Консультации "Советы музыкального руководителя"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультации для родителей и воспитателей проводимые в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы музыкального руководителя. Такой вид работы позволяет педагогу давать квалифицированные советы родителям и воспитателям по воспитанию и развитию ребенка. В данном разделе можно найти интересные тематики и варианты бесед, способы оформления наглядно-информационного материала.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО.
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. То, что сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Вопрос только в том:
Каким оно должно быть и как его организовать?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам важно знать обобщённые задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.
Воспитатель и музыкальный руководитель представители одной профессиональной группы – педагоги. Разница заключается в том, что содержание профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя несколько уже, чем содержание профессиональной деятельности воспитателя.
В связи с этим общая педагогическая компетентность воспитателя, т.е. владение педагогическими технологиями и техниками, средствами и приёмами педагогического взаимодействия разнообразнее и богаче, чем компетентность музыкального руководителя.
Слабая сторона воспитателя по отношению к музыкальному руководителю заключается в том, что воспитатель:
- не владеет специальными исполнительскими умениями;
- практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара;
- плохо ориентируется в мире музыкального искусства.
В этом и заключается сложность в решении задач музыкального развития детей дошкольного возраста.
Но надо отметить, что всё-таки в современных ДОУ преобладает не односторонне, от музыкального руководителя к воспитателю, а двустороннее взаимодействие педагогов. Музыка используется в ходе режимных моментов: на утренней гимнастике; во время умывания; во время прогулки (в теплую погоду); перед дневным сном; при пробуждении и т. д. в совместной деятельности педагога с детьми: в непосредственной образовательной деятельности; во время праздников и развлечений; в повседневной жизни; в самостоятельной деятельности детей.
Функции и обязанности музыкального руководителя и воспитателя.
Музыкальный руководитель | Воспитатель |
Отвечает за составление сценариев праздников, программ развлечений, их подготовку и проведение: -за 5-6 недель до праздника («Осенины», «Новый год», «8 Марта», «Выпускной») представляет на обсуждение воспитателям сценарий праздника; -разучивает с детьми инсценировки, танцевальные движения, песни на занятиях и в индивидуальном порядке (индивидуальные номера); - разучивает с воспитателями произведения для индивидуального и коллективного исполнения на празднике; -во время проведения праздника отвечает за музыкальный репертуар и музыкальное сопровождение. | - принимает участие в составлении сценария, обсуждении сюрпризных моментов, вносит свои предложения в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников группы; - готовит тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам; -проводит предварительную подготовку к праздникам: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, разучивание стихов, слов песен и инсценировок; -помогает в оформлении зала (изготовление атрибутики и украшений, непосредственно оформление зала перед праздником); -исполняет свою роль на празднике эмоционально и соответственно тексту сценария |
составляет план занятий в соответствии с возрастом детей, требованиями образовательной программы ДОУ и внедряемой методики | -вписывает в свой план работы программное содержание, индивидуальную работу, ежемесячные развлечения, музыкально-ритмические и дидактические игры -1 раз в неделю. |
- вписывает в тетрадь взаимодействия: 1. необходимые рекомендации по проведению индивидуальной работы с детьми по развитию движений, певческих способностей, рекомендации для проведения музыкально- дидактических игр в группе; 2. тексты песен, движения танцев до начала их разучивания на занятиях | -осуществляет индивидуальную работу по развитию движений, проводит в свободное время музыкально-дидактические игры в соответствии с рекомендациями музыкального руководителя; - создаёт проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений; -направляет самостоятельную музыкальную деятельность |
-ежемесячно обговаривает с воспитателем планирование совместной работы | -ежемесячно знакомится и участвует в обсуждении планирования работы на музыкальных занятиях |
-обговаривает с воспитателем распределение обязанностей на музыкальном занятии, особенности индивидуальной работы с детьми данной группы. | -участвует в обсуждении |
- обеспечивает индивидуально- дифференцированный подход к детям на музыкальном занятии; | -подготавливает детей к занятию - следит за наличием удобной и безопасной обуви для занятия |
-проводит индивидуальную работу с воспитанниками по разучиванию движений и т.д. | - обеспечивает наличие теплой одежды при переходе детей по коридору и лестницам; |
- создаёт условия, позволяющие проводить все виды музыкальной деятельности в ОД | -помогает музыкальному руководителю создать условия, позволяющие проводить все виды музыкальной деятельности в ОД |
- подготавливает необходимые материалы, музыкальные инструменты, пособия, обеспечивает их соответствие санитарно-гигиеническим нормам | -обговаривает с музыкальным руководителем свое участие и место нахождения в различных видах деятельности на музыкальных занятиях |
-оказывает помощь в сфере своей деятельности для проведения открытых занятий | -обращается к музыкальному руководителю, знакомит с материалами ОД |
-проводит работу с родителями воспитанников, вовлекая их в общий процесс музыкального воспитания ребёнка: совместные мероприятия, индивидуальные беседы, советы, консультации в виде папок-передвижек, информационных листов, памяток, информации на сайте ДОУ. | -проводит работу с родителями воспитанников по подготовке к праздникам, развлечениям (костюмы, разучивание слов, подготовка атрибутики и т.д.); |
В настоящее время, когда одним из требований ФГОС ДО является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро.В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ. Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов.
Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ (по Гогоберидзе А.Г.)
Воспитатель | Музыкальный руководитель |
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальной деятельностью дошкольника. | 1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности. |
2. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образовательном процессе. | 2. То же |
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе и | 3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии. |
4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника. | 4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное развитие дошкольника. |
5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию ребенка-дошкольника. | 5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному музыкальному развитию ребенка-дошкольника. |
6. Ознакомление с репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога. | 6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста. |
7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя. | 7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов. |
8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания. | 8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности. |
9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду, семье воспитанника, в деском саду и учреждениях культуры. | 9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДО. |
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка. | 10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка. |
11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей. | 11. То же |
Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателей ДОУ
Цели профессионального сотрудничества и сотворчества воспитателя и музыкального руководителя | Формы сотрудничества и сотворчества |
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка в контексте музыкальности | Разработка единых диагностических карт музыкальности ребёнка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребёнка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности |
2. Учёт их в целостном образовательном процессе ДО | Совместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и развитию детей |
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребёнком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии | Создание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребёнка в музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребёнка в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребёнка |
4. Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника | Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических условий на характер продвижения ребёнка в музыкальном развитии, общем развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх, заседания службы сопровождения |
5. Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребёнка-дошкольника в детском саду | Взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития |
6. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов | Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры и эрудиции |
7. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения базовой компетентности | Взаимопосещение занятий, других форм взаимодействия с ребёнком на музыкальном содержании с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребёнка |
8. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребёнка посредством музыки и музыкальной деятельности | Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ; совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребёнка-дошкольника средством музыки, использование новых педагогических средств и приёмов в музыкальном воспитании и развитии детей |
9. Создание единого культурно- образовательного музыкально- эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ | Коллективные походы в филармонию, консерваторию, капеллу, театр; совместное создание афиши на учебный год для профессионально-педагогического коллектива, родителей детей, дошкольников с рекомендациями по репертуару; совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития ребёнка; создание стенда или уголка для родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребёнок» и т.п.; приглашение в детский сад музыкально-театральных коллективов для детей |
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды детского сада как одного из эффективных условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребёнка | Совместное проектирование музыкально- образовательной среды в ДОУ, в группах; организация конкурса проектов музыкально- развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в семье ребёнка |
11. Личностно- профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей | Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников, консультаций, оснащённых методических портфелей, приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его использование в образовательном процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников |
Педагогическое сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – является важным условием в реализации ОО Художественно-эстетическое развитие по приобщению к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. От взаимодействия зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на музыкальные произведения; приобщение детей к профессиональному искусству, в том числе и музыкальному; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Домашний музыкальный уголок
Воспитывая всесторонне развитых людей, нельзя не уделять должного внимания
музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке.
В музыкальном развитии ребенка развивающая предметно – пространственная среда, созданная в детском саду и дома, играет большую роль.
Как создать музыкальный уголок дома?
- Определить место для музыкального уголка, удобного и комфортного для эмоционального состояния ребенка. Картины, рисунки, портреты композиторов, которые создают у детей зрительные представления для лучшего усвоения материала, организуют их восприятие, активизируют процесс запоминания.
- Детские музыкальные инструменты - погремушки, бубны, ложки, трещотки,
барабан, самодельные шумовые, ударные музыкальные инструменты,
дудочки, свистульки, металлофон, ксилофон; детские музыкальные инструменты с фиксированной мелодией. !!!Главное – все детские музыкальные инструменты
должны хорошего качества.
- Диски с детскими песнями, современной, народной и классической музыкой,
программной музыки, музыкальными сказками; в старшем возрасте –
на военную тематику.
- Музыкальные игры, соответствующие возрасту.
Помните, музыкальный руководитель всегда готов оказать помощь в подборе репертуара и музыкальных игр для домашнего музыкального развития ребенка.
Предварительный просмотр:
ЗАЧЕМ РЕБЁНКУ НУЖНЫ ТАНЦЫ?
Танцы не менее важны, чем точные науки.
Танцевать – это красиво!
Танцевать – это полезно!
Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку раскрыться как личность. Соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым. Что и говорить, танцевать любят все – и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек танцует или двигается, как умеет. В любом случае танец – это удовольствие.
Многие исследования психологов доказали, что дети, занимающиеся танцами, добиваются больших успехов в учёбе, чем их сверстники, а также опережают их в общем развитии. Танец помогает формировать начальные математические и логические представления ребёнка, тренирует навыки ориентирования в пространстве; развивает речь. Занятия танцами помогают развить такие качества, как целеустремлённость, организованность и трудолюбие. Ритмика, пластика формируют основные двигательные умения и способности, препятствуют нарушению осанки. Такие занятия обогащают двигательный опыт ребёнка, совершенствуют моторику, развивают активные мыслительные действия в процессе физических упражнений.
Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощёнными, открытыми и общительными. С помощью танца можно решать многие психологические проблемы. Ребёнок через танец начинает смотреть на мир другими глазами. Конечно, проблемы просто так ни куда не исчезнут, но воспринимать их человек начинает по-другому, гораздо более позитивно.
Предварительный просмотр:
Как выучить с ребенком
стихотворение
или прозу?
Зачем учить стихи?
Давайте сначала выясним, какую пользу приносит ребенку разучивание стихов или прозы?
1. Развивается память.
2. Развивается мозг. Дети, которые знают много стихов, или хорошо запоминают текст имеют более высокий интеллект.
3. Увеличивается активный словарь детей.
Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь.
Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их.
Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи.
Ребенок может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.
4. Формируется чувство языка.
Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании, фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения или текста, ребенок говорит правильным литературным языком.
5. Развивается фонематический слух.
Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если малыш не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением.
Заучивание стихов или текстов в детском возрасте является важным не только обучающим, но и воспитательным моментом. Недаром большинство детских писателей пишут свои сказки и рассказы именно в стихах. Дети любят стихи и сказки. Запоминание стихов или прозы дается детям легче всего, поэтому родителям нужно использовать это для обучения детей.
В детской литературе имеется масса прекрасных авторов стихов и сказок: Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова. Их стихи учат добру и любви. Лет с 3-4 можно начинать читать детям сказки Пушкина. Но длинные сказки нужно читать не сразу целиком за один раз, лучше разбивать их на несколько частей. Например, читать утром и вечером. Иначе длинная сказка будет сильно утомлять ребенка. С помощью любимых стихов и сказок можно легко привлечь внимание ребенка. Попробуйте несколько дней подряд читать ребенку одно стихотворение или короткую сказку. Благодаря этому ребенок быстро запомнит текст. Лучше всего читать вместе с детьми в прекрасном настроении, передавая эмоции и выражение. Для них это очень важно!
Когда начинать учить стихи или прозу?
Оказывается, свои первые стихи или текстовые слова малыш запоминает еще в младенчестве, когда Вы поете ему колыбельную, говорите приговорки: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели…» Наверное, многие помнят такие приговорки, которые им говорили родители и бабушки. Это и есть начало заучивания стихов. И чем больше будет таких приговорок, потешек в вашем общении с малышом, тем легче он будет заучивать стихи.
Даже годовалый ребенок любит рассматривать книжки и слушать чтение родителей. Рассматривайте картинки в книжках, а попутно читайте или декламируйте текст. Не стоит требовать, чтобы ребенок сразу повторял и запоминал. Просто читайте сами несколько раз одно тоже, повторяйте чаще и так ненавязчиво заучите его. Главное, не заставляйте, учите тогда, когда ребенок в настроении.
Как правильно учить стихи или прозу?
* Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память ребенка. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
* Для того чтобы текст легко учился, он должн по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, а вот деткам спокойным – можно и прозу размеренную, плавную. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».
* Заучивать текст следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.
* Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить текст с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные ребенку слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, текст нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой текста, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите текст еще раз.
И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
* Мы знаем, что одним из нас лучше запоминается текст на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения или текста, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность и тишина. Эти особенности присущи не только взрослым, но и ребенку. Существуют разные методы заучивания, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у ребенка является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
* И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение или текст прозы. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте, вспоминайте и читайте наизусть. Это замечательный способ поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж ребенка.
Методы заучивания стихов:
- Визуальный (зрительный)
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением текста, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить текст наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное - принцип. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
- Двигательный
Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения или текста клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой, слово за словом на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить ребенку класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, т.е. сопровождать чтение какими-либо ритмичными или плавными движениями.
- Слуховой
Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить текст наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение или текст. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все целиком.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как победить застенчивость»
Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?
Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений. Хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, - доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна. Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите уверенность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает ребенку справиться с задачей. Следует помнить, что застенчивые дети очень осторожны и побаиваются нового. Они в большей степени, чем их незастенчивые сверстники подвержены соблюдению правил, боятся их нарушить. У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенку, его непосредственность, любознательность. Не сочтите за кощунство совет – иногда нарушить правила, ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Почти любое, на первый взгляд «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются причиной детских неврозов. Раскрепощению эмоциональной сферы. Лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры – пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели – покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др. Желательно, что бы в игре участвовали несколько взрослых и детей. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ваш ребенок, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся открытыми для разговора о себе. Все игры должны оканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.
Предварительный просмотр:
Предметно-развивающая среда
«Что должно быть в музыкальных уголках в каждой возрастной группе»
При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования.
3. Учет возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5. Возможность переноса оборудования в другие места.
Классификация оборудования для музыкальных зон:
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т. п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.
2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
• с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.) ;
• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики) ;
• с одним фиксированным звуком (дудки) :
• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
3. Музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).
4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски) .
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам
Перечень материалов для детей от 2, 5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы) :
•куклы-неваляшки;
•образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.) ;
•игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) ;
•атрибуты к музыкальным подвижным играм;
•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам) ;
•ширма настольная с перчаточными игрушками;
•магнитофон и набор программных аудиозаписей;
•поющие и двигающиеся игрушки;
•музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада) :
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше, а также дополнительно:
•металлофон;
•шумовые инструменты для детского оркестра;
•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам) ;
•фланелеграф или магнитная доска;
•музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др. ;
•атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др. ;
•музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
•ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;
•ширма настольная и набор игрушек;
•музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
• магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада) :
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др. ;
•музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта) ;
•иллюстрации по теме «Времена года»;
•музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр) ;
•портреты композиторов;
•иллюстрации из «Музыкального букваря»;
•музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др. ;
•атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.) ;
• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
•ширмы: настольная и ширма по росту детей;
•музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;
• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
•разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
•атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.) :
•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада) :
•музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.) ;
•портреты композиторов;
•иллюстрации по теме «Времена года»;
•картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
•альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
•графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
•альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;
•музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные) ;
•набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
•музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д. ;
атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.) ;
•атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.) разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;
•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Предварительный просмотр:
Роль сказки в музыкально – художественном развитии детей дошкольного возраста.
Гармонизация внутреннего состояния ребенка, его отношений с внешним миром возможна лишь при создании психологического комфорта, особых условий, которые позволяют ребенку снимать эмоциональное напряжение, негативно влияющее на его общее состояние.
Для прослушивания музыкального произведения у ребенка подключаются все органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Ребенок визуализирует услышанные впечатления, отражая пластическое, ритмическое, словесное, игровое воплощение образа, настроение музыкального
Для успешного музыкально – художественного развития детей необходимо изменение организации музыкальной деятельности, внесение в нее дополнительных внемузыкальных средств, например, таких, как сказочные образы и сюжеты. Посредством ярких, доступных сказочных образов ребенок узнает окружающую жизнь, людей, вдумывается в их поступки и судьбы. Сказка показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за короткое время примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. В сказке ребенок находит выходы из сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей. Введение малыша в сказку позволяет ему испытывать живое воздействие атмосферы пространства природы, города, места и времени событий и действий персонажей. Через сказку он может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Знакомство со сказкой и ее персонажами лучше начать с рассматривания иллюстраций в музыкальном сопровождении и обыгрывания драматических действий. Это вызывает соответствующее эмоциональное настроение ребенка. Затем предложит ребенку вспомнить знакомый сюжет сказки, случай из его жизни, созвучный эмоциональной окраску музыкального произведения. Свои чувства малыш может выразить, послушав музыкальное произведение, участвуя в музыкально –дидактических и театрализованных играх, занимаясь рисованием под музыку. Стимулируйте деятельность ребенка через активные методы:
«Сюрпризность», «Сказочность», «Праздничность ситуации», «Оживление героев», «Перевоплощение детей».
Важное место занимает процесс придумывания названий, например: («Сани с бубенцами», «Зимняя дорога», «Веселый воробей»); подбор слов и контрастных сопоставлений, например: (сладко – солено, тихо – громко, добрый – злой, радостный – грустный); поиск сравнений и метафор: (легкий, как мотылек, рисует мороз на стекле);
Определительных характеристик: (сердитый, ласковый, задорный и др). Можно также использовать следующие приемы: рифмованние, музыкально – ассоциативный метод, когда ребенок говорит о своих переживаниях, страхах, мечтах, опираясь на механизмы жизненных музыкально – художественных ассоциаций. Работа со сказками позволяет улучшить самочувствие и эмоциональное благополучие ребенка, снизить показатели его тревожности, нервозности и других негативных состояний.
Именно в таких начинаниях ребенок может проявлять душевно – эмоциональную самостоятельность и инициативу, реализовать свои творческие возможности.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ -
ПУТЬ К ДЕТСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ»
Большое значение для развития личности ребенка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе художественной деятельности.
При всем разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений занимают театрализованные игры. Они рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом, на художественно-двигательное общение со взрослыми. Через театрализованную игру ребенок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.
Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния. В конечном счете театрализованные игры способствуют развитию чувств, глубоких переживаний ребенка.
В процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется ее интонационный диапазон.
Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально-личностными особенностями. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность в себе. Содержание игр, необычность сюжета, возможность «спрятаться» за маску, костюм, театрализованную куклу – все это позволяет решить многие проблемные ситуации.
Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка, средством предупреждения эмоциональных расстройств. При этом необходимо одно условие – наличие активного интереса детей к театрализованным играм, разнообразным по форме, и содержанию.
Педагоги в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнеров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры, интересы, желания. Дети же в этом случае станут более естественно и непринужденно включаться в действие, перенимая опыт взрослого.
От игры к игре активность детей будет возрастать, они быстрее начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться, проявлять большую самостоятельность при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа.
Пример игры – драматизации: инсценировка сказки «Лесная аптека», в процессе её разучивания обогащается словарный запас, формируется культура речи, навыки разговора в диалоге. Робкому ребенку игра – драматизация помогает стать смелым и решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность в себе, т.к. есть возможность спрятаться за маску, театральный костюм – это позволяет решить многие проблемные ситуации.
Следующий вид театрализованной игры сюжетно-образная.
В основном это этюды и пантомимы. В этих театрализованных играх педагоги могут выступать в качестве равноправных партнеров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры, интересы. Дети же в этом случае станут более естественно и непринужденно включаться в действия, перенимая опыт взрослого.
Особую роль в театрализованной деятельности занимают речевые, пальчиковые игры. Они способствуют развитию навыков связной речи, расширяют интонационный диапазон. Например, игра «У кого- что внутри» и Варежковый театр «Матрешки». Эти игры не требуют предварительной подготовки, как и игры этюды. Действия выполняются по тексту игры.
Все без исключения театрализованные игры способствуют развитию фантазии, памяти, формируют понятия добра и зла. От игры к игре активность детей будет возрастать, они быстрее начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться, проявлять большую самостоятельность при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие современного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства выразительности.
Для развития выразительной речи необходимо создать условия, где ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей.
Привычку к публичной речи можно воспитать путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией. Большую помощь могут оказать занятия по театральной деятельности, которые дети очень любят.
Воспитательные возможности театральной деятельности огромны: её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъяснятся. Театральная деятельность также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Театральная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В литературе подчёркивается: основа эмпатии – в умении распознать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительном движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся героем позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей, помогает ему решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе.
Итак, занятия по театрализованной деятельности имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Но для этого необходимо создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, интонаций, выразительных движений); приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
Обеспечивать взаимосвязь театральной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Так, имитационным движениям можно обучать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и представляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Решению этой задачи способствуют задания типа: «Разные настроения» ( по карточкам-пиктограммам), чтение произведений и просмотр кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния, и беседа по ним; дискуссии на такие темы, как рассказы из личного опыта и посещения выставки картин; прослушивание музыкальных произведений; упражнения типа «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…»
Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, в которых ситуации необходимо подчеркнуть мимикой (подарили подарок). Хорошо, если одну и ту же сценку проиграют несколько детей. Особое внимание надо обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого можно использовать упражнение «Произнеси с разной интонацией», «Говорящие рисунки» – рассказы по схематическим рисункам, когда их рисуют в ходе совместного обсуждения, или, когда один ребёнок рассказывает, а другие разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую роль играют ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не являются самоцелью.
Результаты участия в театрализованной деятельности могут отражаться в работах по изодеятельности, ручному труду.
Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально – чувственного опыта – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизация интереса взрослых к данной проблеме способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками; домашнее сочинение сказок и различных историй, а потом разыгрывание их; изготовление атрибутов и т. д.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребёнка становится возможным при выполнении следующих условий:
- насыщение этой деятельности интересным и значимым содержанием для детей;
- постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Предварительный просмотр:
- «Каждый ребенок талантлив!»
- Как я это узнаю?
- Рекомендации родителям!
- Внимательно наблюдайте за своим ребенком, подмечайте, что именно удается ему легче всего. Поощряйте увлечения и интересы детей в самых разных областях. Если ребенок любит музыку, легко попадает в ритм мелодии или сочиняет свои собственные песни, отведите его в музыкальную студию. Если книгам и другому «умному» времяпровождению он предпочитает активные игры, займитесь с ним спортом и так далее.
- Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать чадо к занятию своим хобби . Чем большую поддержку получит ребенок, тем лучше будет результат.
- Не ждите скорого результата и настройте ребенка на то, что он не сразу станет лучшим в своем деле. Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу. Здесь терпение и настойчивость должны проявить родители.
- Не навязывайте ребенку свои интересы. Просто наблюдайте за его выбором. Обычно ребенок сам интуитивно чувствует, в какой сфере у него больше всего способностей. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции. Чтобы этого не происходило, взрослым придется учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.
- Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять ребенка заниматься, тем, что не вызывает у него интереса. Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.
- Верьте в своего ребенка. Не сомневайтесь в ребенке и не сравнивайте его с другими детьми, даже если они объективно делают что-то лучше, иначе ваш малыш может потерять интерес к занятию. Помните, ваш сын или дочь при любой неудаче ждут от вас поддержки, а не осуждения или критики. Если у вас нет сомнений, что у него все получится, эта уверенность обязательно передастся и малышу. Из истории видно, что многие выдающиеся личности достигли высот благодаря поддержке близких.
«Желаем Вам успехов!»
Попкова Наталья Александровна,
музыкальный руководитель
МАДОУ ДСКН № 7 г. Сосновоборска
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Разработала и провела:
музыкальный руководитель
МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска
Попкова Наталья Александровна
Тема: Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности
Цель: совершенствование эмоционально-чувственной культуры дошкольников через различные виды музыкальной деятельности.
Задачи:
- способствовать развитию мышления (осознания эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и т. д.);
- формировать умение понимать и чувствовать эмоциональную окрашенность музыкального образа;
- развивать умение творческой интерпретации музыки различными средствами художественной выразительности.
Добрый день, уважаемые родители! Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу вам рассказать о том, как наши эмоции развиваются через различные виды музыкальной деятельности. Буду рассказывать и сразу на примерах (практических) вме сте с вами будем разбирать виды музыкальной деятельности.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, даже порой не пользуясь речью.
По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» жизни человека, и прежде всего ребенка. Собственно, эмоциональное развитие-это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и механизмы включения эмоций. Эмоциональное развитие включает:
развитие эмоционального реагирования; Детей младшего школьного возраста отличает очень высокая эмоциональность, они еще не умеют управлять своими эмоциональными состояниями. Но постепенно они становятся более сдержанными и уравновешенными. Детям присуще длительное, устойчивое, радостное и бодрое настроение, но у некоторых из них наблюдаются отрицательные аффективные состояния, связанные с расхождением завышенного уровня притязаний и скромными результатами учебной работы. Своеобразно изменяются познавательные, эстетические и особенно нравственные чувства. Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста связаны с удовлетворением нарастающей его любознательности и ненасытной жажды знаний.
У младших школьников легко вызвать любовь к слушанию музыки и пению. Они способны достаточно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и метко его охарактеризовать. Дети умеют воспринимать картины, научаются отличать подлинно красивое от всяческих подделок. Чувства, в том числе и эстетические, - специфическая форма отражения окружающего. Поэтому они формируются и развиваются там, где природа, среда, предметы быта могут удовлетворить эстетическую потребность.
развитие эмоциональной экспрессии; экспрессия. — выразительность; сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека — в мимике, пантомимике, голосе и жестах.
развитие эмпатии; - это повышенная восприимчивость
формирование представлений о многообразии человеческих эмоций; радость, горечь, печаль, сожаление, грусть, слезы, смех и мн. другое
формирование словаря эмоциональной лексики. - Слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окрашенность- бабуля, доченька, миленький, родненький, или..жарища, духотища.. и многие другие слова
Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребёнка. Именно поэтому музыка играет важную роль в развитии эмоциональной сферы. Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку. Эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших музыкальных способностей. Она может быть развита во всех видах музыкальной деятельности.
С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. Сейчас мы это вам покажем примеры распространённых видов музыкальной деятельности.
И я думаю вы не раз замечали за своими детьми то как они реагируют на музыкальную деятельность. Для вашей убедительности мы сейчас все вам покажем сами.
Чтобы дети могли настроиться на совместную музыкальную деятельность, как правило нужно начинать с эмоционального натсроя. Я использую упражнения-приветствия.
М.Р. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в нашем музыкальном зле! Какие вы все сегодня красивые, улыбающиеся, это говорит о том, что у вас прекрасное настроение! (такие слова дети сразу чувствуют, и стараются соответствовать им). А со всеми ли мы поздоровались?
Дети: да!
МР: А с ладошками, ножками, губками, нет! Надо скорее и их поприветствовать.
Данное упражнение поднимает настроение у детей, собирает внимание, учит детей интонировать, развивает ритмические способности, дикцию и артикуляцию. Поем песенку «Здравствуйте, ладошки хлоп-хлоп»
Следующий вид деятельности — это игра на музыкальных инструментах. Дети очень любят погреметь, пошуметь и к музыкальным инструментам у них особое внимание и интерес.
Игра на инструментах развивает слух и ритм. Здесь так же активно участвую мимика она часто помогает детям раскрыться и показать свои эмоции. Сейчас покажем. Будем играть на ложках.
«Мы посудою гремим.»
Музыкальные игры – имеют огромное значение в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста. Это выразительность речи, чувств, эмоций. Поэтому нужно учить детей играм.
Повышение качества игровой деятельности - интерес детей к музыкальным играм - в следствие развивается
- познавательно-речевая активность в музыкальных играх;
- умение взаимодействовать со сверстниками в игровой деятельности;
- умение применить музыкально-игровой опыт в самостоятельной деятельности;
- творческая, двигательная активность.
Например.
«Замри-отомри», или «Море-волнуется», «Прыгай- замри» и мн.другое
Танцевальная деятельность.
Самая любимая деятельность всех детей. В ней дети очень чутко чувствуют эмоции, очень развито воображение и все это они рассказывают с помощью движений тела. Так же можно использовать предметы для танца: платочек, ленточка, с помощью этих предметов у детей включается воображение и импровизация. Музыка может быть разная современная, классика, русская народная.
Например.
Танец «Чики-бом», «День рождения», «Пляска с платочками».
Подводя итог хочу сказать, что приобретённые детьми знания о средствах эмоциональной выразительности в музыке, умение воспринимать произведения искусства и выражать свои эмоции в музыкальной деятельности, являются фундаментом для дальнейшего развития эмоционально-чувственной культуры, а так же обогащают внутренний эмоциональный мир каждого ребёнка.
Спасибо за внимание. Готова ответить на ваши вопросы.
Жду вас на следующих консультационных приемах.
Для детей: Три хло-пка –пока-пока!)
Для взрослых: До свидания.
ИСТ РЕГИСТРАЦИИ
участников ГПС области искусство
№ | ФИО участника | Образовательное учреждение | Контактный телефон | Электронный адрес |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление музыкального руководителя ДОУ №13 Семеновой Т.П. по теме «Современные виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГТ»
Данный материал был представлен на гордском методическом объединении музыкальных руководителей детских садов города Волжск, который рассказал о современных вида планирования в соответствии с ФГТ согла...
В помощь музыкальному руководителю детского сада. Планирование музыкальной деятельности, документация музыкального руководителя, ФГТ в детском саду.
требования к проведению различных видов музыкальной деятельности в соответствии с ФГТ...
Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Сотрудничество музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями"
Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью ...
Равчеева И.П. - Настольная книга музыкального руководителя (Музыкальному руководителю ДОУ) - 2004
Равчеева И.П. - Настольная книга музыкального руководителя (Музыкальному руководителю ДОУ) - 2004. Делюсь с коллегами найденным материалом, првда качество неважное.Скачать здесь: https://yadi.sk/...
СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ
В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...
СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ
В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...
Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Поэтому музыкаль...