Патриотическое воспитание
консультация (младшая группа)

Работа с родителями. Консультация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vosp.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста средствами социально-нравственного воспитания.


«Разумное воспитание требует, чтобы уже
в самом раннем возрасте, еще прежде,
 чем дети станут хорошо сознавать себя,
внушалось им стремление ко всему
доброму, истинному. Ранние привычки
будут служить основанием,
на котором строится жизненное
знание нравственности и благородства».
 Н. А. Добролюбова.

     Очень благоприятным периодом для развития, формирования и воспитания в целом является раннее детство. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно, главное, знать, на какие точки воздействовать.
     Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками и потешками. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русские народные сказки и песни.
      И первым этапом воспитания патриотизма можно считать формирование отношений в родной семье.
С отношения  к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, сестрам и братьям. Если в семье есть свои традиции и привычки , то это все постепенно и основательно входит в личный опыт ребенка, как самые приятные и памятные воспоминания, которые хочется переживать снова и снова.
      Следующим, и не менее важным этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста, можно считать поступление его в детский сад.
     Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его разностороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
К основным задачами нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста относится:
• воспитание у малыша любви и бережного отношения к своей семье, дому, детскому саду, родному поселку;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважительного отношения к труду;
• развитие интереса к русским традициям;
• формирование элементарных знаний о правах человека и развитие чувства ответственности;
• формирование взаимопонимания и дружбы.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях и в играх, в труде и в быту.
     Работая с детьми раннего возраста, большое внимание  уделяется понятию «семья». Проводятся этические беседы о семье, о близких родственниках («Мой папа», «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали с папой и мамой»), готовим с детьми подарки для родных и близких к праздникам 23 февраля, 8 марта, Пасха, День Победы. Ежедневно организуем пальчиковые игры («Семья», «Сорока Белобока», «Этот пальчик дедушка»), сюжетные игры и игры с сюжетными игрушками («Семья», «Дочки-матери», «Уложим куклу спать», «Чаепитие»). С музыкальным руководителем разучиваем песни о маме и семье не только к тематическим мероприятиям, но и в повседневных занятиях.
     Универсальным и очень эффективным средством для патриотического воспитания малышей считаем дидактические игры, которые можно так же включить и во все виды деятельности. Так как в этом возрасте всё патриотическое воспитание сосредоточено вокруг ближайшего окружения ребёнка, поэтому и игры подбираем те, что связаны с семьёй и детским садом.
Игра «Наш детский сад» Эту игру можно проводить с детьми раннего возраста.
Цель игры: познакомить детей с детским  садом, с его сотрудниками; воспитывать уважительное отношение к старшим, и их труду.
Оборудование: Фотографии детского сада, помещений детского сада и игровых площадок, а так же сотрудников (воспитателей, музыкального руководителя, повара, и т.д.).
Эта игра требует рассматривание фотографий с изображением площадок детского сада, группы и других помещений (кухни, спортивного зала, музыкального зала, медицинского кабинета и т.д.).
Ход игры: Первый вариант игры заключается в том, чтобы дети, увидев фотографию, определили, что за место детского сада изображено. Воспитатель поочерёдно достаёт картинки, а дети должны угадать, где это находится и назвать, что там делают.
Во втором варианте игры необходимо разместить сотрудников детского сада по своим рабочим местам. Воспитатель предлагает детям фотографии разных мест детского сада и фотографии сотрудников, а детям нужно определить, кто, где работает. Например, повар – на кухне, музыкальный руководитель – в музыкальном зале, и т.д.
Игра «Добрые слова»
Цель игры: Закреплять умение детей использовать в речи «добрые слова». Воспитывать доброжелательность, положительное отношение друг к другу.
Оборудование: картинки с изображением различных жизненных ситуаций (например, мальчик толкнул девочку в лужу, дети делятся конфетами, спасатель спас котёнка и отдаёт его детям и т.д.).
Ход игры: Взрослый достаёт поочерёдно картинки с сюжетами. Все участники игры рассматривают картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо сказать в увиденной ситуации.
Игра «Мои добрые дела или вот как я умею»
Цель игры: Воспитывать заботливое отношение к членам семьи
Оборудование: сюжетные картинки с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности
Ход игры: Дети называют домашние дела.
Игра «Моя семья»
Цель игры: Воспитывать интерес к своей семье, уважительное отношение к членам семьи. Развивать умение рассказать о членах своей семьи.
Оборудование: разноцветные силуэты детских ладошек, картинки с изображением близких, колечки (одеваются на пальчики)с изображением мамы, папы, дедушки, бабушки и ребёнка (по количеству играющих)
Ход игры: В начале пальчиковая игра
Этот пальчик – дедушка (колечко одевается на большой палец руки);
Этот пальчик – бабушка (на указательный палец руки);
Этот пальчик – папочка (на средний палец руки)
Этот пальчик – мамочка (на безымянный палец руки);
Этот пальчик – я (отгибается мизинец)
Ребёнку предлагается выбрать ладошку понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, папу, маму и себя. Выкладывание персонажа можно сопровождать стихом об этом члене семьи или рассказом о нём

    
Сюжетная игра «Семья». Отлично подойдёт для патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста  Благодаря ей дети создают для себя образ семьи, отражают все взаимоотношения в семье, учатся ставить себя на место своих родителей, что способствует воспитанию уважения к старшему поколению.
Систематически планируется работа по приобщению детей к народному фольклору. Дети знакомятся с русскими народными сказками, потешками, попевками, прибаутками. С первой младшей группы, когда дети только пришли в детский сад, слышат добрые потешки:

«Водичка-водичка», так в детях воспитывается аккуратность, опрятность, стремление к чистоте.
Чтение потешки «Пошёл котик на торжок», способствует развитию у детей желания делиться друг с другом.
Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему. Подобные игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома.
     У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Так, например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», воспитатель в доступной форме старается научить детей сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а сказка «Теремок» – дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.
      Хорошим средством воспитания является организация трудовой деятельности. Например, с малышами мы поливаем цветочки на клумбе, убираем веточки и листья осенью детскими граблями, а детскими лопатками убираем снег с дорожки в зимний период, сгребаем песок в горку после игр в песочнице, вывешиваем кормушки и подкармливаем птиц зимой и т.д. Не забываем и про игры во дворе во время прогулок.
       С детьми раннего возраста совершаем прогулки по территории детского сада и игровой площадке, наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая погодные и сезонные изменения.
      Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящих патриотов, любящих свою Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...