Организация предметно-развивающей среды по трудовому воспитанию навыков трудовой деятельности.
статья (младшая группа)

Юлтыева Ирина Гаяровна

Для обучения детей трудовым действиям необходима специальным образом выстроенная, пополняемая предметно-развивающая среда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_dlya_sayta.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Плешановский детский сад №1»

Выступление на РМО воспитателей

Тема: Организация предметно-развивающей среды по трудовому воспитанию  навыков трудовой деятельности.

Подготовила  воспитатель:

Юлтыева И. Г.

Организация предметно-развивающей среды по трудовому воспитанию  навыков трудовой деятельности.

     Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В.A. Сухомлинский

     Для обучения детей трудовым действиям необходима специальным образом выстроенная, пополняемая предметно-развивающая среда.

Уголок дежурства по столовой:

  •  фартучки, косынки, пилотки.
  •  стенд для фотографий или картинок детей;
  •  стенд для оценки дежурств детей (старший возраст).

 Уголок дежурств по уголку природы:

  •  стенд для картинок или фотографий;
  •  фартуки клеенчатые, тканевые,
  •  палочки-рыхлители,
  •  пульверизаторы мелкие и крупные;
  •  тряпочки для протирания крупных листьев;
  •  большая клеенка на стол для работы с цветами;
  •  перчатки тканевые на 2 младшую группу для протирания растений; лейки на 2-3 ребенка.
  •  модели: в старшей и подготовительной группе каждого комнатного растения; последовательности ухода за растением, особенности ухода за светолюбивыми, влаголюбивыми, теневыносливыми растениями; модель посадки огорода на окне;
  • дневники наблюдений на каждого ребенка в старшей и подготовительной группе; на группу в средней и 2 младшей;
  •  модель последовательности перевалки и пересадки растения;
  • модель черенкования растения.

Уголок хозяйственно-бытового труда:

  •  фартуки на подгруппу детей тканевые и клеенчатые;
  •  клеенка большая на стол;
  •  тазик для протирания пыли и мытья игрушек;
  •  тряпочки для протирания пыли на подгруппу;
  •  веревка и прицепки для развешивания кукольного белья;
  •  модель последовательности стирки белья;
  •  модель последовательности работы в группе (хозяйственно-бытовой труд);

 Модель трудового процесса включает в себя 5 этапов:

  • планирование (что),
  • последовательность (с чего начинаем и чем заканчиваем),
  • способы (как),
  • методы и средства (чем),
  • результат (что получится).

Уголок дежурств по занятиям (старшая и подготовительная группа):

  •  стенд с фотографиями или картинками детей,
  •  модель оценивания качества работы дежурных (самооценка и оценка сверстников),
  •  модель или алгоритм последовательности подготовки столов к разным видам занятий,
  •  модели на дверцы шкафов с обозначением находящихся там предметов и дидактических наборов для занятий (эмблемы материала по экологии, изо деятельности, математике, грамоте и т.д.),
  •  алгоритм действий дежурного по уборке материалов после занятия по лепке, рисованию, математике.

Уголок ручного труда (старший дошкольный возраст):

  •  подборка сухих листьев и веток для изготовления;
  •  набор для рукоделия (для девочек),
  •  набор для столярных и плотницких работ (для мальчиков),
  •  наборы бумаги, картона, бросового материала для изготовления игрушек.

     Какие требования предъявляются к организации предметно развивающей среды?                                                                                                                                      1. Разнообразие и доступность материалов для художественного ручного труда (бросовый, природный, художественный и др.), их соответствие педагогическим и гигиеническим требованиям.  

  2. Разнообразие трудового инвентаря (для хозяйственно-бытового труда, труда в природе и на участке). Соответствие его возрастным особенностям детей.                                                                                                                             3. Эстетизация и привлекательность трудового оборудования, наличие формы для труда, эстетически оформленного рабочего места для трудовой деятельности и т.д.                                                                                                        4.  Гигиенические  условия для организации труда детей (приспособление орудий труда к физическим возможностям детей, регуляция освещения, проветривания, безопасность орудий труда)                                                                                        5.  Наличие пособий, стимулирующих детскую трудовую активность (модели обучения трудовым процессам, алгоритмы сервировки стола, технологические и пооперационные карты, памятки техники безопасности, выставки детских работ и др.)                                                                                    6.  Наличие условий для самостоятельной трудовой деятельности детей, дежурств (уголки дежурных, памятки для дежурных).                                            7.  Наличие центров для различных видов труда  (уголки ручного труда, столярная  мастерская, кукольное ателье, уголок труда в природе и др.) с учётом по ролевой  дифферентации и  интересов детей.                                          8.  Создание условий для организации труда детей за пределами группы (цветник, огород, зимний сад).                                                                                  9.  Постоянно обновляющаяся  по мере ознакомления с трудовыми процессами игровая материальная среда (игрушки, предметы заместители, детская бытовая  техника, игровые уголки и др.).                            

10. Привлечение детей  к изготовлению моделей трудового процесса, моделей техники работы с различными  орудиями труда, альбомов выкроек, чертежей и т.д.                                                                                                        11. Привлечение  детей к изготовлению пособий для группы, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, элементов  украшения к празднику; к выполнению «заданий» сотрудников детского сада (пришивание пуговиц, выжигание рисунка на досках и т.д.) Таким образом, организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значительным  и компетентным.

     Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются - объяснение и показ. Не менее важными методами являются и игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек.

   Воспитателями в работе с детьми по трудовому воспитанию и самостоятельной деятельности используется разнообразный материал:

  • природный, бросовый;
  •  развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые игры;
  •  материал для развития мелкой моторики рук; различные конструкторы;

     Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Являясь главным содержанием трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста, самообслуживание постепенно уступает свое место другим видам труда, однако значение его велико и на ступени старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...

Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"

Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно – развивающейся, игровой среды в группе раннего возраста

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и ма...