Проект "Калейдоскоп профессий"
проект (подготовительная группа)
Цель проекта: создание условий для формирования трудового воспитания и профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 924.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №6 "Светлячок" города Лесосибирска»
«Калейдоскоп профессий нашего края»
Выполнила:
воспитатель высшей категории
Листопадова Н.И.
г.Лесосибирск 2023г.
Актуальность проекта: Актуальность нашего проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями обоснована целью, обозначенной в Региональной концепции развития профориентации на период до 2025 года: «Формирование в регионе системы профориентационной работы, обеспечивающей развитие личности, способной к самостоятельному решению задач профессионального самоопределения в интересах региона, благосостояния своей семьи и личностного роста». Так, же в ФГОС дошкольного образования одним из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. После беседы с детьми «Знаете ли вы профессию своих родителей?», выявили проблему: большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях взрослых.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Калейдоскоп профессий».
Цель проекта: создание условий для формирования представлений о мире профессий и профессионального самоопределения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- формировать представления о важности трудовой деятельности в жизни людей;
- приобщать детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии;
- расширять у детей представления о разнообразии профессий родителей через виртуальные экскурсии;
-содействовать профессиональному самоопределению, приобщению детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии;
- воспитывать у детей уважительного отношения к труду и людям труда, трудовым достижениям.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, познавательно-речевой, игровой.
По характеру содержания: включает ребенка и его семью.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: внутри ДОУ. В контакте с семьей.
По количеству участников: групповой и фронтальный.
По продолжительности: краткосрочный.
Срок реализации: 08.11.2022г. – 19.11.2022г.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Методы и приемы
Работа с родителями:
- Анкетирование; (Приложение №1)
- Консультирование на тему «Ранняя профориентация дошкольников»;
- Рекомендации на тему «Советы родителям по ранней профориентации детей».
- Наглядная информация и папки-передвижки на тему «Выбор профессии».
Формы и методы работа с детьми:
- Наглядный;
- Словесный;
- Практический;
- Проблемно-поисковый;
- Игровой;
- Продуктивный.
Планируемый результат: познакомятся с профессиями труда; приобретут уважительное отношение к людям труда и их трудовой деятельности; получат навыки совместной работы со взрослыми; научатся различать профессии по существенным признакам; смогут объяснять взаимосвязь различных видов труда и профессий; познакомятся с профессиями своих родителей через виртуальные экскурсии.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (7.11.2022г. – 8.11.2022г.)
Введение в проблему, определение темы проекта, целеполагание составление плана работы, подготовка развивающей среды, консультативная работа с родителями. Поиск и сбор информации, анкетирование. Анализ и систематизация информации.
2. Основной этап (9.11.2022г. – 16.11.2022г.)
Реализация тематического плана (Приложение №2) через организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации.
Беседы: «Кем и где работают ваши родители?», «Кто работает в детском саду», «Кем хочешь стать?», «Профессии людей в нашем городе».
Игровая деятельность: проведение дидактических игр: «Продолжи предложение», «Угадай профессию», «Исправь ошибку», «Какой? Какая? Какие?», «Дай описание», «Подбери сравнение», «Кто, где работает»
Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Почта» (Приложение №2), «Поход в магазин»
Пальчиковая гимнастика: «Пекарь», «Дом», «Маляр».
Восприятие художественной литературы: чтение произведений о разных творческих профессиях Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы», В. Маяковский «Кем быть? Дж. Родари «Какого цвета ремесла?» Чем пахнут ремесла?», А. Твардовский «Рассказ танкиста», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и т.д., заучивание стихотворения Н. Гернет и Д. Хармс «Очень – очень вкусный пирог», загадок, пословиц о труде. Конструирование из различных материалов: изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры «Почта». Подбор иллюстраций, детских книг. Самостоятельная детская деятельность – творческое рисование на тему «Моя будущая профессия», «Фартук для помощника воспитателя».
НОД: «Путешествие в «Город Мастеров»» (Приложение №3), Квест – игра «Мир профессий», Мастер класс «Молочный коржик». Знакомство с профессией «Библиотекарь». Познание окружающего мира «Профессии моих родителей».
3 Заключительный этап (17.11.2022г. – 18.11.2022г.)
Совместно с родителями изготовлен стенд «Калейдоскоп профессий», книжка малышки: «Профессия – мечта», «Пословицы», «Профессии».
Совместно с педагогами подготовлен и проведён показ дефиле «Парад профессий».
Результат реализации проекта:
Полученные результаты свидетельствуют о том, что предложенная система мероприятий способствует успешной ориентации детей на трудовую подготовку, влияет на выбор востребованных профессий в городе и регионе. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получают представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации:
успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела, гражданами и патриотами своей малой Родины и страны. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, в том числе технических.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых, в том числе технических – это необходимое направление деятельности. Знакомство детей с миром профессий реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии с родителями воспитанников.
Приложение №1
Уважаемые родители!
Профориентация дошкольников новое направление. В зависимости от способностей, психологических особенностях характера и темперамента, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Просим Вас ответить на предложенные вопросы, которые помогут нам в дальнейшей работе с детьми.
Вопросы анкеты: | Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
1 Считаете ли вы необходимым проводить работу по ранней профориентации дошкольников? | |||
2 Беседуете ли вы со своим ребенком о разных профессиях? | |||
3 Рассказываете ли своей дочери (сыну) о своей профессии? Профессии ваших родителей? | |||
4 В какой профессии Вы хотели бы видеть своего ребенка? | |||
5. С какими профессиями, по вашему мнению, необходимо знакомить дошкольников? | |||
6. Готовы ли вы к взаимодействию с детским садом в процессе ранней профориентации дошкольников (проведению совместных праздников, вечеров-встреч, экскурсий) | |||
7. Хотелось ли вам больше узнать о проблеме ранней профориентации дошкольников? В каких формах? |
Спасибо за сотрудничество!
Приложение № 2
Тематический план
День недели | Тема | Задачи | Работа с родителями |
7.11.2022г. | Анкета «Ранняя профориентации» | Выявить как формируется система знаний о профессиях в семье. | Анкетирование родителей по теме проекта |
8.11.2022г. | «Профессии бывают разные» | Составление тематического планирования | Консультирование на тему «Ранняя профориентация дошкольников» |
Знакомство с профессий «Библиотекарь» (Приложение №4) | Познакомить с профессией библиотекаря, с профессиональными действиями, с назначением библиотеки. | Предложить посетить совместно с ребенком детскую городскую библиотеку. (Приложение №4) | |
9.11.2022 г. | Беседа с детьми «Знаете ли вы профессию своих родителей?» | Выявить знания детей о профессиях своих родителей. | Предложить поговорить с детьми о профессиях своей семьи. |
Виртуальная экскурсия в мебельный цех. | Способствовать развитию познавательной активности, интереса к профессиям взрослых через виртуальные экскурсии. Познакомить с профессиями мебельного цеха. | Проведение виртуальной экскурсии с места работы родителя. | |
10.11.2022г. | Сообщение «Кем и где работают ваши родители?» (Приложение №4) | Закрепить знания детей о профессиях своих родителей | Совместное изготовление стенда «Калейдоскоп профессий» (Приложение №4) |
Виртуальная экскурсия в ГИБДД | Способствовать развитию познавательной активности, интереса к профессиям взрослых через виртуальные экскурсии. Познакомить с профессией инспектора ГИБДД. | Проведение виртуальной экскурсии с места работы родителя. | |
11.11.2022г. | Сюжетно – ролевая игра «Моя будущая профессия» | Формирования у детей старшего дошкольного возраста потребности задуматься о выборе бедующей профессии; развивать коммуникативные навыки. | Изготовление книжки малышки: «Профессия – мечта» (Приложение №4) |
Виртуальная экскурсия в салон красоты. | Способствовать развитию познавательной активности, интереса к профессиям взрослых через виртуальные экскурсии. Познакомить с профессией мастер маникюра. | Проведение виртуальной экскурсии с места работы родителей. | |
14.11.2022г. | НОД «Путешествие в «Город Мастеров»» (Приложение №3) | Продолжать знакомить дошкольников с профессиями; расширять представления детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества; научить устанавливать связи между разными видами труда. | Помощь подготовки атрибутов к показу дефиле «Парад профессий» |
15.11.2022г. | Сюжетно – ролевая игра «Почтальон» (Приложение №4) | Знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. | Наглядная информация и папки-передвижки на тему «Выбор профессии». |
16.11.2022г. | Квест – игра «Профессий много на земле» | Закрепить знания о детей о профессиях, о роли труда в обществе и в жизни каждого человека. | Поговорить дома с детьми о современных профессиях в нашем городе. |
17.11.2022г. | Мастер – класс с поваром «Молочный коржик» (Приложение №4) | Познакомить детей с работай повара; расширять знания и представления о профессии повара. | Рекомендации на тему «Советы родителям по ранней профориентации детей». |
18.11.2022г. | Показ дефиле «Парад профессий» (Приложение №4) | Закрепить с детьми названия профессий, их значения для людей; развивать воображения о бедующих профессиях. | Выпуск семейных газет «Профессия моей семьи» |
Приложение №3
Сценарный конспект:
Путешествие в «Город Мастеров»
Цель: профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых.
Задачи:
-продолжать знакомить дошкольников с профессиями;
-расширять представления детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества;
-научить устанавливать связи между разными видами труда.
Предварительная работа:
- Беседы «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Кем я мечтаю стать».
- Рассматривание картин с изображением профессий.
- Составление описательных рассказов по теме.
-Проведение дидактических игр «Кому что нужно?», «Что лишнее?», «Угадай по описанию».
- Сюжетно - ролевые игры: «Строители», «Поликлиника», «Салон красоты», «Повар».
- Настольно - печатные игры, заучивание пословиц и поговорок о труде.
Оборудование: Дидактическое пособие: «Жар-птица» -3 шт.; мольберт - 3 шт., картинки профессии: повар, врач, полицейский; салфетки, мяч, ориентиры с названиями улиц (5 штук), кукла-врач, ноутбук.
Ход занятия
Организационный момент.
Вот рука, и вот рука.
Они созданы для труда.
В руки инструмент возьмем
Пользу людям принесем.
- Мотивационно- побудительная этап.
(Раздается стук в дверь и в группу приносят письмо.)
Воспитатель: ребята, хотите узнать, что в письме написано? (Ответы детей). (Воспитатель читает письмо: Дорогие, ребята, приглашаем вас в «Город Мастеров». Чтобы попасть в этот город, нужно досказать пословицы о труде!С уважением Мастера.
Воспитатель: Ребята, куда нас приглашают? (Ответы детей). А кто такие мастера? (Ответы детей). В «Городе мастеров» каждый может получить профессию! Ребята, что такое профессия? (Ответы детей).
Воспитатель: профессия, ребята, это значит умение. Если человек приобрел профессию, значит, он владеет специальными знаниями. Хотите попасть в этот город? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, чтобы в этот город попасть, мы должны выполнить задание- досказать пословицу.
Пословицы о труде.
Землю красит солнце, а человека — труд.
Делу — время, а потехе — час.
Кто не работает, тот не ест.
Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Терпенье и труд все перетрут.
Труд кормит, а лень портит.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Кончил дело — гуляй смело.
Воспитатель: Ребята, вы с правились с этим заданием. На чем мы можем отправиться в «Город мастеров»? (Предложения детей).
2.Основной этап.
Воспитатель: ребята, мы приехали на 1 улицу. Кто сможет прочитать, как она называется? (Ребенок читает: улица «Разных ремесел»).
(Дети рассаживаются на стульчики, смотрят слайды и слушают стихотворение Джанни Родари «Запах ремесел»).
Воспитатель: Мы сейчас узнали о запахе разных ремесел. Что такое ремесла? (Ответы детей). Конечно, это профессии. У каждой профессии свой запах, а какой запах у профессий ваших родителей. (Дети называют профессию родителей и предполагают, какой запах у неё может быть).
Воспитатель: Отправляемся дальше путешествовать по улицам города.
(Следующая улица «Лечебная», знак-символ – красный крест.)
Воспитатель: Сейчас мы отгадаем загадку и узнаем, как называется следующая улица:
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает... (врач).
Воспитатель: Ребята, кто работает на этой улице? (Ответы детей).
(Приходит кукла-врач с чемоданчиком. ):
-Здравствуйте, дети!
Воспитатель: Скажите, кто это к нам пришёл? (ответы детей).
- Как вы узнали, что эта кукла — врач?
- Ребята, чем занимается врач?
- Можно ли, обойтись без врачей?
- Как вы думаете, врач может обойтись без медсестры? Почему?
- А, врач сможет обойтись без строителя? (Ответы детей). Почему? А без шофера, который работает на «Скорой помощи?» А без работников фабрик и заводов, на которых делают лекарства, медицинские инструменты, кровати, шкафы и стулья для больницы? (Ответы детей). Видите, ребята, все профессии нужны, важны и они взаимосвязаны между собой.
Воспитатель: Посмотрите у врача чемоданчик, хотите узнать, что в нем находится? (Открывают, находят мешочек). Какой интересный мешочек! Здесь еще и задание есть.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Воспитатель: Надо достать из мешочка предмет, назвать его и, сказать, как врач использует эти предметы.
Шприц -делают уколы.
Градусник - измеряют температуру.
Бинт – перевязывают
Фонендоскоп - прослушивают биение сердца.
Вата - смазывают царапины)
Ложечка - смотрят горло.
Тонометр - измеряют давление).
Воспитатель: все профессии требуют особого внимания. Сейчас мы поиграем в игру на внимание.
Дидактическая игра «Найди лишний предмет».
(Дети делятся на команды по карточкам: полицейский, повар, швея, выбирают только те предметы, которые применяются людьми перечисленных профессий и выкладывают картинки на мольберте).
Воспитатель: наше путешествие продолжается.
Воспитатель: Ребята, на какую сейчас мы приехали улицу? (Ребенок читает на улицу «Находчивая». Знак-символ, инструменты).
Дидактическая игра «Кому без них не обойтись?»
(Воспитатель показывает предмет. Дети должны называть профессию человека, которому этот предмет необходим, и говорят, что им делают).
Инструменты: Нож, метла, пила, лейка, топор, лопата, игла, градусник, кисть компас, молоток.
Воспитатель: Вы справились с этим заданием. Отправляемся дальше путешествовать по улицам города.
Воспитатель: Ребята, на какую сейчас мы приехали улицу? (Ребенок читает, улица «Покупательная». Знак-символ – калькулятор). (Встречает ребенок в одежде продавца).
Воспитатель: Ребята, кто нас встречает на этой улице? (Ответы дети). Какая профессия у нее? Сейчас нам Катя прочитает стихотворение, а вы внимательно послушайте и ответьте, чем занимается продавец?
Продавец
Продавец — молодец!
Он товары продает —
Молоко, сметану, мед.
А другой — морковь, томаты.
Выбор у него богатый!
Третий — продает сапожки,
Туфельки и босоножки.
А четвертый — стол и шкаф,
Стулья, вешалки для шляп.
Продавцы товары знают.
Даром время не теряют.
Все, что просим, продадут.
Это их привычный труд!
Воспитатель: из чего складывается работа продавца? (Ответы детей). Воспитатель: кто ещё работает в магазине?
Воспитатель: чем пользуется в работе кассир? С какой наукой дружит эта профессия? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно с математикой.
Дидактическая игра «Сосчитай до 10».
(Дети хором считают от 1 до 10.)
Воспитатель: Ребята, едем дальше.
Воспитатель: (Знак-символ – торт). Ребята, чтобы узнать на какую улицу мы приехали, нужно отгадать загадку:
Ходит в белом колпаке.
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед.
Кашу, щи и винегрет. (Повар).
Воспитатель: Чем занимается повар? (Ответы детей). Повар, и в самом деле умеет вкусно готовить, может аппетитно, красиво оформить любое блюдо: и салат, и торт. Как вы думаете, трудная у него работа или легкая? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Ждём гостей».
(Игра с мячом, воспитатель называет угощение или продукты, дети называют посуду, куда положить угощение.)
Сахар – сахарница,
Морожено – мороженица,
Конфеты – конфетница,
Масло – масленица,
Фрукты – фруктовница
Хлеб – хлебница,
Суп – супница,
Салат – салатница,
Цветы – ваза.
Воспитатель: Ребята, мы уже сказали, что повар занимается оформлением стола, его сервировкой. Сейчас мы с вами попробуем из салфетки сделать «Королевскую лилию».
Схема выкладывания салфетки «Королевская лилия».
Исходная форма салфетка лежит лицевой стороной вниз.
1 этап. Загнуть по очереди все ее углы к центру.
2 этап. Загнуть по очереди еще раз все углы к центру.
3 этап. Переверните салфетку.
4 этап. Снова загните все углы к центру.
5 этап. Придерживая в центре углы, выдерните снизу уголки, чтобы они образовали «лепестки».
Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие по «Городу Мастеров». Вам понравилось наше путешествие? Какие профессии мастеров жили в этом городе? (Дети отвечают, делятся своими впечатлениями). Ребята, все профессии важны, все профессии нужны!
Приложение №4
Знакомство с профессий «Библиотекарь»
Посещение с родителями городской детской библиотеки
Сообщение «Кем и где работают ваши родители?»
Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Мастер – класс с поваром «Молочный коржик»
Показ дефиле «Парад профессий»
Стенд «Калейдоскоп профессий»
Книжки – малышки ««Профессия – мечта»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"
Цель проекта:Познакомить детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить начальную профориентацию детей дидактическими и методич...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Уточнить и обобщить представления детей о профессиях....
«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)
Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...
Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...
Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).
Краткосрочный проект с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....
Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»
В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...
Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"
Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...