Консультация педагога-психолога
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №35 города Кызыла Республики Тыва»
Консультация для родителей
«Как помочь ребенку уйти с родительской кровати»
Педагог-психолог:
Ооржак А.Э.
Кызыл
«Буду спать с вами!» Как помочь ребёнку уйти из родительской кровати
Ребёнку уже 3 или даже 4 года, а он не спит один, хотя у него самая красивая кроватка и самые терпеливые родители в мире? Уверяет, что с вами ему гораздо уютнее, и упорно является в вашу постель вечером, ночью, утром?
Пора менять ситуацию: Юлия Доманова, врач и автор методики мягкого обучения детей самостоятельному засыпанию, и Анна Литвин, специалист по детско-родительским отношениям, подготовили инструкцию из 5 простых шагов, которая поможет быстро и без проблем покинуть родительскую кровать.
Шаг 1: разберитесь с дневным сном
Переход к самостоятельному засыпанию обычно происходит в 3−4 года, потому что у детей помладше режим дня ещё не сформировался. Малышам нужно неоднократно спать днём, а чем чаще сон, тем сложнее привыкнуть засыпать одному. А в трёхлетнем возрасте большинство детей уже переходит ко взрослому формату суток, у них есть нормальная ночь и, возможно, один дневной сон. О нём и поговорим.
Базовое правило: чтобы ребёнок мог засыпать самостоятельно, он должен хотеть спать — то есть, лишнего сна днём быть не должно. В то же время важно, чтобы сна в сутках было достаточно, и здесь всё строго индивидуально: кто-то обходится без дневного сна уже с трёх лет, а кому-то и в четыре года нужно пару раз в неделю отдохнуть после обеда.
Чтобы понять потребности вашего ребёнка, посчитайте среднюю продолжительность его сна в сутки. Пока ничего не меняйте, просто на протяжении недели записывайте, сколько времени малыш спал.
Например:
Понедельник: 2 часа дневной сон, 9 ночной, всего 11; Вторник: дневного сна не было, 10 часов ночной сон; Среда: 1.5 часа дневной сон, 9 ночной, всего 10.5.
И так далее. Когда наберутся данные за всю неделю, суммируйте их и делите на 7 — получится средняя продолжительность сна, в которой нуждается
ребёнок. На неё и ориентируемся, скорее всего, это будет 11−12 часов.
Для начала выделите на ночной сон 10 часов, остальное оставьте на дневной и попробуйте поддерживать этот режим. Если ребёнок днём не спит даже при том, что средней нормы сна не достигает, увеличивайте ночной сон и отказывайтесь от дневного отдыха вообще. Правда, в этом случае может быть так, что раз-два в неделю малыш начнёт уставать в середине дня — это нормально: в такие дни можно поспать, просто скорректируйте
продолжительность следующего ночного сна.
Насчёт правильного контроля сна: всегда отталкивайтесь от времени подъёма. Оно настроено на циркадный ритм, сдвигать время пробуждения очень тяжело, поэтому его не меняем. Пример: допустим, ребёнок привык вставать в 8 утра, ему комфортно так просыпаться. Тогда при ночном сне 12 часов отбой у вас будет в 8 вечера — а если он поспал днём 2 часа, то отбой сдвинется на 10.
Шаг 2: выстроив режим, убедитесь, что нет недосыпа
Прошло несколько недель, вы стабилизировали режим дня — теперь нужно проверить, действительно ли ребёнку комфортно. У детей в 3−4 года очень легко определить недосып, на него указывают следующие 5 признаков:
- Ярко выраженные синяки под глазами, их невозможно не заметить;
- Гиперактивность и капризность: при недосыпе организм включает компенсаторные механизмы и выбрасывает в кровь гормоны стресса, чтобы хоть как-то работать в условиях недостатка отдыха, из-за этого происходит гиперстимуляция ЦНС. Крики, истерики, ребёнок становится неуправляемым — всё это может свидетельствовать о недосыпе.;
- Снижение аппетита: при недостатке сна организм экономит силы на всё, в том числе на переваривание пищи. Ребёнок перестаёт доедать даже любимую еду, но при этом требует поесть по десятку раз в сутки;
- Ухудшение координации: проявляется при сильном недосыпе, малыш просто начинает падать на ровном месте;
- Нарушение графика: из-за гиперактивности ребёнку сложно уснуть, а просыпается он раньше обычного — недосып усугубляется.
При наличии любого из этих признаков — и, тем более, нескольких — увеличивайте количество суточного сна, добавляйте дневной отдых. Если малыш днём засыпать отказывается, ищите способы, тут все средства хороши.
Кто-то засыпает через сказку, кто-то в машине: вспоминайте ассоциации и триггеры, которые использовали.
Шаг 3: обозначьте границы
С режимом всё в порядке, ребёнок высыпается, переходим к самой процедуре перевода его в отдельную кроватку. Здесь важно избежать частой ошибки родителей: нельзя идти на поводу у ребёнка. Детские «Я хочу!», «Я не хочу!» в ключевых вопросах — таких, как сон — пока роли не играют. Малыш должен идти за вами, а не вы за ним: и вы не должны спрашивать, хочет он спать или нет, вместо этого вы как родители обязаны создать условия для этого сна.
У вас есть расчёт и вы знаете, что сейчас пора спать. Ставьте совершенно чёткие границы: я решаю, когда ты спишь, я решаю, где ты спишь. Зато ты решаешь, в каких условиях ты спишь: какую книжку почитать, какую пижамку надеть, с какой игрушкой пойдёшь.
Так вы показываете, что мнение ребёнка, не пересекающее поставленные рамки, очень важно, вы относитесь к нему к нему с уважением, но ведущая роль остаётся за вами.
Обратите внимание: чётко выставленные рамки не должны быть резкими.
Нельзя сказать заигравшемуся ребёнку: «Всё, ты идёшь в кровать!» — будет вполне понятное сопротивление. Малыш вообще сейчас не здесь, он в мире своих фантазий, а вы его выдёргиваете в реальность. Это очень неприятно. Правильная позиция:
За час до сна начинайте готовить ребёнка морально: «Игрушечки устали, мы устали». Переключайтесь на менее активные игры и занятия;
За полчаса до сна предупреждайте: «Скоро будем спать». Здесь ребёнок тоже может начать капризничать, поэтому хорошо переключить его внимание с мамы, которую можно убедить, на внешние объекты, которые не переспорить. Например, заводите будильник и говорите: «Через 10 минут зазвонит звоночек. Когда он зазвонит, будем собирать игрушки, они пойдут ложиться спать». Потом: «Следующий звоночек зазвонит, пойдём на горшок». И так с помощью постороннего объекта снимаем сопротивление.
Чем чётче очерчены ритуалы — и чем мягче они оформлены — тем лучше. Но ваше мнение оспариванию не подвергается: вы контролируете распорядок.
Шаг 4: готовимся к переводу в отдельную кроватку
Ваша роль ведущего неоспорима, проблем со сном нет, можно начинать подготовку к переводу. Она займёт пару недель — это время, нужное на создание у ребёнка мотивации спать отдельно. В этом вопросе мы опираемся на авторитет — у мальчиков это обычно «как папа», у девочек «как мама»: «Ты уже большой, как папа, большие же не спят рядом с бабушкой, у всех отдельные комнаты».
Важно: правила сна ещё не меняются, вы пока просто доносите мысль, что большие спят отдельно. Постепенно ребёнок цепляется за эту мысль и сам просится спать отдельно — вы буквально «продаёте» малышу его комнату.
Дальше подогреваем интерес вовлечением ребёнка в процесс. Как организуем пространство, где поставим кровать, какое бельё купим, какой ночничок — всё это делается вместе. Тогда малыш положительно настраивается и воспринимает отселение как шаг ко взрослению — а если его просто переместить в соседнюю комнату, он будет чувствовать, что его отселили, выгнали из жизни семьи. Так нельзя.
Попробуйте такой лайфхак: купите кровать, но сборку не начинайте — говорите о ней ежедневно, вспоминайте, хвалите кроватку, но «вот нет времени пока собрать». И ребёнок начнёт эту сборку ждать как праздник. А потом вовлеките его в сам процесс: «Подай инструмент», «Давай украшения вместе развесим»
— в итоге малыш и уходить из комнаты не захочет.
Шаг 5: начинаем спать отдельно
Успех уже близок! Но главное — не совершить самую распространённую ошибку: как только ребёнок переезжает в свою комнату или кроватку, вы с ним больше не спите. Нужно сразу создавать новые правила игры, никаких «ну так уж и быть, ночку посплю с тобой».
Ребёнок считает, что в комнате, возможно, притаились чудовища? Чтобы он успокоился и понял, что новая комната — безопасная, можно провести целый ритуал «изгнания чудовищ». Как можно театральнее и демонстративнее: посадите игрушки охранять кровать. Опрыскайте углы «волшебным защитным спреем». Из шкафа всех монстров палкой выгоните. Докажите, что тут нет никакой угрозы.
Если малыш капризничает и отказывается засыпать, можно и нужно делать следующее (постепенно переходя по списку всё ниже и ниже):
Поспать рядом, но на своём, отдельном, спальном месте — раскладушке, матрасе и т. д. Причём каждую ночь вы двигаете свою «кровать» всё ближе к двери, потом перемещаете за дверь.
Посидеть рядом перед сном, уходя после засыпания;
Обнять, пожелать спокойной ночи и уйти.
Обязательно объяснить ребёнку, что, если он позовёт, вы придёте — и правда приходите на зов, без отказов, конфликтов и раздражения. Через несколько раз, когда малыш привыкнет, что вы рядом, объясняйте спокойно: «Ночью все спят, отдыхают, набираются сил. Ты вон какой сильный (или вон какая красотка, если девочка), мама тоже так хочет. Надо спать». Дети за несколько дней этими идеями проникаются и перестают звать.
И ещё один совет: если ребёнок продолжает приходить к вам в кровать, обязательно нужно проснуться, встать и увести его обратно. Именно увести, за ручку, чтобы он шёл сам, спокойно и так же без раздражения. И проговаривать: «Все спят в своих кроватках. Я посижу с тобой, успокою, защищу, но спят все у себя».
Спокойствие, демонстрация безопасности и контроля над ситуацией — вот что вы должны показать ребёнку. Тогда и он будет чувствовать себя спокойно под вашей защитой, а это главное условие самостоятельного сна.
Спокойных вам ночей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации педагога-психолога Практические рекомендации педагогам по работе с застенчивыми детьми
Практические рекомендации педагогам«Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при ...
Консультации педагога-психолога Рекомендации педагогам в работе с детьми-провокаторами
Памятка для педагоговАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ ДЕТСКИХ ПРОВОКАЦИЙ Первая реакция. Реагируйте только на первую шалость! (провокацию)Правило «Ты мне – я тебе»....
Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям и педагогам "Обзываются в группе . Как поступать?"
Как бороться с обзыванием в группеНаверное в каждой группе наиболее частой причиной обид и драк среди дошкольников является обзывание. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертв...
Консультация педагога - психолога для педагогов по теме: "Использование куклотерапии как активного метода формирования социального статуса дошкольников"
Использование метода куклотерапии в работе с дошкольниками, имеющих неуверенность, страх, настороженность...
план на 28 мая педагога-психолога. Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"
НОД Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"...
Консультация педагога-психолога для педагогов младшей группы ДОУ "Возрастные особенности детей 3-4 лет"
Описание возрастных особенностей детей дошкольного возраста (3-4 лет), важных новообразований, целей и задач по воспитанию и развитию предназначенных для педагогов ДОУ....