Организация работы воспитателя в период адаптации детей в детском саду
консультация
Адаптация в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_r-ty_vospitatelya_v_period_adaptatsii_detey_v_detskom_sadu.docx | 74.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Московская область
Одинцовский городской округ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Барвихинская СОШ дошкольное отделение детский сад № 31
«Организация работы воспитателя в период адаптации детей в детском саду»
Составила: воспитатель Добрецкая Анастасия Олеговна
п.Барвиха 2023
Какие бывают виды адаптации в детском саду
и что делать родителям
Адаптация - это процесс приспособления организма и психики к новым условиям. Отдавая ребенка в детский сад, помните, что ребенку надо дать время на то, что бы привыкнуть и приспособиться к новой обстановке и новому общению.
Выделяют три фазы адаптации:
1. Острая фаза, или период дезадаптации - в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушения сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад.
2. Собственно адаптация - в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.
3. Фаза компенсации - дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психических процессов.
Адаптационные процессы затрагивают все сферы жизни - аппетит, ночной сон, утомляемость, восприимчивость к новой информации, психическая лабильность, гибкость реакций, устойчивость к раздражителям. Ребенок может вполне весело проводить время в саду, с радостью бежать туда после выходных, но дома стать капризным, раздражительным, «тормозным» - это тоже форма адаптации. Для каждого ребенка этот процесс будет очень индивидуальным. В целом можно сказать, что у человека, и у ребенка в частности, активный адаптационный период к изменениям подобного масштаба длится до 2-х месяцев и до 6 месяцев может идти остаточный (не заметный невооруженному взгляду) период. Внутри этих 2-х месяцев у разных детей процесс может протекать по-разному, но можно условно, очень приблизительно выделить некоторые основные группы.
Активная адаптация.
Сопровождается бурной эмоциональной реакцией. Ребенок плачет при расставании с мамой, нервничает, переживает, отказывается завтра идти в садик. Хоть такая адаптация может вас напугать, но это вполне нормально. Бурная эмоциональная реакция при нормальном протекании процесса может длиться до 2-х недель.
Отложенная адаптация
Ребенок с удовольствием и радостно идет в садик. Легко прощается и бежит в группу. Такая реакция может быть от 3-х дней до 3-х недель. Далее может наступить резкая смена настроения, ребенок скандалит, отказывается идти в сад. Около 35-40% детей адаптируются именно таким образом.
Пассивная адаптация
Протекает не за счет психического ресурса, а за счет соматического. Ребенок может спокойно и даже радостно ходить в детский сад, но при этом появляются изменения в других областях. Поэтому внимательно следите за проявлением элементов пассивного соматического реагирования: аппетит, вкусовые пристрастия, повышенная утомляемость, изменения характера сна, скорость и качество усвоения новой информации, общая нервозность, капризность, привязанность к ритуалам, изменение стула (следите за запорами и в саду, обязательно интересуйтесь был ли у ребенка стул и какой)
Проваленная адаптация.
Адаптация -это процесс приспособления организма и психики к новым условиям. Бывает так, что человек не ко всем условиям может адаптироваться и виновен тут не организм и не протекание самой адаптации, а внешние обстоятельства к которым приходится приспосабливаться. В таком случае, надо менять условия к которым ребенок адаптируется. Если состояние ребенка не меняется (или ухудшается) в течении 1-2 месяцев обязательно обратитесь за помощью к психологу.
Быстрая адаптация.
Самый редкий вид адаптации. Скорее всего это или отложенная адаптация или пассивная. Но если все же такое с вами случилось, считайте, что вам очень повезло. Как уже говорилось выше, нормальная адаптация, не зависимо от того какого она типа, занимает до 2-х месяцев. За это время от своей острой фазы ребенок должен перейти к полной адаптации. Но даже пройдя этот период, смены настроения не избежать. Возвращаясь в садик после болезни возможно придется начинать все заново, хотя не так остро и долго.
Рекомендации воспитателям в адаптационный период
Дорогие коллеги! Вот малыш переступает порог группы детского сада. Выйдите ему навстречу, поздоровайтесь, присядьте рядом, чтобы ваши глаза оказались на одном уровне с глазами ребенка. Протяните ему руку, погладьте его, возьмите за руку, если он позволит вам это сделать. Если же ребенок прижимается к маме — не торопитесь, пусть мама держит его за руку столько, сколько он захочет. Не надо ругать его за то, что он испугался, или на чем-то настаивать. Постарайтесь его чем-нибудь заинтересoвать. В раздевалке покажите шкафчик для одежды и расскажите новичку, что у каждого из детей есть свой шкафчик, и он тоже может выбрать для себя любой свободный. Предложите снять верхнюю одежду и пойти посмотреть игрушки. Входя в группу, обратитесь к детям: «Ребята, к вам пришел Митя. А вот Саша, это Нина, это Олег.» Если ребенок сразу побежит к игрушкaм — очень хорошо! Если не отпускает руку мамы — ничего страшного! Они пройдут в игровой уголок вместе. Через какое-то время вы покажете ребенку, где туалет, предложите воспользоваться им. И снова мама будет рядом.
Задумывались ли вы над тем, как много бытовых проблем окружает маленького ребенка в детском саду? А ведь он может забыть, где его шкафчик; побояться идти один в туалет; заблудиться среди одинаковых кроваток в спальне; устать рaботать ложкой, когда супа еще полная тарелка, и т. д. Привыкнув дома к заботливым рукам мамы, малыш чувствует себя спокойно, но первые же трудности, с которыми он сталкивается в группе, лишают его уверенности и душевного комфорта. И тогда он особенно остро ощущает, что рядом мамы нет.
В детском саду — вы помощник и защитник ребенка. Держась за вашу руку, чувствуя вашу поддержку, он многое сможет. Не откажите ему во внимании и заботе!
Ухаживая за маленьким ребёнком, делайте все ласково, терпеливо.
Это естественно. Пока ребенок мал, сократить время на уход за ним невозможно, а облегчить, сделать повседневные действия более разнообразными и привлекательными - в наших силах.
Для этого:
• максимально учитывайте вкусы, привычки и желания детей;
• оказывайте малышу помощь во всех сложных для него ситуациях, связанных с различными бытовыми процессами;
• сделайте каждый режимный момент интересным, но не «заигрывайте» его.
Гигиена. Знакомство ребенка с умывальной комнатой лучше провести вместе с мамой. Покажите ему и маме полотенце, вешалку, яркие мыльницы и расскажите об этих предметах. Пусть он вымоет руки, вытрет их красивым полотенцем.
Но отношение дошкольника к различным гигиеническим процедурам будет зависеть не только от чистоты комнаты и привлекательности умывальных принадлежностей. Важно помнить, что дети тяжело переживают любой физический дискомфорт. Поэтому необходимо обращать внимание на температуру воды, которой они умываются. Для каждого ребенка она индивидуальна. И то, что нравится одному, другому доставляет неприятные ощущения.
Не настаивайте на проведении таких процедур, которых дети боятся (мытье лица с мылом и т. д.). Грязные щечки или рот малыша можно протереть смоченной салфеткой, полотенцем и постепенно, без слез, подвести к мытью лица.
Обязательно следите за кожей ваших рук, чтобы она была гладкой, мягкой и сухой, не причиняла беспокойства вашему подопечному. Прикосновения рук должны быть приятными. Недопустимо иметь длинные ногти, которыми можно случайно оцарапать ребенка.
Постарайтесь научить его получать удовольствие от чистоты тела, одежды, постельного белья, посуды. Главное в этом — ваш личный пример. Помыли руки — обратите внимание детей на это, полюбуйтесь их чистотой: «Вот какие чистые руки. Как приятно — ладошки розовые, мягкие».
Только от ваших постоянных усилий и внимания будет зависеть, научится ли ребенок ощущать комфорт и удовольствие от чистоты своего тела, будет ли стремиться к этому и выполнять гигиенические процедуры.
Еда и сон относятся к наиболее критическим моментам в период нахождения ребятишек в детском саду. Промахи в их организации и проведении могут вызвать не только плач ребенка, его нежелание ходить в детский сад, отказ от еды, но и появление у него страхов, неврозов, стрессов.
Еда. Действительно, трудно привыкнуть к новому вкусу пищи, новой обстановке во время еды. Ребенку нужно время, чтобы освоиться, будьте снисходительны к его требованиям. Это не прихоть, не каприз, а попытка защитить себя, заявить, что у него есть свои вкусы и привычки. Малыш не будет морить себя голодом, если ему предложить любимую пищу.
Если ребенок проголодался или хочет пить, не отказывайте ему. Излишнее выделение желудочного сока может вызвать предрасположенность к язве. Кусочек яблока или сладкий чай легко решат эту проблему без ущерба для основной еды.
Подготовку к приему пищи целесообразно начинать за 15— 20 минут до еды. Вы постепенно переводите своих воспитанников на более спокойные игры, помогаете им завершить свои занятия. В это время помощник воспитателя начинает готовиться к обеду.
Желательно, чтобы в первые две-три недели мама приходила за ребенком к концу прогулки, помогала ему раздеться, и он обедал бы в детском саду в ее присутствии. Мама может покормить ребенка, даже если он прекрасно ест сам. В следующий раз предложите ему свою помощь: покажите, что вы готовы покормить его так же спокойно и ласково, как мама, что вы не будете настаивать на том, чтобы он доел все или ел то, что ему не нравится.
Благотворное влияние, которое оказывает пища на организм, зависит не только от ее качества и количества, но и от эмоционального состояния ребенка и окружающей его обстановки.
У каждого из детей свои привычки, и вам придется считаться с ними. Часто дети отказываются, есть нелюбимую или незнакомую пищу. Здесь можно пойти на компромисс: «замаскировать» незнакомое блюдо в знакомое; разрешить ребенку отказаться от углеводистой пищи, но съесть овощи, фрукты; попросить попробовать только кусочек нового для него продукта.
Не разгуливайте дошкольника после еды. Если он хорoшо погулял, подвигался, а теперь сытно поел, то его организм уже готов ко сну.
Если по окончании обеда новичок отказывается ложиться спать, пусть мама заберет его домой. Через два-три дня предложите ему остаться и поспать со всеми детьми в группе, выбрав для себя кровать.
Сон. Многие дети дома любят брать в постель свою любимую игрушку. Ребенок уже знает, что может принести ее с собой в детский сад. Если малыш не хочет спать, скажите ему, что он только полежит на своей кроватке со своей игрушкой и может тихонько с ней поговорить.
Обязательно нужно посидеть с малышом, ласково погладить его. Желательно при этом тихо, шепотом говорить что-нибудь ласковое («Сашенькины ручки будут отдыхать, им тепло и хорошо, тепло и спокойно, они лежат свободно, глазки закрываются, тоже будут отдыхать. и ножки будут отдыхать».) Можно тихонько напеть колыбельную песню. Детей удивительно успокаивает известная мелодия песенки «Баю-баюшки-баю, не ложится на краю.» Вы можете тихо напевать ее, как бы про себя, без слов.
Дневной сон очень нужен малышу. Ведь запас его энергии невелик, он быстро устает и нуждается в отдыхе. Часто капризы, раздражение, слезы связаны, прежде всего, с недосыпанием.
Для спокойного сна большое значение приобретает окружающая обстановка и условия отдыха.
Необходимо:
• иметь индивидуальную кроватку для каждого ребенка;
• хорошо проветривать помещение;
• прикрывать шторами окна от прямого попадания солнечных лучей;
• приучать детей не разговаривать в спальне громко, не бегать, не прыгать по кроватям.
В группе может сложиться свой ритуал укладывания:
• Малыши могут взять в кровать игрушку;
• Когда дети легли, воспитатель поет колыбельную. Обязательно подойдите к каждому воспитаннику (поправить одеяло, сказать ласковое слово, погладить);
• Ребенка должна встречать подготовленная ко сну кровать (убрано покрывало, откинут край одеяла и т. д.);
• Никто из взрослых не должен громко разговаривать. Все замечания и пожелания, адресованные определенному малышу, должен слышать только он;
• Ребенок может отлучиться по своим делам, не спрашивая разрешения у воспитателя;
• Некоторые дети трудно засыпают. Не оставляйте их без внимания. Обязательно посоветуйтесь с мамой, узнайте у нее, как она укладывает ребенка дома, постарайтесь следовать привычному для него ритуалу, чтобы он выспался и хорошо отдохнул;
• Обязательно переоденьте малыша перед сном. Переодевание необходимо не только с точки зрения гигиены, но и для профилактики гельминтоза. Белье, в котором ребенок спит, надо еженедельно стирать и гладить горячим утюгом.
Пробуждение. Обычно к моменту подъема многие дети просыпаются самостоятельно. Если некоторые еще спят — не будите их. Подъем можно провести так, чтобы малыши почувствовали вашу заботу, ласку, доброту.
Подойдите к ребенку, порадуйтесь вместе с ним тому, что он проснулся, помогите ему окончательно проснуться, хорошо потянуться, «вырасти».
Если проснулись все дети или большая часть — сделайте с ними очень легкую гимнастику в постели: «разбудите» пальчики на руках, ногах, попросите малышей ими пошевелить потянуться и т. д.
В это время особенно важно показать детям, что их пробуждение встречено с радостью. Но излишне в постели задерживаться не следует.
Итак, главное, к чему вы должны стремиться в первый недели пребывания ребенка в детском саду, — чтобы он освоился в новой обстановке, привык к вам, решил для себя, что воспитатель — совсем как мама.
Много времени и сил придется уделить формированию у детей навыков самообслуживания. В новых условиях даже те ребята, которые дома сами ели, одевались, пользовались горшком, часто просят кормить их, одевать. В этом проявляется подсознательное желание проверить, готовы ли взрослые заботиться о них. Поэтому никогда не отказывайте ребенку в помощи. Если он будет спокойно чувствовать себя в детском саду, то очень скоро захочет делать сам все, что умеет.
Не следует проявлять излишнюю настойчивость и родителям — пусть помогают малышу во всем, о чем он просит.
Однако тех детей, которые не умеют что-то делать, надо терпеливо учить, одновременно помогая. Ребенок должен чувствовать, что вы учите его для того, чтобы он мог все делать сам, как большой. Каждое прикосновение ваших рук должно быть приятно ему. Одевать, кормить, причесывать детей надо ласково. Желательно при этом разговаривать с ребенком.
Постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у малыша просто необходимо. Хвалите его за любое достижение, оцените те усилия, которые потребовались от него для того, чтобы убрать что-то, снять, поработать ложкой во время обеда и т. п. Пусть он постоянно чувствует, что вы радуетесь его успехам, поддерживаете его, уверены в его силах и возможностях.
Проговаривайте вслух не то, что ребенок не сделал, а то, что он скоро сможет сделать сам.
Найдите возможность при ребенке обсудить с его родителями или знакомыми ему взрослыми его успехи и достижения. Не бойтесь перехвалить! Если похвала за дело — она пойдет только не пользу. Малышу она дает уверенность в вашей любви, в своих силах, помогает преодолеть труднoсти, побуждает делать что-то самому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.
Материал содержит практические рекомендации для воспитателей в адаптационный период .Данные рекомендации помогут практикующим педагогам наладить взаимоотношения с семьями воспитанников....
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ »
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тя...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
«Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду».
hellip; Ребенок идет в детский сад. Это, как правило вызывает, серьёзную тревогу у взрослых.От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, завис...
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
«Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду»
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. ...