Технология ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
проект (старшая группа)

Калиничева Виктория Александровна

Проект по Исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_sunduka.docx518.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 г. Починка

Проект

C:\Users\555\Desktop\Музейная педагогика\img2.jpg

Воспитатель: Калиничева Виктория        Александровна

2022 – 2023 гг.

Пояснительная записка

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Но это взрослые. А как же сделать так, чтоб заинтересовать к истории русского народа подрастающее поколение ? А вот, как…                                                                                                                  

Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку.                                                                                                                                         Сегодня русские народные тряпичные куклы-обереги переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству. Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Очевидно в том, что она никогда не бывает холодной.

Новизна:  Проект «Секреты бабушкиного сундука» – призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. «Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции».

Актуальность проекта:  Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.

Цель проекта: Формирование у детей  интереса к истории и культуре русского   народа, через образ традиционной народной тряпичной куклы.  

Задачи:

  1. Познакомить с историей возникновения народной куклы;
  2. Развивать познавательную и творческую активность, через разные формы работы: ООД, развлечения, беседы, продуктивную деятельность.
  3. Обучить технологии изготовления народных кукол.
  4. Обогащение активного словаря ребёнка, через знакомство с народной куклой.
  5. Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям, через народную куклу.

Продолжительность проекта: 4 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь).

      Вид проекта: познавательно-исследовательский.

      Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

     Предполагаемые результаты:  ДЕТИ

  • повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
  • дети получат знания об истории возникновения и назначении традиционной  русской куклы;
  • дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;
  • овладеют технологией изготовления тряпичных кукол.

                                                             ВОСПИТАТЕЛИ

  • появится тесный контакт с родителями воспитанников;
  • повысится статус группы;
  • пополнится предметно — развивающая среда;
  • разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении; организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.

                                                             

                                                               РОДИТЕЛИ

  • родители станут активными помощниками в жизни группы;
  • у родителей повысится уровень знаний, через продуктивную деятельность;
  • отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

  1. Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).
  2. Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.).
  3. Разработка плана по реализации проекта.

       Основной этап

  1. Рассматривание иллюстраций, альбомов «Русская изба» (знакомство с бытом русского народа).
  2. Беседы: «История возникновения тряпичной куклы» «Как выглядели куклы раньше» «Почему у народной куклы нет лица» «Игрушки наших прапрабабушек».
  3. Знакомство с историей кукол «Крупеничка»«Кубышка – травница»«Пеленашка»«День и Ночь»«Мартинички»«Кувадка».
  4. Оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы-обереги»«Куклы в русских народных играх и обрядах»
  5. Продуктивная деятельность детей (изготовление кукол «Пеленашка»«Кувадка»).
  6. Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).

      Работа с родителями:

  1. Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»«Мудрые игрушки наших предков»«Тряпичная кукла в развитии творчества детей».
  2. Сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата и т.д.).
  3. Мастер – класс «Изготовление куклы».
  4. Презентация кукол, изготовленных совместно с детьми.

     

               Заключительный этап

        В итоге выполнения проекта достигнуто (будет) следующее:

  • была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды
  • освоена технология выполнения куклы-оберега
  • изготовлены образцы кукол
  • проведен мастер-класс по изготовлению оберега -куклы.
  • оформлена выставка совместных работ детей и родителей «Куклы-обереги».

План реализации проекта

Образовательные области программы  «Познавательное развитие», «Социально-       коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Виды деятельности:

Рассматривание иллюстраций «Русская изба».                                                     Беседы: «Быт русского народа»«Праздники на Руси»«Чем играли наши бабушки»«Зачем нашим предкам были нужны куклы».                                  Составление творческих рассказов «Что мы знаем о русской избе». ООД: «Путешествие в прошлое куклы»«Куклы наших бабушек»«Тряпичные куклы обереги».                                                                                                             Занятия – эксперименты: «Какие бывают виды тканей»«Из какого материала легче сделать куклу».                                                                                         Д/игры: «Угадай на ощупь, что внутри куклы»«Одень куклу»«Народные промыслы»«Что бывает из соломы, дерева, ткани».                                         Просмотр презентаций «Праздники на Руси»«Обрядовые куклы»«Мир кукол наших предков», «Как жили люди на Руси»«Откройте бабушкин сундук, и вы увидите, что тут».                                                                                                                Сюжетно – ролевые игры: «Крестьянская семья»«Дом»«У бабушки в гостях».     Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах»; «Обереговые куклы».                                                                                    Чтение: М.А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек». Стихи о матрешке, куклах В. Приходько,, Т. Ладонщиков. Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа  «Коляда. Коляда!»«Как на Масляной неделе…»«Масленица, Масленица».                                                         Рисование: «Кукла моей бабушки».                                                                     Аппликация: «Украсим кукле фартук».                                                              Лепка: «Игрушки моей бабушки».                                                       Развлечение: «День рождения куклы».                                                          Хороводы: «Как пошли наши подружки»«Со  вьюном я хожу».                          Подвижные игры: «Ручеек»«Карусель»; «Гори, гори, ясно».

Заключение

Нам удалось сделать все, что мы задумали, мы провели исследование о секретах бабушкиного сундука и раскрыли один из них — это тряпичные куклы-обереги, и они у нас получились. В результате работы над проектом реализовались поставленные задачи. Вместе с детьми мы выяснили, что в бабушкином сундуке хранились тряпичные куклы, как один из древнейших видов декоративно — прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которые были показаны. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.                                                                                                                               Родители воспитанников с огромным желанием приняли участие в проекте, заинтересовались назначением и разнообразием тряпичных кукол  и  выразили желание изготовить кукол для выставки, которые в дальнейшем презентовали нашей группе.                          

                                           Итоговый продукт:

  1. Изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды.
  2. Собрана информация о содержании «Бабушкиного сундука» и что в нем хранилось.
  3. Освоена технология выполнения тряпичных кукол-оберегов  с детьми.
  4. Изготовлены образцы тряпичных кукол родителями для выставки.
  5. Проведен мастер-класс для родителей (изготовление куклы- оберега.
  6. Презентация проекта и выставки кукол-оберегов родителям и педагогам ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.

Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...

Конспект досуга с детьми младшей группы «В гости курочка пришла и яичко принесла» ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)

Конспект  досуга с детьми младшей группы " В гости курочка пришла и яичко принесла" ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)ЗАДАЧИ:-Закрепить знания ...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Конспект организованной образовательной деятельности с применением технологии исследовательской деятельности и информационно-компьютерной технологии с дошкольниками

Тема: «Угощение для Мишутки». Интеграция  образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...