Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ
статья на тему

Использование интерактивной доски в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.

Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ— это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. В настоящее время дошкольные образовательные учреждения строят свою деятельность в соответствии с новыми требованиями, связанные с использованием в ходе образовательного процесса современного оборудования.

Нам была предоставлена замечательная интерактивная доска для активного применения в работе с детьми   групп.

Возможности интерактивной доски мы ещё изучаем, а пока я хочу познакомить Вас с некоторыми играми,  которые уже возможно использовать в работе.

Интерактивная доска используется для организации практически всех видов непосредственно образовательной деятельности: математики (ФЭМП), ознакомления с окружающим миром, развития речи, обучения грамоте и т. д.

 Непосредственно-образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимают объяснения воспитателя. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную мотивацию - им очень нравится работать у доски. У детей повышается  интерес к занятиям,  проще привлечь и удержать активное внимание воспитанников. Интерактивная доска помогает вовлечь в работу всех детей. Педагоги могут быстро переходить от одного задания к другому, от наглядности к слову и наоборот.

Трудности.

Неточные настройки

Детей надо долго обучать пользоваться доской. Доска – очень чувствительный и хрупкий инструмент.

Такие занятия помогают детям овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности  (дети учатся слушать задание, поднимать руку для ответа, внимательно смотреть, как другие выполняют задание, замечать и исправлять ошибки).

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины
  • глубже постигают понятия числа и множества
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • тренируется внимание и память
  • раньше овладевают чтением и письмом
  • активно пополняется словарный запас
  • учатся планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз
  • уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность
  • развивается воображение и творческие способности
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления
  • развивается способность к прогнозированию результата действий.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: 

  • использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
  • компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
  • рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
  • необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. Признавая, что компьютер — новое мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

Используя в своей практике интерактивные игры педагог имеет ряд преимуществ:

  • 1) Компьютер на занятии выступает средством, активизирующим коррекционную работу (количественно усиливает функцию преподавателя, повышает скорость обмена информацией между ребенком и педагогом, оперативности принятия решения);
  • 2) Позволяет создать учебную ситуацию, в которой деятельность детей реализуется в игровой форме;
  • 3) Открывает быстрый доступ к различным тренажерам, необходимым для отработки умений и навыков, а так же закрепление пройденного материала в игровой форме;
  • 4) Учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход;
  • 5) Возможность формирования обобщенных приемов умственной и речевой деятельности для решения большего круга учебных задач;
  • 6) Высокая скорость обновления дидактического материала на экране экономит время на занятии;
  • 7) Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;
  • 8) Активизация работы родителей за счет использования новых консультативных форм и, предлагаемых способах взаимодействия с детьми;
  • 9) Расширение творческих способностей педагога;
  • 10) Экономия временных ресурсов.

Преимущества использования интерактивных игр для ребенка:

  • 1) Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС. В процессе работы на их основе у детей формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью;
  • 2) Повышается мотивация обучения детей, активизация непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала, помогает развитию непроизвольного внимания;
  • 3) Развитие мелкой моторики детей, за счет управления мышью и работой с клавиатурой.
  • 4) Формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, т.к. мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцами, а так же активизирует умственную деятельность;
  • 5) Повышение самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;
  • 6) Формирование активной позиции, за счет представления себя в новой роли;
  • 7) Побуждение детей к познавательной деятельности;
  • 8) Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление)
  • 9) Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей
  • 10) Формирование навыка самостоятельной продуктивной деятельности;
  • 11) Развитие активного восприятия, которое является опорой прочных знаний;
  • 12) Восприятия образной информации, понятной детям, которые пока не владеют навыками чтения и письма;
  • 13) Формирование у детей рефлексии. Учебные задания дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана;
  • 14) Развитие таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность, усидчивость (т.к. решая проблемную задачу, ребенок стремится к достижению положительного результата, подчиняет свои действия поставленной цели)

Используя ИКТ, необходимо внимательно подходить к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности самих детей, рассматривая различные вариации соотношений, изменения в содержании воспитательно-образовательного процесса детского сада, а так же учитывать первоначальный уровень владения компьютером.

При отборе игр следует учитывать ряд требований ФГОС, предъявляемых к развивающим и обучающим программам, применяемым на  занятиях:

— соответствие возрастным особенностям;

— занимательность;

— грамотность;

— создание ситуации успеха;

— достижение цели;

— стимулировать познавательно-речевое развитие детей;

— объекты, воспроизводимые на экране должны быть достаточными по размеру, знакомы детям;

— программа должна быть русскоязычной;

— текст задания должен озвучиваться диктором, либо взрослым;

— задания должны быть интересны, понятны, просты в управлении;

— соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать знания, обучать в незатейливой игровой форме;

— использование разнообразных компьютерных игр;

— должны носить исследовательский характер;

— задания должны развивать широкий спектр навыков и представлений.

Ознакомление с окружающим

Цель: обобщение и систематизация знаний о растениях, диких животных, птицах и рыбах.
Задачи:
1.Расширять представления детей о живой природе.

2.Учить детей различать и называть объекты живой и неживой природы, сравнивать, логически мыслить и устанавливать причинно - следственные связи.
3.Развивать связную речь и навыки общения, общих речевых навыков; закреплять умение правильно употреблять предлог «в».
4.Расширять и активизировать словарь детей.
5. Развивать память, мышление, общую и мелкую моторику.
6.Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, бережного отношения к природе.

Закрепление временных представлений

Задачи:

  • Закрепление представление детей о времени, его единицах (час, части суток, неделя, месяц, времена года)
  • Учить воспроизводить фиксированный порядок следования во времени разных взаимосвязанных событий и процессов.
  • Развитие зрительной памяти
  • Развитие мелкой моторики

Игры не развитие фонематического восприятия

Могут  использоваться как на  занятиях дефектолога, так и самостоятельно родителями, занимающимися с ребенком. Развитие фонематического восприятия является необходимым условием успешного овладения грамотой.

                    Задачи:

  • Закрепление навыков чтения
  • Освоение звуко-буквенного анализа
  • Совершенствование умения подбирать слова, сходные по звучанию (рифмы);
  • Учить определять наличие заданного звука в словах;
  •  Учить выделять первый звук в словах;
  • Учить дифференцировать слова, содержащие сходные звуки;
  • Учить дифференцировать слова, содержащие твердый согласный звук, и слова, содержащие его мягкий вариант;
  • Учить определять место заданного звука в слове и подбирать слово к схеме.

Путешествие по сказкам

Личность каждого ребенка складывается из эмоциональных, волевых и нравственных черт, основы которых закладываются в раннем детстве. Мы часто недооцениваем развивающей и воспитательной роли сказок, а потому избегаем их, забывая, что сказка – многовековая народная мудрость.
Через сказку малыш познаёт окружающий мир и своё место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости.
Воспитание сказкой научит малыша  разбираться в своих ощущениях, разнообразит палитру его эмоций и избавит от множества капризов! Эта игра помогает родителям быть ближе к детям (если ребенок не знает героя, это подталкивает к совместному прочтению книг, тому чего сейчас не хватает нашим детям).

ФЭМП Состав числа

Не секрет, что тема состав числа – одна из самых сложных в обучении детей математическим представлениям.

Задачи

  • Закреплять  состав числа 7.
  • Повторять порядковый счёт и обратный счет.
  • Доставлять детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь, понимание юмора .
  • Развивать мелкую моторику

Знакомство с декоративно-прикладным искусством

  • Цель: Обобщить представление детей о различных видах декоративно-прикладного искусства; хохломская роспись, гжельская роспись, филимоновская игрушка,
  • Задачи:
  • Формировать понятия о видах и происхождении русской игрушки и росписи
  • Формировать знания об узорах по мотивам игрушек
  • Закреплять знания о процессе изготовления игрушек.
  • Формировать умение рассказывать об этом. Воспитывать любовь к художественному слову.
  • Воспитывать интерес к изучению народных промыслов.
  • Воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев.
  • Воспитывать чувство цвета.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе и управлении

Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важный социальный заказ общества...

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе воспитателя 2 категории Набатовой Наталии Николаевны

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 14            г. Крымска муниципального о...

Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ

Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое   ведет к росту их достижений, ключевых компетентн...

проект "Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ"

Внедрение информационных образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс"...

Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе и работе с педагогическим коллективом ДОУ

Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе и работе с педагогическим коллективом ДОУ...

Использование современных образовательных технологий в воспитательно -образовательном процессе во второй младшей группе «Ладушки»

Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать социальные связи, включаться в коллектив детей и взрослых...

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе...