консультация по обучению дошкольников в домашних условиях
статья (подготовительная группа) по теме
Консультация адресована родителям старших дошкольников. Даны советы по развитию речи детей, подготовке к обучению граммоте и математике в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Формы обучения детей в домашних условиях.
Деятельность детей дома может быть разделена на блоки:
1. Специально организованное обучение. Родитель – инициатор, он ставит перед ребенком задачи, организует и контролирует их выполнение. В этом блоке развиваются сенсорные и мыслительные способности, расширяются и систематизируются знания детей: об окружающем мире, формируются элементы учебной деятельности.
2. Совместная деятельность родителей с детьми: чтение книг и беседы о прочитанном, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и репродукций, сюжетные и настольные игры, совместный труд, экскурсии, прогулки, сопровождаемые рассказом родителей, пояснениями, беседами.
Целесообразно обеспечивать условия для деятельности детей « с незавершенным концом», чтобы дети при желании могли продолжить ее самостоятельно, пока не исчезнет их интерес. При развитии речи детей в домашних условиях, обучение их элементарным математическим представлениям, развитие их мыслительной деятельности необязательно создание специальных услови1й, наличие жесткой методической и содержательной регламентации. Главное условие – обучать, играя, используя игровые ситуации. Игра – это не забава. В играх ребенок получает много знаний и умений, усваивает новые слова, развивает речь.
Художественное произведение, познавательный рассказ взрослого, подкрепленный наблюдениями в природе, прогулки с детьми в парк, лес, на реку и разговор об увиденном дают ребенку ценные знания, воспитывают любознательность, развивают его.
методы образовательного процесса
развитие речи детей
Важной задачей обучения дошкольников родному языку является развитие связной речи:
- развитие диалогической речи,
- развитие монологической речи.
Особенности: развернутость, связность, произвольность.
Задачи: планировать, намечать последовательность отдельных частей, звеньев передаваемого в речи содержания, не пропускать существенных эпизодов, не переставлять их беспорядочно, не делать ненужных вставок, логично переходить от одной части к другой, уметь закончить высказывание.
формы развития качественной устной связной речи:
1. Пересказывание художественных произведений;
2. Различные виды рассказывания (по картине, игрушке, творческое рассказывание);
3. Чтение художественной литературы.
Достаточный словарный запас делает речь содержательной.
Способы обогащения речи дошкольников.
- знакомство с антонимами, определениями, синонимами;
- подбор синонимов к заданному слову;
- выбор из ряда синонимов наиболее подходящего;
- подбор к антонимам подходящих слов (составление словосочетания), например, светлый – темный (лес, ночь) день;
- изменение слова, например, ручей – гремучий и прозрачный, ручеек – маленький и звонкий, ручеечек – крошечный;
- подбор рифмы;
- подбор определений, эпитетов (какие бывают птицы? маленькие, большие, красивые, хищные, зимующие, перелетные);
- узнавание предмета по эпитетам: белоствольная, кудрявая, стройная (береза);
- подбор действий к предметам. Ветер что делает? (дует, воет, срывает листья);
- подбор предметов к действиям. На небе сияет, землю освещает, всех согревает (солнце);
- подбор к действию предметов;
- подбор обстоятельств. Учиться можно как? (хорошо, лениво, плохо);
- подбор нюансов слов: дом, домик, домище;
- подбор детьми пропущенных слов ( пришел почтальон, принес ...);
- составление распространенных предложений (дети идут куда? зачем?);
- составление части целого: дерево – ствол – ветки – сучья;
- составление предложения с определенным словом или несколькими словами.
Все эти упражнения способствуют не только расширению, но и активизации детского словаря. Для того, чтобы слова входили в активный словарь, необходимо их многократно повторять.
Обучение грамоте
Научить читать 7-летнего ребенка труднее, чем 5-летнего. Обучение чтению – первая ступень в школьном обучении родному языку. Прежде, чем начать читать, ребенок должен научиться проводить звуковой анализ слов, т.е. уметь называть звуки, из которых состоит слово.
Звуковая культура речи:
- правильное произношение
- дикция
-темп
- умение регулировать силу голоса
- интонационная выразительность речи
Богатый материал для развития звуковой культуры речи – потешки, скороговорки, пословицы, поговорки.
С целью регулирования силы голоса скороговорка произносится громко-тише-шепотом, либо шепотом,громче, громко. Для развития темпа речи – быстро,умеренно, замедленно и в обратном порядке.
С целью усвоения детьми различных интонаций можно использовать упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах:
Ты будешь играть в мяч? Я буду играть в мяч?
Ты будешь играть в мяч? Я буду играть в мяч?
Ребенок 6-7 лет уже не вслушивается в звуки произносимых им слов, не манипулирует словами, как он это делал в 4 года. Потому что вслушивается не в звуки, а представляет себе буквы, которыми записано слово. А 4-летний слышит все по-другому. Поэтому надо воспользоваться этой речевой одаренностью 4-5 летнего ребенка и научить его грамоте, закладывающей фундамент усвоения курса фонетики, морфологии русского языка.
Начинать необходимо с игры, переключающей внимание детей со смысловой стороны слова на звуковую.
I этап – определение звука.
Какую песенку поет комар? З-З-З. Давай послушаем песенку комара в других словах: «з-з-з-аяц», «з-з-з-има». А в слове «корова» есть песенка комара? Нет.
II этап – назвать звуки слова в той последовательности, в которой они в этом слове находятся.
Это и основа грамотного письма.
III этап – изображение слова в виде схемы.
В верху картинка, внизу клеточки, например, слова «Дом».
Сколько клеточек? Значит. сколько звуков?
Звуки называются последовательно и закрываются фишками.
Необходимо иметь несколько карточек для анализа трехзвуковых слов: мак, дом, кот, кит, жук, лук, лес, рак.
На каждом занятии нужно разбирать не больше двух слов. Но анализировать эти слова надо несколько раз разными способами: сначала просто разбирать слова, затем фишки убрать со схемы по указанию взрослого в соответствии с называемыми звуками. Можно назвать звуки последовательно. Такого рода задания побуждаю детей к повторному обследованию звукового состава слова по схеме. При проведении звукового анализа слов полезно включать задания, развивающие у детей мыслительные операции – сравнение, сопоставление, анализ.
Найдите одинаковые звуки в словах «дом», мек», равзные звуки в словах «дом», «дым».
IV этап – различение гласных и согласных звуков.
Обратить внимание ребенка на то, что при произнесении согласных нам всегда что-то мешает: губы или язык, теперь установлена разница между гласными и согласными звуками.
Согласные звуки произносятся то мягко, то твердо. Мягкие согласные обозначаются зелеными фишками, твердые – синими.
Например, слово «Нина». Какие гласные? Какие согласные? Похожи здесь звуки или нет? [н’] – [н’] –[н’], [н] –[н] – [н]. Один звук звучит мягко [н’] – [н’] – [н’], другой твердо [н] – [н] – [н].
С этого занятия все гласные надо начинать обозначать красным цветом. Сначала необходимо использовать слова без стечения согласных и гласных звуков : луна, рыба, лиса, сани, гуси и т.д. Затем задание усложняется: сахар, волк, куст, аист, паук и т. д. Если ребенок свободно проводит звуковой анализ 4-5 звуковых слов. схемы можно убрать. Фишки выкладываются в этом случае прямо на столе. Проводить все необходимо в игровой форме. Только после того. как ребенок хорошо начал ориентироваться в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить его с буквами. Начинать необходимо с гласной буквы «а», затем – «я». Предлагаете сделать звуковой анализ слова, составить схему. Например, слова « Катя». Необходимо сказать 1-е в жизни ребенка правило русского языка: после мягкого согласного звук [а] обозначается « я». Слышишь звук [а], а пишешь букву « я». Также парами надо знакомить детей с остальными гласными: о-е, у-ю, ы-и, э-е. Обратить внимание. что буква «и» обозначает звук [и], но тоже всегда пишется после мягкого согласного, «я», «е», «е» - сигнал, что предшествующие им слоги нужно прочитать мягко.
Вот теперь можно начинать читать.
Математика в семье
Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. В программу занятий по математике дома включается следующее:
- знакомство со счетом;
- знакомство с числами цифрами в пределах 10;
- знакомство с понятиями, как образуется число;
- знать, что число не зависит от формы, цвета, пространственного расположения предметов;
- дети должны научиться перечислять, отсчитывать нужное количество предметов;
-деление целого предмета на равные части (2, 4, 8);
- составление и решение задач;
- знакомство со знаками +, -, =;
- знакомство с геометрическими предметами;
- ориентировка во времени (части суток);
- знакомство с величиной ( длинный – короткий, узкий – широкий, больше – меньше).
Формы обучения элементарным математическим представлениям – игра.
Игра «Наоборот « ( толстый – тонкий, высокий – низкий, широкий – узкий). Игра «Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.
Игра «Назови соседей» (взрослый называет число, а ребенок – его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».
Игра «Подели предмет» (торт на 2, 4, и т. д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
Составление задач целесообразно ограничивать сложением, вычитание в одно действие. Пусть ребенок сам примет участие в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условия задачи.
Игра «Найди пару» (перед ребенком в ряд лежат числовые картинки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.
Игра «Какое число пропущено?». Называется пропущенное число.
Все это хорошо подготовит ребенка к учебе в 1-м классе школы и сделает ее интересной и познавательной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Обучение плаванию в домашних условиях".
Педагог дает практические рекомендации родителям по обучению детей плаванию....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Формы обучения детей в домашних условиях»
Образовательная деятельность детей дома может быть разделена на блоки:1.Специально организованное обучение. ...
Консультация для родителей:"Рекомендации при обучении чтению в домашних условиях"
Рекомендации для родителей при обучении чтению детей в домашних условиях"...
Рекомендации для родителей по обучению чтению дошкольников в домашних условиях
Чтение – это быстрое последовательное преобразование букв в слитно произносимые звуки. При обучении чтению в домашних условиях необходимо знать , как формируется у ...
Консультация для родителей «Обучение плаванию в домашних условиях»
Все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, физически и духовно красивыми. Об этом необходимо позаботиться с первых дней жизни ребенка. Каждый день, купая малыша, необходимо помнить о...
КОНСУЛЬТАЦИЯ Формы обучения детей в домашних условиях.
Целесообразно обеспечивать условия для деятельности детей « с незавершенным концом», чтобы дети при желании могли продолжить ее самостоятельно, пока не исчезнет их интерес. При развитии ре...
КОНСУЛЬТАЦИЯ "Формы обучения детей в домашних условиях".
При развитии речи детей в домашних условиях, главное условие – это обучать, играя, используя игровые ситуации. Игра – это не забава. В играх ребенок получает много знаний и уме...