Организация наставнической деятельности по модели "Ребенок-ребенок"
методическая разработка (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myzhevskih_n.s.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Лесобазовский детский сад»
Организация наставнической деятельности
по модели «Ребенок-ребенок» - опыт работы
воспитатель: Мыжевских Наталья Сергеевна
После закрытия ясли-сада, в нашем детском саду функционирует три группы. Исходя из этого – дети в группах разновозрастные. В связи с этим педагоги увидели проблему в том, что некоторые дети сталкиваются с трудностями в самообслуживании, в неуверенности при выполнении какого-либо поручения или задания, а так же в самостоятельности. А у детей постарше отсутствует понятие того, что нужно помочь, поддержать своих одногруппников.
И мы, разработали новые формы взаимодействия воспитанников разных возрастных категорий внутри группы, работая по направлению «Межвозрастное взаимодействие детей дошкольного возраста». Межвозрастное взаимодействие – это взаимодействие двух или нескольких детей разного возраста, способствующие обогащению их опыта, познанию себя и других, а так же развитию детей, проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений.
Для каждого ребенка роль взрослого в дошкольном детстве, несомненно, велика. Но для полноценного развития детям недостаточно общения со взрослыми, так как даже самые плодотворные отношения детей с воспитателем изначально не являются равноправными. В связи с этим особую роль приобретает общение в формате «ребенок – ребенок».
В системе межвозрастного взаимодействия нашего ДОУ стали внедрять формы детского наставничества. Главным принципом наставничества стал принцип совместной деятельности.
Наставничество – это технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставник – это ребенок лидер, демонстрирующий высокие образовательные результаты, активный, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, принимающий активное участие в жизни общеобразовательной организации.
У наставника вырабатывается ответственность за подопечного.
Наставляемый – это ребенок, имеющий текущие затруднения как в обучении, так и в личной сфере и он не знает, как с ними справиться, пассивный ребенок:
- знает, чем хотел бы заниматься, но не знает с чего начать;
- нуждается в совете;
- уже имеет хорошие достижения и хочет узнать больше о новой для себя области;
- ищет способ практически реализовать свои знания;
- пытается сам понять, чего хочет и что может и т.д.
Слайд 1-2. Модель наставничества «Ребёнок-ребёнок» можно разделить на следующие варианты, зависящие от потребностей наставляемых в МБДОУ «Лесобазовский детский сад»:
- «Успевающий - не успевающий» - это классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов. Дети, испытывающие трудности при освоении знаний, умений и навыков в каких-то определенных образовательных областях, возможно и во всех.
- «Лидер - скромник», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитие коммуникативных, творческих, лидерских качеств наставляемого.
- «Равный – равному», в этом случае обмениваются имеющимися знаниями, определенными навыками как бы дополняя друг друга. Например, один ребенок отличается критическим мышлением, а другой – творческим. Или один имеет склонности к учебной деятельности, а другой – к социальной активности. В результате взаимообмена между ними сформированными навыками каждый получает недостающий элемент и организовывается взаимовыгодное сотрудничество.
- «От старшего к младшему» - это передача не только опыта детей старших групп детям младшей группы, но и умение сопереживать и понимать.
Слайд 3-4. «Равный-равному» - дети учат друг друга играть в шашки, показывают как правильно наматывать клубок и делятся своими знаниями и опытом . Постоянное общение сверстников в группе создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости и наставничества.
Слайд 5. «От старшего к младшему» - выпускники Ярской «Детской школы искусства» пришли к нашим дошкольникам и рассказали о том, как учатся в этой школе, чем занимаются, чего добились в результате. После, учили наших детей играть на музыкальных инструментах, а так же продемонстрировали свое исполнение.
Слайд 6. Дети подготовительной к школе группы продемонстрировали свои знания и рассказали о кузнечиках.
Особое значение приобретает пример старших для младших. При этом небольшая разница в возрасте позволяет более взрослому ребенку, занимающему позицию старшего, который знает и умеет больше и использует свои знания для помощи младшим, казаться старше и увереннее в своих собственных глазах. У младших же в результате появляются не только интерес и симпатия к старшим, но и желание и готовность к взаимодействию по самым разным поводам.
Слайд 7. Ребята старшие помогают одеваться малышам после сна, помогают обувать ботинки на прогулку.
Слайд 8. Наш детский сад ежегодно планирует деятельность детей совместно с Дизьминской средней школой, принимая активное участие в Центрах образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста». Дошкольники, принимающие участие в деятельности, начинают осознавать свою ответственность, учатся получать внутреннее удовольствие от своей работы, у них повышается самооценка и формируется уверенность в себе.
Слайд 9. В нашем детском саду зародилась традиционная акция «Путешествие новогоднего шара», которая заключается в передаче новогоднего подарка, от подготовительной группы к малышам, малыши хранят его на протяжении трёх лет, а когда дорастут до подготовительной группы, передают его обратно малышам.
И так, шар путешествует по группам детского сада, от старших детей к младшим, как символ преемственности, доброты, новогоднего настроения и приобщения к традициям ДОУ
А так же, старшие ребята мастерят новогодние игрушки и вместе с малышами украшают новогоднюю елку. Проводят театрализованное представление, организуют сюжетно-ролевые игры, привлекая самых скромных и тихих детей в совместную деятельность.
Наставничество является добровольным, детей не заставляют, сами принимают решение и предлагают свою помощь.
Вывод: юных наставников объединяет не только передача опыта от старшего к младшему, но и умение сопереживать, понять и принять. Выступая в роли наставника, дети проявляют свои лучшие качества, активизируют скрытый потенциал, становятся увереннее, взрослее. Дети, получают поддержку от сверстников, чувствуют заботу, свою нужность, приобретают навыки решения проблем и умение справляться со сложными ситуациями в дошкольном учреждении.
Безусловно, такой ценный формат взаимоотношений со сверстниками во многом определяет характер отношения ребенка к себе, к другим, к миру в целом.
Слайд 10. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Организация наставнической деятельности по модели "Педагог-педагог"
Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому специалисту от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета, оказание необходимой поддержки....
Методическое сопровождение наставнической деятельности
Методическое сопровождение наставнической деятельности...
Статья "Дуальное обучение как эффективная форма наставнической деятельности в детском саду"
В статье раскрыта система дуального обучения, как форма наставнической деятельности и сопровождения студентов.Представлены некоторые технологии взаимодействия.Также раскрыт подход к проведению рефлекс...
Приказ Об организации наставнической деятельности
Приказ Об организации наставнической деятельности...
«Сопровождение педагогов в конкурсном движении, как форма наставнической деятельности в ДОО»
Система образования её модернизация меняет представления о педагоге современного образования, государство и общество предъявляют к педагогу всё более высокие требования. В современных условиях реализа...
Приказ Об организации наставнической деятельности
Приказ Об организации наставнической деятельности...
- Мне нравится (1)