Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста.
картотека (старшая, подготовительная группа)

Нургаянова Гульназ Фазимьяновна

Башкирские подвижные игры.  Старший дошкольный возраст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста.

Основной вид деятельности дошкольников – игра. Наиболее любимый вид игры – подвижная игра. Любимое место игр – на воздухе, там, где много места, можно побегать, порезвиться, показать свою ловкость. Игры на свежем воздухе, на природе способствуют физическому развитию детей, укрепляют здоровье. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-чувственная основа для развития патриотических чувств.
В рамках воспитания основ толерантности в детях, в детском саду знакомим с национальностями и играми народов, населяющих Россию:
«Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все - дочери и сыновья 
Страны своей прекрасной».

Башкирские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Суровые условия полукочевого быта требовали серьезной закалки подрастающего поколения, поэтому различные состязания в выносливости стали для башкирского народа органической потребностью. С 4-5 лет башкирского мальчика воспитывал только отец, который, прежде всего, учил его ездить верхом, стрелять из лука, бороться, бегать. Большой популярностью пользовались у детей бег на скорость, игры в жмурки, прятки, игры с мячом, скатанным из шерсти, с палками, в кости.
По содержанию башкирские народные игры выразительны и доступны детям. Они способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В играх присутствуют все виды движений: бег, прыжки, метание. В башкирских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.
Правила для играющих.
1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре - закон.
2. В игре проявляйте выдумку, смекалку (не нарушая принятых правил).
3. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води).
4. В играх-поединках выбирай противников, равных по силам.
5. Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного.
6. Не горячитесь понапрасну! Так вернее придти к победе.
7. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья, подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.
8. Победив, не зазнавайтесь, не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре вы - противники, вне игры - товарищи.
9. Проиграл, - не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять верх при следующей встрече.
10.В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
11.Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они всегда были исправны и красивы. 
12.Судьей должны быть довольны и победители и побежденные. 
13.Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжей дороге. Игры с мячом проводите подальше от окон, в стороне от клумб, грядок.

« Курай (Дудочка)»

Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова: 
«Услыхали наш курай, 
Собрались мы все сюда. 
Наигравшись с кураистом, 
Разбежались кто куда.
Хай, хай, хай, хай 
На зеленом, на лугу 
Мы попляшем под курай,
Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:
«Ты, курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай»
Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.
Правила: разбегаться только после окончание слов.

«Муйуш алыш (Уголки)»

По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает каждому вопрос:
- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?
1 играющий отвечает: «Моя баня занята».
2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»
3 играющий отвечает: «Печка обвалилась
4 играющий отвечает: «Вода кончилась»
Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит: Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул.
Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев».

«Ак тирек, кук тирэк (Белый тополь, синий тополь)»

Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?» 
Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы». 
Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?» Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед». 
Первая команда просит: «Дайте нам сахар». 
Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»
Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь». 
Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»
Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.

«Эна менян еп (Иголка и нитка)»

Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми. 
Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.

«Бесэй менэн сыскан (Кот и мыши)»

Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети - мыши бегают по площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети - мыши должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова: 
«Котик вышел погулять, 
Серых мышек поймать.
Сейчас догоню, схвачу и проглочу» 
После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него. В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается новый кот, игра повторяется.
Правила: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны прекратить игру, собраться у кота в доме.

«Буре менэн куян (Волк и зайцы)»

Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети - зайцы. Волк прячется - приседает на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы» выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке:
«Белый заяц, мягкий заяц 
В гости к нам пришел. 
Ушки - длинные. 
Короткий хвост».
На сигнал ведущего «Буре» («Волк») дети-зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей.
Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах; убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой.

«Итексе (Сапожник)»

Организация  игры.
Дети стоят хороводом. В середине – на стуле сидит ребёнок – это сапожник.
1к. «Сапожник» имитирует характерные движения: шьёт сапоги. Дети идут по кругу хороводным шагом.
2к. Идут, сужая круг, исполняя 2 простых шага и 3 притопа, и таким же образом расширяют круг.
Исполняют тройные притопы с поворотом корпуса.
С окончанием пения дети быстро разбегаются, а сапожник старается запятнать кого-нибудь из детей. Запятнанный ребёнок становится сапожником и игра повторяется.
1. Нитки, шило да игла – начинается игра!/2р.
Я для маленькой ноги шить умею сапоги./2р.
2. Ты – сапожник-чудодей, шьёшь сапожки для людей./2р.
Чтоб примерить сапоги, ты скорее нас лови!/2р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста

В данной презентации представлены русские народные подвижные игры для детей  дошкольного возраста....

Русские-народные-подвижные-игры-для-детей-дошкольного возраста

ull;Народная игра – это игра, придуманная народом,  передающаяся из поколения в поколение....

Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста

Подвижная игра, естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Это один из главных факторов детского физического развития....

консультация для родителей " Башкирские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста"

            Консультация для родителей                на тему:                ...

Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста

Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста....