Дидактические игры на занятиях в дошкольной образовательной организации
статья
Дидактические игры, особенности,характеристика и их роль в обучении и развитии детей дошуольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_na_zanyatiyah.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на занятиях
в дошкольной образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Ведущая деятельность дошкольника — игра, она создает наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, с её помощью ребенок познаёт мир. Всеми признано, что недостаток игровой деятельности отрицательно сказывается на формировании личности ребёнка. Значительную часть времени дошкольник проводит в детском дошкольном учреждении среди сверстников, под контролем воспитателей. Только педагог, хорошо владеющий игровыми технологиями, может достичь высоких результатов в работе с детьми. Во время, дети учатся применять свои знания и умения на практике, а главное пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность ребенка, в которой дети вступают в общение со сверстниками.
Игровой опыт оставляет глубокий след в сознании ребенка, способствует формированию добрых чувств, благородных устремлений и коллективных жизненных навыков. Игра занимает важное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Детям необходима активная деятельность для повышения жизненного тонуса, удовлетворения интересов и социальных потребностей.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является необходимой частью растущего организма.
Из всего многообразия игр особое значение для детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. Дидактические игры – это вид игры с правилами, созданный взрослыми специально для обучения и воспитания детей. Они призваны решать конкретные задачи обучения детей и в тоже время демонстрировать воспитательное и развивающее воздействие игры.
Характеристика дидактических игр.
Общая характеристика и роль дидактических игр в обучении и развитии детей дошкольного возраста
Дидактические игры – многогранное и сложное педагогическое явление. Это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство воспитания личности ребенка в разных аспектах. С помощью дидактических игр дети решают учебные задачи по формированию навыков умственной деятельности, умения использовать приобретенные знания в новых ситуациях. В условиях игры дети лучше запоминают познавательный материал. Цель игры – активизировать внимание, мышление и память. В дидактических играх дети не только приобретают новые знания, но и обобщают и закрепляют их. У детей дошкольного возраста развиваются познавательные процессы и способности, осваиваются средства и способы общественно развитой психической деятельности.
Воспитательная и развивающая ценность обучения в форме дидактических игр заключается в их содержании и направленности на решение задач нравственного воспитания.
Игры создают возможность спонтанности, самостоятельности и активности для формирования у детей нравственных привычек, решения игровых задач и выполнения игровых действий.
Для детей, участвующих в игре, воспитательная ценность дидактических игр не является открытой, а реализуется через игровые задачи, игровые действия и правила. Познавательное содержание дидактических игр обусловлено содержанием программы и всегда сочетается с игровым форматом.
Структурные элементы дидактических игр.
Дидактические игры представляют собой сложное явление, но в них четко прослеживаются основные элементы, характеризующие их структуру, то есть игры как учебно-игровой деятельности.
Многие исследователи, педагоги и психологи выделяют в дидактических играх следующие структурные элементы:
-Дидактическая задача: состоит из игры и обучения,
-содержание игры.
-Правила игры.
-Поведение в игре.
-Окончание игры,
-Подведение итогов.
Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные элементы. Для ребенка учебная задача ставится как игровая. Она определяется целями обучения и развития ребенка. Познавательные задачи игры подбираются в соответствии с разделами программы, с учетом возрастных особенностей ребенка. Наличие дидактических задач подчеркивает обучающий характер игры, а ее содержание ориентировано на развитие познавательной деятельности ребенка. В дидактических играх, в отличие от непосредственной постановки задач на уроке, они возникают как игровые задачи для ребенка, стимулируя желание и потребность их решать, активизируя игровое поведение. Например, "какой формы", "продолжи предложение", "кто в каком доме живет" и так далее. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через выполнение игровых заданий и игровых действий, а результаты их решения выявляются в финале. Только при таких условиях дидактические игры могут выполнять свою образовательную функцию и одновременно развиваться как игровая деятельность.
Классификация дидактических игр
Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактических игр различна. Дошкольная педагогика традиционно классифицирует дидактические игры на предметные, настольные, печатные и словесные. В основе этой классификации игр лежит классификация по использованию дидактических материалов.
Дидактические игры различаются также по содержанию обучения, познавательной деятельности детей, игровому поведению и правилам, организации и взаимоотношениям детей в игре, роли педагога.
По содержанию дидактические игры можно разделить на следующие категории:
-математические
-сенсорные
-речевые
-музыкальные
-природоведческие игры,
-знакомство с окружающим миром,
-визуальное искусство.
Математические игры направлены на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры:
Обучение счету
- "Что такое счет?"
- "Один - много"
- "Что больше?"
- "Назови число"
Решение арифметических задач
- "Веселая задача"
- "Сколько это?"
Освоение цифр и элементарных математических представлений
-"Что выше?"
-"Лестница"
-"Ленточки"
Распознавать пространственно-временные отношения и направления
- "Который час?"
-"Путешествие"
-"Когда это?".
Сенсорные игры направлены на то, чтобы научить ребенка обследовать предметы и формировать представления о сенсорных критериях. Многие из них предполагают обследование предметов и различение их признаков, причем эти признаки необходимо конкретизировать словами ("мешочек с чудесами", "похоже и не похоже", "разноцветная дорожка", "где, кто кланяется" и т.д.). В некоторых видах игровой деятельности дети учатся группировать предметы по тому или иному признаку (например, "пуговицы для куклы", "сервиз"). Дети сравнивают предметы с одинаковыми и разными характеристиками и выбирают тот, который им нужен. Таким образом, с помощью дидактических игр дети овладевают сенсорными критериями.
Речевые игры способствуют развитию речи детей. Содержание таких игр разнообразно и зависит от того, с какой целью педагог их использует. "Передвигайся по комнате", "кто или что", "назови имя одним словом", "скажи по-другому" и т.д.
Музыкальные игры предназначены для решения задач музыкального воспитания в соответствии с программными требованиями. Для детей дошкольного возраста используются такие игры, как "Какой звук громче", "Какой инструмент звучит лучше", "Повторяй за мной", "Какая песня звучит лучше", "На чем ты играешь", "Солнышко и дождик", "Кто как поет", "Веселые нотки".
Существуют также различные виды игр, которые можно использовать для изучения окружающего мира. "Кто что делает", "Сначала что, потом что", "Кому что нужно для работы", "Суточный ритм", "Загадки", "Что на картинке", "Чаепитие", "Прогулка", "В театре", "Хозяин магазина".
-Урочные игры по изобразительной деятельности введены в образовательный процесс дошкольных учреждений сравнительно недавно, но их значение огромно для развития детей дошкольного возраста, формирования знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности, в рисовании и живописи. "Раскрась по образцу", "что нарисовано", "раскрась картинку", "собери цветы", "раскрась по-другому" - вот лишь некоторые из дидактических игр, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.
Все эти дидактические игры планируются педагогом в соответствии с требованиями программы.
В зависимости от учебного материала дидактические игры можно разделить на:
- языковые
-настольные и печатные игры
-с предметами и игрушками
-игры с использованием картинок.
-компьютерные дидактические игры.
Вербальные игры отличаются тем, что процесс решения учебных задач основывается на представлениях, а не на наглядности. Поэтому вербальные игры проводятся в основном с детьми дошкольного и старшего возраста. Среди этих игр много народных игр, связанных с рассказами, шутками, загадками, инверсиями и т.д., некоторые из которых легко воспринимаются детьми благодаря образности речевого оформления, построенного на диалоге, и содержанию, близкому к детскому опыту. Помимо развития речи, формирование слухового внимания с помощью игры в слова создает эмоциональный настрой, совершенствует мыслительные навыки, увеличивает скорость реакции, развивает способность понимать юмор. В основе словесных игр лежит накопленный детьми опыт и наблюдения. Задача этих игр - систематизация и обобщение. Эти игры используются на этапе закрепления и повторения знаний детей (например, "летает - не летает", "третий лишний", "назови одним словом", "кому что нужно").
Обучающие игры с предметами и игрушками очень разнообразны по игровому материалу, содержанию и структуре проведения. В качестве учебного материала могут использоваться игрушки, реальные предметы и природные объекты. Игры с предметами дают возможность решать разнообразные образовательные задачи. Они расширяют и уточняют знания детей, развивают мыслительные навыки (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствуют языковые навыки (названия предметов, действия с предметами, свойства и назначения предметов, описание предметов, создание и отгадывание загадок о предметах, точное произношение звуков), развивают произвольное поведение, память и внимание. Особое место в игре с предметами занимают сюжетные игры и игры-драматизации. В сюжетных играх дети играют определенные роли.
Игры с картинками используются во всех возрастных группах. В зависимости от требований программы в играх могут использоваться различные картинки или серии картинок.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, образовательной задаче и оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизировать их знания, развивают мыслительную деятельность, способствуют расширению кругозора, развивают сообразительность, внимание к поведению товарищей, ориентацию в изменяющихся игровых ситуациях, умение прогнозировать последствия своих движений. Участие в играх требует выносливости, строгого соблюдения правил и приносит детям большое удовольствие.
Компьютерные игры являются средством формирования основ компьютерной грамотности и ознакомления детей с языками программирования. Компьютерные игры используются в качестве дидактических средств обучения в различных областях образовательного процесса. Таких игр много, и задача преподавателя - выбрать нужную, в зависимости от задачи, возраста ребенка и требований программы. Существуют также целые программы, состоящие из дидактических игр, которые структурированы в соответствии с конкретной учебной задачей или направлением образовательного процесса.
Дидактические игры также можно классифицировать по количеству участников:
-группы,
- группы
-индивидуальные.
Групповые игры состоят из всей группы, групповые - из подгрупп детей, индивидуальные - из 1-3 детей.
Основные виды дидактических игр были рассмотрены выше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактические игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизации психических процессов и пробуждения у дошкольников стойкого интереса к познавательным процессам. В них дети охотно преодолевают большие трудности, укрепляют свои силы, развивают свои способности, умения и навыки, готовятся к школе.
Дидактические игры являются одним из средств обучения детей дошкольного возраста и выделяются из множества игр своими уникальными свойствами и функциями, а также своей структурой.
Дидактические игры классифицируются по различным признакам. Классификация дидактических игр помогает педагогам сделать обучение детей с их помощью более интересным и увлекательным, избежать дублирования в работе с детьми. Формирование знаний, умений и навыков в ходе дидактических игр возможно в условиях образовательного процесса, под руководством взрослых. Для проведения этой работы необходимо использовать различные методы и приемы:
Игровые (сюрпризные моменты, загадки, игры-считалки, элементы соревнования),
вербальные (беседы для уточнения знаний, объяснение правил, анализ деятельности и т.д.); и
наглядные (например, игрушки, изображения, иллюстрации, использование природных и бросовых материалов, демонстрация игры).
Систематически планировать дидактические игры на занятиях со старшими группами детей.
Всегда использовать наглядный материал для игр с детьми старшего дошкольного возраста (изображения, игровые и природные материалы). Привлекать детей к созданию наглядного материала для игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий деловой игры для педагогов дошкольных образовательных организаций "Речевичок" (речевое развитие дошкольников)
В материале представлены творческие, игровые задания для педагогов направления речевого развития дошкольников....
Интерактивные дидактические игры для дошкольников как средства организации образовательного процесса в ФГОС ДО
В учебно-методических материалах представлены методические рекомендации для педагогов ДОУ и учителей начальных классов по созданию интерактивных игр в программе Microsoft PowerPoint с применением триг...
Сценарий деловой игры для воспитателей дошкольных образовательных организаций на тему: « Калейдоскоп профессий»
В процессе обсуждения и проведения данного мероприятия участники деловой игры смогут повысить уровень теоретических знаний...
Сценарий деловой игры для воспитателей дошкольных образовательных организаций по профориентации на тему: «Калейдоскоп профессий»
Аннотация: В настоящее время социально-экономическая ситуация делает процесспрофессионального самоопределения молодежи все более сложным. Это ставит новые задачи перед педагогами дошкольно...
Сценарий конкурса на лучшую авторскую дидактическую игру среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Арского муниципального района Республики Татарстан «Игра – дело серьезное».
конкурс на лучшую авторскую дидактическую игру среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Арского муниципального района Республики Татарстан «Игра – дело серьезное»....
Деловая игра "Имидж педагога дошкольной образовательной организации"
Деловая игра с воспитателями и специалистами дошкольного отделения. Данная методическая разработка может быть использована для ознакомления педагогов с имиджелогией. Повышения их педагогической грамот...
Методическая разработка дидактического пособия для педагогов дошкольных образовательных организаций Лэпбук «Знакомство со временем»
Интерактивная тематическая папка для дошкольников по изучению времени в широком смысле этого слова и проведения развивающих занятий на данную тему. Рассчитан на старший дошкольный во...