Информационно-коммуникативные технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.С уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.docx | 42.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Детский сад –это часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи, может сочетании традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационной и коммуникационной.
Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.
Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
ИКТ включает в себя:
- компьютер и интернет;
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- видеокамера и фотоаппарат;
- DVD и CD;
- радио;
- игровые приставки;
- мобильные телефоны;
- магнитофоны;
- мультимедиа и интерактивные доски.
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ поддерживает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.
С уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной обще образовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно- коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно- образовательном процессе.
Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:
- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
- подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;
- оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
- создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей;
- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
- использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
- оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности;
- использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
- создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:
- помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- помогает формировать информационную культуру у детей;
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе);
- помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
- ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;
- с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.
Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи ИКТ в дошкольном образовании:
- обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
- обеспечение взаимодействия с семьёй;
- обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;
- облегчение реализации образовательной деятельности;
- облегчение методической работы;
- обеспечение коммуникации;
- возможность самореализации;
- возможность самообразования.
- средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
Алгоритм использования ИКТ технологии в ДОУ
Подготовительный этап.
- Изучение и подбор материала по теме «ИКТ технологи в ДОУ».
- Подбор и создание картотек изображений, презентаций, mp3, видео и фото информации в соответствии с возрастом обучающихся.
- Настройка оборудования в соответствии СанПиН.
Предварительная работа.
- Знакомство участников воспитательно-образовательного процесса с компьютером/интерактивной доской.
- Ознакомление с правилами безопасности и способами работы с мультимедийными средствами.
Реализация.
- Проведение ОД согласно теме примерного комплексно-тематического планирования.
- Проведение тематических праздников/развлечений согласно теме примерному плану развлечений
Подведение итогов.
- Анализ результатов работы.
- Разработка индивидуальных/игровых заданий для закрепления/освоения пройденного материала.
- Создание фотоотчёта о проделанной работе для размещения на сайте ДОУ; группах родителей.
- Создание брошюр для родителей; статьи для сайта ДОУ по пройденному материалу.
Формы организации детей.
1.Мультимедийные презентации; 2.Обучающие фильмы;
- Дидактическик игры;
- КВН;
- Викторины;
- Образовательная деятельность;
- Кружки;
- Развлечения; 9.Праздники;
- Мастер - классы;
- Познавательные беседы.
Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями.
- Создание сайта группы, постоянное его обновление.
- Родительские собрания.
- Консультации.
- Проведение мастер классов и круглых столов.
- Подбор иллюстрированного материала для родительских уголков.
- Создание видеофильмов о жизни детей в детском саду.
- Создание тематических презентаций на разные темы.
Использование ИКТ в процессе взаимодействия со специалистами ДОУ.
- Обмен опытом через проведение мастер-классов, сообщений с использованием презентаций.
- Выступление учителя логопеда на родительских собраниях.
- Разработка и проведение тематических праздников и конкурсов совместно с музыкальным руководителем.
Результат использования ИКТ технологии.
- Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ.
- Внедрение ИКТ в образовательное пространство согласно возрастным нормам.
- Повышение эффективности процесса обучения воспитанников. 4 Создание единой информационной среды.
- Активизация познавательной деятельности обучающихся.
- Повышение интеллектуального уровня развития ребенка с помощью использования ИКТ.
- Накопление наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям.
- Распространение педагогического опыта работы на сайтах ДОУ и других сайтах.
- Использование ИКТ в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.
Использование ИКТ педагогической деятельности
За свою работу воспитателем я использовала ИКТ для: 1.оформление стендов, группы;
- подбор материала к НОД;
- оформление документации, отчетов;
- создание презентаций; 5.обмен опытом работы;
- участие в конкурсах через интернет;
- выкладывала на сайт детского сада статей для родителей, конспектов занятий, докладов и презентаций;
- подбирала танцы и песни для утренников и открытых занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных информационно - коммуникативных технологий в воспитательно - образовательной работе
Использование информационно -коммуникативных технологий в своей работе...
Проект: «Применение информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательной деятельности педагогов НДОУ».
Данный проект разработан для повышения качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий....
Выступление из опыта работы «Применение информационно – коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе
Выступление из опыта работы«Применение информационно – коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе СП «детский сад»Капустиной В.Р., воспитателя ГБОУ СОШ «Центр образова...
Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ
Использование интерактивной доски в детском саду....
Отчет музыкального руководителя Козачёк Е.З. об использовании современных образовательных (психолого- педагогических), информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Отчет о проделанной работе музыкального руководителя за год....
Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»
Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...
Инновационный проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса и интеграция информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания и обучения....