Организация предметно-развивающей среды по трудовому воспитанию навыков трудовой деятельности.
статья (младшая группа)
Для обучения детей трудовым действиям необходима специальным образом выстроенная, пополняемая предметно-развивающая среда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_dlya_sayta.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Плешановский детский сад №1»
Выступление на РМО воспитателей
Тема: Организация предметно-развивающей среды по трудовому воспитанию навыков трудовой деятельности.
Подготовила воспитатель:
Юлтыева И. Г.
Организация предметно-развивающей среды по трудовому воспитанию навыков трудовой деятельности.
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В.A. Сухомлинский
Для обучения детей трудовым действиям необходима специальным образом выстроенная, пополняемая предметно-развивающая среда.
Уголок дежурства по столовой:
- фартучки, косынки, пилотки.
- стенд для фотографий или картинок детей;
- стенд для оценки дежурств детей (старший возраст).
Уголок дежурств по уголку природы:
- стенд для картинок или фотографий;
- фартуки клеенчатые, тканевые,
- палочки-рыхлители,
- пульверизаторы мелкие и крупные;
- тряпочки для протирания крупных листьев;
- большая клеенка на стол для работы с цветами;
- перчатки тканевые на 2 младшую группу для протирания растений; лейки на 2-3 ребенка.
- модели: в старшей и подготовительной группе каждого комнатного растения; последовательности ухода за растением, особенности ухода за светолюбивыми, влаголюбивыми, теневыносливыми растениями; модель посадки огорода на окне;
- дневники наблюдений на каждого ребенка в старшей и подготовительной группе; на группу в средней и 2 младшей;
- модель последовательности перевалки и пересадки растения;
- модель черенкования растения.
Уголок хозяйственно-бытового труда:
- фартуки на подгруппу детей тканевые и клеенчатые;
- клеенка большая на стол;
- тазик для протирания пыли и мытья игрушек;
- тряпочки для протирания пыли на подгруппу;
- веревка и прицепки для развешивания кукольного белья;
- модель последовательности стирки белья;
- модель последовательности работы в группе (хозяйственно-бытовой труд);
Модель трудового процесса включает в себя 5 этапов:
- планирование (что),
- последовательность (с чего начинаем и чем заканчиваем),
- способы (как),
- методы и средства (чем),
- результат (что получится).
Уголок дежурств по занятиям (старшая и подготовительная группа):
- стенд с фотографиями или картинками детей,
- модель оценивания качества работы дежурных (самооценка и оценка сверстников),
- модель или алгоритм последовательности подготовки столов к разным видам занятий,
- модели на дверцы шкафов с обозначением находящихся там предметов и дидактических наборов для занятий (эмблемы материала по экологии, изо деятельности, математике, грамоте и т.д.),
- алгоритм действий дежурного по уборке материалов после занятия по лепке, рисованию, математике.
Уголок ручного труда (старший дошкольный возраст):
- подборка сухих листьев и веток для изготовления;
- набор для рукоделия (для девочек),
- набор для столярных и плотницких работ (для мальчиков),
- наборы бумаги, картона, бросового материала для изготовления игрушек.
Какие требования предъявляются к организации предметно развивающей среды? 1. Разнообразие и доступность материалов для художественного ручного труда (бросовый, природный, художественный и др.), их соответствие педагогическим и гигиеническим требованиям.
2. Разнообразие трудового инвентаря (для хозяйственно-бытового труда, труда в природе и на участке). Соответствие его возрастным особенностям детей. 3. Эстетизация и привлекательность трудового оборудования, наличие формы для труда, эстетически оформленного рабочего места для трудовой деятельности и т.д. 4. Гигиенические условия для организации труда детей (приспособление орудий труда к физическим возможностям детей, регуляция освещения, проветривания, безопасность орудий труда) 5. Наличие пособий, стимулирующих детскую трудовую активность (модели обучения трудовым процессам, алгоритмы сервировки стола, технологические и пооперационные карты, памятки техники безопасности, выставки детских работ и др.) 6. Наличие условий для самостоятельной трудовой деятельности детей, дежурств (уголки дежурных, памятки для дежурных). 7. Наличие центров для различных видов труда (уголки ручного труда, столярная мастерская, кукольное ателье, уголок труда в природе и др.) с учётом по ролевой дифферентации и интересов детей. 8. Создание условий для организации труда детей за пределами группы (цветник, огород, зимний сад). 9. Постоянно обновляющаяся по мере ознакомления с трудовыми процессами игровая материальная среда (игрушки, предметы заместители, детская бытовая техника, игровые уголки и др.).
10. Привлечение детей к изготовлению моделей трудового процесса, моделей техники работы с различными орудиями труда, альбомов выкроек, чертежей и т.д. 11. Привлечение детей к изготовлению пособий для группы, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, элементов украшения к празднику; к выполнению «заданий» сотрудников детского сада (пришивание пуговиц, выжигание рисунка на досках и т.д.) Таким образом, организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значительным и компетентным.
Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются - объяснение и показ. Не менее важными методами являются и игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек.
Воспитателями в работе с детьми по трудовому воспитанию и самостоятельной деятельности используется разнообразный материал:
- природный, бросовый;
- развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- материал для развития мелкой моторики рук; различные конструкторы;
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Являясь главным содержанием трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста, самообслуживание постепенно уступает свое место другим видам труда, однако значение его велико и на ступени старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt
Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС. ...
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".
Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...
"Организация предметно-развивающей пространственной среды группы детского сада"
О том, как организовать зоны в группе...
Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"
Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...
Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно – развивающейся, игровой среды в группе раннего возраста
Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и ма...