Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО
методическая разработка
Ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями осуществляется не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profor.docx | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО.
С 2016 г. ранняя профориентация детей дошкольного возраста стала инновационным направлением работы МАДОУ детский сад № 65, на основании приказа министерства образования Саратовской области от 22.04.2016 г. № 1454 «Об организации инновационной деятельности в образовательных организациях Саратовской области».
В практике МАДОУ детский сад № 65 накоплена определенная совокупность форм и методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Зная психологические и индивидуальные особенности ребенка в детском возрасте, мы стараемся спрогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы расширяем выбор ребенка, давая ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Наши педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде занимают одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.
Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями осуществляется не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.
Цель: выстраивание в образовательном учреждении целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации детей.
Задачи:
1. Дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях.
2. Сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.
3. Предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задача | Показатель результативности на конец года |
Дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях | Расширение представлений детей о профессиях: результат педагогической диагностики воспитанников старших и подготовительных к школе групп, образовательная область «Познавательное развитие» - 92% |
Сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру | Проявление интереса детей к разновидностям профессий |
Предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности | Участие в конкурсах различного уровня, организация совместных мероприятий для детей и взрослых |
В МАДОУ детский сад № 65 работает сплоченный коллектив единомышленников, отличительными чертами которого являются профессионализм и заинтересованность в результатах своего труда. Всего педагогов – 27 человек, инновационную деятельность осуществляют 16 человек: заведующий, заместитель заведующего по воспитательно – образовательной работе, старший воспитатель, 4 специалиста и 9 воспитателей. Высшую квалификационную категорию имеют – 8 педагогов, 6 педагогов - первую квалификационную категорию.
С 2016 года педагогический коллектив МАДОУ детский сад № 65 активно осуществляет инновационную деятельность, в результате чего созданы условия, обеспечивающие профессиональный и личностный рост.
Повышение квалификации в соответствии с ФГОС ДО прошли все педагоги МАДОУ детский сад № 65 – 100 %.
Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Для этого налажено сетевое взаимодействие и сотрудничество с: МАОУ СОШ № 27, МАУ «УСК «Форум», «Станция юных техников», Ледовый дворец «Кристалл», пожарная часть № 22, Городская центральная библиотека, Балаковский театр юного зрителя.
Описание методов, форм и средств обучения
Наиболее действенными методами и средствами обучения для повышения эффективности считаем нестандартные формы занятий: занятие – сказка, путешествие, спектакль, викторина, игра.
Для ознакомления детей с трудом взрослых применяем следующие методы обучения:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно - бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации). В практической деятельности все методы применяем не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Выявленные затруднения и проблемы, возникающие в процессе осуществления инновационной деятельности и их решение.
Выявленные затруднения | Пути решения выявленных затруднений |
Низкая степень охвата участия социальных партнеров | Проведение в начале года рекламной акции по информированию потенциальных партнеров, с целью убеждения, привлечения к принятию участия в запланированных мероприятиях, с привлечением СМИ, возможностей интернета |
Отсутствие курсов повышения квалификации подготовки кадров для системы сопровождения профессионального самоопределения дошкольников | Работа по самообразованию, посещение семинаров, вебинаров, конференций и т.д. |
На 1-ом году реализации инновационной программы «Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в работе по ранней профориентации» было проведено анкетирование родителей по теме: «Первые шаги в профориентации ребенка в детском саду» (12.09.2016 г.), «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии» (10.10.2016 г.).
16.01.2017 г. протестировали воспитанников на тему: «Кем может стать ребенок в будущем?».
13.09.2018 г., 25.05.2018 г. на 2-ом году реализации инновационной программы «Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в работе по ранней профориентации» было также проведено анкетирование педагогов. По итогам анкетирования сделали вывод: в настоящее время в ДОО целенаправленно осуществляется работа по ранней профориентации детей, возможности воспитанников к освоению опыта трудовой деятельности реализуются в полной мере, отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
С 2016 г. все проводимые мероприятия по профориентации прослеживаются на странице сайта МАДОУ детский сад № 65.
В фойе детского сада оформили стенд «Профориентация детей дошкольного возраста», на стенде «Вернисаж» организовываем выставки рисунков детей и родителей.
С целью выявления опыта применения новых форм образовательной деятельности, в области профориентационной работы в детском саду проводили семинары – практикумы: «Особенности профориентационной работы в детском саду», «Развитие профориентации детей через сюжетно-ролевые игры».
С целью получения знаний детей о профессиях членов семьи провели конкурс мини - рассказов «Профессии моей семьи» среди воспитанников старших и подготовительных к школе групп МАДОУ детский сад № 65. Гостями конкурса были ученики МАОУ СОШ № 27 – бывшие воспитанники МАДОУ детский сад № 65.
С целью оказания профориентационной поддержки детей старшего дошкольного возраста организовали конкурс чтецов «Профессии, которые мы выбираем».
14.03.2018 г. организовали региональный семинар-практикум по теме: «Организация работы ДОУ по реализации региональной инновационной программы по теме: «Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в работе по ранней профориентации». Данный семинар посетили педагоги из городов: Ершов, Энгельс, Пугачев, Саратов.
Для того, чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, создали определенную развивающую предметно – пространственную среду, выстроенную с ориентировкой на знакомство с профессиональной деятельностью человека:
- организовали уголки по профориентации;
- приобрели и сделали своими руками тематические плакаты;
- изготовили совместно с родителями бизиборды;
- пополнили библиотеку подборкой книг о профессиях, пословицами и поговорками о труде, загадками, скороговорками, считалками, стихами о профессиях и орудиях труда; стихами для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминутками;
- подобрали дидактические, развивающие, настольно — печатные игры, игры с предметами, демонстрационный материал;
- сделали подборку мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»;
- периодически совершаем виртуальные экскурсии.
В своей работе педагоги МАДОУ детский сад № 65 активно используют интерактивную доску.
Силами детей и родителей оформили «Древо семьи» по профессиям, изготовлены книжки – малышки, подобраны и распечатаны раскраски.
Сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. В феврале 2018 г. в МАДОУ детский сад № 65 прошел марафон сюжетно – ролевых игр.
Основной вывод об эффективности инновационной деятельности, целесообразности продолжения реализации проекта, перспектив и направлений дальнейших исследований.
Выводом об эффективной инновационной деятельности в МАДОУ детский сад № 65 является то, что:
1. Выросла заинтересованность родителей (законных представителей) в результате деятельности региональной инновационной площадки.
2. Педагоги уверены, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
3. Ежегодное увеличение воспитанников в МАДОУ детский сад № 65, что доказывает высокий уровень создания комфортных условий в детском саду.
Считаем, что необходимо продолжить инновационную деятельность в МАДОУ детский сад № 65, так как раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме.
Перспективы на развитие профориентационной работы в МАДОУ детский сад № 65:
- вести активную пропаганду работы ДОУ по ранней профориентации - поддерживать имидж дошкольного работника;
- совершенствовать профориентационную работу в детском саду с использованием современных педагогических технологий;
- продолжать вовлекать родителей в совместную с ДОУ работу по ранней профориентации воспитанников.
Мы уверены, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела. Мы уверены, что именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метеостанция - как эффективное средство для ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС.
Наша переносная метеостанция имеет свое оригинальное оборудование необходимое для наблюдения за погодой. Метеорологические приборы, красиво оформлены и объединены в переносную метеостанцию.Мы ис...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС ДО с учетом регионального компонента»
Рабочая программа...
Консультация для воспитателей на тему: «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС»
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...
Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС»
Консультация для воспитателей«Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС»...
Опыт работы по теме: Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помо...