Проект по подготовке дошкольников к школе "По ступенькам в первый класс" для подготовительной группы на 2023-2024 учебный год
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проект по подготовке дошкольников к школе
"По ступенькам в первый класс"
Данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителей, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.
Сроки реализации: сентябрь- май 2023-2024 учебного года
Вид проекта: познавательно – творческий
Возраст детей: подготовительная группа
Участники проекта: педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.
2. Небольшой уровень готовности детей к обучению в школе.
3. Незаконченный психологический портрет реального первоклассника.
Цель: формирование положительного представления о школе и о школьной жизни у старших дошкольников и родителей.
Задачи:
- формировать мотивацию и интереса к процессу обучения в школе;
- создать развивающую предметно-пространственную среду, необходимую для ознакомления детей со школой;
- способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;
- снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
- повысить родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки.
Актуальность проекта: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов,
К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».
Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Таким образом, все это может быть отражено именно в долгосрочном проекте « Скоро в школу». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов образовательной деятельности, бесед и т.д.);
- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
- сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов.
Основной этап. Реализация проекта:
В начале проекта проводится обследование детей.
Форма обследования: индивидуальная
В ходе реализации проекта задачи решаются в процессе:
1. Образовательной деятельности с детьми.
2. Совместной деятельности ребенка с взрослыми.
3. Самостоятельной деятельности детей.
4 Активной работы с родителями.
1. Образовательная деятельность с детьми:
• Ознакомление с окружающим
«Экскурсия в общеобразовательную школу» (посещение музея, знакомство с учителем, просмотр презентаций, исследовательская деятельность) «Что такое школа?», «Школьные профессии» и т.д.
- Занятие по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Скоро в школу нам шагать – что там будем изучать?»
• Развитие речи:
- «Почему я хочу учиться в школе!» (монологический рассказ),
- «Басни учат!»
- «Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ)
- Дидактические игры на развитие речи и т.д.
• Лепка: «Лепим буквы», «Мы школьники!»
• Рисование: «Я в школе!» (диагностическое, в начале и конце проекта)
«Кем я хочу быть!», «Мой будущий портфель»
• Социальный мир: «Кто такие первоклассники?», экскурсия в школу, в библиотеку, цикл обучений «Начало мудрости» (анализ и заучивание пословиц, рассказов, сказок, притч), знакомство с понятиями «честность, трудолюбие, ответственность, учение, милосердие» и т.д.
• Математика:
- «Работа в тетради в клеточку»,
- Математическая викторина (скороговорки и пословицы о цифрах, замысловатые вопросы)
- Цикл игровых занимательных занятий, математических головоломок и т.д.
• Индивидуальные занятия с педагогом логопедом.
2. Совместная деятельность ребенка с взрослыми
• Общение «Я в школе!», «Моя первая учительница!», «Каким я буду первоклассником?»;
• Беседа «Школьная форма», «Какие предметы помощники в школе?»,
• «Я хочу играть!», «Правила поведения со сверстниками», «Школа прошлого и настоящего»
Ручной труд
- «Закладки для книг», «Книжки – малышки», «Тетради», «Стаканчики для карандашей» (оригами);\
- Чтение художественной литературы.
- Развивающие игры по обогащению словаря, грамматике, логике, развитию внимания и памяти:
- «Составим цифры из счётных палочек»,
- «Диктанты по клеточкам»,
- «Штриховка», «Тушевка»,
- «Встреча с ученицей школы»
- «Просмотр мультфильмов на школьную тему»
- «Мультимедийные презентации о школе»
- Час загадок и ребусов о школе
- Подвижные игры «Кто скорее соберёт портфель?»,
- «Игровая переменка»
3. Самостоятельная деятельность детей
- Сюжетно ролевая игра «Школьная жизнь», «Школьная библиотека», «Урок физкультуры», «Урок математики» (рисования…);
- Режиссерские игры « Школьная переменка», «Наш класс»
- Художественное творчество на тему, персональные выставки.
4. Активная работа с родителями
- Встреча с учителем - Презентация «Как подготовить ребенка к школьному обучению?»;
- Памятка «Психологическая готовность ребенка к школе!»
- Памятка «Социальная готовность ребенка к школе»
- Консультация «Как привить любовь к книге?»
- Консультация «Компьютер: польза или вред?» и т.д.
- Консультация логопеда.
- Папка «Скоро в школу?», «Модель выпускника!»
- Папка «Развивающие игры по развитию речи»
- Памятка «Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет!»
- Мотивация ребенка к обучению в школе.
- Родительское собрание « Готовность к школе родителей и детей!»
- Консультация логопеда по подготовке к школе.
- Практические занятия с детьми
В конце проекта провести повторное обследование детей. Форма обследования та же: индивидуальная, групповая.
Организовать для родителей фотовыставку – отчёт: «Мы хотим в школу!», где можно увидеть проделанную работу по проекту.
Заключительный этап.
- Презентация проекта, распространение опыта проектной деятельности;
Ожидаемый результат:
- у детей сформирована мотивационная готовность к школе;
- повышение компетентности родителей в вопросах предшкольной подготовки;
- благоприятное течение адаптационного школьного периода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам проведенного психодиагностического исследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2013-2014 учебного года.
Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2013-2014 учебного года....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/18/picture-831946-1479442054.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/18/picture-831946-1479442054.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/19/picture-703460-1582102288.jpg)
Познавательно-исследовательский долгосрочный проект «Формирование у дошкольников навыков работы в программе Paint» (для детей подготовительной группы)
В современном обществе компьютеры применяются практически во всех сферах деятельности человека: от простейших расчетов стоимости покупки на кассовых аппаратах в магазине до сложнейших расчетов траекто...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-706177-1447232937.png)
Родительское собрание в подготовительной группе на начало учебного года «Подготовка детей к школе»
Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в про...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-841243-1478013402.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет Срок реализации: 1год Направленность: социально - гуманитарная МБ ДОУ «Детский сад № 12» на 2022-2023 учебный год
Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально- гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/27/picture-1121929-1698432315.jpg)
Проект «Познавательное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича в подготовительной группе»
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный, коллективный. Продолжительность проекта: краткосрочный, реализуется в течение 3 месяцев (декабрь 2022 - февраль 2023)....