"Формирование личности ребенка средствами музыки"
статья
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konferentsiyu_formir._lichnosti.konsultatsiya.docx | 29.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Консультации для педагогов
«Формирование личности ребенка
средствами музыки»
Автор: музыкальный руководитель:
Петухова Татьяна Алексеевна
«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них»
В.Г. Белинский
Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте. Музыка - один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни, прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет - печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает, влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.
Многовековой опыт и специальные исследования доказывают влияние музыки на психику, физиологию человека. Именно поэтому, при всем разнообразии направлений работы с детьми, утверждается тезис о важности музыкального воспитания для формирования духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически. Каковы воспитательные возможности музыки в становлении личностных качеств ребенка?
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский.
Формирование личности является сложным и многозначным процессом, на который оказывают влияние внутренние и внешние общественные условия. Это взаимосвязь умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству. Именно в дошкольном возрасте закладываются первоначальные способности, приобщающие ребенка к различным видам деятельности, встречаются примеры раннего проявления музыкальности. Эти годы являются необходимым и важным этапом формирования предпосылок многих ценных качеств будущей личности.
Музыкальное воспитание является сильнейшим средством формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности. Музыка способна моделировать сложнейшие процессы духовного мира детей на уровне сознания и подсознания, воздействуя на эмоциональную сферу и нравственное воспитание дошкольника, что приобретает сегодня особую актуальность. Она создает основу для эмоционального контакта между взрослым и ребенком, развивает коммуникативные навыки, совершенствует мышление.
Прежде всего – музыка формирует эмоциональную сферу ребенка, оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Он получает представления о чувствах человека, выраженных в музыке и существующих в реальной жизни. Вызывая эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, мы формируем у них представления о нравственности, добре и зле. «Музыка передает настроения, чувства, характер человека».
Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.
Значение музыкальной деятельности для нравственно-эстетического воспитания заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей, и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. К.Д. Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общими переживаниями в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.
О воздействии музыки на математические способности говорили еще античные философы. Так, Пифагор создал целую математическую науку о числовых законах, которые управляют музыкой. Открытая им в процессе эксперимента система математического соотношения музыкальных тонов стала началом развития науки о музыкальном мышлении. Мы на практике убедились в положительном влиянии отдельных видов музыкальной деятельности на математические способности дошкольников. Это музыкальная грамота и музыкальная ритмика. Оба эти вида музыкальной деятельности способствуют развитию у детей ориентировке в пространстве (направления мелодии вверх и вниз, направление движения в танцевальных композициях). Знакомству с числовыми величинами и геометрическими фигурами (число шагов в танце, выполнение танцевальных движений по квадратам, в кругу, в двух колоннах или шеренгах, количественный состав простейших музыкальных интервалов, количество звуков в аккордах, и т.д.).
Дети очень восприимчивы. Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. И голосом матери, напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. В самом раннем детстве малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое - то время, прислушивается, реагирует улыбкой, отдельными движениями, проявляет «комплекс оживления». Старшие дети способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения - определить, например, характер музыки; назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. К шести семи годам наблюдаются первоначальные появления художественного вкуса - способность дать оценку произведениям и их исполнению. И для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
В процессе непосредственно образовательной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: целенаправленно заниматься, умение и потребность доводить начатое до конца, преодолевать трудности. В коллективных видах музыкальной деятельности: играх, плясках, хороводах, в выступлениях на праздниках, а также в самостоятельной музыкальной деятельности, у детей развивается умение объединяться для общего дела. Договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу, умение распределять роли, готовить атрибуты для музыкальной игры, музыкального спектакля, красивые декорации для оформления музыкальной сказки, т.е. имеются все условия для осуществления и нравственного, и трудового воспитания. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Занятия музыкой влияют и на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции и организованности. Исполняя песню, - вовремя начать и закончить её; в танцах, играх - уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияет на волю ребенка.
Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.
Великий советский композитор Д. Д. Шостакович отмечал «В горе и радости, в труде и на отдыхе - музыка всегда с человеком. Она так полно и огромно вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая… На сколько бы беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка помогающего людям лучше понимать друг друга». Любителями и знатоками музыки не рождаются, подчеркивал композитор, а становятся. Эти слова Д. Шостаковича об огромном значении воспитания в человеке любви к музыке, умении её воспринимать. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе. Все то, что получает ребенок в период дошкольного детства, во многом определяет, что приносит он обществу в будущем.
Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщим, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирования личности ребенка. Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и с правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального и общего развития. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, развитие эмоционально сопереживать чувствам и мыслям, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою. Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается не только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально - ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности. Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности.
Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании личности ребенка.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь ребенка, что способствует выработке вокально - слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание ребенка.
Занятия музыкально-ритмическими упражнениями основаны на взаимосвязи музыки и движения, такие упражнения улучшают осанку ребенка, координацию движений, у ребенка формируется четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения присутствуют и при движениях, соответственно ребенок изменяет скорость, степень напряжения, амплитуды направления. Музыкальное воспитание личности ребенка особо осуществляется на праздниках и развлечениях. Развлечение является важным средством углубления всестороннего развития и формирование личности дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности ребенка, повышает заинтересованность, активность детей ко всему, что предлагается им, помогает также создать радостную атмосферу, способствует формированию у детей положительных качеств, эмоций, расширяет сферу их чувств, приобщает к коллективным переживаниям, развивает инициативу, творческую выдумку.
Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия и для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общей характер пьес.
В разделе «Музыка» предполагается двухстороннее взаимодействие содержательных и целевых установок во всех областях воспитательно- образовательного процесса, для чего необходимо решать как общие задачи личностного становления ребенка, так и согласованные с ними, отражающие специфику данного раздела, вносящие свой вклад в формирование общей культуры детей.
Музыкальное воспитание дошкольников ставит перед педагогами определенные задачи для гармоничного развития личности детей:
- Формирование художественно-эстетического вкуса в процессе знакомства с лучшими образцами музыкального искусства.
- Формирование нравственно-эстетических ценностей и способности к сопереживанию, умению различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к природе, животным, нежно общаться с мамой, быть уважительными с окружающими. Этому способствуют слушание музыкальных произведений, знакомство с представлениями о культурных и нравственных ценностях в музыке, нравственно-эстетическое и эмоциональное восприятие музыкальных произведений, знакомство с народными традициями и праздниками и театрализация сказок.
- Развитие творческого воображения и фантазии (способность к импровизации в изобразительной деятельности, слове, музыкально-ритмических композициях, пении).
- Развитие психических процессов (развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике; тренировка лабильности нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления).
- Развитие интеллектуальных способностей (способность к анализу, расширение кругозора). Этому способствует музыкально-познавательная деятельность, эстетическая оценка и анализ произведения, передача музыкальных образов в изобразительной деятельности.
- Физическое развитие детей в процессе использования музыкально-ритмических движений и певческой деятельности.
Музыка обладает огромной силой воздействия на человека. Она способна повлиять на его сознание, убеждения и, в конечном итоге, – на формирование мировоззрения, способствуя становлению личности.
Интернет-источники:
-http://sad3.pruzhany.by/konsultaciya-formirovanie-lichnosti-rebyonka-sredstvami-muzyki/
-https://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2318.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности"
Консультация для родителей.Театральная деятельность может удовлетворить любые интересы и желание ребенка. Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообраз...
формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности
консультация для родителей...
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности
Формирование творческой личности ребенка ...
Доклад на тему: «Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры»
Одной из главных задач педагогов и родителей является организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности как по содержанию, так и ...
Сминар для воспитателей "Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности".
Изучение методов и приемов в организации театрализованной деятельности...
Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей
Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в различных видах деятельности: во время проведения НОД, проведения культурно-досугово...
Статья на тему: «Восприятие музыки - как основное средство формирования личности ребенка»
Музыкальное восприятие является одним из средств формирования личности ребенка. Поэтому важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побуд...