«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» - доклад
статья

Бабурова Виктория Викторовна

Цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nravstvenno_-_patrioticheskoe_vospitanie.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»

С. Михалков

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально – познавательной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берётся.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Нравственно - патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно.

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Давайте разбираться, что же такое нравственно – патриотическое воспитание.

Нравственность – это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения , чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Задачи нравственно-патриотического воспитания:

  • воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям;
  • воспитание уважения к труду;
  • воспитание гуманного отношения (доброжелательности, уважения, внимательности, отзывчивости);
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Педагоги должны знать, что в процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются:

1. Задачи эстетического и нравственного воспитания

Слушание и разучивание песен, стихов о Родине, о подвигах, о труде наших соотечественников, о природе родной страны.

Развитие детского творчества через наблюдение окружающего мира.

2. Задачи физического воспитания

Развитие таких качеств, как сила, смелость, ловкость через спортивные игры с военно-патриотическим содержанием.

3. Приобщение дошкольников к трудовой деятельности

Труд ребенка — дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т. д.

Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически. Дети 6—7 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и направленные на общую пользу. Взрослые должны следить за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.

Следует также воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Помогут в этом специальные беседы, чтение художественной литературы, практическая деятельность. Например, на своем огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить ее, собрать урожай, с помощью взрослых испечь хлеб. Все это потребует немало сил, зато и разговор о бережном отношении к хлебу станет более конкретным и личностно-окрашенным.

4. Формирование бережного отношения к природе

Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и т. д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.

Таким образом, в работе по патриотическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие методы:

1. Тематические занятия;

2. Целевые прогулки и экскурсии;

3. Наблюдения;

4. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

5. Беседы с детьми о Москве;

6. Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);

7. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

8. Знакомство детей с народной декоративной росписью

9. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.

10. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и. т. д.);

11. Праздники, развлечения

12. Создание проектов

13. Тематические недели.

14. Взаимодействие с родителями;

15. Взаимодействие с социумом.

Формируя начала патриотических чувств у детей, важно воспитывать у них уважение к ветеранам войны и труда:

- проводить беседы о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны, а также при защите столицы нашей Родины —города Москвы;

- рассказывать о детях — москвичах, сынах и дочерях полка;

- устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, ветеранов России.

Успешное решение задач нравственно-патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляю в разных формах:

- организация совместных выставок детских рисунков, фотографий;

- совместное посещение культурно-развлекательных и памятных мест;

- привлечение родителей к участию в праздниках, конкурсах;

- подготовка наглядного материала для родителей в виде папок-передвижек, информационных стендов;

- психологическое консультирование родителей.

Таким образом, родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка, а заметные сдвиги в проявлении гражданских качеств радуют и воспитателей, и родителей.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию якутского края"

приобщить детей дошкольного возраста к совокупности культурных ценностей, общечеловеческой культуры, нравственным традициям своего народа, определяющим историческое единство человека и природы, накопл...

Доклад из опыта работы на тему "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Доклад

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое п...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...