Русские-народные-подвижные-игры-для-детей-дошкольного возраста
презентация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie-narodnye-podvizhnye-igry-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta.pptx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Народная игра – это… Народная игра – это игра, придуманная народом, передающаяся из поколения в поколение. Народная игра – это игра, широко распространенная в национальном обществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого общества.
Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремиться перенести их в будущее, для того чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. В последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными интересами, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Всѐ чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как злость, равнодушие, тревожность. Ребенок будет развиваться гармонично, когда будет учитываться согласование развитие духовно – нравственной и интеллектуальной системы. Я уверена, в том, что невозможно воспитать здорового и гармонично развитого ребѐнка без опоры на традиционную этику. Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Веками она создавалась и сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и предавать их поколения в поколения. Актуальность темы
Цель проведения русских народных подвижных игр: формирование гармонически развитой, активной с о че т а ю щей в с е б е д у х ов н о е б ог а т ст в о, м ор а ль н ую л и чн о сти, чис т о т у и физическое совершенство.
Значение русских народных подвижных игр в процессе развития дошкольников Развиваются нра в ст в енные чувства Развиваются мыслительные операции через игру Развиваются физические и воспитываются психофизические качества Создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству Раз в и в а ю т ся психич е ск и е процессы Развиваются коммуникативные навыки и эмоциональная сфера
Детские сговоры и жере б ь ё вки С ч и талки Н е б ы ли ц ы - п е ре в ѐ р т ы ш и Орнамента л ика народных игр Игровые а кс есс у а р ы Игровые п ри пев ки Заклички
Сч и талки Д е т ск и е с ч и т а лки – н ео б х о д им ая ча с ть детских подвижных игр. Ведь почти всегда нужно выбрать водящего. И сделать это нужно честно, без обмана, справедливо. Раньше стишки для выбора ведущего или установления очередности и игре называли в народе «жеребьевками» или «гадалками». Разучиваание считалок помогает детям развить память и приобщиться к русской фольклорной культуре, но и повысит их «рейтинг» среди сверстников. Детские считалки бывают очень разные: длинные и короткие, легкие и не очень в запоминании, старинные и современные. Но одно свойство объединяет их – они обязательно ритмичные.
С ч и т ал к и - чи сл о в к и – с чет было т ак и е это считалки с числами. Иногда, правда, эти числа сложно узнать. Они искажены, замаскированы. Например, вместо «Один, два» появляются «Первенчики, другеньчики» или «Перводан, другодан». Эти искаженные слова рождались во взрослом языке. Ведь когда-то считали, что слово, и, тем более, число – вещь магическая. А раз магическая, значит и опасная. Поэтому существовал запрет на «правильными» числами. Но считать-то как-то надо – вот и придумывали «заменители». Потом запрет ушел, а его отзвуки остались в детских считалках. Например, В нашей маленькой компанье Кто-то палочку украл. Раз, два, три – Это верно будешь ты! *** Раз-два – кружева, Три-четыре – платье сшили, Пять-шесть – кашу есть Семь-восемь – деньги просим. Заумные детские считалки О происхождении заумных считалок у ученых нет единого мнения. Некоторые считают, что это самые древние считалки, берущие свое начало от старинных заклинаний и заговоров. Другие исследователи доказывают, что они восходят к латинским числовкам. Некоторые даже полагают, что заумные считалки – это искаженные молитвенные тексты на древнееврейском языке. Но, в любом случае, этот вид считалок очень древний. Кстати, их тексты сходны на всей территории многоязычной Европы. Заумные считалки – застывшие осколки древних культур, формулы, лишенные всякого смысла, но завораживающие ребенка своим ритмом. Например, Атки-патки чуткиме, Аболь-фоболь доменэ, Ики-пики Г раматыки Кноп! *** Анки-дранки дру едру, Чебер-фебер фу ерфу, Ан дан, дугестан, Уда вида, уда кан.
Старинные и современные русские детские сюжетные считалки Сюжетные считалки – основная группа детских считалок. Очень сложно определить время создания того или другого текста, понять, какие пришли к нам из седой старины, а какие появились совсем недавно. Ведь считалки постоянно изменяются, впитывают новые слова и реалии окружающего мира. Вот, например, такая, довольно старая считалка, «Ехал Ваня на тележке…» обрела нового «главного героя»: Ехал Лунтик на тележке, Раздавал он всем орешки, Кому два, кому три, Выходи из круга ты! *** Дом высокий, трехэтажный, На верху свисток протяжный. Как засвищет, заорет, Всех на фабрику зовет. Авторские детские считалки Источниками считалок, к о н е ч н о, становились и авторские, литературные тексты детских поэтов. Считалкой может стать любое стихотворение, если оно не слишком длинное и ритмичное. Примеры детских авторских считалок: Шел по улице отряд - Сорок мальчиков подряд: Раз, Два, Три, Ч е т ыре, И четыре На четыре, И четырежды четыре, И еще потом четыре. (Даниил Хармс)
Заклички Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок – сварить борщик, дать огуречик. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова. Зак л и ч к а р о ж д ает в ре б е н к е в е р у в в е с о м о сть и зн а ч и м о сть сло в а. Э т а в е р а у к р е п л яе т ся с амим де й ствием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми). Солнышко Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко — Дам тебе горошечка!
Детские сговоры и жеребьевки для деления на команды Для того, чтобы «честно» разделиться на команды, дети на Руси пользовались словесными жеребьевками – сговорами. Для этого служил вопрос, содержавший в себе выбор. Вопросы могли быть самые разные. Рождались такие вопросы, обычно, на основе сказок, загадок, пословиц: «Солнце красное или месяц ясный?» «Коня вороного или казака удалого?» «Наливное яблочко или золотое блюдечко?» Часто такие вопросы-сговоры имели юмористический характер: «На печке заблудился или в тарелке утоп?» «Шишкой в лоб или в ухо хлоп?» Проводили сговор-жеребьевку так. Две «матки» или, говоря современным языком, капитаны будущих команд – отходили в сторону и договаривались о том, какой вопрос будут задавать. А также определялись к кому из «маток» будет присоединяться игрок, выбравший тот или иной ответ на вопрос. Когда они об этом договорились, то кричат остальным «Можно!». После чего к ним по очереди парами подходят дети. Одному из детей в паре тихо (чтобы не услышали остальные) предлагают вопрос, например: «Сказка или бубликов связка?». Ребенок (тоже тихо) сообщает, что он выбрал. Например, он выбрал «сказку». Тогда ему словами или жестами показывают, к кому из «маток» ему надо присоединиться. Второй ребенок из пары идет в другую команду. После этого подходит следующая пара и все повторяется сначала. В конце концов все дети поделятся на две команды. Такие жеребьевки подходят для формирования команд во многих русских народных играх, например, в старинной игре «Бояре» или менее известной, но очень динамичной игре «Жнецы и пахари» .
Игровыми припевками нач инают игру, задают условие игры, связывают части игрового действия, нередко игровые песенки сочиняют сами дети. В качестве примера можно привести игру «Золотые ворота». Проходите, господа, открываем ворота, Перва мать пройдѐт, Всех детей проведѐт. Первый раз прощается, Второй раз запрещается. А на третий раз не пропустим вас. Дети, которые стояли с поднят ыми руками «золотые ворота», на эти х словах опускают руки вниз и не про пускают цепочку детей. Небылицы-перевертыши — это особый вид песен- стишков, вызывающих смех нарочитым смешением всех реальных связей и отношений. Это откровенные игры- несуразицы. Они нравятся детям любого возраста, но уже шестилетний ребѐнок способен не только «оценить» весь комизм ситуаций, но и проникнуться ритмом, поэзией устного слова и нередко придумать смешной ответ. Такие несообразности только оттеняют реальные связи. Юмор становится педагогикой. С л е д у ет т ак ж е о тн е сти к о рнам е н т а ль ным компон г гр с е н т ам и ры и о в ые ак е с с у а р ы ( к о ст ю мы, бутафо т г я ри ю , а р и б у ты ) . П о э т о му у о л ок « дл ря ж ен ь я» необхо о димо иметь в группе детского сада, эт не только обогатит игровую деятельность детей, но и позволит п о л но цен н о орг а н и з о в а ть т е а т р а ль н у ю деятел ь н о сть детей. В народных играх дети активно используют игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необходимую по условиям игр (закрыть глаза, отвернуться, произвести счѐт). Хореография, подтанцовки, миманс, специальные игровые песенки, ритмика, амулеты органично входят в ту или иную народную игру, придавая ей эмоциональность, воздействуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фантазию, что порождает ощущения удовольствия и счастья от игры. Все структурные элементы игры подвижны, они изменяются вместе с развитием игровой деятельности детей и они же изменяют сами игры.
Классификация русских народных подвижных игр Применение русских народных подвижных игр в воспитательно-образовательном процессе дошкольников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам: по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла); по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности); по типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.); по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные); с учетом возрастных особенностей детей 5–7 лет. Эти же игры можно использовать на занятиях по физической культуре. •
Типология игр • Различают игры. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные). По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости). (д л я вводной, основной, П о о тн о ше н ию к с т р у к т уре заня т ия заключительной частей занятия).
Время проведения русских народных подвижных игр Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. В утренние часы, до завтрака Целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения. Воспитатель может провести игры с несложными заданиями, простые игры спокойного характера с небольшими группами детей или с некоторыми детьми индивидуально. Народная подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Такая игровая форма проведения утренней гимнастики может быть использована в начале года и в первой и во второй младших группах, когда в коллективе много новых детей. Игра привлекает их своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей. Нецелесообразна активная двигательная деятельность и сразу после завтрака. Перед занятиями Перед занятиями уместны игры средней подвижности, для малышей это игры чаще всего индивидуального порядка.
На утренней прогулке Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Лишь в ненастную погоду (сильный дождь, ветер, холод) игры надо организовывать в помещении, но при этом желательно использовать зал, так как в групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей. На утренней прогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы. При подборе игр учитываются предшествующие занятия. Так, после занятий по родному языку, рисованию, лепке целесообразно провести игру с более активными действиями. Однако после занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры. Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки. В режиме дня подвижные игры могут быть организованы как со всей группой, так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов. Так, если детей в группе много, а места в помещении или на площадке недостаточно, организуют игры по подгруппам.
На вечерней прогулке На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, желательны игры малой подвижности. Для этого времени игры с текстом, с пением, хороводные. Их длительность около 10 мин.
Условия успешного проведения игр Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Подбор и планирование народных игр зависит от условий работы в каждой возрастной группе: общего физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, времени года, особенностей режима, интересов детей. Подготовка атрибутов для игр. Педагог изготавливает их вместе с детьми.
Методика проведения игр Любая игра начинается с зазыва на игру. Объясняя новую игру, не следует заранее заучивать зачин игры, а ввести его неожиданно. Игра, построенная на определенных игровых заданиях, объясняется кратко, эмоционально и выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, правилах игры. Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному. Для лучшего ее понимания педагог проводит предварительную работу (показ иллюстраций, предметов быта и искусства). Можно образно рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего. Объясняются правила игры, которые определяют весь ход игры. Затем с помощью считалки или жеребьевки выбирается водящий (в период разучивания роль водящего выполняет воспитатель). Проводятся непосредственно игровые действия. В конце игры обязательно подведение итогов.
В какие русские народные подвижные игры мы играем «Карусель» Хо ровод
« Дракон поймай свой хвост» «Кто быстрей»
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своѐ главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»
Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...
Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста
В данной презентации представлены русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста....
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).
laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
«Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста»
quot;Время игр - это не просто перерыв в учебе, это неотъемлемая часть развития ребенка.Народные игры - отличный способ помочь детям учиться и расти, весело проводя время. Вот почему они являют...
Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действо...