Консультация для педагогов "Организация проектной деятельности в ДОУ"
консультация (младшая, средняя, старшая группа)
Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю консультацию по организации проектной деятельности в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_organizats_proektn_deyat.docx | 33.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Организация проектной деятельности в ДОУ»
Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.
Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).
Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:
• практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
• нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
• интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности:
- Учёт интересов ребёнка.
- Деятельность без принуждения.
- Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
- Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
- Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
- Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
- Совместное с педагогом достижение цели.
Классификация проектов, используемых в практике ДОУ:
- По составу участников (дети, родители, сотрудники - индивидуальный, парный, групповой и фронтальный)
- По продолжительности (краткосрочные (1-2 недели, несколько занятий); средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные (учебный год);
- По целевой установке (развитие оздоровительной системы в ДОУ, развитие коммуникативных навыков и.т.п.)
- По тематике.
Виды проектов в ДОУ:
- Творческие: после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
- Исследовательские: дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
- Игровые: это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
- Информационные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
ЭТАПЫ ПРОЕКТА.
1 этап – организационно-подготовительный:
- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды.
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
2 этап – рефлексивно-диагностический (можно отнести к подготовительному):
- анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей;
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
Здесь происходит совместное движение взрослых и детей к результату, планирование совместной деятельности.
3 этап – практический:
- коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
- определение содержания;
- реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми,
- обобщение и распространение опыта работы.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
4 этап – заключительный:
- анализ достижения целей и полученных результатов;
- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в ДОУ.
Здесь педагог организует выставку проектов. Предлагаются различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах.
Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть » новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.
Этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях.
Воспитатель | Дети |
Погружение в проект | |
Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее. | Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности. |
Организация деятельности | |
Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует:
| Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов. |
Осуществление деятельности | |
При косвенном участии:
| Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:
|
Презентация | |
Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. | Демонстрируют:
|
|
|
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе.
Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.
В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.
Задачи исследовательской деятельности
В младшем дошкольном возрасте – это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Советы воспитателю по работе над проектом
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества
11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п.
Пример вовлечения родителей
Наглядность проектной деятельности | • Создание стенда проекта с информацией (плакаты, протоколы, списки помощников, фотоматериал), изготовление папок по теме проекта, презентация результатов проекта: если родители читают информацию, они чаще предлагают помощь в проекте. |
Выбор темы | • Родители узнают, что в данный момент интересует их детей, и предлагают тему для обсуждения в детском саду (например, тема «Самолеты»). • Семьи посещают детский сад, инициируют новые темы для проектов (например, мамы с новорожденными: «Когда рождается ребенок...»). • Родители сами инициируют проект (например, идею проекта; проведение акции, например родительский день, чтобы дать возможность родителям увидеть жизнь детского сада изнутри). |
Планирование проекта | • Информировать родителей о начале нового проекта на собрании (совещании) или письменно. • Провести анонимный опрос родителей о теме проекта. |
Реализация проекта | • Задавать домашние задания, то есть попросить родителей и детей помочь в сборе материалов и информации по проекту (например, принести из дома необходимые для проекта книги, фотографии, инструменты, руководство по изготовлению; расспросить родителей; найти и собрать вместе с родителями определенные предметы для проекта). • Сделать вместе с родителями связанные с темой проекта предметы (например, черный ящик, дом на дереве, аквариум, оформить помещение для проекта). • Продолжить дома начатые в детском саду проекты. • Не только родители, но и бабушки, дедушки, тети и другие родственники привносят в проект идеи и стимулы, свои знания и умения, контакты и иные ресурсы, которые могут быть полезными. • Посещение родителей на рабочем месте; родители рассказывают о своей профессии в детском саду (например, пилот, пасечник, врач, строитель). • Родитель принимают участие в экскурсиях (например, планирование, сопровождение в пешеходной экскурсии и в поездке). |
Документирование проекта | • Родители помогают документировать проект (например, снимают фильм, пишут статью для общественности). • Родители помогают ребенку собирать портфолио. •Проводить беседы с родителями об умениях ребенка, которые проявляются в проекте, — расспрашивать родителей, как ребенок дома дополнительно работает по теме проекта. |
Итоговая презентация | • Привлекать родителей к участию в заключительном мероприятии (например, собрать, записать и спрятать в лесу вопросы для детей; принести необходимое оборудование для пикника). • Провести родительское собрание с видео- и иллюстративным материалом. |
Оценка проекта | • Раздать родителям опросный лист (который может содержать и вопросы для детей). • Положительно относиться к тому, что многие родители приходят сами и дают отзыв о проекте |
Компетенции педагога, необходимые для эффективной проектной деятельности
Коммуникативная и интерактивная компетентности | • Способность к коммуникации и сотрудничеству с детьми, родителями и коллегами. • Работа вместе с детьми, а не вместо них — совместное обучение и принятие решений — демократический стиль общения и дискуссий с детьми — способность доверять детям, ценить их высказывания, действия, компетентности. • Осознание себя в качестве модератора, партнера по диалогу, деятельности, учебе — знание того, что дети берут пример с педагога — собственная мотивация и заинтересованность педагога, которые влияют на детей как положительно, так и отрицательно. |
Диагностическая компетентность | • Умение наблюдать — определять интересы, потребности, творческие импульсы детей, обогащающие и изменяющие ход проекта или приводящие к появлению новых тем. |
Дидактическая компетентность | • Разнообразная и гибкая методическая деятельность — способность распознавать учебные потребности детей и двигаться вместе с детьми к поставленной цели — поддерживать идеи детей, даже не относящиеся непосредственно к теме проекта. • Умение стимулировать (например, использовать технику постановки вопроса, развивающее обучение). |
Организационная компетентность | • Умение работать с разнородными потребностями и интересами всех детей в смешанных, разновозрастных группах (педагогика многообразия, инклюзия). |
Профессиональная компетентность | • Актуальные знания о ребенке, понимание сути образовательного процесса. • Глубокие фоновые знания по предмету и педагогике, применимые в любой ситуации. • Умение вести документацию (например, письменно фиксировать, формулировать). • Медийная компетентность (например, умение пользоваться компьютером, цифровой камерой). |
Рефлексивная и инновационная компетентности | • Анализ результатов наблюдения, собственной позиции и поведения. • Положительное отношение к изменениям и инновациям. |
Образовательный эффект проектной деятельности
Воздействие на детей | Воздействие на педагогов |
Проектная деятельность приводит к получению нового опыта и развитию компетентностей и тем самым способствует процессу непрерывного образования. | Проекты препятствуют стагнации в педагогической деятельности, дают новый опыт и тем самым меняют педагогическую позицию. |
Дети понимают, что к ним серьезно относятся, усваивают демократический стиль общения и учатся сотрудничеству. • Они учатся привносить свои идеи, определять собственные интересы, доводить работу над темой до конца и представлять аудитории результаты своей работы. • Они могут работать в соответствии со своими интересами и выполнять посильные обязанности. • Проектная документация позволяет детям время от времени обращаться к актуальным и уже завершенным проектам. | Педагоги учитывают индивидуальные интересы и сильные стороны детей. • Вместе с детьми они активно, но в соразмеренном темпе работают над темами, которые интересны детям. • Они могут целенаправленно реагировать на различные индивидуальные потребности и вопросы детей. • Они получают возможность развивать базовые компетентности детей в повседневной обстановке и с помощью игры. • Они расширяют наблюдения за детьми, поскольку в ходе проекта возникают разнообразные ситуации и используются различные методы. • В ходе каждого проекта они сами чему-то учатся. |
Дети интенсивнее занимаются проектом, если тема соответствует их интересам, а проект не превращается в программу. • Если дети чувствуют свою независимость и компетентность, они высказывают большую заинтересованность, берут на себя больше ответственности. | Проектная деятельность — это совместный, исследовательский, живой и глубокий образовательный процесс, не ограниченный во времени. • Обучающиеся сообщества, которые в ходе проектов постоянно совершенствуют совместный процесс обучения, — это признак инклюзивной педагогики! • Проектная деятельность может осуществляться в коллективе, но в соответствии с умениями и интересами каждого ребенка. |
• Дети учатся благодаря активной деятельности и сотрудничеству в проектах и тем самым получают индивидуальный опыт и достигают больших успехов в обучении. Они учатся доверию, завоеванию признания, самостоятельности (автономии) и уважению, и могут делиться изученным и пережитым. | • Погружение в тему происходит, если дети и взрослые принимают активное участие в проектной деятельности и интенсивно ею занимаются. • По желанию проекты можно расширить и продолжить, ими могут заняться следующие поколения. • Наличие образовательного эффекта проектной деятельности доказано результатами исследования умственной деятельности. |
Дети, которые не принимают участия в реализации проектов, знакомятся с материалами на информационных стендах и видят во время презентаций и обсуждений проектов, чему научились их товарищи. Это пробуждает интерес и стимулирует к работе над новыми темами. | Программы больше не нужны! • Родители не спрашивают о том, что ребенку нужно еще выучить перед школой. • Дети рассказывают о том, что они могут, а педагог — о том, чему научился ребенок. |
Оформление проекта
Титульный лист:
- Вид проекта
- Название проекта
- Подготовил(а): ФИО педагога, должность
Структура проекта
Введение (пояснительная записка)
- Постановка проблемы (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению)
- Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична)
- Задачи (конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т.д.)
- Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта
- Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач, количественный и качественный результат)
- План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)
Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности.
Должно быть прописано, как планируется достижение результата и почему выбран именно этот путь
Этот раздел состоит из 3-х этапов:
I этап – предварительный: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д.
II этап – основной: (примерная форма оформления)
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту. На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы
- Оценка результатов и отчетность
Из данного раздела должно быть ясно, достигнет ли проект цели и как будет контролироваться результат.
- Приложения
В приложении может быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта (конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в ДОУ"
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в детском саду»...
консультация для педагогов "Проектная деятельность в ДОУ"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей«Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»...
Консультация для педагогов "Проектная деятельность детей дошкольного возраста"
Представлена консультация для педагогов об организации проектной деятельности в различных возрастных группах....
консультация для воспитателей "Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста»
Цель : Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность...
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...