Дополнительная программа
рабочая программа (младшая группа)
Кружок "Круг Монтессори"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Благодаровский ДС»
Рабочая программа
дополнительной образовательной деятельности
«Круг Монтессори»
Для детей первой младшей группы
(2 - 3 лет)
Составила воспитатель
первой квалификационной категории
Федосеева Наталья Сергеевна
Омск 2023 г
Пояснительная записка
Программа «Круг Монтессори» предназначена для работы с детьми от 1,5 лет. Она способствует постижению маленькими детьми обыденной жизни, их самостоятельному развитию в окружении простых вещей. И направлена на раннее развитие детей. Программа включает в себя к упражнения по методу Марии Монтессори и ее последователей. Раннее развитие – интенсивное развитие способностей ребенка до 3-4 лет. Получение информации для ребенка является необходимостью. Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.
Почему в основу программы положены идеи М. Монтессори? Развивающих методик много, но методика Марии Монтессори не только признана – в некоторых странах (Италии, Японии, Германии), она является ведущей. Метод Марии Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.
В процессе развития личности бывают периоды спада и подъема. Когда наступает благоприятный (сенситивный) период, малыш становится наиболее восприимчивым к формированию определенных умений и навыков, а заложенные в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны. Но благоприятные периоды приходят и уходят безвозвратно. К сожалению, повлиять на этот процесс невозможно. Но можно в нужное время создать максимально подходящие условия для развития малыша. Можно также предвидеть наступление следующего благоприятного периода и заранее подготовиться к нему. Так, период от рождения до 6 лет – период активного развития речи, от рождения до 5 лет – период активного чувственного (сенсорного) развития, от рождения до 3,5 лет – движение как способ познания мира, от 2 до 4 лет – период формирования представления о порядке и аккуратности, от 2,5 до 6 лет – период усвоения норм поведения в обществе.
Упражнения по методу Марии Монтессори позволяют создать условия для развития тех или иных способностей.
Основной девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».
Основные принципы:
- создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения;
- не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам вас об этом попросит;
- помочь ребенку освоиться в окружающем мире, подготовить для этого условия;
- поддерживать детский интерес.
Цель программы:
Изучение окружающего мира доступным для ребенка способом – опираясь на чувственный опыт и развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- Образовательно-развивающие:
- Обучение навыкам практической жизни и развитие самостоятельности;
- Сенсорное развитие ребенка;
- Развитие математических способностей;
- Расширение кругозора ребенка;
- Развитие речи ребенка путем развития мелкой моторики рук.
- Оздоровительные:
- Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;
- Организация максимально подходящих условий для развития ребенка.
- Воспитательные:
- Формирование у ребенка интереса к работе с различным материалом;
- Усвоение социальных норм поведения;
- Развитие навыков общения: учить детей играть, не мешая друг другу; уметь договариваться.
Методы и приемы:
- Наглядный, словесный, практический
Кружок «Круг Монтессори» проводится один раз в неделю по 10 минут, с сентября по май 2015– 16уч. года.
Для методики Марии Монтессори не существует понятия: дети должны. Есть свои критерии:
- дети естественным образом развивают математические способности;
-отличаются развитым словарным запасом;
-развивается культура речи (учимся слушать тишину);
- развивается чувство собственного достоинства (свобода выбора);
-развивается чувство сопереживания.
Формы работы с родителями.
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Родительское собрание «Педагогика Марии Монтессори» - ознакомление родителей с программой ДОД |
Октябрь | Не традиционное родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику» (игровой практикум) |
Ноябрь | 1.Изготовление пособий для развития мелкой моторики рук |
2. Конкурс «Лучшая дидактическая игра из бросового материала» | |
Декабрь | 1.Мастер – класс для родителей «Учимся играть с детьми» 2. «Вечер вопросов и ответов» - обсуждение интересующих вопросов |
Январь | Родительское собрание «Как я играю с ребенком» - родительские презентации |
Февраль | Показ видео занятия по ДОД |
Март | Фотовыставка |
Апрель | Открытый показ ДОД для родителей «День открытых дверей» |
Май | «Мама, папа, я – лучшая семья» - обсуждение достигнутых результатов, |
Перспективный план кружковой работы
«Круг Монтессори»
Сентябрь | ||||
№ | Темы | Задачи | Методические приемы | Оборудование |
1 | Построение на линию | Учить детей выполнять задание, развивать равновесие, двигательную активность, | Наглядный показ воспитателя | Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс), |
2 | Ходьба по линии | Учить детей ходить по линии полосы, ставить ступни полностью, развивать равновесие | Показательные движения. Объяснение | Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс), |
3 | Пальчиковые упражнения | Учить детей выполнять вслед за воспитателем, развивать мелкую моторику рук, речь, память | Показ. Объяснение | Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева |
Октябрь | ||||
1 | Построение на линию | Учить детей выполнять задание, развивать равновесие, двигательную активность | Наглядный показ воспитателя | Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс) |
2 | Пальчиковые упражнения | Учить детей выполнять вслед за воспитателем, развивать мелкую моторику рук, речь, память | Показ. Объяснение | Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева |
3. | Рамки с застежками | Учить детей завязывать и развязывать банты, развивать мелкую моторику рук. | Наглядный показ воспитателя | Рамки с лентами |
4. | Розовая башня | Формировать понятие большой – маленький, развивать умение упорядочивать предметы | Показ с помощью демонстрационного материала | 10 деревянных окрашенных в розовый цвет кубиков. Длина наименьшего 1см., длина наибольшего 10 см. |
Ноябрь | ||||
1. | Ходьба по линии | Учить детей ходить по линии полосы, ставить ступни полностью, развивать равновесие | Наглядный показ воспитателя | Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс) |
2. | Пальчиковая игра «Семья» | Учить детей выполнять вслед за воспитателем, развивать мелкую моторику рук, речь, память | Показ. Объяснение | Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева |
3. | Упражнение в тишине «Подойди ко мне» | Учить детей сидеть тихо, не разговаривать, развивать усидчивость , терпение | Аутотренинг (музыка для расслабления) | Диск |
4. | Шумящие коробочки | Учить детей прислушиваться к различным шумам, развивать слуховое восприятие | Показ с помощью демонстрационного материала | Два ящика по 6 коробочек. Коробочки 2 –х цветов – синий и красный, заполненные различным материалом и шумовым эффектом (громкий – тихий» |
Декабрь | ||||
1. | Ходьба по линии с игрушкой | Учить детей ходить по линии держа в руках игрушку, развивать равновесие | Наглядный показ воспитателя | Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Игрушка |
2. | Упражнение в тишине | Учить детей сидеть тихо, не разговаривать, развивать усидчивость , терпение | Аутотренинг (музыка для расслабления) | Диск. Аудиомагнитофон |
3. | Рамки с застежками -пуговицы | Учить застегивать и расстегивать пуговицы | Наглядный показ воспитателя | Рамки с застежками - пуговицы |
4. | Баночки с запахами | Учить детей различать различные запахи, развивать обоняние. | Показ с помощью демонстрационного материала | Баночки наполненные остро пахнущими веществами |
Январь | ||||
1. | Клавишная доска | Учить детей различать различные поверхности, развивать осязание | Показ с помощью демонстрационного материала | Доска обтянутая различным материалом |
2. | Переливание воды | Учить детей переливать воду из одного сосуда в другой, развивать координацию движений, усидчивость, аккуратность | Наглядный показ воспитателя | Сосуды с водой |
3. | Вкусовые баночки | Учить детей различать различные вкусы, развивать вкусовые качества | Показ с помощью наглядного пособия | Баночки с различными вкусами |
4. | Подкрашивание воды | Учить детей окрашивать воду в различные цвета, развивать восприятие | Наглядный показ воспитателя | Баночки с водой гуашь, кисточки |
Февраль | ||||
1 | Ходьба по линии с колокольчиками | Учить детей ходить по линии держа в руках колокольчик, развивать равновесие | Показ с помощью наглядного пособия | Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Колокольчик |
2. | Пальчиковая игра «Засолка капусты» | Продолжать учить детей выполнять пальчиковые упражнения | Наглядный показ воспитателя | Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева |
3. | Розовая башня | Формировать понятие большой – маленький, развивать умение упорядочивать предметы | Показ с помощью демонстрационного материала | 10 деревянных окрашенных в розовый цвет кубиков. Длина наименьшего 1см., длина наибольшего 10 см. |
4. | Конструирование из треугольников | Учить детей конструировать из треугольников, составлять фигуры, развивать логическое мышление | Показ с помощью демонстрационного материала | Набор пластиковых треугольников |
Март | ||||
1. | Ходьба по линии с бутылочками | Продолжать тренировать в ходьбе по линии, соблюдая цепочку друг за другом, удерживая равновесие, держа в руке бутылочку | Показ с помощью наглядного пособия | Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Бутылочка с водой. |
2. | Переливание воды | Учить детей переливать воду из одного сосуда в другой, развивать координацию движений, усидчивость, аккуратность | Наглядный показ воспитателя | Сосуды с водой |
3. | Клавишная доска | Учить детей различать различные поверхности, развивать осязание | Показ с помощью демонстрационного материала | Доска обтянутая различным материалом |
4. | Пальчиковая игра «Мылом мою..» | Продолжать учить детей выполнять пальчиковые упражнения | Наглядный показ воспитателя | Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева |
Апрель | ||||
1. | Ходьба по линии со стаканчиками | Продолжать тренировать в ходьбе по линии, соблюдая цепочку друг за другом, удерживая равновесие, держа в стакан с водой | Показ с помощью наглядного пособия | Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Стакан с водой |
2. | Игры с застежками - замочки | Учить детей застегивать и расстегивать замочки, развивать мелкую моторику рук | Показ с помощью наглядного пособия | Рамки застежки - замочки |
3. | Шумящие коробочки | Учить детей прислушиваться к различным шумам, развивать слуховое восприятие | Показ с помощью демонстрационного материала | Шумовые коробочки |
4. | Перебирание крупы | Развивать мелкую моторику рук | Показ с помощью наглядного пособия | Крупа двух видов, тарелочки |
Май | ||||
1. | Ходьба по линии под музыку | Продолжать тренировать в ходьбе по линии, соблюдая цепочку друг за другом, удерживая равновесие, | Наглядный показ | Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Музыка |
2. | Ящик с кусочками ткани | Развивать чувство осязания, моторику рук | Показ с помощью наглядного пособия | Коробка наполненная кусочками ткани разной фактуры и цвета |
3. | Конструирование из треугольников | Учить детей конструировать из треугольников, составлять фигуры, развивать логическое мышление | Показ с помощью демонстрационного материала | Набор пластиковых треугольников |
4. | Перебирание крупы | Развивать мелкую моторику рук | Наглядный показ | Крупа двух видов, тарелочки |
Список литературы
- Хилтунен Е. А. Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 399 с.
- Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная программа «Цветные ладошки» ( Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А.)
СОДЕРЖАНИЕПояснительная записка...
Программа по дополнительной программе «Логика»
«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
" Рабочая программа"по реализации дополнительной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо реализации дополнительной программы музыкального развития«Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевойв образовательной области «Художественно-эстетическое развитие...
Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)
Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...
Рабочая программа (дополнительная программа по финансовой грамотности)
Цель программы – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...