«Формы организации работы по ранней профориентации»
статья

Ирина Александровна Баширова

Ознакомление дошкольников с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение  для формирования первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Формирование у детей дошкольного возраста  позитивных установок к труду предусматривает развитие экономического сознания, что немаловажно на современном этапе.

Важнейшей составляющей процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_formy_raboty.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ДО «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА « ЛАДА»

Д/С № 179 «ПОДСНЕЖНИК» г.о. ТОЛЬЯТТИ

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ»

Подготовила воспитатель

Баширова И.А.

2020 – 2021 уч. год

Ознакомление дошкольников с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение  для формирования первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Формирование у детей дошкольного возраста  позитивных установок к труду предусматривает развитие экономического сознания, что немаловажно на современном этапе.

        Важнейшей составляющей процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.

Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на  выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

          Работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям: информирование – передача сведений, диагностика – оценка индивидуальных особенностей, создание образовательных ситуаций.

Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана:

- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребёнка эмоционально – положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

В настоящее время мы, педагоги, внедряем в практику работы с детьми – дошкольниками новые формы работы по ознакомлению детей с миром профессий.

Одним из новых подходов при ознакомлении старших дошкольников с профессиями взрослых является промышленный туризм. Промышленный туризм – это организация экскурсий на действующие промышленные предприятия города Тольятти: ПАО «АвтоВАЗ», АО «Тольяттихлеб», СХАО «Овощевод». Посещение предприятия позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных и традиционных технологиях, заглянуть в мир «живого» производства. Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения.

Как известно, интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастает, если они смогут принять в нём хотя бы небольшое участие. Мы стараемся вовлекать детей в производимый взрослым трудовой процесс, дать им посильные поручения. При этом мы считаем немаловажным тщательно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.

Во время экскурсии мы рассказываем о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возвращению в группу с детьми обязательно обсуждаем увиденное, проводим рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?».

Применение информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) в ранней профориентации дошкольников имеет огромное значение, так как ИКТ – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования. В связи с этим мы часто используем виртуальную экскурсию на производства и предприятия. Преимуществами виртуальных экскурсий является доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.

В практической деятельности с детьми нашей группы мы использовали следующие формы проведения виртуальных экскурсий:

  1. Мультимедийные презентации и веб-квесты с помощью программы PowerPoint («Где рождается автомобиль?», «Хлеб всему голова», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», и т.д.);
  2. Видеоэкскурсии (экскурсия «Космодром», «Подводный мир», «Эковоз», «Где делают бумагу?», «Как создаётся книга, газета?» и т.д.);
  3. Интерактивное общение с помощью программу Skype позволило расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению игровой деятельности старших дошкольников в процессе знакомства с профессиями. У детей появилась возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей (проект «Я у мамы (папы) на работе»).

Развивающее взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками является основной дидактической технологией ФГОС ДО. Ребёнок – дошкольник – человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота игры». Не менее интересной формой организации совместной деятельности по ранней профориентации дошкольников является квест-игра. В квесте всегда предполагается задание, в котором необходимо что – то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. Дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки, выполняя двигательные или творческо – ориентированные коллективные задания. При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Всё это характеризует игру- квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющий в себе различные виды двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкальной деятельностей.

В работе с дошкольниками мы стараемся свести к минимуму классические формы занятий, погружаясь всё больше в освоение игровых технологий. Огромным плюсом в проведении такого мероприятия, как квест - игра,  является совместная работа всех ведущих специалистов детского сада как единой команды (воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель)

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной деятельности. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания  с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Каждый ребёнок имеет возможность проявить себя, почувствовать себя нужным, значимым, учит быть уверенным в своих силах.

Работа над проектами позволила нашим воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определённых профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, сформировала умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах и явлениях и решать проблемные ситуации.

Например, при работе над проектом по ознакомлению дошкольников с профессиями людей близкого социального окружения , мы использовали модель трёх вопросов:

- Кем работают родители и что ты знаешь об их профессиях?

- Что нам сделать, чтобы это узнать?

- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Основной этап проекта предполагал проведение тематических занятий («Страна профессий», «Что чем делают», «Кем я стану» и т.д.), бесед («Кто работает в банке», «Предметы и иструменты, нужные людям разных профессий» и т.д.), дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о труде.

Насыщенная, чётко спланированная совместная деятельность детей и взрослых эффективно отражается на качестве самостоятельной деятельности детей, как групповой, так и индивидуальной. Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых организовывалась по следующим видам и формам::

-   игры (сюжетно – ролевые, дидактические, театрализованные);

- продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, лепка, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);

-  выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);

-  экспериментирование.

         Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями.  В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий. Проводились «Встречи с человеком интересной профессии», «Тематические досуги», «Мастер – классы : опыт поколений».

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО

Ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями осуществляется не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс/...

ФОТООТЧЕТ организация работы по ранней профориентации дошкольников в детской игровой комнате «ГОРОД ПРОФЕССИЙ»

ФОТООТЧЕТ организация работы по ранней профориентации дошкольников в детской игровой комнате «ГОРОД ПРОФЕССИЙ»...

Консультация для воспитателей "Организация работы по ранней профориентации детей младшего и среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Консультация для воспитателей "Организация работы по ранней профориентации детей младшего и среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"...

Организация работы по ранней профориентации дошкольников

В материале акцентируется актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста, необходимость их социализации к условиям дошкольного образовательного учреждения  и дальнейшей адаптации в...

«Организация работы по ранней профориентации дошкольников посредством промышленного туризма»

В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. Очевидна по...

Опыт работы по теме: Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помо...