«Формирование осознанного отношения к Отечеству у детей дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

Туманова Татьяна Николаевна

«Формирование осознанного отношения к Отечеству у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospmtitanie_doshkolnikov.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование осознанного отношения к Отечеству у детей дошкольного возраста»

                                                                       

Цель: формирование патриотических чувств дошкольников через ознакомлением с Родиной, её традициями и природой.

Задачи:

Формировать у детей :

• чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

• представление о России как о родной стране;

• умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;

• двигательную активность через народные подвижные игры

   Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, она одна на всех и каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого необходимо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, своей малой Родины, а в дальнейшем – и на благо всей страны.

   Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию, поэтому оно может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своей семье, к своим родным местам, и гордость за свой народ, за свою Родину, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.

   Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человек, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, та как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они маленьким детям? Исходя из  опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы детского сада по патриотическому воспитанию детей.

   Источником формирования у ребенка любви к родным местам является участие его в общественно- полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания.

Чтобы реализовать цели и задачи патриотического воспитания созданы взаимообусловленные и взаимосвязанные условия :

- в ходе образовательной деятельности и в повседневной жизни знакомим детей с  родным краем, с окружающей природой, с ее характерными особенностями.

-проводим наблюдения с детьми за состоянием объектов природы в различные времена года.

-организовываем труд в природе в разные времена года. Это может быть посадка деревьев, кустов, посев овощей или цветов.

-проводим различную продуктивную, игровую и творческую деятельность с детьми, где они смогут проявить заботу о человеке, сочувствие, заботу о животных и растениях в различные времена года, приспосабливаясь к новым условиям жизни.

Для полноценного патриотического воспитания  и осознанного отношения к своему Отечеству детей мы используем разнообразные методы и формы работы с детьми :

-экскурсии и целевые прогулки. Мы с ребятами ходим на экскурсии по памятным местам нашего города, знакомимся с его историей;

-рассматривание разнообразных альбомов, презентаций о своём городе, о своей стране ;

-беседы о родном городе, стране, ее истории, прошлом;

-разучивание с детьми фольклорных произведений (пословицы, поговорки, сказки, легенды, подвижные игры разных народов.);

-знакомство с продуктами народного творчества народов  России. (роспись, вышивка и т. д.);

-знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов Дети очень любят слушать патриотические песни на военную тематику и разучивать их.

-участие в тематических выставках рисунков и поделок на различных уровнях;

-участие в обществено- значимых  календарных праздниках;

-участие детей в посильном общественно-полезном труде.

С целью расширения у детей полученных знаний, в группе мы создали богатую предметно - развивающую среду. В первую очередь оборудовали уголок по нравственно - патриотическому воспитанию. В нём расположены флаг и герб России, портрет президента нашей страны В.В. Путина. В этом уголке так же находятся куклы в национальных костюмах, альбомы для рассматривания «Достопримечательности Старого Оскола», «Животные белгородского леса», «Моя улица», «Наша Армия родная», и другие, которые дети могут свободно, самостоятельно рассматривать. В группе имеется карта Белгородской области и России с изображением лесов, рек, морей, гор. Дети могут показать и назвать страну, в которой мы живём, закрепить знания о богатстве нашей страны.

Для ознакомления детей с культурным наследием нашей Родины в группе вместе с детьми мы создали несколько мини-музей: «Мини музей Матрёшек»

Также в группе создан «Уголок творчества», в котором собраны альбомы по декоративному творчеству, предметы декоративно-прикладного искусства, которые дети в свободное время могут рассмотреть и раскрасить.

В раздевалке для детей и родителей оборудован уголок «Народоведение», где собрана информация о Белгородчине, которая постоянно обновляется.

Первую школу добрых чувств дети проходят в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.

В своей работе мы стараюсь активно сотрудничать с родителями. Провожу консультации, анкетирование, привлекаю к участию в народных праздниках (Колядки) и патриотических мероприятиях.

Вывод:

Патриотическое воспитание, осознанное отношение к своему Отечеству пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях, поэтому мы  стараемся воспитывать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой Родины.

По результатам наблюдений за детьми, бесед с детьми и родителями можно сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, у них сформировано понятие Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного отношения к окружающим у детей дошкольного возраста.

В настоящее время дети испытывают дефицит  внимания. Родители делают акцент на познавательном развитии детей, желая как можно лучше подготовить их к школе, недооценивая при этом важность ра...

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость прео...

Формирование правильного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Раскрыт вопрос экологического воспитания  детей дошкольного возраста, в соответствии с  федеральными государственными требованиями и основной общеобразовательной программой дошкольного образ...

Формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания дошкольников. Поэтому достижения трудовых целей и их результаты должны доставлять радость детям и вызывать их эмоциональный от...

формирование осознанного отношения к зож у детей дошкольного возраста

формирование осознанного отношения к зож у детей дошкольного возраста...