами).

М-ц

 Нед.

Мотиваця

Ходьба

Бег

ОРУ

Равновесие

Лазание

Прыжки

Игры

Март

 1-2

"Мамины     помощники"

Психогим-настика.

"Поливаем

цветы."

  • "Кочки" на "кочку";
  • по коврику

"гофр";

  • по следам

  и по канату;

  • на внешней стороне стопы;
  • с высоким поднима-нием колена
  • С остано-вкой на сигнал;
  • с захлёс-том голе-ни назад;
  • на скорость по кругу.
  • "Вяжем ногами";
  • массаж стоп;
  • игра в шарики и кольца;
  • "Юные художни-ки" (карандш зажат пальцами ног стопы).

Пронести мяч на тенисной ракетке, огибая кегли.

По гимна-стической стенке до погрему-шки, спуск по другому пролёту.

Спрыгива-ние со ска-мейки, вы-сота 30 см.

  • "Золушка  и мачеха";
  • игра на внимание и реакцию "Флажок".

3-4

"Страус"

  • На носках;
  • как страус;
  • с остановкой на одной ноге;
  • в полупри-седе.
  • Прыжками;
  • в разных направле-ниях;
  • широким шагом;
  • со сменой ведущего.

Стоя у опо-ры и без опоры.

"Ласточка на балансире".

Через ка-чающийся мостик.

В длину с места через "ручей".

"С подушкой на спине".

Апрель

1-2

"Турпоход"

По дорожкам "Здоровья".

В разных направлени-ях со сменой ведущего.

С гимнасти-ческой пал-кой, стоя и сидя на полу.

Встать и сесть без помощи рук, удерживая мешочек на голове.

  • По-пла-стунски;
  • на четверень-ках под дугами.

Из обруча в обруч на двух ногах меняя расстояние между ними.

"Переправ-ляясь через болото".

3-4

"На арене цирка".

  • На носках;
  • на пятках;
  • на внешней стороне стопы;
  • гимнастическим шагом;
  • по канату;
  • по кругу в два круга.

  • По кругу, на сигнал "поворот"- бег в дру-гую сто-рону;
  • мелким и широким шагом;
  • высоко поднимая колени.
  • "Девочка на возду-шном шаре";
  • "Ласточка";
  • "Балерина";
  • перекат на спину и встать без помощи рук;
  • "Берёзка";
  • кувырок вперёд.

Удерживать на голове надувной мяч.

По верёвоч-ной лестнице.

Через предметы разной высоты и ширины толчком двух ног.

  • "Продаём горшки;
  • "Угадай и догони".

М-ц

Нед.

Мотивация

Ходьба

  Бег

ОРУ

Равновесие

Лазание

Прыжки

Игры

Май

1-2

Образно-

игровое

занятие.

"Жираф";

"Слон";

"Паук";

"Крокодил";

"Кошка";

"Лиса".

 "Мышки";

“Лошадка";

 “Змея";

"Рассыпался горошек".

В гости

к Буратино

Буратино;

Мальвина;

Пьеро;

Лиса Алиса;

Кот Базилио;

Черепаха

Тортилла;

Лягушки;

Артемон

охраняет.

"Обезьянка

лазает по

деревьям"

(между

тумбами

деревянная

лесенка).

"Пингвины

с мячом" .

 Эстафета

"Терем-

теремок";

релаксация

"Лентяи".

3-4

Занятие с

элементами

аэробики .

ритмичная ходьба;

  • с хлопками;
  • с

 притопами;

  • с приседа-нием ;
  • пристав-ные шаги,

руки на   пояс.

  • под музыку

  в разном

  темпе;

  • с подско-ками;
  • галопом.

"Аэробика".

Игра "Сумей

сбить мячом"

(выбивалы).

"Кто

быстрее?"

(до погре-мушки по гимнастиче-ской

лестнице).

Через

скакалку под

музыку.

"Море

волнуется".

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Октябрь

I часть. Ходьба на пятках, переступая через кубики на полу (0,5 мин).

Вырос в поле урожай.

Поскорее собирай.

Едут детки маленькие

По дорожке ладненькой,

По кочкам, по кочкам,

По пням и пенёчкам.

Лёгкий бег на носочках (0,5 мин).

По дорожке по прямой

Полетели мы стрелой!

Ходьба по гимнастической палке вдоль и поперёк, руки в сторону.

Тут горка, там овраг –

Покороче сделай шаг!

IIчасть. Общеразвивающие упражнения.

1. И. п. – сидя на стульчике. Катание ногой маленького мяча (по 10–15 с каждой ногой).

2. И. п. – сидя на стульчике. Подтягивание пальцами ног дорожки с грузом весом 500 г (до 2 раз).

Репу дружно все тянули,

Чуть корзину не перевернули.

3. И. п. – сидя на стульчике. Захватывание мяча и других предметов стопами ног и бросание (8–10 раз).

Мы арбузы собирали

И в машину их кидали.

4. И. п. – сидя на стульчике. Захватывание пальцами ног карандашей и перекладывание их с места на место (30–40 с).

Все собрали огурцы,

Вот какие молодцы!

5. И. п. – сидя на стульчике, между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях (6–8 раз).

Помидоры дружно рвали

И по вёдрам рассыпали.

6.  И. п. – сидя на стульчике, согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении (по 5–10 с).

Лук собрали и горох –

Урожай у нас неплох!

Ходьба на четвереньках, подталкивая перед собой головой набивной мяч (вес 1 кг, 5–7 метров).

Тыквы круглые сорвали,

По одной перекатали.

7. Лазанье по гимнастической лестнице, не пропуская реек (2–3 раза).

Мы с деревьев фрукты рвали

И корзины наполняли.

8. Подвижная игра «Зайцы в огороде».

III часть. Ходьба и бег по ребристой доске.

Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай!

Ноябрь

I часть

6. Подвижная игра «Полоса препятствий».. Ходьба перекатом с пятки на носок, руки на поясе (30–60 с).

Ходьба «гусиным шагом».

Прыжки: ноги врозь, ноги вместе.

Обычная ходьба.

Массаж стопы.

II часть.  Общеразвивающие упражнения.

«Утята».

1. «Утята шагают к реке».

И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади.

Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

2. «Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку».

И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. 1–2 – поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп. 3–4 – и. п.

3. «Утята встретили на тропинке гусеницу».

И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. Ползающие движения стоп вперёд и назад с помощью пальцев.

4. «Утка крякает».

И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. 1–2 – отрывая пятки от пола, развести их в стороны (клюв открылся), произнести «кря-кря». 3–4 – вернуться  в исходное положение.

5. «Утята учатся плавать».

И. п. – сидя, руки в упоре сзади,  носки вытянуты. Попеременное сгибание-разгибание левой и правой стоп.

III часть.  Спокойная ходьба.


Декабрь

I часть.   Ходьба на носках в среднем темпе (1 мин) с переходом на бег (3 раза по 0,5 мин).

Ходьба на наружном своде стопы.

Собираемся в поход,

Много нас открытий ждёт.

Ходьба по гимнастической палке (по 1 мин).

Дружно ножки разминаем

И по палкам мы шагаем.

Ходьба крадучись (бесшумная ходьба) с постановкой ноги с носка на всю ступню.

Пробираемся вперёд,

Может, там нас кто-то ждёт.

Лёгкий бег.

На поляну мы попали

И кого там увидали?

II часть. Общеразвивающие упражнения.

1. И. п. – стоя у гимнастической стенки. Ходьба на месте, высоко поднимая бедро с «подошвенным сгибанием стопы» (15 с).

Важно цапля прошагала,

Ноги высоко держала.

2. И. п. – сесть «по-турецки» (ноги крест-накрест, наружные края стоп опираются о пол). Встать, придерживаясь за опору или взрослого (дети старшего возраста могут сделать это самостоятельно). Скрещенные ноги должны быть прямыми. Стоять надо на наружных краях стоп.

3. И. п. – сидя, скрестив ноги. Перейти в положение стоя при поддержке за руки или палку. Стать прямо, ноги скрестить, руки опустить. Вернуться в и. п. (6–8 раз).

А павлин, увидев нас,

Поднял шею восемь раз.

4. Ходьба по следовой дорожке с нарисованными на ней следами (0,5–1 мин).

Здесь лисичка пробегала

И следы хвостом сметала.

5. И. п. – упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10–12 раз).

Пучок на пне сидит

И ногами шевелит.

6. И. п. – лёжа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (0,5–1 мин).

Под кустом кузнечик спал,

Ноги, вывернув, держал.

7. И. п. – сидя, упор сзади. Катание подошвами круглого предмета (1–2 мин).

Белки весело играли,

Шишки зайчикам бросали.

8. Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперёд – бесшумно, на носках (0,5–1 мин).

Испугался воробей

И запрыгал от зверей.

III часть.

Подвижные игры «Пройди, не ошибись», «Резвый мешочек».

Ходьба по рейке гимнастической скамейки, по ребристой доске (0,5–1 мин).

Январь

I часть. Ходьба и бег на носках (1–2 мин). Ходьба по намеченной на полу линии приставлением пятки к носку (1 мин).

Мы на стройку едем дружно,

Посмотреть нам очень нужно,

Как работают машины

Маленькие и большие.

Ходьба на наружных краях стоп (в среднем темпе, до 2–3 мин).

Вот Камаз идет груженый,

Медленно ползет, тяжелый.

Десять тонн песка он тянет,

Не свернет и не застрянет.

Легкий бег на носочках (1–1,5 мин).

А в обратный путь, пустой,

Понесется он стрелой.

II часть. Общеразвивающие упражнения.

1. И. п. – сидя на стуле. Сгибание и разгибание стоп (5 раз по 10 с).

Вот подъемный кран стоит,

Сверху машинист глядит.

2. И. п. – сидя на стуле, одна нога на колене другой. Круговое вращение стопы влево-вправо (5 раз по 10 с).

Кран подъемный принял груз,

Кто внизу стоит, не трусь!

3. И. п. – лежа на спине, руки лежат вдоль туловища ладонями вниз, ноги выпрямлены. Левая нога стопой скользит по правой голени. То же правой стопой по левой голени (8–10 раз).

Транспортер везет на крышу

Доски, гвозди, краски, шифер.

4. И. п. – сидя на стульчике, пальцами ног собрать ткань, лежащую на полу в складку (гармошку) (6–8 раз).

Груз проходит этажи,

Эй, на крыше! Придержи!

5. И. п.  – сидя на стульчике, согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении 5–10 с.

Стоп, машина! Разгружай!

Пассажиров не сажай!

6. И. п. – сидя на стульчике. Сгибание и разгибание ног в коленях с зажатым между стопами  мяч (8 раз).

Быстро роет котлован

Экскаватор-великан.

III часть.

1. Ходьба по рейке гимнастической лестницы, положенной на пол (6–8 раз).

По строительным лесам

Мы поднялись к небесам.

2. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости (1–2 мин).

А теперь пора спускаться

И на землю возвращаться.

3. Ходьба приставным шагом по рейке гимнастической скамейки прямо и боком.

Нас внизу автобус ждет,

Он домой всех отвезет.

Мы на стройке побывали,

Много разного видали.

Подрастем и будем дружно

Строить то, что людям нужно.

Февраль

I часть. Ходьба на наружных сводах стопы. Ходьба на носочках по наклонной плоскости вверх. Массаж стопы.

II часть. Ощеразвивающие упражнения.        

«Матрешки».

1. «Мы веселые матрешки , на ногах у нас сапожки».

И. п. – стоя ноги вместе, руки на пояс. 1 – правую вперед на пятку, 2–3 – покачать носком вправо-влево, 4 – приставляя правую, исходное положение, 5–8 – то же с левой ноги.

«Красные сапожки, резвые ножки».

И. п. – стоя ноги вместе, руки на пояс, 1 – правую вперед – в сторону на пятку, 2 – правую на носок, 3 – правую на пятку, 4 – с притопом приставляя правую, исходное положение, 5–8 – то же с левой ноги.

«Танец каблуков».

И. п.  – стоя ноги вместе, руки на пояс, 1–2 – поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх, 3–4 – поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, руки на пояс.

«Гармошка».

И. п. – стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс, 1 – слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо, 2 – опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь, 3 – слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо, 4 – опуская носок правой и пятку левой на пол, исходное положение, 5–8 – то же, что 1–4, 1–8 – то же, передвигаясь влево.

«Елочка».

И. п. – стоя пятки вместе, носки врозь, руки на поясе, 1 – слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол, 2 – 2 – слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол, 3 – 3–8 – таким образом продолжать передвигаться вправо, 4 – 1–8 – то же влево.

«Присядка».

И. п. – пятки вместе, носки врозь, руки на поясе, 1 – присед на носках, колени в стороны, руки вперед в стороны ладонями вверх, 2 – пятки вместе носки врозь, 3 – правую в сторону на пятку, 4 – приставляя правую, (исходное положение)пятки вместе носки врозь, 5–8 – то же с другой ноги.

«Шаг с припаданием».

И. п. – стоя на правой ноге, левую в сторону – книзу, руки на пояс, 1 – шаг левой в сторану, с носка перекатом на всю стопу в полуприсед, 2 – встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону – книзу, 3–4 – то же, что на счет 1–2, то же в другую сторону.

Игра «Кто быстрее».

Дети стоят в шеренге. По сигналу стараться схватить пальцами ноги скомканную бумагу, допрыгать до намеченной педагогом линии.

III часть. Спокойная ходьба.

Игра малой подвижности «Тик-так».

Март

I часть. Ходьба на носках (в среднем темпе, 1 мин).

Здесь лисичка пробегала

И следы хвостом сметала.

Ходьба на наружных краях стоп (в среднем темпе, 1–15 мин).

А потом прошел медведь –

Любит мишенька шуметь.

Ходьба по канату боком приставным шагом (0,5 мин).

Лучшие качели –

Гибкие лианы,

Это с колыбели

Знают обезьяны.

Легкий бег на носочках (до 1 мин).

Еж тихонько бежал,

Никому он не мешал.

II часть. Общеразвивающие упражнения.

1. И. п. – сесть на пол, руками опереться сзади (на предплечья), положить мяч на пол перед собой, стопы положить на мяч. Сгибая носки и перебирая стопами, подкатить мяч к себе, а затем откатить от себя.

2. И. п. – стоя. Медленные приседания на гимнастической палке с опрой на стул (1 мин).

Лось пришел на водопой

Не боится нас с тобой.

3. И. п. – сидя на стульчике. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков, небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног – поочередно одной и другой ногами (1 мин).

Белки с шишками играли –

И игрушки забирали.

4. И. п. – упор сидя. Согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги. То же другой ногой.

Лиса – чудо, как плясала,

Ножку к ножке приставляла!

5. И. п. – лежа на животе. Согнуть левую ногу, носок на себя. То же с другой ногой (по 3–4 раза).

А змея меняла кожу –

Хочет стать красивой тоже.

6. И. п. – сидя на стульчике. Ноги выпрямить и слегка приподнять. Повороты и вращение стопы с предельно согнутыми пальцами (8–10 раз).

Крокодил на солнце грелся,

Целый день в воде вертелся.

III часть.

1. Балансирование на набивном мяче.

Это не клоуны, а медвежата,

Ох и весёлые в цирке ребята!

2. Опираясь обеими руками о скамейку, перепрыгивать через нее с одной стороны на другую.

3. Подвижная игра «Быстро возьми».

4. Хотьба крадучись с постановкой ноги с носка на всю ступню.

Пантера бесшумно по лесу идёт.

Пантера сегодня добычу найдёт.

Апрель

I часть.

Ходьба на носках, руки на поясе (до 1 мин).

Начиная тренировку,

Журавли ступают ловко.

Ходьба на наружном своде стопы (до 1–1,5 мин).

Мишка важно так шагает,

Набок лапы расставляет.

Ходьба с перекатом с пятки на носок (до 1 мин).

Вышли гуси на прогулку

И идут по переулку.

Ходьба по гимнастической палке прямо и боком (по 30 с).

Муравьи ползут по веткам

И несут покушать деткам.

Легкий бег на носочках (40–50 с).

По узенькой дорожке

Бежали наши ножки.

II часть. Общеразвивающие упражнения.

«Эквилибристы».

Сохранять равновесие, стоя на набивном мяче. Руки в стороны (1 мин).

Мы на шарике стоим

И по сторонам глядим.

«Цыплята».

И. п. – основная стойка, руки на поясе. Присесть на носочках (8–10 раз).

Как цыплята, мы на травке

Ищем зернышка в канавке.

«Лыжные тренировки».

И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Левая нога стопой скользит по правой голени. То же правой стопой по левой голени (8–10 раз).

Вот мы ножки разомнем

И потом в поход пойдем.

«Разминка».

И. п. – сидя на стуле, одна нога на колени другой. Круговое вращение стопы влево, вправо (по 30–40 с, 2 раза).

Дружно стопы мы вращаем

И разминку начинаем.

«Раскатаем тесто».

Катание стопой пластмассового шарика (по 40 с).

Раскатаем тесто ловко,

Словно лепим мы морковку.

«Куры на насесте».

Приседание на гимнастической палке, опираясь на спинку стула (до 1 мин).

На насесте куры спали

И во сне цыпляток звали.

III часть.Подвижные игры.

1. Кто больше поднимет предметов, зажав их пальцами ног (1–1,5 мин).

2. Кто быстрее пальцами ног соберет коврик в складки (по 4–5 раз).

3. «Великаны и гномы» – ходьба на четвереньках (2–3 раза).

4. Ходьба и бег на носочках.

Май

I часть.

Ходьба на носках с высоким подниманием бедра (в среднем темпе, до 1–1,5 мин).

Цапля важно так шагает,

Выше ноги поднимает.

Легкий бег на носках  (до 1 мин).

Ну а ласточка стрелой

Полетела за другой.

Ходьба на наружных краях стоп (в среднем темпе, до 2–2,5 мин).

Утка с боку на бок переваливается,

Ей ходить так очень нравится.

Ходьба по гимнастической палке прямо и боком (до 1 мин).

А весёлые галки ходят по палке –

Туда, сюда, обратно,

Очень им приятно!

II часть.

1. И. п. – сидя на стуле, ноги вместе, согнуты под прямым углом. Поднимая и опуская носки, надавливая при этом пальцами на пол, имитировать подгребание ими песка (6–8 раз).

Цапля землю разгребает,

Червяков там выбирает,

Чтобы птенчиков кормить,

Малых деточек растить.

2. И. п. – упор сидя. Активное  сгибание стопы (по 18–20 раз).

Лебедь лапки разминает,

Лебедят он наставляет:

В небе будете летать,

В речке плавать и нырять.

3. И. п. – упор сидя. Согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги. То же другой ногой (по 6–8 раз).

А вот как журавль танцует,

Словно на коне гарцует.

4. И. п. – лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (30–40 с).

Тренирует утка лапки,

Чтобы плавать без оглядки.

5. Прыжки на месте с небольшим продвижением вперед -  бесшумно на носках (0,5–1 мин).

Испугался воробей

И запрыгал от зверей.

6. Подвижная игра «Кто быстрее».

Дети стоят в шеренге. По сигналу стараются схватить пальцами ног скомканную бумагу и допрыгать до намеченной цели.

III часть.

1. Спокойная ходьба.

2. Игра малой подвижности «Запрещенное движение».

Комплекс ОРУ для профилактики плоскостопия.

Ходьба на пятках, переступая через кубики на полу (0,5 мин).

Вырос в поле урожай.

Поскорее собирай.

Едут детки маленькие

По дорожке ладненькой,

По кочкам, по кочкам,

По пням и пенёчкам.

Лёгкий бег на носочках (0,5 мин).

По дорожке по прямой

Полетели мы стрелой!

Ходьба по гимнастической палке вдоль и поперёк, руки в сторону.

Тут горка, там овраг –

Покороче сделай шаг!

 Общеразвивающие упражнения.

1. И. п. – сидя на стульчике. Катание ногой маленького мяча (по 10–15 с каждой ногой).

2. И. п. – сидя на стульчике. Подтягивание пальцами ног дорожки с грузом весом 500 г (до 2 раз).

Репу дружно все тянули,

Чуть корзину не перевернули.

3. И. п. – сидя на стульчике. Захватывание мяча и других предметов стопами ног и бросание (8–10 раз).

Мы арбузы собирали

И в машину их кидали.

4. И. п. – сидя на стульчике. Захватывание пальцами ног карандашей и перекладывание их с места на место (30–40 с).

Все собрали огурцы,

Вот какие молодцы!

5. И. п. – сидя на стульчике, между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях (6–8 раз).

Помидоры дружно рвали

И по вёдрам рассыпали.

6.  И. п. – сидя на стульчике, согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении (по 5–10 с).

Лук собрали и горох –

Урожай у нас неплох!

Ходьба в колонне по одному.

Комплекс ОРУ для профилактики плоскостопия.

Ходьба на носках с высоким подниманием бедра (в среднем темпе, до 1–1,5 мин).

Цапля важно так шагает,

Выше ноги поднимает.

Легкий бег на носках  (до 1 мин).

Ну а ласточка стрелой

Полетела за другой.

Ходьба на наружных краях стоп (в среднем темпе, до 2–2,5 мин).

Утка с боку на бок переваливается,

Ей ходить так очень нравится.

Ходьба по гимнастической палке прямо и боком (до 1 мин).

А весёлые галки ходят по палке –

Туда, сюда, обратно,

Очень им приятно!

Общеразвивающие упражнения.

1. И. п. – сидя на стуле, ноги вместе, согнуты под прямым углом. Поднимая и опуская носки, надавливая при этом пальцами на пол, имитировать подгребание ими песка (6–8 раз).

Цапля землю разгребает,

Червяков там выбирает,

Чтобы птенчиков кормить,

Малых деточек растить.

2. И. п. – упор сидя. Активное  сгибание стопы (по 18–20 раз).

Лебедь лапки разминает,

Лебедят он наставляет:

В небе будете летать,

В речке плавать и нырять.

3. И. п. – упор сидя. Согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги. То же другой ногой (по 6–8 раз).

А вот как журавль танцует,

Словно на коне гарцует.

4. И. п. – лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (30–40 с).

Тренирует утка лапки,

Чтобы плавать без оглядки.

5. Прыжки на месте с небольшим продвижением вперед -  бесшумно на носках (0,5–1 мин).

Испугался воробей

И запрыгал от зверей.

 Спокойная ходьба.

Комплекс ОРУ для профилактики плоскостопия.

 Ходьба перекатом с пятки на носок, руки на поясе (30–60 с).

Ходьба «гусиным шагом».

Прыжки: ноги врозь, ноги вместе.

Обычная ходьба.

Массаж стопы.

  Общеразвивающие упражнения.

«Утята».

1. «Утята шагают к реке».

И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади.

Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

2. «Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку».

И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. 1–2 – поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп. 3–4 – и. п.

3. «Утята встретили на тропинке гусеницу».

И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. Ползающие движения стоп вперёд и назад с помощью пальцев.

4. «Утка крякает».

И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. 1–2 – отрывая пятки от пола, развести их в стороны (клюв открылся), произнести «кря-кря». 3–4 – вернуться  в исходное положение.

5. «Утята учатся плавать».

И. п. – сидя, руки в упоре сзади,  носки вытянуты. Попеременное сгибание-разгибание левой и правой стоп.

  Спокойная ходьба.


Комплекс ОРУ для профилактики плоскостопия.

Ходьба на носках, руки на поясе (до 1 мин).

Начиная тренировку,

Журавли ступают ловко.

Ходьба на наружном своде стопы (до 1–1,5 мин).

Мишка важно так шагает,

Набок лапы расставляет.

Ходьба с перекатом с пятки на носок (до 1 мин).

Вышли гуси на прогулку

И идут по переулку.

Ходьба по гимнастической палке прямо и боком (по 30 с).

Муравьи ползут по веткам

И несут покушать деткам.

Легкий бег на носочках (40–50 с).

По узенькой дорожке

Бежали наши ножки.

 Общеразвивающие упражнения.

«Эквилибристы».

Сохранять равновесие, стоя на набивном мяче. Руки в стороны (1 мин).

Мы на шарике стоим

И по сторонам глядим.

«Цыплята».

И. п. – основная стойка, руки на поясе. Присесть на носочках (8–10 раз).

Как цыплята, мы на травке

Ищем зернышка в канавке.

«Лыжные тренировки».

И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Левая нога стопой скользит по правой голени. То же правой стопой по левой голени (8–10 раз).

Вот мы ножки разомнем

И потом в поход пойдем.

«Разминка».

И. п. – сидя на стуле, одна нога на колени другой. Круговое вращение стопы влево, вправо (по 30–40 с, 2 раза).

Дружно стопы мы вращаем

И разминку начинаем.

«Раскатаем тесто».

Катание стопой пластмассового шарика (по 40 с).

Раскатаем тесто ловко,

Словно лепим мы морковку.

«Куры на насесте».

Приседание на гимнастической палке, опираясь на спинку стула (до 1 мин).

На насесте куры спали

И во сне цыпляток звали.

Комплекс ОРУ для профилактики плоскостопия.

Ходьба на наружных сводах стопы. Ходьба на носочках по наклонной плоскости вверх. Массаж стопы.

 Ощеразвивающие упражнения.        

«Матрешки».

1. «Мы веселые матрешки , на ногах у нас сапожки».

И. п. – стоя ноги вместе, руки на пояс. 1 – правую вперед на пятку, 2–3 – покачать носком вправо-влево, 4 – приставляя правую, исходное положение, 5–8 – то же с левой ноги.

«Красные сапожки, резвые ножки».

И. п. – стоя ноги вместе, руки на пояс, 1 – правую вперед – в сторону на пятку, 2 – правую на носок, 3 – правую на пятку, 4 – с притопом приставляя правую, исходное положение, 5–8 – то же с левой ноги.

«Танец каблуков».

И. п.  – стоя ноги вместе, руки на пояс, 1–2 – поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх, 3–4 – поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, руки на пояс.

«Гармошка».

И. п. – стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс, 1 – слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо, 2 – опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь, 3 – слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо, 4 – опуская носок правой и пятку левой на пол, исходное положение, 5–8 – то же, что 1–4, 1–8 – то же, передвигаясь влево.

«Елочка».

И. п. – стоя пятки вместе, носки врозь, руки на поясе, 1 – слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол, 2 – 2 – слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол, 3 – 3–8 – таким образом продолжать передвигаться вправо, 4 – 1–8 – то же влево.

«Присядка».

И. п. – пятки вместе, носки врозь, руки на поясе, 1 – присед на носках, колени в стороны, руки вперед в стороны ладонями вверх, 2 – пятки вместе носки врозь, 3 – правую в сторону на пятку, 4 – приставляя правую, (исходное положение)пятки вместе носки врозь, 5–8 – то же с другой ноги.

«Шаг с припаданием».

И. п. – стоя на правой ноге, левую в сторону – книзу, руки на пояс, 1 – шаг левой в сторану, с носка перекатом на всю стопу в полуприсед, 2 – встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону – книзу, 3–4 – то же, что на счет 1–2, то же в другую сторону.

Спокойная ходьба.

Игры по профилактике и коррекции плоскостопия.

1. «Ходьба змейкой». Установить кегли (мячи, кубики и т. п.) в ряд на расстоянии 1 м друг от  друга.  Дети, держась за пояс впереди стоящего, обходят колонной кегли, стараясь их не задеть.

2. «Пройди – не ошибись». Дети проходят по намеченной на полу линии, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. Затем идут обратно, спиной вперёд, ставя носок к пятке.

3. «Резвый мешочек». Играющие становятся в круг. Входящий стоит посередине. Он вращает верёвку с мешочком, наполненным песком. Дети следят за мешочком и при его приближении стараются перепрыгнуть через верёвку. Неперепрыгнувший выбывает из игры.

4. «Зайцы в огороде». Чертится круг. Все дети стоят за ним на расстоянии полушага. Воспитатель назначает одного из играющих водящим, и тот становится внутри круга в любом месте. Дети прыгают через линию в круг. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих, когда они находятся внутри круга. При приближении водящего все возвращаются за линию. Тот из играющих, до кого дотронулся водящий, считается проигравшим. Затем выбирается новый водящий из тех детей, до кого ни разу не смогли дотронуться.

5. «Быстро возьми». Из кубиков образуется круг. Кубиков на два меньше количества играющих. Дети стоят по кругу. Педагог даёт задание: бег (прыжки галопом, поскоки, бег спиной вперёд, прыжки на одной ноге и т. д.). Педагог говорит: «Быстро возьми!». Каждый из играющих должен взять один кубик. Тот, кто остался без предмета, считается проигравшим.

6. «Великаны и гномы». Ходьба в колонне по одному. На сигнал педагога «Великаны!» дети идут на носочках, подняв руки вверх, затем следует обычная ходьба. На следующий сигнал «Гномы!» – ходьба в полуприсяде, и так в чередовании.

7. «Запрещённое движение». В этой игре следует быть очень внимательным: нужно выполнять все показанные воспитателем или ребёнком упражнения за исключением запрещённого.

8. «Полоса препятствий».

О б о р у д о в а н и е. Нашитые на плотную ткань изображения следов с пуговицами посередине. Оборудование расположено по кругу или рядами по залу. Дети выполняют упражнения 2–3 раза поточным способом.

1) Ходьба по верёвке прямо.

2) Прыжки в длину с места.

3) Ходьба по скамейке через кубики (5–6 шт.).

4) Прыжки боком через канат, лежащий на полу.

5) Пролезание в обруч боком.

9. «Кто быстрее?».  Дети стоят в шеренге. По сигналу воспитателя стараются схватить пальцами ноги скомканную бумагу и допрыгать до намеченной линии.

10. «Тик-так».  Дети становятся в круг, они – «цифры». Выбирается водящий, он – «стрелка для часов», ему завязывают глаза, он находится в центре круга. Играющие хором произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом.

ТЕКСТ

Тик-так, тик-так

Мы всегда шагаем так:

Тик-так!

Стрелка, стрелка, покружи,

Час который, покажи.

ДВИЖЕНИЯ

Ходьба на месте.

Шаг влево, шаг вправо (2 раза).

Водящий вытягивает руку вперёд,

поворачивается вокруг себя, после слова «покажи» останавливается.

Тот ребёнок, на которого указывает рука водящего, произносит: «Тик-так». Водящий должен угадать имя говорящего.

11. «Подумай и отгадай».

Цель: развивать музыкальное восприятие и память детей.  

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, собака.

Ход игры. Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучат в любой последовательности мелодии: «Зайчик», «Медведь», «Собака». Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку.

12. «На чём играю?»

Цель: проверить наличие навыка по узнаванию звучания музыкальных инструментов.

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на которых изображены детские музыкальные инструменты, фишки, ширма.

Ход игры. Детям раздают карточки. Ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (за ширмой). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой изображение этого инструмента.

13.  «Море».

Цель:развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, её способности отображать явления окружающей природы.

Игровой материал: три карточки из картона:

– море взволнованное,

– море бушующее,

– море успокаивающееся.

Ход игры. Дети слушают в грамзаписи пьесу «Море» Н. А. Римского-Корсакова, делятся своими впечатлениями и с помощью карточек показывают изменения в изображении образа моря в музыке.

14. «Слушаем музыку».

Цель: выявить знания детей о музыкальных инструментах.

Игровой материал: на планшете изображены лес, поляна (в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться сюжетные картинки «Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке, говорит: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».

Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют её и по просьбе воспитателя вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете.    

15. «Слушаем музыку».

Цель:выявить знания детей о музыкальных произведениях.

Игровой материал: 4–5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), проигрыватель с пластинками.

Ход игры. На столе картинки располагают так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребёнок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку.

16.  «Что делают дети?»

Цель: развивать музыкальную память и внимание детей.

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на которых изображены дети (они поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах).

Ход игры. Детям раздают по одной карточке. Музыкальный руководитель исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в грамзаписи). Тот, кто узнал музыкальное произведение, поднимает карточку.

17.  «Курица и цыплята»

Цель игры: развивать звуковысотный слух детей.

Игровой материал:домик, кукла Маша, металлофон. Всё раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).

Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берёт куклу и говорит: «В этом домике живёт кукла Маша, у неё много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовёт Маша (играет на металлофоне ноту ре 2-й октавы). Дети с цыплятами встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненькими голосами, как цыплята: «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовёт кур – воспитатель играет на металлофоне ноту ре 1-й октаву. Дети кладут фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке: «ко-ко-ко».

Прогнозируемый результат.

   Систематические занятия по данной программе  будут способствовать:

- укреплению мышц стопы и голени,

- формированию свода стопы,

- улучшению осанки,

- развитию мелкой моторики, координации движений,

- общему оздоровлению организма ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипкин, Ю. Г. Массаж и физкультура для детей с различными заболеваниями и нарушениями развития осанки. – Киев, 1993.

2. Дидур, М. Д., Поташник, А. А. Осанка и физическое развитие детей. – СПб.: Речь, 2001.

3. Кудрявцев,В. Т., Егоров, Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. С. – 296.

4. Популярная медицинская энциклопедия / гл. ред. В. И. Покровский – 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – 688 с.

5. Румянцева, Е. А. Необычное плетение: рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста / Е. А. Румянцева. – М.: Дрофа, 2007. – 32 с.

6. Сергеев, И. Профилактика плоскостопия // Дошкольное воспитание. 1985. – № 6. – С. 58–60.

7. Стеркина, Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 6. – С. 2–14.

8. Стеркина, Р. Б., Коркина, Ю. В. Итоги первого заседания Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного оьразования МОПО РФ // Дошкольное воспитание. 1997. – № 10. – С. 2–5.

9. Страковская, В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994. – 288 с.

10. Шарманова, С. Б., Федоров, А. И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: учеб. пособие. – Челябинск: Урал ГАФК, 1999. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...

Программа по дополнительному образованию: "Крепкие ножки"

Программа по дополнительному образованию группы по оздоровлению и профилактике плоскостопия:"Крепкие ножки"...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...

Рабочая программа по дополнительному образованию художественно- эстетической направленности "Мир сенсорики" Возраст обучающихся: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год

   Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...