Работа с одаренными детьми
статья

Петухова Татьяна Алексеевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

 

«Работа с одаренными детьми»

(Сообщение из опыта работы)

Автор: музыкальный руководитель:

Петухова Татьяна Алексеевна

       Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образования. А в последние годы работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства.

      Свою работу с музыкально одаренными детьми я решила осуществлять с опорой на традиции русской народной музыки и исполнительства на русских народных инструментах. Так я разработала систему работы на тему «Обучение игре на русских народных инструментах». Мы играли на ксилофонах, погремушках, бубнах, бубенцах и даже  гармошках, но я заметила, что больше всего детей увлекают и интересуют ложки и поэтому в детском саду, появился оркестр, в котором ложки стали доминирующим инструментом.

       Одним из главных направлений моей работы является - создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Цель: Максимальное раскрытие природного потенциала каждого воспитанника

Наличие особых данных для занятий музыкой признавалось всегда, поэтому

для выявления музыкально одаренных детей в ансамбль я использовала технологию педагогического наблюдения, выделяя в ней следующие этапы.

1.Постановка цели.

2. Определение предмета - наблюдения.

3.Анализ полученных результатов

       Педагогическое наблюдение проводила среди детей старшей и подготовительной групп, так как в этом возрасте ярко проявляется природный потенциал, одаренность. Первые шаги в мир профессионального искусства. Этот возраст характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности.

     Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности провела индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получила согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручилась поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.

Методические принципы

1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям (пению, игре на музыкальных инструментах), а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.

2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:

Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игру на музыкальных инструментах, музыкально – игровое творчество.

(Слушаем песни в исполнении Л.Руслановой, Л. Зыкиной, Л. Рюминой, «Золотое кольцо). Смотрим выступления ансамблей «Ложкари», других детских оркестров.

Претворение полученных впечатлений в самостоятельной музыкальной деятельности;

3. Принцип последовательности - предусматривает усложнение поставленных задач по всем видам музыкальной деятельности.

5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и музыкальный руководитель  становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности. (Сотворчество: составление инструментальных, музыкальных  и танцевальных композиций)

6. Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.

      Первоначальный опыт работы с ансамблем показал, что у детей огромное желание не только играть на русских народных инструментах, но и больше знать: о народном фольклоре, русском народном творчестве, обычаях, традициях, праздниках. С этой целью разработала программу: «Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством игры на русских народных инструментах». На занятиях знакомлю детей с традициями народной культуры, со всей группой ударных и духовых народных инструментов. Изготавливаем экспериментальные музыкальные инструменты. Играем ансамблем. Совершенствуем технику игры на 2-х,  ложках и других народных музыкальных инструментах. Совершенствуем исполнительское мастерство. Дети слушают музыкальные произведения, вносят коррективы: предлагают  свои приемы игры и варианты исполнения.     Поддерживая интерес детей и желание заниматься, увлекаю их новыми творческими проектами. Использую «бытовые» (стиральная доска, чугунок, ухват и др.), и экспериментальные (шумелки, звенелки, шуршалки, коробочки и др. музыкальные инструменты). Содержание занятий содержит индивидуальные задания повышенной сложности для одаренных детей.

При изучении нового материала всегда можно опереться на помощь этих детей, не давая готовых знаний. Для этого создаю такие проблемные ситуации, которые способны вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Предлагаю детям задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений. Составление музыкальных, танцевальных, песенно-игровых композиций. Найти новые приемы игры на ложках и народных музыкальных инструментах.

        Проведенный мониторинг показал, что дети полностью реализуют свои возможности. К концу года участники оркестра показывают высокий уровень обучения, знаний, умений и навыков. Ритмичность игры, темп, эмоциональная окраска достигают 100% результата.

Оркестр принимает участие во всех досугах, развлечениях и праздниках проводимых в детском саду

      Одаренные дети — наше достояние. Одаренность можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов. Очень ВАЖНО, чтобы мы  педагоги чувствовали и научились отыскивать «звездные россыпи» дарований в своих детях.

Интернет-ресурсы:

- https://dopobr.68edu.ru/

- https://pandia.ru/text/80/502/84692.php?ysclid=loeygrotw204994692


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности

1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...