Башккирские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста
консультация
Основной вид деятельности дошкольников – игра. Наиболее любимый вид игры – подвижная игра. Любимое место игр – на воздухе, там, где много места, можно побегать, порезвиться, показать свою ловкость. Игры на свежем воздухе, на природе способствуют физическому развитию детей, укрепляют здоровье. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-чувственная основа для развития патриотических чувств.
В рамках воспитания основ толерантности в детях, в детском саду знакомим с национальностями и играми народов, населяющих Россию:
«Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все - дочери и сыновья
Страны своей прекрасной».
Сегодня мы познакомим вас с башкирскими народными играми.
Cогласно преданию, Башкорт - имя военачальника в 9 веке объединившего башкирские племена. Именно тогда башкиры начали осваивать обширную территорию - южные отроги Урала, западный район Приуралья, и степи Зауралья. А складывался народ в результате сложного смешения местного финно-угорского населения с тюрками, пришедшими сюда из районов Южной и Центральной Сибири, и монголами.
До 18 века основным занятием народа было полукочевое скотоводство, разведение лошадей и овец, в меньшей степени - крупного рогатого скота, а в южных районах разводили верблюдов. Летом весь скот находился на пастбищах, вместе со стадами кочевали и люди, а зиму проводили в аулах. Лошади были не только средством передвижения, по и главным источником питания - мяса и молока, а из шкур изготавливали удобную посуду и одежду.
Земледелие - тоже традиционное занятие башкирского народа в Зауралье, причем выращивали не только неприхотливые культуры - просо, ячмень, коноплю, но и пшеницу. Уже с 18 века земледелие становится главным занятием башкир на северо-западе региона, но на юге и востоке кочевание сохраняется до 20 века. Среди ремесел и промыслов были развиты домашняя обработка шерсти, кожи, ручное ткачество, обработка дерева. Башкиры владели и кузнечно-ювелирным мастерством, вели разработки серебряной руды. Не случайно башкирские женщины всегда носили именно серебряные украшения - серьги, кольца, браслеты, застежки.
Традиционное башкирское жилище - это войлочная юрта со сборным решетчатым каркасом. В степи ставили глинобитные, саманные дома, в лесной зоне - срубные избы. Среди блюд башкирской кухни особое место занимает конина или баранина, но обязательно присутствуют пресный хлеб и лапша, а самый распространенный напиток – кумыс (из кобыльего молока).
Духовная культура башкирского народа очень выразительна и ярко отражена в фольклоре, но особенно в праздничных традициях и обрядах. Основные народные праздники отмечались весной-летом. После прилета грачей устраивали каргатуй (грачиный праздник), участники которого угощали друг друга ритуальной кашей, соревновались, водили хороводы, а остатки каши раскладывали на камнях со словами «Пусть и грачи поедят, пусть год будет плодоносным, жизнь благополучной».
Накануне же пахоты устраивали праздник плуга - сабантуй. Во время этого веселого праздника обязательно забивали корову или баранов, приглашали гостей, устраивали состязания, среди которых непременно были скачки, борьба и бег, что отражало древние традиции военно-физического воспитания молодежи у башкир.
Традиционные башкирские игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. Это объясняется тем, что в их основе лежат обряды, когда-то имевшие религиозно-магическое значение.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как сказки и песни.
Башкирские детские игры - школа воспитания. Игра воспитывает детей. В мире детей воспитательная школа строже, чем у взрослых. Самое тяжелое, когда отвергает коллектив. Того, кто хочет занять лидерствующее положение или проявить излишнюю обидчивость, того в следующий раз не примут в игру. Для этого, чтобы быть участником игры, ребенок старается не спорить, не обижаться, не ябедничать, быть терпимым, выучить много считалок, песен, т.е. незаметно для себя приобретает хорошие качества.
Башкирские народные игры имеют свою историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В башкирских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, что способствовало укреплению здоровья. Бытовавшие в народе игры возникали свободно; продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий, складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т.п. Устанавливались и правила выбора водящих, а также придумывались наказания проигравшему.
Башкирские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Суровые условия полукочевого быта требовали серьезной закалки подрастающего поколения, поэтому различные состязания в выносливости стали для башкирского народа органической потребностью. С 4-5 лет башкирского мальчика воспитывал только отец, который, прежде всего, учил его ездить верхом, стрелять из лука, бороться, бегать. Большой популярностью пользовались у детей бег на скорость, игры в жмурки, прятки, игры с мячом, скатанным из шерсти, с палками, в кости.
По содержанию башкирские народные игры выразительны и доступны детям. Они способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В играх присутствуют все виды движений: бег, прыжки, метание. В башкирских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pfopotsrvpftsgtest.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Основной вид деятельности дошкольников – игра. Наиболее любимый вид игры – подвижная игра. Любимое место игр – на воздухе, там, где много места, можно побегать, порезвиться, показать свою ловкость. Игры на свежем воздухе, на природе способствуют физическому развитию детей, укрепляют здоровье. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-чувственная основа для развития патриотических чувств.
В рамках воспитания основ толерантности в детях, в детском саду знакомим с национальностями и играми народов, населяющих Россию:
«Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все - дочери и сыновья
Страны своей прекрасной».
Сегодня мы познакомим вас с башкирскими народными играми.
Cогласно преданию, Башкорт - имя военачальника в 9 веке объединившего башкирские племена. Именно тогда башкиры начали осваивать обширную территорию - южные отроги Урала, западный район Приуралья, и степи Зауралья. А складывался народ в результате сложного смешения местного финно-угорского населения с тюрками, пришедшими сюда из районов Южной и Центральной Сибири, и монголами.
До 18 века основным занятием народа было полукочевое скотоводство, разведение лошадей и овец, в меньшей степени - крупного рогатого скота, а в южных районах разводили верблюдов. Летом весь скот находился на пастбищах, вместе со стадами кочевали и люди, а зиму проводили в аулах. Лошади были не только средством передвижения, по и главным источником питания - мяса и молока, а из шкур изготавливали удобную посуду и одежду.
Земледелие - тоже традиционное занятие башкирского народа в Зауралье, причем выращивали не только неприхотливые культуры - просо, ячмень, коноплю, но и пшеницу. Уже с 18 века земледелие становится главным занятием башкир на северо-западе региона, но на юге и востоке кочевание сохраняется до 20 века. Среди ремесел и промыслов были развиты домашняя обработка шерсти, кожи, ручное ткачество, обработка дерева. Башкиры владели и кузнечно-ювелирным мастерством, вели разработки серебряной руды. Не случайно башкирские женщины всегда носили именно серебряные украшения - серьги, кольца, браслеты, застежки.
Традиционное башкирское жилище - это войлочная юрта со сборным решетчатым каркасом. В степи ставили глинобитные, саманные дома, в лесной зоне - срубные избы. Среди блюд башкирской кухни особое место занимает конина или баранина, но обязательно присутствуют пресный хлеб и лапша, а самый распространенный напиток – кумыс (из кобыльего молока).
Духовная культура башкирского народа очень выразительна и ярко отражена в фольклоре, но особенно в праздничных традициях и обрядах. Основные народные праздники отмечались весной-летом. После прилета грачей устраивали каргатуй (грачиный праздник), участники которого угощали друг друга ритуальной кашей, соревновались, водили хороводы, а остатки каши раскладывали на камнях со словами «Пусть и грачи поедят, пусть год будет плодоносным, жизнь благополучной».
Накануне же пахоты устраивали праздник плуга - сабантуй. Во время этого веселого праздника обязательно забивали корову или баранов, приглашали гостей, устраивали состязания, среди которых непременно были скачки, борьба и бег, что отражало древние традиции военно-физического воспитания молодежи у башкир.
Традиционные башкирские игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. Это объясняется тем, что в их основе лежат обряды, когда-то имевшие религиозно-магическое значение.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как сказки и песни.
Башкирские детские игры - школа воспитания. Игра воспитывает детей. В мире детей воспитательная школа строже, чем у взрослых. Самое тяжелое, когда отвергает коллектив. Того, кто хочет занять лидерствующее положение или проявить излишнюю обидчивость, того в следующий раз не примут в игру. Для этого, чтобы быть участником игры, ребенок старается не спорить, не обижаться, не ябедничать, быть терпимым, выучить много считалок, песен, т.е. незаметно для себя приобретает хорошие качества.
Башкирские народные игры имеют свою историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В башкирских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, что способствовало укреплению здоровья. Бытовавшие в народе игры возникали свободно; продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий, складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т.п. Устанавливались и правила выбора водящих, а также придумывались наказания проигравшему.
Башкирские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Суровые условия полукочевого быта требовали серьезной закалки подрастающего поколения, поэтому различные состязания в выносливости стали для башкирского народа органической потребностью. С 4-5 лет башкирского мальчика воспитывал только отец, который, прежде всего, учил его ездить верхом, стрелять из лука, бороться, бегать. Большой популярностью пользовались у детей бег на скорость, игры в жмурки, прятки, игры с мячом, скатанным из шерсти, с палками, в кости.
По содержанию башкирские народные игры выразительны и доступны детям. Они способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В играх присутствуют все виды движений: бег, прыжки, метание. В башкирских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста
В данной презентации представлены русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста....
"Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Русские-народные-подвижные-игры-для-детей-дошкольного возраста
ull;Народная игра – это игра, придуманная народом, передающаяся из поколения в поколение....
Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста.
Башкирские подвижные игры. Старший дошкольный возраст....
Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста
Башкирские подвижные игры...
Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста
Подвижная игра, естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Это один из главных факторов детского физического развития....
консультация для родителей " Башкирские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему: ...