инклюзивное образование
материал
Предварительный просмотр:
Реферат на тему:
«Особенности инклюзивного образования в ДОУ»
Подготовила
М.Н.Дубова
Содержание
Вступление
Проблема
Инклюзивное образование
Виды инклюзии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Цель и задачи инклюзивного образования в ДОУ
Преимущества инклюзивного образования
Принципы инклюзии
Этапы реализации инклюзивного образования
Приоритеты построения модели инклюзивного образования
Компоненты организации отношений между участниками
инклюзивного образования в ДОУ
Уровень качества инклюзивного образования в ДОУ
Правила инклюзивного образовательного учреждения
Вывод
Список литературы
«Особенности инклюзивного образования в ДОУ»
2 слайд
Вступление
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: дети с ОВЗ и дети –инвалиды, педагогически-запущенные дети.
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению основной образовательной программы вне специальных условий обучения и воспитания.
Ребенок – инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизни.
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации
3 слайд
Проблема
Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования - исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.
4 слайд
Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех уровнях человеческого функционирования , процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе социально-экономического статуса родителей и других различий
Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
5 слайд
Виды инклюзии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Виды инклюзии условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс: «Временная (точечная) инклюзия- ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
«Частичная инклюзия» - включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми
«Полная инклюзия» - посещение ребенком с ОВЗ возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
6 слайд
Необходимо понять, что инклюзия – это не интеграция, это более широкое понятие! Дети живут вместе в обычной группе детского сада. Специалисты помогают детям. Обычные группы изменяются. Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка. Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные. Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью. Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих Выделение «особых» групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Равные возможности для каждого! Мир без границ!
Что дает инклюзивное образование 7 слайд
8 слайд
Цель инклюзивного образования в ДОУ - организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание.
Задачи:
квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;
интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство;
создание условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития ;
гармоничное всестороннее развитие личности;
формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ
И только единство перечисленных задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.
9 слайд
Преимущества инклюзивного образования :
Педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом) активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.
Социального характера: развитие самостоятельности через предоставление помощи; обогащение коммуникативного и нравственного опыта; формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность.
Психологического характера: исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности
Медицинского характера: подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме; исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей».
10 слайд
Принципы инклюзии
- эволюционности и поэтапности развития инклюзивной практики;
- индивидуального и междисциплинарного подхода.
-вариативной развивающей среды и методической базы обучения и воспитания.
- модульной организации образовательных программ.
- самостоятельной активности ребенка- индивидуализация и социальное взаимодействие;
- семейно- ориентированного сопровождения партнерское взаимодействие с семьей.
- динамического развития образовательной модели детского сада.
- активного включения всех участников образовательного процесса
- природособразности образования -соответствие содержания, приемов и методов обучения и воспитания возможностям и потребностям ребенка
- системности и непрерывности
Реализация принципа мультидисциплинарности будет обеспечена созданием команды специалистов, осуществляющей «сопровождение» всех субъектов образовательной деятельности ( родителей, педагогов, детей)
11слайд
Этапы реализации инклюзивного образования
Первый этап
2. Руководитель ДОУ проводит анализ квалификации специалистов, комплектации развивающей предметно-пространственной среды, образовательных программ и технологий, по которым работает образовательное учреждение на соответствие их условиям реализации инклюзивных целей;
3.Руководитель ОУ проводит собрание педколлектива по обсуждению основных целей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения состава ПМПк (консилиум) и координатора по организации инклюзивной практики в ДОУ;
4.Знакомство с детьми и семьями;
5.ПМПк на основе заключения ПМПК (комиссия) и результатов диагностики, разрабатывает образовательный маршрут для детей с ОВЗ в ДОУ и индивидуальную образовательную программу;
6.Определяются основные мероприятия по адаптации детей группы к новым условиям с приходом детей с ОВЗ;
7.Проводятся встречи родителей детей с ОВЗ и возрастной нормы;
8.Подписываются договоры с родителями.
9. Составляется расписание и определяется распорядок дня.
12 слайд
Второй этап
1.Разработка концепции организации инклюзивной практики.
2.Разработка образовательной программы, учитывающей государственные требования и особенности инклюзивного процесса.
3.Создание методического обеспечения образовательного процесса. 4.Создание вариативных форм для реализации инклюзивного образования. 5.Повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов 6.Определение педагогов и специалистов, разрабатывающих индивидуальную образовательную программу для детей с ОВЗ.
7.Создание развивающей предметно-пространственной среды.
8.Разработка новой структуры управления инклюзивным образовательным учреждением.
9.Выстраивание партнёрских отношений со всеми участниками образовательного процесса.
10.Создание сетевого взаимодействия с организациями-партнёрами. Разрешительными документами для функционирования инклюзивного учреждения является наличие лицензии на реализацию общеобразовательных программ и осуществление квалифицированной коррекции нарушений в физическом и психическом развитии воспитанников.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с детьми Беседы и чтение художественной литературы, моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры, индивидуальные занятия со специалистами, активные действия в специально организованной среде(свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка),совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми, проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса формирование навыков саморегуляциии самообслуживания с родителями тематические родительские собрания и консультации доступная информация о работе по инклюзии с педагогами массовых групп педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы, посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы детско-родительские группы комплексные занятия для детей и родителей, включая специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационную и психологическую поддержка. праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня. Являются составляющей всего инклюзивного процесса, важным ритуалом группы и всего сада.
14 слайд
Приоритеты построения модели инклюзивного образования
- Принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса;
- Приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе;
- Приоритетное развитие коммуникативных и практических компетенций;
- Профилактика и преодоления инвалидизации и искусственной изоляции семьи
особого ребенка
- Знание психологических закономерностей и особенностей «особых» детей.
- Знание методов психологического и дидактического проектирования учебного
процесса.
Умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (педагогами, детьми, родителями)
14 слайд
Компоненты организации отношений между участниками инклюзивного образования в ДОУ
Потребностно-мотивационные, эмоциональные, когнитивные взаимные , коммуникативнные, через игровую и продуктивную детскую деятельности. Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия всех участников воспитательно- образовательного процесса , которые будут зависеть от состава детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и образовательной программой Компоненты организации отношений между участниками инклюзивного образования в ДОУ
15 слайд
Повышение уровня качества инклюзивного образования в ДОУ будет зависеть от:
повышение профессиональной компетенции, методической информационной поддержки педагогов, реализующих практику инклюзивного образования в ДОУ Информационной поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ; Привлечение социальных партнеров для эффективности продвижения инклюзивного образования; Комплексное сопровождение и поддержка детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; Содействие модели взаимодействия образовательного учреждения с иными учреждениями социума; Создание банка данных и распространение типовых технологий помощи детям с ОВЗ в успешной адаптации в образовательной среде; Мониторинг успешности протекания процессов инклюзивного образования в ДОУ
16 слайд
Правила инклюзивного образовательного учреждения
Все воспитанники равны в детском сообществе. Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня. У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей. Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников. Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников. Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника. Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса. Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности Правила инклюзивного образовательного учреждения
17слайд
Вывод
Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка. Формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.
Литература:
Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально- педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995. Бариевв В., Корнеев В. Реабилитация и образование особого ребенка. Часть 1. Центр лечебной педагогики, 2003 Бациев В., Диенштейн В. , Корнеев Р.,Ларикова И. Реабилитация и образование особого ребенка. Часть 2. Центр лечебной педагогики, 2009 Инклюзивное образование: право, принципы. Практика / сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. – М.; Владимир : Транзит-ИКС, 2009. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Арти, 2008. Маркова Л.С.Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005 Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга».2011 Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа» 04.02.2010 Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга».2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564431","...
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ
При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...
Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.
Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...
"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.
В статье говориться о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....