Статья на тему "Развитие мелкой моторики у детей"
статья (младшая, средняя, старшая группа)
Статья поможет:
- разобраться в понятии "мелкая моторика";
- пониманять зачем нужно ее развивать;
- создать условия для развития мелкой моторики с помощью бытовых предметов и специальных принадлежностей;
- понять, как развивать мелку моторику детей через разные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 Московского района города Санкт-Петербурга
Развитие мелкой моторики у детей
Выполнил
Воспитатель средней группы «Радуга»
Балыбердина Ульяна Дмитриевна
2023
Взросление детей – долгий процесс, сопровождающийся усложнением работы всех систем организма. Каждый человек, принимающий участие в развитии и формировании личности ребенка, должен обеспечить ребенка всем необходимым для грамотного прохождения этого непростого пути.
Развитие мелкой моторики – тонкое действие, с которым у многих родителей и педагогов возникают трудности.
По данным физиологов, мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Ее работа достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.
Многие не до конца понимают, зачем нужно ее развивать. «Где-то слышали, что надо…а как правильно и зачем, не понимаем», - часто можно услышать от родителей и даже педагогов. Вот несколько причин:
- Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи;
- Мелкая моторика улучшает работу воображения, мышления;
- Мелкая моторика тренирует внимание, координацию, зрительную память;
- Развитая мелкая моторика является фундаментом для приобретения жизненно важных навыков: шнуровка, застегивание и расстёгивание пуговиц, письмо, рисование.
Развитие мелкой моторики стоит начинать уже с 8 месяцев и особенно активно в период 3-5 лет.
Для развития мелкой моторики не нужны какие-то специальные приспособления, достаточно того, что уже есть вокруг вас. Основной посыл – работать каждой рукой по-отдельности, руками вместе, рукой и ногой, ногами вместе и т.д. В детском возрасте все должно происходить через игру, чтобы ребенок не терял интерес и с удовольствием выполнял действия, смыл которых он не до конца понимает.
Важно! В период до 2 лет ребенок может сопротивляться, плакать, кричать. Помогите ребенку плавно войти в игру с использованием пальчиков, а также играйте вместе с ним (показывайте на своих руках, берите его пальчики в свои руки и помогайте ими двигать)
- Игры без дополнительных элементов.
Здесь все ограничивается только вашей фантазией. Вы можете просто попеременно сгибать пальчики, а можете устроить целый театр теней. Важно только, чтобы работали ручки и ножки. Самое распространенное – пальчиковая гимнастика под песенки и стишки. Например,
Я с игрушками играю: Мячик я тебе бросаю, Пирамидку собираю, Грузовик везде катаю. | (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы.) (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.) (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».) |
Зёрна курочка клюёт, И цыплятки тут как тут. В воду уточка нырнёт, А цыплятки не нырнут. | (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.) (Щепотки «клюют» по очереди.) (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.) (Погрозили пальчиком.) |
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! | С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого. |
Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла. Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, Солнце было, дождик шёл, И тюльпан в саду расцвёл! | Руки сложить домиком, и поднять над головой Пальчики обеих рук соединить в кружочек Ладошки рук соединяем вместе вертикально Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана" |
Ветры яблони качают. Листья с веток облетают.
Их граблями я гребу. | Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками. Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают). Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями |
Пошли пальчики гулять Стали листья собирать: Красный листик, желтый листик… А потом давай считать: Один, два, три, четыре, пять! Сколько листиков собрали? Пять! С листьями осенними Будем мы играть. | «Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям. Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому. Поочередно загибают пальцы на одной руке. Протягивают вперед ладошки. Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы |
Можете начать с игр с одной рукой, постепенно добавляя вторую, а затем и ноги. Пусть ребенок следит за своими пальчиками глазами, провожая взглядом и встреча каждое новое действие.
- Игры с мелкими предметами и массажными мячиками.
Важно, чтобы эти игры проводились под присмотром взрослого, чтобы ребенок не поранился или не съел предметы.
Для игр подойдет почти все:
- Фасоль;
- Горох;
- Семечки;
- Макароны;
- Пуговицы;
- Бусины;
- Крышки и т.д.
Для младшего возраста достаточно просто перебирание в руках предметов: изучение формы, цвета, развитие тактильности. Чтобы усложнить задачу можно смешать, например, 2 разные крупы, и попросить ребенка рассортировать их.
Для более старшего возраста можно провести:
- Рисунки из крупы (на листе рисуем что-нибудь, а далее с помощью клея заполняем рисунок крупой)
- Упражнение с пинцетом (перекладывание предметов с помощью щипцов; для младшего возраста – крупные щипцы, для старшего – пинцет небольшого размера)
- Игра «волшебный мешочек» (в мешок складывается мелкая и крупная крупа/мелкая и среднего размера/ мелкая и мелкая, но разная на ощупь, ребенку необходимо достать один вид крупы, не видя ее)
Сюда же можно отнести прокатывание ладошек, стоп, пальчиков массажными мячиками, хождение по массажным коврикам и аппликаторам.
- Лепка
Лепка не ограничивается только пластилином. Это может быть тесто, соленое тесто, глина, песок, кинетический песок.
Что можно делать:
- Облепливать бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и т.п.;
- Выкладывать в форме шариков, колбасок, калачиков на картоне конкретные заданные рисунки;
- Делать отпечатки, надавливая пальцами, игрушками, монетками, пуговицами и т.д.;
- Лепить шарики, колечки, колбаски, затем разрезать на отдельные кусочки, а после снова составлять вместе (можно придавать форму отдельным кусочкам);
- Делать несколько разных деталей и составлять из них композицию (малышам можно заранее подготавливать элементы, а уже после этого давать их ребёнку для работы)
- Применение дополнительных предметов
- Крупная и мелкая мозаика (для начала хватит того, что малыш просто будет вставлять элементы мозаики в основу. Впоследствии следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребёнок её выкладывал)
- Пирамидки (поначалу ребенку важно просто научиться снимать и надевать колечки с основания, далее – делать это от большого к маленькому, а потом можно разнообразить процесс различными заданиями)
- Нитки (обычное наматывание и разматывание ниток на различные предметы)
- Болты и гайки (смысл игры простой – накрутить гайки на болты; для игры можно использовать специальные детские пластиковые предметы, а за неимением – обычные металлические, но под чутким присмотром взрослого)
- Бумага (ребенку важно научиться рвать бумагу, сначала большими кусочками, потом более мелкими)
Помните, что для развития мелкой моторики подходит всё, что угодно, главное – это ваше желание и фантазия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль развитию мелкой моторики. Такие умения и навыки, как расстегивание одежды, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии м...
Статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
материал о развитии мелко мотроики рук дошкольников и ее влияние на развитие речи детей....
Статья "Приёмы развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями"
Материал предназначен для воспитателей ДОУ....
Статья: "Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Развитие моторики у детей дошкольного возраста...
Статья «Как развивать мелкую моторику у детей в детском саду с ОВЗ (тяжелым нарушением речи)» (из опыта работы учителя - логопеда).
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в...
Статья на тему “Мелкая моторика у детей трех-четырех лет: развитие и рекомендации для родителей”
Мелкая моторика является важным аспектом развития ребенка, поскольку она влияет на его способность к обучению, речь, координацию движений и общее развитие. В данной статье мы рассмотрим особенности ме...
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...