Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в форме квест-игры "Лес и вода - брат и сестра" в старшей группе общеразвивающей направленности
план-конспект занятия (старшая группа)
Актуализировать знания детй о мире природы в старшей группе посредством квест-игры, мнемотехники и опытно-экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по познавательному развитию | 58.96 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОД
ОО «Познавательное развитие» /ознакомление с миром природы/ в старшей группе общеразвивающей направленности форма проведения квест- игра
Тема: «Лес и вода — брат и сестра.»
Программные задачи:
> развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;
> расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, в разной среде обитания и образе жизни, их потребностях; продолжать учить группировать объекты живой природы; продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств
> продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой природе и её состоянием; развивать логическое мышление
> актуализировать знания детей о свойствах воды посредством использования мнемотехники, квест - технологии, опытно-экспериментальной деятельности;
> активизировать познавательные и мыслительные процессы дошкольников: реализовать умение самостоятельно в ходе экспериментальной и игровой деятельности, находить ответы вопросы поискового характера;
> продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой природе и её состоянием; развивать логическое мышление
дошкольников,
Методы и приемы: словесные: вопросы по теме, рассуждения; наглядный: рассматривание; практические: «квест-игра» экспериментальная деятельность «Фильтрация воды»; игровые: д/у «По поляне ходи, а цветы не топчи и не рви», игровое упражнение «От ручейка до океана», «Тучка капли собирала о воде нам рассказала», пальчиковая игра «Выходи, водица»
Материал и оборудование.
Демонстрационный материал: конверт-ракушка с письмом и план картой №1, 1 конверт с частью план-карты № 2 и один конверт частью план - карты № 3 с объектами: «Лес», «Луг», «Река». Звуки воды: ручья, моря, шум воды из крана, дождя; магнитный мольберт, модель тучи, модель елки - 1 шт., модель берез - 3 шт., декорация «Луг», пенек, модель реки, слайд - презентация «Пруд Водяного» (грязный и чистый), запрещающие знаки - «Охраняйте воду» пластины-дощечки из набора «Строитель».
Раздаточный материал: модель капелек на каждого ребенка со схематичным изображение свойств воды (на каждой капле одно свойство: не
имеет цвета, запаха, вкуса, прозрачная, растворяет вещества, при нагревании расширяется, отражает изображение) состояние: (твердое, жидкое, газообразное) Оборудование к экспериментальной деятельности: пластмассовые прозрачные стаканы, воронки, фильтры (фильтровальная бумага или марля с ватой), емкость с грязной, мутной водой, емкость с водой остатками пробкового материала, мелким мусором, емкость с прозрачной водой и металлическими предметами на дне. Ситечки, маленькие и большие магниты.
Предшествующая работа:
чтение сказки «Крокодил Гена и его друзья», «Простоквашино» эксперименты с водой «Свойства воды». Беседа «Кому нужна вода?» Рассматривание энциклопедий.
Разучивание пальчиковой игры «Выходи, водица»
Ход ОД. 1 этап:
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
В группу заходят крокодил Гена играющий на гармошке и Чебурашка. Радостно сообщают детям. -Здравствуйте друзья! Мы вернулись от наших друзей, которые живут в лесу! Я с Геной помогал нашим друзьям наводить порядок. Теперь во всех водоёмах вода чистая, а в лесу нет мусора. -Ребята, из какого мультика наши сказочные герои? В группу врывается почтальон Печкин. -Здравствуйте друзья, я принес письмо от Водяного. «Здравствуйте ребята! Пишет вам- Водяной. Не так давно у меня в пруду и во всем лесу царила радость и веселье. Лягушки- квакушки пели свои песни, создавая веселую атмосферу, а рыбки играли в свои забавные игры. По утрам я восхищался прекрасными кувшинками, распускающимися на поверхности воды. Под водой, в тихом ручье, рыбы плавали в удивительном танце, волнуя своими прекрасными и окрашенными чешуйками. Вдали слышались пение птиц, их мелодии наполняли воздух позитивом и радостью. В это время, в зеленых полях, бабочки танцевали, расправляя свои яркие крылья. Пчелы и шмели занято собирали нектар с цветов, помогая распространить ароматы и создавая мед, сладость которого заполняла все вокруг. Растения сияли своими красками, принося красоту и жизнь в этот живописный уголок природы цапли, бобры и все остальные создания вместе трудились, чтобы сделать этот мир еще более волшебным и прекрасным. Каждый своим маленьким или большим вкладом добавлял красоты и радости вокруг, создавая уникальную гармонию природы. И так, цапли щелкали своими клювами, бобры строили свои уютные домики, рыбы плавали в танце, птицы пели свои мелодии, бабочки танцевали, а природа сияла вокруг. Все вместе создавали прекрасное зрелище, наполнявшее сердца радостью и умиротворением. Но пришла беда. Появилась Шапокляк с крыской - Лариской, и теперь грязь и мусор повсюду. Помогите, мне, пожалуйста, очистить лес. Я очень надеюсь на вашу помощь! Вы найдете мой пруд, если выполните все задания, указанные в план- карте. Вот ее первая часть. За каждый правильный ответ вы будете получать следующую часть карты. До скорой встречи!» | Конечно - это герои из мультиков «Крокодил Гена» «Простоквашино» «Летучий корабль» Ребята, отправиться на помощь вы готовы? - Я уверенна в вашей отзывчивости! |
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
-Как вы думаете, что нам нужно, чтобы найти лес | Правильно нам необходимо найти все части карты. |
-Ребята, вы решили отправиться в путешествие в лес. Как вы думаете, кто помогает найти правильный путь в путешествии? | Правильно Лесник. Путешествие в лес без него не получится. Собираемся в путь. |
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Объект №1 «Лес» Крокодил Гена: -Ребята послушайте загадку. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. - Правильно это лес - Ребята, в лесу, есть знаки-символы друзей природы. Кто подскажет, что обозначают эти знаки? (индивидуальный ответ ребенка) | Спасибо за ваши знания |
Чебурашка: - Ребята, вы слышите стук? Как вы думаете, что это? Что льётся? (активизация ответов детей) Брызнуло небо тёплым дождем. Солнце над лесом! Солнце и гром! Падают капли на листья, луга, Вспыхнула ярко, в небе дуга! | Правильно ребята Это дождь Так только дождь стучит по листьям. |
- Ребята, вы справились с заданием, и где-то здесь находится конверт с новым заданием. (дети находят конверт) Дети следуют по маршруту. | |
Объект №2 «Поляна» -Ребята послушайте стихотворение о полянке. На лесной полянке утром происходят чудеса: Ребята, здесь ещё 1 знак. Напомните, пожалуйста, о чем он нас предупреждает? (индивидуальный ответ ребенка) И/у «По поляне ходи, а цветы не топчи и не рви» Игровое упражнение Ребята, а почему поляна мокрая? Предполагаемые ответы детей: над поляной прошел дождь, выпала роса. | Вы меня радуете знаниями друзей природы. Да, действительно, прошел дождь. Роса на солнце быстро высыхает, испаряется. |
-Ребята, нам поможет узнать вот свойства воды вот эта тучка И/У «Тучка капли собирала о воде нам рассказала» Каждый из вас берет капельку и назовет одно свойство или состояние воды. | Как много свойств воды вы назвали. Вода: жидкая, твердая, газообразная, прозрачная, без вкуса, без запаха, без цвета, не имеет формы, растворяет некоторые вещества, если в нее посмотреть отражает, расширяется при нагревании, при охлаждении сжимается. |
Ребята, а что помогло вам дать правильные ответы? Предполагаемые ответы детей: капли - подсказки, капли - схемы! | Не зря мы с вами изучали свойства воды и делали разные эксперименты. |
- Ребята, я думаю, что вы уже догадались, где находится следующую часть карты? (Дети ( дети находят коробку в ней часть карты с дальнейшим маршрутом) | Вы настоящие следопыты! Ребята, нам надо поторопиться, ведь водяной ждет нашей помощи! |
Объект № 3 «Река» Крокодил Гена: -Ребята посмотрите мы пришли к реке. Вода в этой реке не простая, а волшебная. Кто желает к нам присоединиться и волшебной водицей умыться? Проводится подвижная игра «От ручейка до океана» Звучит музыка, дети берутся за руки и двигаются змейкой. По команде -Ручеек- дети берутся за руки и двигаются змейкой. -Лужа- сбегаются в одну кучу и садятся на корточки. -Река-берутся парами за руки и идут друг за другом. -Озеро- становятся в тесный круг, руки опущены и плечи соприкасаются -Море- становятся в обычный хоровод взявшись за руки. - Океан- поднимают руки вверх, максимально расширяя круг, тем самым показывая величие и мощь океана. | |
- Ребята, а как же нам перебраться через реку? (Предполагаемые ответы детей, если дети затрудняются, воспитатель предлагает по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног.) | Благодаря вашим знаниям вы быстро перебрались через реку. Молодцы. |
Физ. минутка (воспитатель – тучка, дети – дождинки) Тучка в небе поиграла, (прыжки на месте) Все дождинки растеряла. (бег врассыпную) - Дождик, дождик, отзовись! (повороты влево – вправо) Ты ко мне скорей вернись! (возвращаются к воспитателю, становятся в круг) Будем вместе мы играть, (ходят по кругу, взявшись за руки) Нашу землю поливать. (приседают, стучат по полу пальцами: кап – кап) |
Объект № 4 «Грязный пруд» Крокодил Гена: - Ребята как вы считаете, кто мог загрязнить пруд? Предполагаемые ответы детей -А, что нужно сделать, чтобы пруд очистить? Предполагаемые ответы детей (Собрать весь крупный мусор сачком) -Предлагаю пройти в лабораторию! Кому интересно узнать еще один способ очистки воды. | Вы очень старательны |
Объект № 5 «Лаборатория» Чебурашка: - Ребята, перед вами емкость с водой. Эта вода из пруда, где живет Водяной. Какая в ней вода? (грязная, мутная, с мусором) Ребята, вы помните, что в самом начале пути, мы обещали помочь Водяному очистить воду её пруда. Предлагаю подготовить наши руки. Пальчиковая игра «Выходи, водица» Знаем, знаем - да - да - да Где ты прячешься вода! (поочередно массируют каждый палец) Выходи, водица (сгибание- разгибание пальчиков) Мы пришли умыться («умывание» одной ладошкой, затем другой) Лейся на ладошку (вынести кисти рук в перед) По- нем- нож-ку (движение указательным пальцем) Нет, не понемножку (движение кистями рук в право-влево) | |
Самостоятельная экспериментальная деятельность: на столе оборудование, при помощи которого можно очисть воду: ватно-марлевый фильтр, ситечки, маленькие и большие магниты. На другом столе находятся емкость с грязной, мутной водой, емкость с водой и опилками, мелким мусором, емкость с прозрачной водой и металлическими предметами на дне. На детских стульчиках висят фартуки и лежат нарукавники. «Фильтрация воды» Крокодил Гена: - Как вы думаете, чем лучше очистить воду? Давайте проведем опыт. мне нужны помощники. (дети начинают фильтровать воду разными способами. И выясняют, что через ватные диски вода проходит наиболее чиста.) Как вы думаете почему так получилось? (ответы детей) Крокодил Гена: - Вы молодцы, справились с моим заданием и в подарок получайте сосуд с чистой водой. | Я согласна, воду можно пропустить через ватный фильтр. Крупный мусор собрать ситечком. Очень сложно, достать металлические предметы из воды. Но я в вас верю |
Игра-эксперимент «Тонет – не тонет» Чебурашка: Дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают, что плавает, а что тонет (камешки, кубики пластмассовый и деревянный, кораблик из бумаги, машинка железная, кусочек ткани, синтепон, поролон, пробка. Лист дерева) Во время эксперимента ребята объясняют почему предметы тонут или нет. |
-Ребята, как вы считаете, смогли мы очистить воду? Посмотрите, и жители пруда вместе с Водяным тоже так считают! Появляется изображение незнакомого детям экологического знака на доске - Как вы думаете, чтобы он мог означать? - А вот и еще одно правило друзей природы! «Жить нельзя нам без воды. Чтобы не было беды, не мути в реке воды!» | Я с вами согласна, что вода стала чистой! |
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
-Ребята, давайте вспомним, наш маршрут! («Лес», «Луг», «Река») | Нам, понравилось как вы сегодня работали. Но к сожалению Крокодилу Гене и Чебурашке пора домой. Давайте им скажем до свидания! |
Как вы считаете, что вам получилось лучше всего? | |
Как, по-вашему, кто сегодня был самым активным, внимательным | |
Как вы думаете, пригодятся вам эти знания? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ООД ОО «Речевое развитие» Тема: «Витамины в саду и на грядке» для детей старшей группы общеразвивающей направленности
Расширить знания детей об овощах и фруктах, способствовать развитию связной речи с помощью игровой деятельности и ИКТ...
КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» /ознакомление с миром природы/ в старшей группе общеразвивающей направленности Форма проведения: квест – игра «Вода- источник жизни» Воспитатель: Коновалова Е.Н.
Программные задачи: · Актуализировать знания детей о свойствах воды посредством использования мнемотехники и квест технологии;·...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Пете Иванову стать исследователем»
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности "Поможем Пете Иванову стать исследователем"...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности «Составление описательного рассказа по картине И.И Левитана «Март»» Старшая группа общеразвивающей направленности
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»...
Проект «Мир детской литературы» «Сказки братьев Гримм» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»
Паспорт проекта Название проекта: «Сказки братьев Гримм». Содержание проекта: немецкие народные сказки братьев Гримм. Тип проекта: познав...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем» 2022 год
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»...