Дополнительная образовательная программа "КАРУСЕЛЬ"
рабочая программа (старшая группа)

Калиничева Виктория Александровна

Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков – осознаётся современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам.

Общеобразовательная  общеразвивающая  программа «Карусель» имеет познавательную, художественно- эстетическую направленность. Способствует вовлечению в дополнительное образование, развитию творческих способностей, может использоваться дистанционно и может быть использована в образовательном процессе, как для детей с ОВЗ, так и для одарённых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_karusel.docx401.33 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\555\Desktop\Карусель 2022_page-0001.jpgДепартамент Смоленской области по образованию и науке муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 г. Починка

 

Принята на заседании                                                                                                          Утверждаю:

педагогического совета от                                                                                заведующий МБДОУ д/с №1 г. Починка

протокол №                                                                                                                          ____________Чижова Е.М.

                                                                                                                                                   

                                                            

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

КАРУСЕЛЬ

 

Возраст детей: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель: Калиничева Виктория Александровна, воспитатель

г. Починок

Пояснительная записка

Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков – осознаётся современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам.

Общеобразовательная  общеразвивающая  программа «Карусель» имеет познавательную, художественно- эстетическую направленность. Способствует вовлечению в дополнительное образование, развитию творческих способностей, может использоваться дистанционно и может быть использована в образовательном процессе, как для детей с ОВЗ, так и для одарённых детей.

Направленность дополнительной образовательной программы: ориентирована на воспитание ребенка в духе любви к своей Родине  и уважению к   культурно - историческому наследию    страны.  

По тематической направленности – познавательная, художественно-эстетическая.

По функциональному предназначению – учебно-познавательная.

 По форме организации – кружковая.

По времени реализации – годичная.

Актуальность программы:

Данная программа предусматривает использование краеведческого материала, русских народных, игр, хороводов, пословиц и поговорок, скороговорок и дразнилок, знакомство с традициями и обычаями русского народа, народным календарём. 

 Отличительные особенности программы:

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия России.

Программа имеет следующие разделы:

Раздел 1. «Народоведение».

Раздел 2. «Народная песня».

Раздел 3. «Игровой фольклор».

Раздел 4. «Хоровод».

Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».

В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал.          вкажВ

 Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному.  

Новизна: 

Данная программа состоит во взаимосвязи народного пения, театрального искусства, хореографии, что реализуется посредством музыкальных спектаклей, где дети поют, танцуют и играют роль.    

Значимость:

 Программа  заключается в том, что традиционная культура рассматривается здесь как знание, без которого общество не может развиваться, традиции – как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных коммуникативных ситуаций, способ прогнозирования их развития.

Адресат программы:

Адресатом программы являются дети старшего дошкольного возраста (5- 6 лет). К этим годам дети обладает большим запасом представлений об окружающем мире, который получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы. В этом возрасте дети продолжают осваивать представления о своей культуре и её особенностях. Проявляет интерес к родной стране. Способны проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей, населяющих Россию. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о нашем языке и музыкальном наследии. Именно поэтому родная культура должно стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, рождающим личность.

Состав группы: одновозрастной.

Возраст обучающихся: от 5 до 6 лет

Численный состав группы: до 20 человек.

Численный состав групп может варьироваться в зависимости от спроса и желания обучающихся в освоении данной программы.                                                                Условия приема детей в объединение: принимаются все желающие.

Объем программы: Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 36 часов.

Форма обучения: очная

Виды занятий: занятия интегрированного типа, развлечения, беседы, игры, презентации, конкурсы, отчетное занятие (театрализованные представления, концерты, календарные праздники). 

Методические приемы: наглядный, словесный, практический; беседы с детьми; наблюдение за природой; слушание русских народных песен, сказок; разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей; инсценировки песен и малых фольклорных форм; ручной труд.

 Формы подведения итогов: развлечения; театрализованные представления, концерты; календарные праздники; видео и фотоматериалы; отзывы родителей, педагогов ДОУ.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий: продолжительность учебного часа – 30 минут (с 16.00 до 16.30)  4 занятия в месяц. Занятия проходят 1раз в неделю.

Цель программы: приобщение старших дошкольников к истокам русского народного фольклора, духовной культуре русского народа.

Основные задачи при реализации программы:

Образовательные (предметные):

- Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;

- Формировать представления о культуре, традициях русского народа.

Развивающие (метапредметные):

- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

 - Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;

- Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;

- Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Воспитательные (личностные):

- Воспитывать любовь и уважение к прошлому;

- Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;

- Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;

- Воспитывать в детях толерантность.

Планируемые результаты:

Личностные:

-формирование чувства гордости за историческое и культурное прошлое нашей страны и своего края;

-осознание значения семьи в жизни человека, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи, формирование семейных ценностей;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;      

-представление о необходимости бережного отношения к культуре других национальностей. 

Метапредметные:

-способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-готовность слушать собеседника и вести диалог;

-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения событий;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-формирование первоначальных представлений о народных традициях;

Предметные:

-сформированность уважительного отношения  к своей семье, истории, культуре, природе;

-освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.

     

Условия реализации программы:

Для занятий требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно- гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением.     Технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика. Мини-музеи с экспозициями «Кукольное поверье», «Русский быт» и «Поющая старина».

Интернет источники, дидактические пособия, демонстрационные и раздаточные материалы.  

Взаимодействие со специалистами и законными представителями:

Работа проходит более эффективно и результативно при участии педагогов, которые принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родителей, помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей. Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Формы аттестации /контроля:

Формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  • начальный контроль (сентябрь) определение знаний путём беседы и наблюдения;
  • текущий контроль (в течение всего учебного года) опросы, собеседование;
  • итоговый контроль (май)   конкурсы, концертная программа.

Формы фиксации образовательных результатов

Формами фиксации образовательных результатов обучающихся являются оценочные материалы: журнал посещаемости, тестирование, мониторинг.

Оценочные материалы – диагностика, позволяющая определить достижение обучающимися планируемых результатов, приложение №1.

Методические рекомендации к реализации программы: 

Данная программа рекомендована воспитателям и  музыкальным руководителям детских садов, а также, педагогам дополнительного образования, работающим с дошкольниками по эстетическому воспитанию и изучению народного творчества.

Учебный план

Содержание программы

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

 

Вводное

«Как жили наши предки»

1

 

1

Диагностика, наблюдение

РАЗДЕЛ I

          «Народоведение»

«Семейные традиции»

1

 

1

Беседа

«Календарные праздники»

1

5

6

Беседа, конкурс

РАЗДЕЛ II

«Народное      песнопение»

«Малые жанры фольклора»

 1

2

3

беседа исполнение

   «Обрядовые   песни»

1

2

3

беседа исполнение

«Календарные песни

1

2

3

беседа исполнение,

РАЗДЕЛ II I

«Игровой фольклор»

«Кто в игры не играл – тот детства не видал».

1

2

3

беседа исполнение, конкурс

«Движения, театрализованное действо».

1

5

6

беседа исполнение, конкурс

РАЗДЕЛ IV

«Хоровод»

«Виды хороводов.

Основные элементы русского хоровода»

1

3

4

беседа исполнение

РАЗДЕЛ V

«Игра на детских музыкальных инструментах»

«Знакомство с народными инструментами».

1

1

2

беседа исполнение

«Ансамблевая игра».

3

3

Исполнение, конкурс

Заключительное

Концертная программа «В горнице моей светло»

 

1

1

Диагностика. Концерт.

Итого

 

10

          26

36

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

ВВОДНОЕ

РАЗДЕЛ I  «Народоведение»

«Семейные традиции»

Знакомить детей с семейными традициями и обычаями наших дедов и прадедов.

 «Календарные праздники».

Знакомить детей с народными календарными праздниками. Обычаями и    традициями русского народа.

РАЗДЕЛ II «Народное песнопение»

«Малые формы фольклора» (потешки, приговорки, заклички, считалки, дразнилки, скороговорки, частушки)

Цель данного вида фольклора - развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

«Колыбельные песни, пестушки».

Предназначение данных произведений- постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.

Жанровое разнообразие (грустные и удалые; печальные и мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и лёгкости звука. Учить петь выразительно, используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.

«Календарные песни».

Песня - как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

 «Обрядовые песни».

Особенности поэтического изложения и мелодии. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни.

РАЗДЕЛ III «Игровой фольклор»

 «Кто в игры не играл – тот детства не видал».

Развивать музыкальныйслух, музыкальнуюпамять. Данная тема подразумевает  развитие умений выполнять игровые образы; развитие творческой индивидуальности;формирование физических качеств, здоровья; формирование коммуникативных качеств.

«Движения, театрализованное действо».

Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.

РАЗДЕЛ IV «Хоровод»

 «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».

Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).

Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

РАЗДЕЛ V «Игра на детских музыкальных инструментах»

 «Знакомство с народными инструментами».

Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звуко извлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

 «Ансамблевая игра».

Развивать музыкальность детей, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК  

п/ п

месяц

Тема занятия

Форма занятия

Кол- во часо в

Форма контроля

1

01.09

«Что такое фольклор?» 

Беседа в игровой форме. Рассказ, объяснительно-иллюстративный.

1

Диагностика, наблюдение

2

08.09

«Как жили наши предки»

Знакомить детей со старинным деревенским домом, жилищем наших предков с использованием иллюстраций.

1

Беседа, игра. Экскурсия по мини-музею ДОУ «Русская старина»

3

15.09

«Семейные традиции русского народа»

Познакомить с

традициями  русского народа – посиделками, вечёрками. Исполнение хороводов, частушек,

круговых игр загадывание загадок,

соревнование шуток, небылиц и скороговорок между парнями и девушками.

1

Беседа, игра

4

22.09

  «Народные суеверия на Руси» 

Познакомить с русскими народными суевериями: домовым, водяным, лешим – духами лесов, рек, домов. Рассказать об уважительном и добром отношении к таким существам, поиграть в русские народные игры этой тематики.

Побуждать, выразительно передавать игровой образ, импровизировать танцевальные движения, упражнять в несложных плясовых движениях, учить передавать их выразительно

и эмоционально.

1

Беседа, игра, Экскурсия по мини-музею ДОУ «Кукольное поверье»

5

29.09

«Умельцы - мастера»

Рассказать о народных промыслах в русских селениях, мужском труде и женских заботах.

 Знакомиться и осваивать игру на народных музыкальных инструментах: коробочке, трещотке.

1

Беседа, игра

6

06.10

«Календарные осенние праздники на Руси»

Знакомство с календарными праздниками осени

1

Показ презентации

7

13.10

20.10

 «Движения, театрализованное действо».

Усовершенствование навыков, подготовка к празднику «Осенины»

2

Разучивание, просмотр

8

27.10

 «Осенины»  

Разыгрывание русского народного осеннего праздника

1

Праздник

9

03.11

10.11

 

«Небылицы в лицах» 

 

Познакомить  с малыми формами фольклора,  Потешки, дразнилки, считалки, скороговорки с прибаутками. Использовать на занятии считалки при проведении игр. Познакомить с жанром скороговорка. Слушать небылицы и распознавать, что быль, а что небыль. Развивать чувство юмора, а так же логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность.

2

Беседа, проигрывание

10

17.11

Бабушка - Загадушка     

Знакомство  с жанром - загадки

Занятие с загадыванием загадок о предметах старинного русского быта. Знакомить детей с названием бытовых предметов старины (корыто, лучина, коромысло, сундук)

1

Экскурсия в музей, беседа

11

24.11

«Без частушек прожить можно да чего – то не живут»

Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками 

1

Беседа, слушание, разучивание

12

01.12

Песня – душа народа

Рассказать о многообразии жанров

русской народной песни .

Познакомить с жанром шуточной

песни. Воспитывать эмоциональную

отзывчивость, прослушивая вокальные произведения контрастного содержания.

Воспитывать выдержку в круговых играх, а так же выразительно передавать игровые

образы песни.

1

Беседа, разучивание, слушание

13

08.12

 «Мама пела  колыбели»    

Познакомить с жанром колыбельной песни.

Развивать у детей умение слушать и эмоционально переживать настроение колыбельных песен. В хороводе закреплять умение, согласовывать свои действия с

пением. Реагировать сменой движений на смену характера музыки и самостоятельно менять направление движения.

1

Беседа, слушание, проигрывание

14

15.12

 «Где песня льется, там легче живется 

Знакомство с календарными и обрядовыми

2

Слушание, беседа, презентация

15

22.12

Народные наигрыши 

Познакомить детей с традиционными народными инструментами: балалайка, свистулька, рожок. Послушать наигрыши

Беседа, посещение музея на базе ДОУ «Поющая старина», слушание

16

12.01

 Что такое хоровод?

Рассказать о многообразии русских хороводов.

1

Беседа, игра

17

19.01

Развесёлый хоровод  

Учить передавать в движении весёлый, задорный характер хороводных игр, согласовывая движения с содержанием песни.

Учить, неторопливо двигаться в хороводе спокойного напевного содержания в умеренном темпе, спокойным и размеренным шагом.

Работать над улучшением качества кружения, притопов.

1

 Игра, просмотр видеофильма «Русский хоровод «Берёзки»»

18

26.01

«Народные обычаи: гадания и приметы»

Продолжать обогащать репертуар календарными песнями. Знакомить с обрядовыми играми, развивать мелкую моторику рук в игре на ложках. Рассказать о такой традиции как девичьи гадания. Продемонстрировать этот процесс в играх.

1

Игры, подблюдные гадания.

19

02.02

«Календарные зимние праздники на Руси»

 

Знакомство с зимними  праздниками

1

Беседа, показ презентации

20

09.02

16.02

«Движения, театрализованное действо».

Усовершенствование навыков, подготовка к развлечению «Масленичный переполох». Закрепить знания детей о традиции празднования масленицы. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя доброжелательно в обществе взрослых.  

2

Разучивание, просмотр

21

01.03

«Масленичный переполох»

Разыгрывание русского народного развлечения

1

Развлечение и участие в районном празднике «Масленица Кривошейка»

22

15.03

Игровые танцы

Работа над движениями, диалогами к играм.  

1

Конкурс видеороликов «Русская народная игра»

23

22.03

 Пляска

Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен.

1

 Соревнование между парами

24

29.03

Календарные весенние  праздники на Руси

Знакомство с весенними фольклорными праздниками

1

Беседы, просмотр иллюстраций, видеопрезентаций

25

05.04

12.04

«Движения, театрализованное действо».

Усовершенствование навыков, подготовка к развлечению «Сороки»

2

Разучивание, просмотр

26

19.04

«Сороки» - птичий праздник, вторая встреча весны 

 Разыгрывание праздника «Сороки»

1

Развлечение

27

26.04

03.05

  

«Ансамблевая игра»

Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Развивать музыкальность детей, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения.

2

Беседа, игра на муз.инструментах,

слушание

28

10.05

Календарные летние праздники на Руси

Знакомство с весенними фольклорными праздниками

1

 Беседы, просмотр иллюстраций, видеопрезентаций

29

17.05

24.05

 «Движения, театрализованное действо».

Усовершенствование навыков, подготовка к отчётному концерту 

2

 Разучивание, просмотр

30

31.05

«Троица»

Отчётный концерт

1

диагностика, концерт

Учебно-методическое обеспечение программы

Методическое материалы:

Для данной программы подобран специальный методический материал:

  • иллюстрации
  • плакаты
  • презентации
  • пособия и игры для развития мышления, внимания, памяти,
  • Мини – музеи ДОУ

Для        эффективной        организации        образовательного        процесса        в рамках программы необходимы:

  • групповое помещение, светлое, хорошо проветриваемое;
  • компьютер;
  • дидактические материалы.

Краткое описание:

Данная программа предусматривает обучение и воспитание детей, имеющих различный уровень психофизического развития, так как большинство из них не посещают массовые детские сады. Занятия проводятся фронтально со всеми детьми группы.

Методы обучения:

- словесные методы (рассказ, беседа, сообщение) способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

- наглядные методы (демонстрации рисунков, коллекций, иллюстраций, просмотр презентации) дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

 - практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,     способствуют развитию навыков и умений детей; 

- объяснительно-иллюстративный;

-игровой.

и воспитания:

- методы формирования сознания (убеждение, дискуссия, положительный пример);

- методы  организации практической деятельности (упражнение,        создание воспитывающих ситуаций);

- методы стимулирования (поощрение).

Формы организации образовательного процесса:

-индивидуальная, -индивидуально – групповая, -групповая.

В образовательном процессе применяются следующие педагогические технологии: 1.Игровая, которая объединяет достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. Их основная цель-обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков. Основным механизмом реализации являются методы вовлечения воспитанников в творческую деятельность.

2.Технология дифференцируемого обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для развития задатков и способностей воспитанников. Механизмом реализации являются методы индивидуального подхода.

3.Технология личностно-ориентированного обучения- организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей индивидуального развития, отношение к нему как к сознательному, полноправному, ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу другого человека.

4.Информационные технологии- технология, где используются компьютер, аудио-, видео- средства обучения.

5.Технология сотрудничества –профессиональное общение педагога с воспитанниками  на занятии и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного климата, а также на другого рода психологическую оптимизации.

Использование перечисленных выше технологий характеризует целостный образовательный процесс  и является формой организации творчества детей. 

Приложение 1

Диагностика уровня  развития детей.

Диагностика проводится в форме индивидуальных и фронтальных исследований при выполнении детьми специально разработанных заданий.

Уровни владения детьми народным музыкальным фольклором:

  1. Наличие элементарных знаний о народных традициях
  2. Знание народных инструментов
  3. Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки, дразнилки)
  4. Багаж народных игр
  5. Формирование певческих навыков
  6. Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора
  7. Художественно творческое развитие

Методика выявления уровня владения детьми народным  фольклором:

Определение уровня владения детьми фольклором осуществляется в непринуждённой беседе с ребенком. Используются игровые приёмы и многочисленные наглядные предметные пособия, детские музыкальные инструменты.

В предлагаемой ниже таблице представлены материалы, раскрывающие уровневую оценку каждой из семи показателей владения детьми народным музыкальным фольклором.

Показатели

Уровни

Баллы

Эмоциональная отзывчивость при восприятии  русского народного фольклора

 У ребёнка отмечается яркое эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно образное описание

4 балла

У ребёнка имеется эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору: он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого.

3 балла

У ребёнка имеется эмоциональное отношение к музыкальному фольклору, может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия)/

2 балла

Наличие элементарных знаний о народных традициях

Ребёнок отлично отвечает на вопрос муз.рук. о народном празднике (по желанию ребёнка) а также ребёнок без помощи взрослого сам рассказывает о празднике и традиции выбранных им самим народном празднике

4 балла

Ребёнок хорошо отвечает на вопрос, но после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные)

3 балла

Ребёнок различает праздники и традиции с опорой на немузыкальные компоненты

( используется зрительная наглядность)

2 балла

Формирование певческих навыков

Ребёнок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит  незнакомую мелодию ( по усмотрению муз.рук)

4 балла

Ребёнок правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи

2 балла

Багаж народных игр

Ребёнок отлично знает несколько народных игр, называет их без помощи взрослого (3-4 игры)

4 балла

Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после словесноё помощи взрослого (2-3 игры)

3 балла

Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после оказания ему моторной помощи (Показ действий к игре или название игры) (1-2 игры)

2 балла

Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)

Знание перечисленных жанров малого фольклора

( 5-6)

4 балла

Знание перечисленных жанров малого фольклора

( 4-5

3 балла

Знание перечисленных жанров малого фольклора

( 3-4)

2 балла

Знание  русских народных инструментов

Ребёнок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания русских народных инструментов  ( по усм. муз.рук).

4 балла

Ребёнок хорошо различает тембровые отношения русских музыкальных инструментов после словесной помощи характеризующей звучание инструментов

3 балла

Ребёнок различает тембровые свойства музыкальных  инструментов после оказания ему моторной помощи

( предлагается поиграть ребёнку на инструменте и даётся характеристика особенности звучания)

2 балла

Художественно-творческое развитие

Ребёнок свободно сочиняет или исполняет оригинальную песню или танец

 («свою» песню или танец)

4 балла

Ребёнок сочиняет и исполняет песню или танец после словесной помощи взрослого (элементарная словесная помощь)

3 балла

Ребёнок сочиняет и исполняет песню  или танец после оказания моторной помощи ( предлагается образец исполненный взрослым, который исполняется вместе с муз.рук.)

2 балла

1- эмоциональная отзывчивость при восприятии народного фольклора

2- наличие элементарных знаний о народных традициях

3- формирование певческих навыков

4- багаж народных игр

5- владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)

6- знание русских народных инструментов

7-художественное творческое развитие

Примерные нормы оценки уровня владения детьми русским музыкальным фольклором (в баллах):

Уровни

Итоговые показатели (в баллах)

Оптимальный

3,5-4 балла

Высокий

2,4-3,4

средний

1,3-2,3

Описательная характеристика уровней владения русским народным фольклором ребёнка дошкольного возраста

IV (Оптимальный) уровень владения народным музыкальным фольклором 3, 4-4 балла.

 Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умением охарактеризовывать музыку, применяя художественно-образное описание, самостоятельно даёт жанровую характеристику музыкальных произведений, отличается творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и прекрасной музыкальной памятью.

        

III (Высокий) уровень владения народным музыкальным фольклором 2,4-3, 4 балла

У ребёнка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно даёт жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывает об общем характере музыки. Отличается хорошей музыкальной памятью.

II (Средний) уровень владения народным музыкальным фольклором, 1,3-2, 3 балла

У ребёнка отмечается интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. Определить жанр при условии оказания ему словесной помощи с опорой на зрительную наглядность или моторную помощь

Список использованной литературы для педагогов

1. Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией– М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г.

2.Аникин В.П. К мудрости ступенька -  М.: Детская литература, 1987.

3. М.Ю.Картушина Русские народные праздники в детском саду – Творческий центр Сфера Москва 2006.

4. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. — М.: А.П.О., 1995.

5.Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.

6.Русские народные подвижные игры М.Ф.Литвинова пособие для воспитателя детского сада под редакцией Л.В.Руссковой. – Москва «Просвещение «1986

7.Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры). Сборник текстов русского детского  народного творчества и методических рекомендаций к ним в помощь учителю начальных классов/Автор-составитель  М.Ю. Новицкая — М.: АРКТИ, 1999.

8.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.

9.Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е.. – М.: Академия., 2004.

10.Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.

                           Список использованной литературы для детей

 1.Медведева М.. “А мы просо сеяли”.

2. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. – М.: Советский композитор, 1986.

3.Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры: В 5 вып. / Запись, нотация, составление Г. Науменко. - М, 1977 — 1988.

4.Мудрое слово: Русские пословицы и поговорки / Сост. А. А. Разумов. - М,  1957г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...