О преимуществах технологии игрового сотрудничества со старшими дошкольниками в процессе приобщения к музыкально-ритмическим движениям.
статья (старшая группа) на тему
В статье рассматриваются важность и эффективность применения в практике музыкального воспитания старших дошкольников инновационной педагогической технологии игрового сотрудничества с педагогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryahlova_t.v._-_statya.doc | 52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УДК 372.3
Т.В. Ряхлова
МБДОУ № 95 г. Нижний Новгород,
Российская Федерация
О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ
Развитие ребенка в музыкально-ритмической деятельности – это процесс, в котором соединяются воедино физическое и умственное, эмоциональное и интеллектуальное, общечеловеческое и специфически художественное, личное и общественное. Все эти аспекты являются прекрасными предпосылками гармоничного развития ребенка. ФГОС как раз ставят перед педагогами задачи формирования общей культуры детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств в условиях личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей.
Деятельность музыкального руководителя – это процесс решения важных профессиональных задач. Выбранные педагогом методы в значительной степени характеризуют его систему работы, а также свидетельствуют о его индивидуальности и инновационно-творческом подходе к работе с детьми. Довольно широко распространены среди педагогов ДОУ и пользуются заслуженным авторитетом игровая технология и педагогическая технология сотрудничества. Методологическую базу современной психологии и педагогики по вопросу педагогического сотрудничества, а также связи музыки и движения заложили Л.С. Выготский [4], А.В. Запорожец [5], Б.М. Теплов [10]. М.И. Лисина [6] изучала возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей до 7 лет, разработала принципы их общения. Тему сотрудничества детей и взрослых изучали Р.С. Буре и Л.Ф. Островская [2], Н.Я. Михайленко [7], Е.О. Смирнова [9]. Обоснованием игровой деятельности как ведущей для детей дошкольного возраста занимались Л.С. Выготский [4], А.В. Запорожец [5], Д.Б. Эльконин [12], а также Н.Я. Михайленко [7], А.П. Усова [11].
Нам представляется важным и интересным попытаться объединить в практике музыкального воспитания эти две технологии, так как каждая из них чрезвычайно эффективна в применении для детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, их органичный синтез будет максимально результативен и обеспечит гармоничное и индивидуально-личностное развитие каждого ребенка. В основе такой педагогической технологии – игровые методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям, а взаимодействие участников музыкально-образовательного процесса носит характер сотрудничества. Дети дошкольного возраста отличаются большой пластичностью и податливостью, они легко перенимают то, что им показывают. Профессор Е. Аркин отмечал, что «нет ничего легче, чем дрессировать ребенка, и в этом заключается великий соблазн и величайшая опасность для развития детской индивидуальности» [1, 53]. В сотрудничестве детей и педагога важно равновесие между самостоятельностью детей и тактичной помощью в обучении их определенным способам деятельности. Безусловно, имеют большое значение мотивация воспитанников к обучению и творчеству, а также обеспечение эмоционального благополучия и психологического комфорта. Игра - идеальный инструмент для решения таких педагогических задач.
Следует отметить, что ни одна известная на сегодня классификация методов воспитания не выделяет в особую группу методы сотрудничества детей и взрослых. С этой точки зрения мы ставим перед собой задачу скорректировать существующую типологию методов воспитания. Итак, предложим свой вариант классификации методов и приемов, точнее, той ее части, которая относится к игровым приемам и методам сотрудничества.
Игровые приёмы:
- Игры-превращения
- Игры-соревнования
- Игры-имитации
- Игры-подражания
- Игры-композиции
- Игры-инсценировки
- Игры ролевые, ситуативные
- Игропластика
- Пальчиковые игры
- Прятанье-поиск
- Действия с игрушками
- Игры на координацию движений и пластику рук
- Сюрпризные моменты
Методы сотрудничества:
- Поддержка и одобрение
- Создание ситуации успеха
- Выстраивание перспектив
- Метод открытого диалога
- Метод свободного выбора
- Метод комплексного анализа и оценки
- Самоанализа и самооценки
- Метод импровизации
Позиция педагога-музыканта в таком взаимодействии субъектов педагогического процесса – позиция «играющего партнера», что предполагает активную ориентировку ребенка на взрослого как на источник социального опыта, нравственных норм поведения, умений и знаний. Умелое сочетание предложенных методов и приемов, возможные дополнения, совершенствование в сторону отбора, многообразия, сочетаемости компонентов при единстве подходов и целевых установок – все это, безусловно, повысит результативность работы музыкального руководителя в области обучения детей музыкально-ритмическим движениям и обеспечит качество освоения детьми этого вида музыкальной деятельности.
Следует отметить, что взаимодействие всех участников образовательно-воспитательного процесса в ДОУ: и педагогов, и детей, и родителей – в контексте предложенной педагогической технологии также должно носить характер сотрудничества.
Список использованной литературы:
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы, под ред. Запорожца А.В. и Эльконина Д.Б. М.: Просвещение, 1968. 446 с.
- Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М.: Просвещение, 1985. 143 с.
- Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания дошкольников в детском саду. М.: «Просвещение», 1989. 270 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
- Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях // В сб.: Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: Педагогика,1978. С. 3 – 7.
- Лисина М. И. Формирование личности ребёнка в общении. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.klex.ru/7yk (дата обращения: 22.07.2015).
- Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком. М.: Педагогика, 1990. 160 с.
- Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников, М.: Академия,1998. 240 с.
- Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2006. 336 с.
- Теплов Б. М. Избранные труды. — М.: Педагогика, 1985. (тт. 1—2).
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение. 1976. 96 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с.
© Т.В. Ряхлова. 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»
В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...
Технология обучения творческому рассказыванию старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
Творческие задания стимулируют развитие воображения и фантазии, средств выразительности передачи образа, вызывают строй разнообразных чувств....
«Развитие сотрудничества у старших дошкольников в процессе пения».
Городское методическое объединение музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций города Нижневартовска....
Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края»
данный проект расчитан на старшую и подготовительную группы. патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края....
ПЕДАГОГИЧЕСКИ ПРОЕКТ Персонализация образовательной деятельности через развития сотрудничества у старших дошкольников в процессе пения
Персонализация образовательной деятельности через развития сотрудничества у старших дошкольников в процессе пения...
Интеграция педагогических технологий в проектной деятельности старших дошкольников в процессе ознакомления с этнокультурой Урала
Материал представляет собой сообщение из опыта работы воспитателей дошкольного учреждения, в котором обосновано включение в проектную деятельность дошкольников педагогических технологий: сюжетос...
Познавательно – речевое развитие старших дошкольников в процессе приобщения к культуре, истории и природе родного края.
. Работа направлена на то, чтобы зажечь искорку любви и интереса к жизни народов родного края в разное историческое время, к его истории и культуре, природе родного края, а также созданию воспит...