Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ
статья на тему
Использование интерактивной доски в детском саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.
Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ— это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. В настоящее время дошкольные образовательные учреждения строят свою деятельность в соответствии с новыми требованиями, связанные с использованием в ходе образовательного процесса современного оборудования.
Нам была предоставлена замечательная интерактивная доска для активного применения в работе с детьми групп.
Возможности интерактивной доски мы ещё изучаем, а пока я хочу познакомить Вас с некоторыми играми, которые уже возможно использовать в работе.
Интерактивная доска используется для организации практически всех видов непосредственно образовательной деятельности: математики (ФЭМП), ознакомления с окружающим миром, развития речи, обучения грамоте и т. д.
Непосредственно-образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимают объяснения воспитателя. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную мотивацию - им очень нравится работать у доски. У детей повышается интерес к занятиям, проще привлечь и удержать активное внимание воспитанников. Интерактивная доска помогает вовлечь в работу всех детей. Педагоги могут быстро переходить от одного задания к другому, от наглядности к слову и наоборот.
Трудности.
Неточные настройки
Детей надо долго обучать пользоваться доской. Доска – очень чувствительный и хрупкий инструмент.
Такие занятия помогают детям овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности (дети учатся слушать задание, поднимать руку для ответа, внимательно смотреть, как другие выполняют задание, замечать и исправлять ошибки).
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины
- глубже постигают понятия числа и множества
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
- тренируется внимание и память
- раньше овладевают чтением и письмом
- активно пополняется словарный запас
- учатся планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз
- уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность
- развивается воображение и творческие способности
- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления
- развивается способность к прогнозированию результата действий.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
- компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
- рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
- необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. Признавая, что компьютер — новое мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.
Используя в своей практике интерактивные игры педагог имеет ряд преимуществ:
- 1) Компьютер на занятии выступает средством, активизирующим коррекционную работу (количественно усиливает функцию преподавателя, повышает скорость обмена информацией между ребенком и педагогом, оперативности принятия решения);
- 2) Позволяет создать учебную ситуацию, в которой деятельность детей реализуется в игровой форме;
- 3) Открывает быстрый доступ к различным тренажерам, необходимым для отработки умений и навыков, а так же закрепление пройденного материала в игровой форме;
- 4) Учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход;
- 5) Возможность формирования обобщенных приемов умственной и речевой деятельности для решения большего круга учебных задач;
- 6) Высокая скорость обновления дидактического материала на экране экономит время на занятии;
- 7) Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;
- 8) Активизация работы родителей за счет использования новых консультативных форм и, предлагаемых способах взаимодействия с детьми;
- 9) Расширение творческих способностей педагога;
- 10) Экономия временных ресурсов.
Преимущества использования интерактивных игр для ребенка:
- 1) Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС. В процессе работы на их основе у детей формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью;
- 2) Повышается мотивация обучения детей, активизация непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала, помогает развитию непроизвольного внимания;
- 3) Развитие мелкой моторики детей, за счет управления мышью и работой с клавиатурой.
- 4) Формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, т.к. мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцами, а так же активизирует умственную деятельность;
- 5) Повышение самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;
- 6) Формирование активной позиции, за счет представления себя в новой роли;
- 7) Побуждение детей к познавательной деятельности;
- 8) Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление)
- 9) Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей
- 10) Формирование навыка самостоятельной продуктивной деятельности;
- 11) Развитие активного восприятия, которое является опорой прочных знаний;
- 12) Восприятия образной информации, понятной детям, которые пока не владеют навыками чтения и письма;
- 13) Формирование у детей рефлексии. Учебные задания дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана;
- 14) Развитие таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность, усидчивость (т.к. решая проблемную задачу, ребенок стремится к достижению положительного результата, подчиняет свои действия поставленной цели)
Используя ИКТ, необходимо внимательно подходить к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности самих детей, рассматривая различные вариации соотношений, изменения в содержании воспитательно-образовательного процесса детского сада, а так же учитывать первоначальный уровень владения компьютером.
При отборе игр следует учитывать ряд требований ФГОС, предъявляемых к развивающим и обучающим программам, применяемым на занятиях:
— соответствие возрастным особенностям;
— занимательность;
— грамотность;
— создание ситуации успеха;
— достижение цели;
— стимулировать познавательно-речевое развитие детей;
— объекты, воспроизводимые на экране должны быть достаточными по размеру, знакомы детям;
— программа должна быть русскоязычной;
— текст задания должен озвучиваться диктором, либо взрослым;
— задания должны быть интересны, понятны, просты в управлении;
— соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать знания, обучать в незатейливой игровой форме;
— использование разнообразных компьютерных игр;
— должны носить исследовательский характер;
— задания должны развивать широкий спектр навыков и представлений.
Ознакомление с окружающим
Цель: обобщение и систематизация знаний о растениях, диких животных, птицах и рыбах.
Задачи:
1.Расширять представления детей о живой природе.
2.Учить детей различать и называть объекты живой и неживой природы, сравнивать, логически мыслить и устанавливать причинно - следственные связи.
3.Развивать связную речь и навыки общения, общих речевых навыков; закреплять умение правильно употреблять предлог «в».
4.Расширять и активизировать словарь детей.
5. Развивать память, мышление, общую и мелкую моторику.
6.Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, бережного отношения к природе.
Закрепление временных представлений
Задачи:
- Закрепление представление детей о времени, его единицах (час, части суток, неделя, месяц, времена года)
- Учить воспроизводить фиксированный порядок следования во времени разных взаимосвязанных событий и процессов.
- Развитие зрительной памяти
- Развитие мелкой моторики
Игры не развитие фонематического восприятия
Могут использоваться как на занятиях дефектолога, так и самостоятельно родителями, занимающимися с ребенком. Развитие фонематического восприятия является необходимым условием успешного овладения грамотой.
Задачи:
- Закрепление навыков чтения
- Освоение звуко-буквенного анализа
- Совершенствование умения подбирать слова, сходные по звучанию (рифмы);
- Учить определять наличие заданного звука в словах;
- Учить выделять первый звук в словах;
- Учить дифференцировать слова, содержащие сходные звуки;
- Учить дифференцировать слова, содержащие твердый согласный звук, и слова, содержащие его мягкий вариант;
- Учить определять место заданного звука в слове и подбирать слово к схеме.
Путешествие по сказкам
Личность каждого ребенка складывается из эмоциональных, волевых и нравственных черт, основы которых закладываются в раннем детстве. Мы часто недооцениваем развивающей и воспитательной роли сказок, а потому избегаем их, забывая, что сказка – многовековая народная мудрость.
Через сказку малыш познаёт окружающий мир и своё место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости.
Воспитание сказкой научит малыша разбираться в своих ощущениях, разнообразит палитру его эмоций и избавит от множества капризов! Эта игра помогает родителям быть ближе к детям (если ребенок не знает героя, это подталкивает к совместному прочтению книг, тому чего сейчас не хватает нашим детям).
ФЭМП Состав числа
Не секрет, что тема состав числа – одна из самых сложных в обучении детей математическим представлениям.
Задачи
- Закреплять состав числа 7.
- Повторять порядковый счёт и обратный счет.
- Доставлять детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
- Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь, понимание юмора .
- Развивать мелкую моторику
Знакомство с декоративно-прикладным искусством
- Цель: Обобщить представление детей о различных видах декоративно-прикладного искусства; хохломская роспись, гжельская роспись, филимоновская игрушка,
- Задачи:
- Формировать понятия о видах и происхождении русской игрушки и росписи
- Формировать знания об узорах по мотивам игрушек
- Закреплять знания о процессе изготовления игрушек.
- Формировать умение рассказывать об этом. Воспитывать любовь к художественному слову.
- Воспитывать интерес к изучению народных промыслов.
- Воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев.
- Воспитывать чувство цвета.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе и управлении
Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важный социальный заказ общества...
Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе воспитателя 2 категории Набатовой Наталии Николаевны
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 14 г. Крымска муниципального о...
Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ
Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентн...
проект "Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ"
Внедрение информационных образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс"...
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе и работе с педагогическим коллективом ДОУ
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе и работе с педагогическим коллективом ДОУ...
Использование современных образовательных технологий в воспитательно -образовательном процессе во второй младшей группе «Ладушки»
Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать социальные связи, включаться в коллектив детей и взрослых...
Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе
Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе...