ТВОРЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Карькаева Галия Равилевна

ТВОРЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchesko-obrazovatelnyy_proekt.docx77.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 (садик) с.Средняя Елюзань

ТВОРЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ТЕАТР – ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА»

Составитель:

Музыкальный руководитель

Карькаева Галия Равилевна

с.Средняя Елюзань

2023

ТВОРЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ТЕАТР – ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА»

«Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…»

(Г.Р.Карькаева)

Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театрализованная деятельность – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т.е. способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС ДО.

Я считаю, что реализация проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Я считаю, что каждый ребенок талантлив изначально, и театральная деятельность дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.

Актуальность проекта: С помощью театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе игры, слушанья, просмотра произведений активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй, проявляется творчество ребенка, накапливается опыт разнообразных переживаний. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Театрализованная деятельность способствует гармоничному развитию дошкольников.

Новизна проекта: Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, нравственного и художественно - эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Активно применяются в работе с детьми и родителями информационно-коммуникативные технологии – просмотр презентаций, мультфильмов и др. Появляется возможность вовлечения детей, педагогов и родителей в сотворчество на основе предварительной работы по театрализованной деятельности, результатом которой является театрализованное представление.

Цель проекта: Формирование творческой личности дошкольников средствами театральной деятельности, создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, развития их способностей посредством комплекса театрализованных игр.

Задачи:

  • Дать представление о театре, как виде искусства, познакомить с историей появления театра, многообразием видов, жанров театров, привитие основ культуры поведения в театре.
  • Развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности, умение воспринимать художественное слово и понимать его значение;
  • Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи;
  • Развивать эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные особенности ребенка — средствами детского театра;
  • Развивать артистизм и навыки сценического перевоплощения.
  • Поддерживать стремление искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, мимику, позу, жесты, речевую интонацию.
  • Воспитывать гуманные чувства, формировать представление о честности, справедливости, добре, сочувствии.
  • Расширить взаимодействие между родителями детей и ДОУ. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
  • Формировать у детей позитивное отношение к труду, к творчеству.
  • Создать условия для совместной с взрослыми деятельности по изготовлению костюмов, атрибутов, декораций к спектаклям.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы 5-7 лет, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре, логопед.

Тип проекта: творческий

Продолжительность: долгосрочный - 1 год (сентябрь - май)

Образовательные области:

- художественно-эстетическое развитие

- социально – коммуникативное развитие

- речевое развитие

- познавательное развитие

- физическое развитие

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Формы работы с детьми:

  • Тематическая, музыкальная, интегрированная, образовательная деятельность;
  • Тематические выставки в ДОУ, афиши, мастер-классы;
  • Праздники, утренники, тематические встречи, конкурсы, викторины; игры-драматизации, театрализованные постановки.

Формы работы с родителями: собрания, консультации, праздники, совместные досуговые мероприятия.

Методы работы с детьми:

Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, организация выставок, викторины, творческие работы, презентации по теме проекта, речевые, артикуляционные и дыхательные упражнения-игры;

Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта;

Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.

Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос; диагностика.

Принципы организации театрализованной деятельности:

  • Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
  • Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
  • Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
  • Принцип возрастной адресности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1 этап (сентябрь) – исследовательский, организационный:

  • Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями;
  • Сбор и накопление материала, изучение литературы;
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды;
  • Мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков;
  • Анкетирование родителей;
  • Разработка проекта, определение целей и задач проекта.

2 этап (октябрь-апрель) – практический:

  • Беседа с детьми о театре, просмотр детских выездных спектаклей в ДОУ;
  • Совершенствование навыков использования мимики, жестов, голоса, разучивание текстов сказок;
  • Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые игры;
  • Организация и проведение образовательной деятельности;
  • Творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);
  • Драматизация литературных произведений;
  • Беседы после просмотра спектаклей;
  • Упражнения по дикции, ритмике, хореографии;
  • Театрализованные игры-превращения;
  • Упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;
  • Театральные этюды;

3 этап (май) – заключительный, обобщающий:

  • Представление опыта работы по театрализованной деятельности детей дошкольников через презентацию проекта;
  • Показ спектакля с участием детей и родителей;
  • Итоговая диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков;
  • Анализ результатов диагностики творческих способностей у детей,

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи:

  • Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; р
  • Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
  • Запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству.
  • Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию.
  • Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Культура и техника речи – объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи:

  • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;
  • Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
  • Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
  • Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
  • Пополнять словарный запас ребенка.

Основы театральной культуры: Этот раздел призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства. Культура зрителя.

Задачи:

  • Познакомить детей с театральной терминологией;
  • С основными видами театрального искусства; в
  • Воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.

Задачи:

  • Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
  • Развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
  • Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
  • Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.п.);
  • Пополнять словарный запас, образный строй речи.

Разыгрывание сказок: Дети всегда готовы разыгрывать сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

ПЛАН РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ.

Первый этап:

  1. Чтение сказки.
  2. Показ музыкальных номеров.
  3. Беседа по содержанию.
  4. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки.
  5. Чтение сказки по ролям.

Второй этап:

  1. Работа с артистами:
  • выразительное чтение;
  • игровые движения;
  • мимика.
  1. Знакомство с рисунком танцев.
  2. Индивидуальная работа по ролям с фонограммой.
  3. Разучивание танцев.
  4. Закрепление.

Третий этап:

  1. Объединенная репетиция для всех участников спектакля.
  2. Генеральная репетиция.
  3. Премьера.

Сотрудничество с воспитателями: немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным помощником. Руководствуясь требованиями к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении о создании условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, о приобщении детей к театральной культуре, воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально-театрализованных занятий.

Воспитатель проводит предварительную подготовку детей: тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения, просмотр диафильмов. Это помогало более рационально использовать время на занятиях, что решило проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.

Сотрудничество с родителями: консультация, изготовление атрибутов для театральной деятельности.

Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Период

Формы организации

Консультации

Практическая деятельность

СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ

Тема: «Приключения ежиков ».

Индивидуальные консультации по запросу родителей.

«Театральный вечер–практикум»

Познакомить родителей с целями и задачами музыкально – театрализованной деятельности в ДОУ. Проведение игр, викторин, импровизированных постановок для более активного вовлечения родителей в разнообразные виды театрализованной деятельности

Изготовление масок для проведения занятий по теме.

Консультация родителей о предстоящем празднике, о внешнем виде детей, правилах безопасности и поведения на утреннике.

Разучивание ролей с родителями, исполняющие роли Осени, Скоморохов.

Разучивание с танцевальной группой мам «Хоровод Березок»

Совместное участие в представлении «Осень в гости просим»

НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ

Тема: «Сказки Зазеркалья»

Консультация родителей на тему «Копилка новогодних идей»: познакомить родителей с разнообразными видами оригинальны костюмов, способов их изготовления.

Распределение ролей дед Мороза, Короля, Глашатая к сказке Ш.Перро «Спящая красавица».

Разучивание с танцевальной группой мам танца «Принцессы».

Изготовление с родителями костюмов к танцу.

Участие в совместной театрализованной постановке по сказке Ш.Перро «Спящая красавица»

ЯНВАРЬ

Тема «Волшебные черевички»

Консультации по индивидуальному запросу родителей

Создание выездной творческой группы, разучивание колядок, песен.

Поздравление детей с рождеством в домашних условиях.

Совместно с детьми изготовление атрибутов и костюмов к следующему циклу занятий: костюмы африканского племени, музыкальные инструменты.

Совместное участие в игровой программе «Рождественские колядки»

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Путешествие на мыльных пузырях»

Тема: «На досуге». Помочь родителям интересно и занимательно организовать любой праздник в кругу семьи. Предложить родителям разнообразные варианты игр, забав, которые можно провести в кругу семьи или с группой детей. Так же предложить оригинальные варианты оформлений, подарков – сюрпризов.

Разучивание роли с папой, исполняющим роль Бармалея. Изготовление с родителями рожек для занятий «Волк и семеро козлят»

Совместное участие в музыкально-театрализованном спортивном празднике «Джунгли зовут»

МАРТ.

Тема: «Волк и семеро козлят на новый лад »

Консультация «Театр своими руками» расскажет не только о полезном влиянии занятий с перчаточными куклами, так предложит разнообразные игры с ними.

Занятие практикум к теме «Театр своими руками».

Распределение ролей Волка, Пчелы, Медведя, участкового Кроликова. Репетиция с родителями.

Совместное участие в театрализованной игровой программе «Самое главное слово»

АПРЕЛЬ

Тема: «В некотором царстве, в некотором государстве»

Консультация «Идем в театр с ребенком». Рассказать о правилах, обычаях посещения театра. Обзор театральных и кукольных постановок, которые можно посетить вместе с ребенком.

Разучивание с танцевальной группой мам танца «Березки».

Совместная встреча по подготовке к выпускному празднику «Копилка идей».

МАЙ.

Тема: «Этот веселый Карлсон»

Индивидуальные консультации с родителями о возможностях, способностях их детей. Такие встречи носят рекомендательный характер и позволяют родителям определиться с дальнейшим посещением кружков, студий и т.д.

Консультация «До свиданья, детский сад». Познакомить родителей с возможностями, созданными в городе для дальнейшего развития способностей детей. Организовать встречу с представителями учреждений дополнительного образования.

Распределение ролей к инсценировке «Подушка и лентяй», репетиция.

Разучивание песни к празднику.

Участие родителей в утреннике посвященному выпуску детей в школу

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • позитивная динамика в развитии эмоциональной сферы детей;
  • обогащение их чувств, овладение способами эмоциональной выразительности, эмоциональной отзывчивости на настроение окружающих людей, взаимопонимание и взаимоподдержка.
  • развитие музыкальных театрализованных, художественных способностей детей;
  • овладение детьми приемами телесного выражения эмоционального состояния (мимика, жесты, пантомимика, поза и т.д.)
  • овладение детьми импровизационными умениями при передачи образов сказочных героев, птиц, животных, явлений природы, их характеров, эмоциональных состояний.

Родители:

  • формирование представлений о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка
  • повышение знаний по театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста
  • активное участие в жизни группы.

Родители и дети знакомятся с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания. Возрастает желание посетить театр вместе с детьми. Укрепляются связи между родителями и воспитателями. Развиваются артистические способности детей.

Театрально – игровая деятельность, наряду с другими видами детской деятельности, позволит ребенку приобретать и демонстрировать начала ключевых компетентностей:

  • Коммуникативный – возможность понимать речь других, грамматически правильно строить свою речь;
  • Социальный – в выборе места партнера для совместной деятельности, умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, анализировать действия и поступки, включаться в разговор, выбирать стиль общения;
  • Информационный– в обращении к различным источникам информации при обсуждении темы, способов действия;
  • Деятельностный – это способность осуществлять результативные действия индивидуально или в сотрудничестве; в выборе планирования дел;
  • Здоровьесберегающий – в самостоятельном регулировании активности, свободном выборе позы, длительности и темпа выполнения.

Продукт совместной деятельности: театральные представления, игры, этюды, игры-импровизации, театральные физкультминутки, утренники, спортивные праздники.

Пути реализации проекта

Совместная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

ОСЕНЬ

Беседа «Что такое театр»;

Беседа «Правила поведения в театре»;

Чтение сказки «Заюшкина избушка»;

Изготовление декораций к настольному театру

«Заюшкина избушка »;

Дыхательная гимнастика;

Знакомство с варежковым театром;

Артикуляционная гимнастика;

Разучивание слов сказки

«Заюшкина избушка »;

ОД Физкультура -«Колобок»;

ОД Рисование по сказке «Заюшкина избушка »;

Отгадывание «Сказочных загадок»;

ОД обучение детей татарскому языку «Теремкәй» әкияте.

Настольно-печатные игры: «Собери сказку»,

«Расскажи сказку»;

Настольные игры:

«Назови сказку»,

«Любимые сказки»;

Игры драматизации по сказкам:

«Заюшкина избушка», «Теремок»;

Настольный театр: «Заюшкина избушка» «Репка»;

Просмотр мультфильмов на русском и тататсрком языках:

«Заюшкина избушка»

«Теремок», «Репка»

Подвижная игра: «Хитрая лиса»

Консультация для родителей – «Значение игр-драматизаций в развитии детей дошкольного возраста и применение различных видов материалов для игр»;

Папка передвижка «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»;

Изготовление сказочных героев из природного материала;

Опрос родителей –

«Играете ли Вы с ребёнком в театр»

Изготовление масок для драматизации сказки «Заюшкина избушка»

ЗИМА

ОД Речевое развитие: Знакомство с эмоциями «удивление», «грусть»;

Знакомство с кукловождением в настольном театре кукол, с пальчиковым театром;

Разучивание скороговорок;

ОД Беседа «Театральная азбука»;

Чтение сказки «Снегурушка»;

ОД Рисование по сказке «Снегурушка»;

ОД Физкультура «Три поросенка»;

ОД Пересказ сказки «Снегурушка»;

Разучивание диалогов к сказке «Снегурушка»;

ОД Речевое развитие: «День открытых дверей» в театре «Юный актер»;

Показ сказки «Снегурушка» младшим группам;

ОД Обучение детей татарскому языку: «Минем әөм»- җырлы-биюле уен

Игра-драматизация с масками;

Самостоятельная театрализованная деятельность с пальчиковыми куклами»

Игры «Угадай эмоцию», «Что бы это значило?»;

Прослушивание музыки к сказке «Снегурочка»;

Просмотр мультфильма «Снегурочка»

«Двенадцать месяцев»

«По щучьему веленью»;

Настольные игры:

«Путешествие по сказкам»

«Сказочное домино»;

Подвижная игра:

«Волк во рву»

Консультации:

«Театрализованные игры- путь к детскому творчеству»

«Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

Папки -передвижки: «Обогащение эмоционально-волевого опыта дошкольника»,

«Театр и дети» ;

Сочинение зимней сказки;

Изготовление книжки-малышки по придуманной сказке;

Лепка Снегурочки из снега на участке детского сада.

ВЕСНА

Чтение сказки

«Гуси лебеди»;

Литературная викторина «Наши любимые сказки»;

ОД Рисование: путешествие в сказку «Гуси-лебеди»;

ОД Физкультура: «Как утенок домой спешил»;

ОД Обучение татарскому языку: «Бармак»;

Распределение ролей, заучивание диалогов героев сказки «Гуси лебеди».

Подвижная игра

«Гуси -гуси»;

Игры драматизации по мотивам сказок

(по желанию детей);

Изготовление сказочных героев из природного материала;

Настольно-печатные игры по мотивам сказок;

Просмотр мультфильмов по сказкам на русском и татарском языках.

Консультация на тему

«Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольника»;

Папки - передвижки: «Русский театр» - экскурс в историю,

«Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»;

Распределение ролей, заучивание диалогов героев сказки «Гуси лебеди»;

Подготовка декораций и костюмов для спектакля «Гуси лебеди»;

Репетиции спектакля

«Гуси лебеди»;

Показ спектакля «Гуси лебеди» на родительском собрании.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Средняя группа

Вид деятельности

Основы актерского мастерства

Репертуар

Основы актерского мастерства

Речь

Дикция (артикуляционная гимнастика, чистоговорки)

Интонационная выразительность (игроупражнения, стихи, потешки, загадки, распевки)

«Язычок», «Щенок», «Мышки»

«Лягушка», «Зайчик», «Обезьяна», «Прятки»

«Ладушки», «Петушок», «Это я!»

«Гуси», «Курочка»

Движение

Мелкая моторика (пальчиковые игры)

Игропластика (упражнения, этюды, ритмопластика, танцы)

Жест (упражнения, пантомима)

Мимика (упражнения, этюды, пиктограммы, игры-превращения)

Ориентирование в пространстве (упражнения, этюды, сценки)

«Правая ручка»

«Хлопки»

«Вьюги»

«Одевание пальчиков»

«Зайчишка-трусишка»

«Злой волк»

«Хитрая лиса»

«Лисенок боится»

«Неуклюжий мишка»

«Шустренькая мышка»

«Прогулка по зимнему лесу»

«Холодно - жарко»

Музыкальное творчество

Игровое творчество

Речевые игры

Подвижные игры

Игры-драматизации

Игры-воображения

«Зверята идут на елку» Импровизировать образные действия лесных зверей.

«Мы – котятки» Импровизировать игровые действия котят.

Песенное творчество

Окончания музыкальных фраз

Попевки

Песенные импрвизации

«Зайчик барабанит»

Пропевать разнообразные ритмические рисунки

«Шарик» Импровизировать мелодии на текст

Танцевальное творчество

Упражнения

Ритмическая гимнастика

Танцы-импровизации

«Петрушки»

Придумывать смешные позы

«Солдаты с флажками» Придумывать позы с флажками.

Творческое музицирование

Игра на воображаемых инструментах

Игра на ударно-шумовых инструментах

Игра на металлофоне

«Подарки» Соотносить звучание музыкальных инструментов с образами

животных.

«Что рождается в ночи?»

Соотносить звучание инструментов с явлениями природы.

Знания о театре

Познание

Театральная площадь. История театра (античный театр, театр «Глобус», русский театр) Гардероб, зрительный зал и сцена. Создание спектакля (бутафорский цех, реквизиторский цех, декоративные цеха – мебельный, столярный, живописный, декорационный, гримерный цех, пошивочный цех). Установка декораций (свет, звук) Какие бывают театры? (драматический музыкальный, театр кукол, театр зверей, домашний театр).

Старшая группа

Вид деятельности

Основы актерского мастерства

Репертуар

Основы актерского мастерства

Речь

Дикция (артикуляционная гимнастика, чистоговорки)

Интонационная выразительность (игроупражнения, стихи, потешки, загадки, распевки)

Лягушка

Зайчик

Обезьянка

Бульдог

Прятки

Три сороки

Подружки

Движение

Мелкая моторика (пальчиковые игры)

Игропластика (упражнения, этюды, ритмопластика, танцы)

Жест (упражнения, пантомима)

Мимика (упражнения, этюды, пиктограммы, игры-превращения)

Ориентирование в пространстве (упражнения, этюды, сценки)

«Зима»

«Согревалка»

«Молотки»

«Одевание пальчиков»

«Катаемся на лыжах»

«Конькобежцы»

«Холодно»

«Кислый лимон»

«Горячий чай»

«Храбрый заяц»

«Рассердись-улыбнись»

Музыкальное творчество

Игровое творчество

Речевые игры

Подвижные игры

Игры-драматизации

Игры-воображения

«Кто делает? Что делает?» Передавать образы воображения в пластике.

«Фоноскоп событий» Придумывать простейший сюжет по последовательности звуков.

Песенное творчество

Окончания музыкальных фраз

Попевки

Песенные импрвизации

«Песенки перепутались»

Развивать чувство юмора, гибкость мышления

«Три медведя» Импровизировать попевки в разных регистрах, жанрах.

Танцевальное творчество

Упражнения

Ритмическая гимнастика

Танцы-импровизации

«Куколки клоуны» Двигаться и замирать в позах в соответствии с характером музыки

«Оживи позу» Придумывать в позах отдельные движения

Творческое музицирование

Игра на воображаемых инструментах

Игра на ударно-шумовых инструментах

Игра на металлофоне

«Озвучивание движения» Импровизировать темпоритмы в соответствии с характером образа

«Зимнее рондо» Подбирать тембры инструментов для передачи образов

Знания о театре

Познание

Театральная площадь. История театра (античный театр, театр «Глобус», русский театр) Гардероб, зрительный зал и сцена. Создание спектакля (бутафорский цех, реквизиторский цех, декоративные цеха – мебельный, столярный, живописный, декорационный, гримерный цех, пошивочный цех). Установка декораций (свет, звук) Какие бывают театры? (драматический музыкальный, театр кукол, театр зверей, домашний театр).

Подготовительная группа

Вид деятельности

Основы актерского мастерства

Репертуар

Речь

Дикция (артикуляционная гимнастика, чистоговорки)

Интонационная выразительность (игроупражнения, стихи, потешки, загадки, распевки)

Толстячки-худышки

Покусаем язычок

Зимняя чистоговорка

От топота копыт

Движение

Мелкая моторика (пальчиковые игры)

Игропластика (упражнения, этюды, ритмопластика, танцы)

Жест (упражнения, пантомима)

Мимика (упражнения, этюды, пиктограммы, игры-превращения)

Ориентирование в пространстве (упражнения, этюды, сценки)

«Разминаем пальчики»

«Лепим снеговика»

«Конькобежцы»

«На дворе мороз и ветер»

«Кораблик»

«Собачка принюхивается»

«Лисичка подслушивает»

«Вожатый удивился!»

«Я так устал!»

«Остров плакс»

«Грязная бумажка»

«Соленый чай»

«Сердитый дедушка»

Музыкальное творчество

Игровое творчество

Речевые игры

Подвижные игры

Игры-драматизации

Игры-воображения

«Жесты общения» придумывать цепочки взаимодействия двух образов.

«Фоноскоп событий» Придумывать сюжет с двумя образами по последовательности звуков.

Песенное творчество

Окончания музыкальных фраз

Попевки

Песенные импровизации

«Настроения» Импровизировать мелодию в соответствии с характером текста

«Три кита» Импровизировать попевки в разных жанрах

Танцевальное творчество

Упражнения

Ритмическая гимнастика

Танцы-импровизации

«Танец стихий (огонь, вода, камень)» Передавать музыкальный образ в пластике, используя атрибуты

«Пробуждение природы» Передавать образ в изменении и развитии

Творческое музицирование

Игра на воображаемых инструментах

Игра на ударно-шумовых инструментах

Игра на металлофоне

«Придумай песенку» Импровизировать простейшие мелодии на обозначенных клавишах.

«Придумай музыку» Самостоятельно придумывать простейшие мелодии на инструментах

Знания о театре

Театральная площадь. История театра (античный театр, театр «Глобус», русский театр) Гардероб, зрительный зал и сцена. Создание спектакля (бутафорский цех, реквизиторский цех, декоративные цеха – мебельный, столярный, живописный, декорационный, гримерный цех, пошивочный цех). Установка декораций (свет, звук) Какие бывают театры? (драматический музыкальный, театр кукол, театр зверей, домашний театр).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Младший возраст

Основы актёрского мастерства

Выразительность речи

Внятная речь, умение рассказывать стихотворение

Выразительность движений

Умение передать характерные особенности движения сказочных персонажей

Театральная деятельность

Интерес к игровой музыкально-театрализованной деятельности

Эмоциональная общительность

Способность принимать условия игры, желание идти на эмоциональный контакт

Музыкальное творчество

Игровое творчество

Способность передать игровой образ

Песенное творчество

Звукоподражание, способность найти нужную интонацию

Танцевальное творчество

Способность найти танцевальные движения в соответствии с музыкой

Творческое музицирование

Способность играть на шумовых музыкальных инструментах в соответствии с характером музыки

Старший возраст

Основы актерского мастерства

Выразительность речи

Умение отчетливо и выразительно произносить тектс в инсценировках, используя монологическую и диалогическую речь

Выразительность движений

Выразительная самостоятельная передача художественного образа, с использованием выразительных средств: жеста, мимики, интонации, пантомимы.

Театральная деятельность

Устойчивый интерес к театральному искусству, желание выступать перед сверстниками и родителями.

Эмоциональная общительность

Вступает в контакт с другими детьми. Оценивает свои поступки, поступки товарищей и персонажей постановок.

Музыкальное творчество

Игровое творчество

Способность выбрать оригинальные действия для передачи игрового образа.

Песенное творчество

Способность находить нужную интонацию в заданном жанре, характере попевки.

Танцевальное творчество

Способность импровизировать в свободном танце, подбирая движения в соответствии с музыкой.

Творческое музицирование

Способность подбирать знакомые мелодии на металлофоне в пределах 3-5 звуков.

Высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).

Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

Низкий уровень – дошкольник малоэмоционален, не активен, равнодушен; спокойно и без интереса относится к музыке, музыкальной деятельности; не способен к самостоятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КРИТЕРИИ, УРОВНИ

(Т.С. КОМАРОВА)

Основы театральной культуры:
Высокий уровень (3 балла):

  • проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности;
  • знает правила поведения в театре;
  • называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;

Средний уровень (2 балла):

  • интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности;

Низкий уровень (I балл):

  • не проявляет интереса к театрализованной деятельности;
  • знает правила поведения в театре;
  • затрудняется назвать различные виды театра.

Речевая культура:
Высокий уровень (3 балла):

  • понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание;
  • дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения;
  • умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи.

Средний уровень (2 балла):

  • понимает главную идею литературного произведения;
  • дает словесные характеристики главных и второстепенных героев;
  • выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета;
  • в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения);

Низкий уровень (1 балл):

  • понимает содержание произведения;
  • различает главных и второстепенных героев;
  • затрудняется выделить единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.

Эмоционально-образное развитие:
Высокий уровень (3 балла):

  • творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя;

Средний уровень (2 балла):

  • владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности;

Низкий уровень (1 балл):

  • различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

Музыкальное развитие:
Высокий уровень (3 балла):

  • импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы;
  • свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопро-вождение к частям сюжета;
  • самостоятельно использует музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в спектакле;

Средний уровень (2 балла):

  • передает в свободных пластических движениях характер музыки;
  • самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом;
  • с помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец;

Низкий уровень (1 балл):

  • затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки;
  • затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом;
  • затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю.

Основы коллективной творческой деятельности:
Высокий уровень (3 балла):

  • проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;

Средний уровень (2 балла):

  • проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности;

Низкий уровень (1 балл):

  • не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенная работа по внедрению образовательной программы доказало, что развитие эмоциональной сферы ребенка можно активизировать средствами музыкальной и театрализованной деятельности. Эмоциональное развитие как основа психического и личностного развития дошкольников нуждается в педагогическом содействии. Средством такого содействия способны стать музыкальные занятия, построенные на театрализованных играх и инсценировках, вовлекающих детей в мир фантазии и сказки и во все виды музыкальной деятельности.

Важным в проведении таких занятий является использование комплекса методов, содействующих развитию понимания детьми средств эмоциональной выразительности в музыке, речи, театрализованной деятельности.

Взаимосвязь всех участников образовательного процесса: музыкального руководителя, воспитателей, профильных специалистов, родителей способствовало успешной реализации разработанной программы дошкольников. А дети в условиях театрализованной деятельности более раскрепощены, охотнее передают эмоциональное состояние человека, различные образы и ситуации, совершают поиск средств выразительности, включаются в деятельность, предлагаемую педагогом, слушают рассказы взрослого, наблюдают за его исполнением. Их багаж выразительных средств в ходе занятий становился разнообразным, дети становились более самостоятельными в выборе выразительных средств, образных движений, эмоциональной пластики. У них формировались умения импровизировать, фантазировать, способность переживать и передавать различные эмоциональные состояния, образы, настроения.

Можно утверждать, что проведение музыкально-театрализованных игр, показ спектаклей, участие родителей во всех мероприятиях способствует развитию эмоциональной выразительности у детей, повышению их коммуникативных навыков. При этом развивается речь, память, обогащается словарный запас, снижается уровень тревожности, агрессивности, застенчивости. Дети становятся более свободными в поведении, меньше стесняются. Появляется стремление к творчеству в совместной взросло-детской деятельности.

Подводя итог проведенной работы, можно сказать, что проблема на этом не исчерпывается. Перспективой дальнейшей работы является разработка новых циклов игровых занятий и их апробация, а также продолжение работы по обогащению предметно-развивающей среды. Интересным продолжением работы является также создание программ музыкально-игровых занятий для детей среднего и младшего дошкольного возраста.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Агапова, М.А. Давыдова И.А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление, тренинги, сценарии. М.; АРКТИ, 2010.

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с

#1042;еракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.

#1044;оронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г.
#1050;уцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
#1052;аханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
#1055;етрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004г.
#1057;орокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2004г.
9. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Библиотека воспитателя. Мозаика-синтез 2008

#1040;ндреева М. Дождик песенку поет. - М., 1981. Андреева М., Шушкина 3. #1055;ервые шаги в музыке. - М., 1993. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1991.

#1040;ттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сборник нормативно-правовых документов / Ред.-сост. Р.Б.Стеркина. - М., 1997.

#1040;нтипина Е.А. Театрализованная деятельность в деском саду: игры, упражнения, сценарии.2-е изд. Перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

#1042;олкова Л. Играйте вместе с нами. - М., 1982.

#1043;енов Г.В. Театр для малышей. - М., 1968.

#1044;убянская Е. Нашим детям. - М., 1975.

#1044;убянская Е. Подарок нашим малышам. - М., 1975.

#1045;рмолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. - М., 1996.

#1050;араманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. - М., 1960.

#1050;араманенко Т.Н., Караманенко ЮЛ. Кукольный театр - дошкольникам. -М., 1982.

#1050;онорова Е. Методическое пособие по ритмике. - М., 1976. - Ч. I—II. #1050;оренева Т. В мире музыкальной драматургии: Методическое пособие по ритмике. - М., 1996. - Ч. I.

#1050;укловская Н. Музыкально-ритмические движения в детском саду. - Киев, 1968.

#1051;ифиц И. Ритмика. - М., 1992. - Ч. I—II.

#1052;узыка и движение / Сост. С.Бекина, Т.Ломова, Е.Соковнина. - М., 1981, 1984. -Вып. 1-3.

#1052;аханева М.Д. Театрализованный занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003 .

#1052;узыкально-двигательные упражнения / Сост. Е.Раевская, С.Руднева. - М., 1991.

#1052;ы танцуем и играем / Сост. С.Бекина, Ю.Комальков, Э.Соболева. - М., #1042;ып. 1-6.

#1053;ам весело: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. -М., 1973.

#1054;сновы театральной культуры в школе. — М., 1988.

#1055;раздники и развлечения в детском саду/Сост. С.Бекина. -М., 1986. Режиссер работает в школе. - М., 1991.

#1055;етрова Т.И., Петрова Е.С., Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в детском саду: разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М: Школьная пресса.

#1056;удзик М.Ф. Основы театрального искусства и драматизация. - Курск, 1994.

#1056;уднева С. Фиш Э. Ритмика. - М., 1972.

#1057;овременные проблемы театрально-творческого развития школьников. - М., 1989.

#1065;еткин А.В. театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет \ под редакцией О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика- Синтез. 2008.

#1060;ранио Г. Поурочный план по ритмике. - М., 1993. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. - М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий, образовательно-коррекционный проект "Про все на свете" по произведениям С.Я. Маршака

Цель данного проекта - формирование у детей с речевыми проблемами навыков самостоятельного общения, социальной ответственности, способности чувствовать себя и другого человека.Задачи - расширение и ут...

Творческий, образовательно-коррекционный проект "Про все на свете" по произведениям С.Я. Маршака

Цель данного проекта - формирование у детей с речевыми проблемами навыков самостоятельного общения, социальной ответственности, способности чувствовать себя и другого человека.Задачи - расширение и ут...

Творческий образовательный проект "Веселый светофорик"

Краткое содержание:Проведение сюжетно-ролевых игр, д/и с детьми, проведение занятий, бесед, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов:"Смешарики. Азбука бузопасности", чтение художественной ли...

Творческий образовательный проект "Учим с интересом"

Краткое содержание проекта:В ходе работы над проектом дети заучивают наизусть произведение К.И. Чуковского "Телефон" при помощи дидактических игр,бесед, упражнений, художественного творчества, работы ...

Творческий образовательный экологический проект "Кто такие насекомые?"

На нашей планете живет два миллиона видов насекомых.   Это больше ,  чем всех остальных животных  и растений ,вместе взятых.    Насекомые     оби...

ПРОЕКТ «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ЕДИНОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СО-ОТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»

В этом учебном году мы начали реализацию данного проекта. Он очень важен, так как родители наших воспитанников должны стать настоящими заинтересованными участниками образовательных отношений....

"Волшебные клубочки" познавательно-творческий образовательный проект

Проект способствует более близкому знакомству старших дошкольников с возникновением  ниток и их ролью в жизни человека. Творческая часть проекта направлена на изготовление с детьми разных поделок...