Консультация для родителей "Создание эколого-развивающей среды для дошкольников в домашних условиях"
консультация

Рядинская Елизавета Васильевна

Консультация для родителей "Создание эколого-развивающей среды для дошкольников в домашних условиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл videokonsultatsiya_po_ekologii.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Основы экологической культуры ребенка дошкольника»

Подготовила:

Рядинская Е.В.

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к родине.

Начальные экологические представления становятся регулятором поведения детей в природе, помогают предусмотреть возможные негативные последствия неправильных действий – бездушного отношения к растениям и животным, загрязнению объектов неживой природы. На прогулке, в природе мы, к сожалению, часто видим поврежденные деревья, кусты, вытоптанную траву, погибших животных.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное отношение) ; - формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ; - развитие эстетических чувств (умения увидеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) ; - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы) . Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

 Малыши, как известно, проявляют повышенный интерес к окружающей среде. Но из - за отсутствия целенаправленной и единой работы детских садов, семьи и общественности у многих 6 - летних и даже 5 - летних детей формируется негативное отношение к некоторым ее объектам - в большинстве своем к насекомым и земноводным, что приводит к неправильным действиям детей. Они считают их «вредными», ненужными, не понимая их значения ни для человека, ни для окружающей среды.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям .Важно помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний, а значит , воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных знаний. Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддерживание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе. Так же необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни.

Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Запомните правила! 

Правила природы

  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.
  • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
  • Охранять надо не только редкие. ю но и другие, даже самые обычные растения.
  • Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы – родители могут совсем покинуть гнездо.
  • Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных зверей.
  • Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
  • Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

Создание эколого-развивающей  среды в домашних условиях должно включать:

·         Уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно, но не желательно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.);

·         Оснащение необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско- практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.

·         Фотографии на тему "природа”, журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.

Воспитание экологической культуры дошкольников начинается в семье ребенка. Дети копируют поведение своих родителей. Поэтому очень важно чтобы родители объясняли малышу основы экологической культуры и подкрепляли свои слова действиями. Нельзя научить ребенка тому, чего сами родители не соблюдают.

Рассказывайте ребенку о удивительном разнообразии форм жизни на суше и воде. На этом пути вам помогут иллюстрированные энциклопедии и кинофильмы про животных и растения.

Читайте своему ребенку замечательные, добрые рассказы о природе В. Бианки, Л. Толстого, Б. Заходера, Н. Сладкова, М. Пришвина, К. Ушинского. Дети готовы часами зачарованно слушать рассказы взрослых. После чтения побеседуйте с малышом о проблемах героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация по обучению дошкольников в домашних условиях

Консультация адресована родителям старших дошкольников. Даны советы по развитию речи детей, подготовке к обучению граммоте и математике в домашних условиях....

Консультация для родителей «Подборка игр-экспериментов для старших дошкольников в домашних условиях»

Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребёнок ставит определённые цели и добивается конкретных результатов....

Консультация «Формирование правильного произношения звука «Ш» у дошкольников в домашних условиях»

Консультация «Формирование правильного произношения звука «Ш»  у дошкольников в домашних условиях»...

Консультация для родителей "Организация физкультурных занятий для дошкольника в домашних условиях."

В консультации представлены правила проведения занятий по физической культуре в домашних условиях, а так же примерный комплекс упражнение на развитие физической силы...

Консультация "Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях".

Полезная информация для родителей, чем занять ребенка дома, как увлечь физкультурой....

Консультация для родителей Предметно пространственная среда для малышей в домашних условиях.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Предметно пространственная среда для малышей в домашних условиях»У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они еще плохо коорди...