Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в форме квест-игры "Лес и вода - брат и сестра" в старшей группе общеразвивающей направленности
план-конспект занятия (старшая группа)

Актуализировать знания детй  о мире природы в старшей группе посредством квест-игры, мнемотехники и оп​ытно-экспериментальной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОД

ОО «Познавательное развитие» /ознакомление с миром природы/ в старшей группе общеразвивающей направленности форма проведения квест- игра

Тема: «Лес и вода — брат и сестра.»

Программные задачи:

> развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;

> расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, в разной среде обитания и образе жизни, их потребностях; продолжать учить группировать объекты живой природы; продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств

> продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой природе и её состоянием; развивать логическое мышление

> актуализировать знания детей о свойствах воды посредством использования мнемотехники, квест - технологии, опытно-экспериментальной деятельности;

> активизировать познавательные и мыслительные процессы дошкольников: реализовать умение самостоятельно в ходе экспериментальной и игровой деятельности, находить ответы вопросы поискового характера;

> продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой природе и её состоянием; развивать логическое мышление

дошкольников,

Методы и приемы: словесные: вопросы по теме, рассуждения; наглядный: рассматривание; практические: «квест-игра» экспериментальная деятельность «Фильтрация воды»; игровые: д/у «По поляне ходи, а цветы не топчи и не рви», игровое упражнение «От ручейка до океана», «Тучка капли собирала о воде нам рассказала», пальчиковая игра «Выходи, водица»

Материал и оборудование.

Демонстрационный материал: конверт-ракушка с письмом и план картой №1, 1 конверт с частью план-карты № 2 и один конверт частью план - карты № 3 с объектами: «Лес», «Луг», «Река». Звуки воды: ручья, моря, шум воды из крана, дождя; магнитный мольберт, модель тучи, модель елки - 1 шт., модель берез - 3 шт., декорация «Луг», пенек, модель реки, слайд - презентация «Пруд Водяного» (грязный и чистый), запрещающие знаки - «Охраняйте воду» пластины-дощечки из набора «Строитель».

Раздаточный материал: модель капелек на каждого ребенка со схематичным изображение свойств воды (на каждой капле одно свойство: не

имеет цвета, запаха, вкуса, прозрачная, растворяет вещества, при нагревании расширяется, отражает изображение) состояние: (твердое, жидкое, газообразное) Оборудование к экспериментальной деятельности: пластмассовые прозрачные стаканы, воронки, фильтры (фильтровальная бумага или марля с ватой), емкость с грязной, мутной водой, емкость с водой остатками пробкового материала, мелким мусором, емкость с прозрачной водой и металлическими предметами на дне. Ситечки, маленькие и большие магниты.

Предшествующая работа:

чтение сказки «Крокодил Гена и его друзья», «Простоквашино» эксперименты с водой «Свойства воды». Беседа «Кому нужна вода?» Рассматривание энциклопедий.

Разучивание пальчиковой игры «Выходи, водица»

Ход ОД. 1 этап:

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

В группу заходят крокодил Гена играющий на гармошке и Чебурашка. Радостно сообщают детям.

-Здравствуйте друзья! Мы вернулись от наших друзей, которые живут в лесу! Я с Геной помогал нашим друзьям наводить порядок. Теперь  во всех водоёмах вода чистая, а в лесу нет мусора.

-Ребята, из какого мультика наши сказочные герои?

В группу врывается почтальон Печкин.

-Здравствуйте друзья, я принес письмо от Водяного.

«Здравствуйте ребята! Пишет вам- Водяной. Не так давно у меня в пруду и во всем лесу царила радость и веселье. Лягушки- квакушки пели свои песни, создавая веселую атмосферу, а рыбки играли в свои забавные игры. По утрам я восхищался прекрасными кувшинками, распускающимися на поверхности воды. Под водой, в тихом ручье, рыбы плавали в удивительном танце, волнуя своими прекрасными и окрашенными чешуйками. Вдали слышались пение птиц, их мелодии наполняли воздух позитивом и радостью. В это время, в зеленых полях, бабочки танцевали, расправляя свои яркие крылья. Пчелы и шмели занято собирали нектар с цветов, помогая распространить ароматы и создавая мед, сладость которого заполняла все вокруг. Растения сияли своими красками, принося красоту и жизнь в этот живописный уголок природы цапли, бобры и все остальные создания вместе трудились, чтобы сделать этот мир еще более волшебным и прекрасным. Каждый своим маленьким или большим вкладом добавлял красоты и радости вокруг, создавая уникальную гармонию природы. И так, цапли щелкали своими клювами, бобры строили свои уютные домики, рыбы плавали в танце, птицы пели свои мелодии, бабочки танцевали, а природа сияла вокруг. Все вместе создавали прекрасное зрелище, наполнявшее сердца радостью и умиротворением. Но пришла беда. Появилась Шапокляк с крыской - Лариской, и теперь грязь и мусор повсюду.  Помогите, мне, пожалуйста, очистить лес. Я очень надеюсь на вашу помощь! Вы найдете мой пруд, если выполните все задания, указанные в план- карте. Вот ее первая часть. За каждый правильный ответ вы будете получать следующую часть карты. До скорой встречи!»

Конечно - это герои из  мультиков «Крокодил Гена»

«Простоквашино»

«Летучий корабль»

Ребята, отправиться на помощь вы готовы? - Я уверенна в вашей отзывчивости!

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

-Как вы думаете, что нам нужно, чтобы найти лес

Правильно нам необходимо найти все части карты.

-Ребята, вы решили отправиться в путешествие в лес. Как вы думаете, кто помогает найти правильный путь в путешествии?

Правильно Лесник. Путешествие в лес без него не получится. Собираемся в путь.

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Объект №1 «Лес»

Крокодил Гена:

-Ребята послушайте загадку.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

- Правильно это лес - Ребята, в лесу, есть знаки-символы друзей природы. Кто подскажет, что обозначают эти знаки? (индивидуальный

ответ ребенка)                                                     

https://pichold.ru/wp-content/uploads/2021/06/a286651eba5c1adccdd568702f9abff2-800x.jpg

Спасибо за ваши знания

Чебурашка:

- Ребята, вы слышите стук? Как вы думаете, что это? Что льётся? (активизация ответов детей)

Брызнуло небо тёплым дождем.

Солнце над лесом! Солнце и гром!

Падают капли на листья, луга,

Вспыхнула ярко, в небе дуга!

Правильно ребята

Это дождь

Так только дождь стучит по листьям.

- Ребята, вы справились с заданием, и где-то здесь находится конверт с новым заданием. (дети находят конверт) Дети следуют по

маршруту.

Объект №2 «Поляна»

-Ребята послушайте стихотворение о полянке.

На лесной полянке утром происходят чудеса:
Там и зайчики, и птички, волк и рыжая лиса,
Там медведи и сорока, ёжик, мышка, муравей,
Приходите на полянку, вместе будет веселей!
Водим дружно хороводы, пляшем, песенки поём,
Если хочешь стать нам другом – в гости мы тебя зовём!

Ребята, здесь ещё 1 знак. Напомните, пожалуйста, о чем он

нас предупреждает? (индивидуальный ответ ребенка)

И/у «По поляне ходи, а цветы не топчи и не рви»

Игровое упражнение Ребята, а почему поляна мокрая?

Предполагаемые ответы детей: над поляной прошел дождь, выпала роса.

Вы меня радуете знаниями друзей природы.

Да, действительно, прошел дождь. Роса на солнце быстро высыхает, испаряется.

-Ребята, нам поможет узнать вот свойства воды вот эта тучка

И/У «Тучка капли собирала о воде нам рассказала»

Каждый из вас берет капельку и назовет одно свойство или состояние воды.

Как много свойств воды вы назвали.

Вода: жидкая, твердая, газообразная, прозрачная, без вкуса,

без запаха, без цвета, не имеет формы, растворяет некоторые вещества, если в нее посмотреть отражает, расширяется при нагревании, при охлаждении сжимается.

Ребята, а что помогло вам дать правильные ответы?

Предполагаемые ответы детей: капли - подсказки, капли - схемы!

Не зря мы с вами изучали свойства воды и делали разные эксперименты.

- Ребята, я думаю, что вы уже догадались, где находится следующую часть карты? (Дети

( дети находят коробку в ней часть карты с дальнейшим маршрутом)

Вы настоящие следопыты! Ребята, нам надо поторопиться, ведь водяной ждет нашей помощи!

Объект № 3 «Река»

Крокодил Гена:

-Ребята посмотрите мы пришли к реке. Вода в этой реке не простая, а волшебная. Кто желает к нам присоединиться и волшебной водицей умыться?

Проводится подвижная игра «От ручейка до океана»

Звучит музыка, дети берутся за руки и двигаются змейкой.

По команде

-Ручеек- дети берутся за руки и двигаются змейкой.

-Лужа- сбегаются в одну кучу и садятся на корточки.

-Река-берутся парами за руки и идут друг за другом.

-Озеро- становятся в тесный круг, руки опущены и плечи соприкасаются

-Море- становятся в обычный хоровод взявшись за руки.

- Океан- поднимают руки вверх, максимально расширяя круг, тем самым показывая величие и мощь океана.

- Ребята, а как же нам перебраться через реку?

(Предполагаемые ответы детей, если дети затрудняются, воспитатель предлагает по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног.)

Благодаря вашим знаниям вы быстро перебрались через реку.

Молодцы.

Физ. минутка

(воспитатель – тучка, дети – дождинки)

Тучка в небе поиграла, (прыжки на месте)

Все дождинки растеряла. (бег врассыпную)

- Дождик, дождик, отзовись! (повороты влево – вправо)

Ты ко мне скорей вернись! (возвращаются к воспитателю, становятся в круг)

Будем вместе мы играть, (ходят по кругу, взявшись за руки)

Нашу землю поливать. (приседают, стучат по полу пальцами: кап – кап)

Объект № 4 «Грязный пруд»

Крокодил Гена:

- Ребята как вы считаете, кто мог загрязнить пруд? Предполагаемые

ответы детей

-А, что нужно сделать, чтобы пруд очистить? Предполагаемые ответы детей (Собрать весь крупный мусор сачком)

-Предлагаю пройти в лабораторию! Кому интересно узнать еще один способ очистки воды.

Вы очень старательны

Объект № 5 «Лаборатория»

Чебурашка:

- Ребята, перед вами емкость с водой. Эта вода из пруда, где живет Водяной. Какая в ней вода? (грязная, мутная, с мусором) Ребята, вы помните, что в самом начале пути, мы обещали помочь Водяному очистить воду её пруда.

Предлагаю подготовить наши руки. Пальчиковая игра «Выходи, водица»

Знаем, знаем - да - да - да

Где ты прячешься вода!  (поочередно массируют каждый палец)

Выходи, водица (сгибание- разгибание пальчиков)

Мы пришли умыться («умывание» одной ладошкой, затем другой)    

Лейся на ладошку (вынести кисти рук в перед)

По- нем- нож-ку (движение указательным пальцем)

Нет, не понемножку (движение кистями рук в право-влево)

Самостоятельная экспериментальная деятельность: на столе оборудование, при помощи которого можно очисть воду: ватно-марлевый фильтр, ситечки, маленькие и большие магниты.

 На другом столе находятся емкость с грязной, мутной водой, емкость с водой и опилками, мелким мусором, емкость с прозрачной водой и металлическими предметами на дне.

На детских стульчиках висят фартуки и лежат нарукавники.

«Фильтрация воды»

Крокодил Гена:

- Как вы думаете, чем лучше очистить воду? Давайте проведем опыт. мне нужны помощники. (дети начинают фильтровать воду разными способами. И выясняют, что через ватные диски вода проходит наиболее чиста.)

Как вы думаете почему так получилось? (ответы детей)

Крокодил Гена:

- Вы молодцы, справились с моим заданием и в подарок получайте сосуд с чистой водой.

Я согласна, воду можно пропустить через ватный фильтр.

Крупный мусор собрать ситечком. Очень сложно, достать металлические предметы из воды. Но я в вас верю

Игра-эксперимент «Тонет – не тонет» 

Чебурашка:

Дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают, что плавает, а что тонет (камешки, кубики пластмассовый и деревянный, кораблик из бумаги, машинка железная, кусочек ткани, синтепон, поролон, пробка. Лист дерева) Во время эксперимента ребята объясняют почему предметы тонут или нет.

-Ребята, как вы считаете, смогли мы очистить воду?

Посмотрите, и жители пруда вместе с Водяным тоже так считают!

Появляется изображение незнакомого детям экологического знака на доске - Как вы думаете, чтобы он мог означать? - А вот и еще одно правило друзей природы! «Жить нельзя нам без воды. Чтобы не было беды, не мути в реке воды!»

Я с вами согласна, что вода стала чистой!

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

-Ребята, давайте вспомним, наш маршрут! («Лес», «Луг», «Река»)

Нам, понравилось как вы сегодня работали. Но к сожалению Крокодилу Гене и

Чебурашке пора домой. Давайте им скажем до свидания!

Как вы считаете, что вам получилось лучше всего?

Как, по-вашему, кто сегодня был самым активным, внимательным

Как вы думаете, пригодятся вам эти знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ООД ОО «Речевое развитие» Тема: «Витамины в саду и на грядке» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Расширить знания детей об овощах и фруктах, способствовать развитию связной речи с помощью игровой деятельности и ИКТ...

КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» /ознакомление с миром природы/ в старшей группе общеразвивающей направленности Форма проведения: квест – игра «Вода- источник жизни» Воспитатель: Коновалова Е.Н.

Программные задачи: ·          Актуализировать знания детей о свойствах воды посредством использования мнемотехники и квест технологии;·...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Пете Иванову стать исследователем»

Конспект  НОД по познавательно – исследовательской  деятельности  в старшей группе  общеразвивающей направленности   "Поможем Пете Иванову стать исследователем"...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»

Конспект  НОД по познавательно – исследовательской  деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»...

Проект «Мир детской литературы» «Сказки братьев Гримм» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Паспорт проекта       Название проекта: «Сказки братьев Гримм». Содержание проекта: немецкие народные сказки братьев Гримм. Тип проекта: познав...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем» 2022 год

Конспект  НОД по познавательно – исследовательской  деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»...