Семинар - практикум для воспитателей "Научите детей любить природу"
учебно-методический материал
Семинар - практикум для воспитателей "Научите детей любить природу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_seminara_-_praktimuma_nauchite_detey_lyubit_prirodu_2022.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Школа № 1161 корпус № 6
Семинар-практикум для воспитателей
«Научите детей любить природу»
Выполнили воспитатели:
Гайдукова Мария Александровна
Сычева Юлия Анатольевна
Москва 2022
Семинар-практикум для воспитателей
«Научите детей любить природу».
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.
Задачи.
- Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
- Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
- Развивать познавательный интерес у педагогов;
- Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
План семинара-практикума.
- Экологический тренинг для педагогов.
- Разминка.
- Блиц – конкурс.
- Экологический кроссворд.
- Хитрые вопросы
- Игра «Отгадай цветы»
- «Лесные загадки»
- Музыкальный конкурс.
- Заключение.
.
Ход семинара.
Ведущий: - Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем для вас семинар-практикум на тему «Научите детей любить природу».
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.
Третья задача – формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.
Разминка.
- И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (Ответы педагогов).
«Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
- Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
- Назовите цели и задачи экологического воспитания. (Дать детям знания, научить их любить и беречь природу;
Одна из главных задач работы педагога - формирование экологической культуры, осознанного и ответственного отношения к природе.)
- Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
(Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного, свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой).
- Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.) - Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.) - Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; элементарные опыты; моделирование.) - Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы) - Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
- Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. (Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, центре природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).
Ведущий: - Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.
И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.
Ведущий: - Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
- - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- - Уж на дороге греется – (перед дождем).
- - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
- - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
- - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
- - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
- - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
- - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
- - Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
- - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
- - Ворона кричит зимой – (к метели).
- - Лягушки квакают – (к дождю).
- - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
- - Около луны звезда народилась – (к потеплению).
Ведущий: - Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?
Ведущий: - Давайте взглянем и подумаем, что обозначают эти знаки?
Ведущий: - А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд.
1. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо).
2. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу. (листок).
3. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (Вода).
4. Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (Солнце).
5. Колос золотится, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (Лето).
6. Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (Снегирь).
7. Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (Родник).
8. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (Ноябрь).
Хитрые вопросы.
- У кого больше лап – у лисы или у белки?
- Сколько у двух зайцев ушей? (4), хвостов?(2), лап?(8)
- Кого (чего) больше: зайцев или заячьих ушей? (ушей)
- Кто больше зайчиха или зайчонок, медвежонок или медведица?
- Сколько хвостов у пяти волков? (5)
- Сколько ушей у 4 мышей? (8)
Игра «Отгадай цветы».
Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом. Да, вот беда, буквы в словах перемешались. Подумайте и отгадайте названия цветов.
АКМ (МАК)
ПАНТЮЛЬ (ТЮЛЬПАН)
ЦИССНАР (НАРЦИСС)
ОНПИ (ПИОН)
ШКАРОМА (РОМАШКА)
ЗАРО (РОЗА)
ЛИЯЛИ (ЛИЛИЯ)
ДЫШЛАН (ЛАНДЫШ)
«Лесные загадки».
- Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы)
- Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы)
- Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери)
- Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка)
- Кто путешествует по воздуху на ниточке? (Паук)
- У кого на сучке кладовочка? (Белка)
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
Музыкальный конкурс.
Ведущий: - А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса “Лебедь”). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь).
Ведущий: - Лебедь - это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.
Ведущий: - Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (Педагоги выполняют задание).
Заключение.
Ведущий: - На этом наш семинар-практикум подошел к концу, мы надеемся, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаем вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарим вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практикум для педагогов "учим детей любоваться природой"
развитие наблюдательности у воспитанников в процессе совместной деятельности...
Семинар-практикум для педагогов "Дети с СДВГ или неудобные дети"
раскрыть особенности гиперактивного ребёнка, выработать эффективные приёмы взаимодействия с гиперактивными детьми...
Семинар-практикум для воспитателей «Научите детей любить природу».
Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе р...
семинар-практикум «Методы ознакомления дошкольников с природой»
Всесторонее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них - ознакомление с природой....
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей на тему: «Учим детей любить природу»
Консультация...
Семинар-практикум для педагогов "Играя, изучаем природу родного края"
Конкурсы, игры, задания про родной край...
Родительское собрание (семинар-практикум) по теме "Раскрываем секреты природы вместе"
Ориентировано на организацию родителями опытно-экспериментальной деяельности со своими детьми дома и на прогулках...