Мастер -класс с педагогами на тему "Нейроигры и упражнения в ДОУ " 2023 г
учебно-методический материал

Николаева Любовь Борисовна

Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр ,применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер -класс «Нейрогимнастика в ДОУ»

Провела Николаева Л.Б 26 сентября 2023 г

Что такое нейрогимнастика?

Нейрогимнастика для детей — это комплекс упражнений, которые созданы для повышения многофункциональности головного мозга. За счет регулярного выполнения определенных действий, направленных на тренировку ЦНС, реально добиться положительного результата в виде более быстрого освоения письма, чтения, развития аналитического и логического типа мышления.

Нейрогимнастика является частью прикладной науки «образовательная кинезиология», которая изучает развитие мыслительных способностей человека за счет выполнения заданий для обоих полушарий мозга.

Как возникла методика, ее цели и задачи

Как понять, что ребенку нужна нейрогимнастика? Если у ребенка :

  • очень плохая память;
  • постоянная рассеянность;
  • невозможность сконцентрироваться на одной теме или объекте окружающей среды:
  • плохая моторика пальцев рук или отсутствие ловкости кистей;
  • уровень физического или интеллектуального развития не соответствует возрастному показателю;
  • снижены способности к усвоению информации, которая поступает от воспитателя дошкольного учреждения, либо же учителя общеобразовательной школы.

Также нейрогимнастика может применяться в профилактических целях. В данном случае ребенок, который имеет нормальные функции центральной и периферической нервной системы, ежедневно выполняет упражнения для тренировки головного мозга, повышая его работоспособность.

Регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений приносит ребенку пользу:

  • улучшает функции долгосрочной памяти;
  • обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
  • повышает физическую и умственную работоспособность
  • снижает утомляемость, которая возникает в конце учебного дня;
  • активирует мыслительную активность тех центров головного мозга, которые отвечают за реализацию когнитивных функций;
  • способствует более активной подвижности кистей рук;
  • развивает творческие способности ребенка, позволяя открыть скрытые таланты;
  • стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;
  • ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;
  • снимает нервное напряжение и усталость мышечной системы;

Нейроупражнения .

3-4 года.«Клювики»

Руки малыша — «клювики»; ладонь одной руки раскрывается, а кончики сложенных пальцев другой руки «клюют» в середину раскрытой ладони. Затем соединяем «клювики», а потом повторяем предыдущее движение, сменив руки.

Нейроупражнения для детей 4–5 лет

«Ухо-нос»

Одной рукой ребёнок берётся за мочку уха, второй — за кончик носа, затем меняет руки.

« Кулак-ребро-ладонь»

Руки ребёнка лежат на столе. Сначала он сжимает ладонь в кулак и слегка касается стола; затем делает то же самое ребром ладони; и, наконец, кладёт руку на стол ладонью вниз. Взрослый подсказывает, какое движение нужно выполнить, чтобы малыш не запутался. Повторив упражнение несколько раз одной рукой, можно переходить ко второй. Постепенно скорость увеличивается, упражнение выполняется обеими руками и без подсказок взрослого.

«Капитан»

Одна рука сжата в кулачок, большой палец поднят вверх. Вторую руку подносим ко лбу козырьком. Затем меняем руки. Постепенно усложняем упражнение, добавив хлопок.

5-6 лет

Лезгинка. 

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

«Слон»

Упражнение выполняется стоя. Голова наклонена вправо, ухо касается плеча. Указательным пальцем вытянутой вперёд правой руки ребёнок рисует в воздухе любой объект — восьмёрку, животное, геометрические фигуры и т.д. Глазами необходимо следить за движениями пальца. Повторив рисунок несколько раз, меняем сторону.

Нейроупражнения для дошкольников (6–7 лет)

« 4 позиции :Ладонь - кулак-ребро-ладонь».

«Колечко»

Кончик большого пальца поочерёдно соединяем с кончиками всех остальных пальцев от указательного до мизинца и обратно. Выполняем упражнение сначала одной рукой, затем другой, и, наконец, обеими руками одновременно.

«Коза и заяц»

Одной рукой ребёнок показывает ушки зайца, подняв вверх указательный и средний пальцы. Другая рука изображает козу — выпрямлены только указательный палец и мизинец. Затем нужно быстро сменить руки. После нескольких тренировок можно добавить хлопок.

«Параллельный счёт»

Возьмите лист бумаги и напишите справа и слева в столбик цифры от 1 до 5 так, чтобы на одной линии не было двух одинаковых цифр. Далее каждой рукой необходимо показывать количество пальцев, соответствующее цифре: правой рукой — из правого столбца, левой — из левого.

вверх, большой палец расположен перпендикулярно указательному. Быстро меняем руки.



Предварительный просмотр:

Мастер -класс «Нейроигры и упражнения для дошкольников»

на развитие памяти и внимания. 1 ноября 2023 г

Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр ,применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ .

Задачи: -познакомить участников мастер_класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.

-вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность,вызывая интерес к данной проблеме;

-активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;

-побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный настрой и интерес к занятию.

 Ход:   Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я продолжаю делиться с вами своим опытом работы и проведу небольшой мастер-класс по теме «Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста». Начну свое выступление словами величайшего ученого России Ивана Петровича Павлова – « руки учат голову,затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

На прошлом мастер -классе я вам говорила, что значит нейроупражения и нейроигры. Это -эффективнейшая методика, позволяющая улучшить у ребенка память ,внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику.

Я предлагаю вам пройти 4 легких теста, для которых вам понадобится только ваша память, чтобы запомнить последовательность букв.

Тест №1. 

Для начала необходимо сцепить ( сплести) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой , то П.

Тест №2.

Давайте представим,что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно , при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, при закрытом правом глазе запоминаем букву П.

Тест №3.

Теперь я предлагаю вам сложить руки на груди, в так называемой позе « Наполеона». Обратите внимание, кисть какой руки находится сверху ? Запоминаем!

Тест №4.

А сейчас поаплодируйте друг другу.  Вы молодцы, Но какая , же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.

   И, что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П, то активнее правое полушарие, если Л, то левое.  Ну, а для того , чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры, вспомнить упраженеия, которые я вам дала на прошлом мастер-классе.

Упражнения и игры :

Лезгинка. 

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

«Четыре позиции : Ладонь - кулак-ребро-ладонь».

«Колечко»

Кончик большого пальца поочерёдно соединяем с кончиками всех остальных пальцев от указательного до мизинца и обратно. Выполняем упражнение сначала одной рукой, затем другой, и, наконец, обеими руками одновременно

«Ухо-нос».

Сейчас предлагаю еще  один тест памяти: Такие задания любят нейроны, потому что это одновременно игра и тренировка памяти.

Запомните цифры  по порядку.7, 2,  9.  5.

А теперь посмотрите на картинку и ответе на вопрос :Шайба находится не у левой ноги Саши?

А теперь задание: произнеси вслух цифры, которые ты запомнил.

Здесь не столько важно, получилось ли у тебя запомнить цифры,Важно понять механизм выполнения одновременно несколько команд. Сначала ты отправляешь в мозг первую мысль -запомнить цифры, а потом удерживая в голове первую мысль решаешь другое задание про шайбу.

А теперь познакомимся с новыми играми и упражнениями:

1)»Хлопок» плюс «Кнопка»

2)«Кольцо».

Соединить в кольцо большой и указательный палец, средний, безымянный, мизинец вытянуты вперёд.

3)«Кольцо» плюс «Класс».

4)«Коза и заяц»

Одной рукой ребёнок показывает ушки зайца, подняв вверх указательный и средний пальцы. Другая рука изображает козу — выпрямлены только указательный палец и мизинец. Затем нужно быстро сменить руки. После нескольких тренировок можно добавить хлопок.

5)«Зайчик-коза-вилка»

 «Зайчик» - указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. «Коза» - средний и безымянный пальцы согнуты, указательный и мизинец подняты вверх. «Вилка» – указательный, средний и безымянный пальцы подняты вверх, мизинец и большой палец согнуты. Три положения последовательно сменяют друг друга

6)«Солнышко, заборчик, камешки».

Дети повторяют упражнения за взрослыми. Руки подняты вверх. Пальцы обеих рук сильно растопырены – это солнышко. Руки подняты, ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу – это заборчик. Руки сжаты в кулак это камешки.

7)Одновременно: одной рукой гладим голову, другой рукой хлопаем по столу, руки меняем.

8)Упражнение «Перекрестные шаги». Ребенок становится прямо, его голова находится по средней линии тела. Нужно одновременно поднимать правую руку и левую ногу, при этом слегка касаясь локтем руки левого колена. Далее возвращаем руку и ногу в исходную позицию, поднимаем левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до другого колена. При выполнении упражнения голова должна оставаться на месте. Выполнять нужно в течение одной минуты.

9)«Зеркальное рисование».Рисуем обеими руками одновременно.Это любимое занятие мозга.Когда ты пишешь или рисуешь одновременно двумя руками,нейроны почти всех частей мозга работает настолько слажено,насколько это возможно.И не надо переживать,что получается неровно и неаккуратно.Важна работа,которую проделывают в это время нейроны.

Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (рисовать можно как на бумаге, так и в воздухе). При выполнении этого упражнения ребенок чувствует, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

 10) Упражнения в перекладывании предмета (мешочка, малого мяча, кубика)

Перекладывание мешочка (малого мяча) из одной руки в другую с поворотом в сторону.

Нейрогимнастика — не только лёгкий и увлекательный способ «прокачать» мозг, который подходит и взрослым ,и детям: это ещё и прекрасный вариант совместного времяпрепровождения, своеобразный ежедневный ритуал, который может стать вашей семейной традицией.

Устраивайте семейные челленджи и обязательно покажите несколько упражнений бабушкам и дедушкам, ведь нейрогимнастика также является прекрасной профилактикой деменции!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс для педагогов по теме: "Парные физические упражнения взрослого и ребенка".

В мастер-классе перечислены совместные упражнения взрослого и ребенка для всех возрастов ДОУ, которые можно использовать в индивидуальной работе....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер - класс для педагогов на тему: «Визуальные ресурсы, как прием привлечения и удержания внимания детей » Лесенка успеха 2023 муниципальный этап

Цель:Распространение педагогического опыта работы по использованию визуальных ресурсов, для привлечения и  удержания внимания детей.Задачи:Активизировать творческую фантазию педагогов в процессе ...

Мастер класс для педагогов на тему:"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста" Ноябрь 2023

Большую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова,...

Сценарий Мастер класса для педагогов на тему «Логоритмические игры и упражнения»

Сценарий Мастер класса для педагогов на тему «Логоритмические игры и упражнения»...

Мастер- класс для педагогов на тему: «Преемственность в выборе системы игр и упражнений для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста по решению коррекционных задач в формировании их речевых навыков»

Цель: способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по выполнению речевых упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста...