Дополнительная образовательная программа "КАРУСЕЛЬ"
рабочая программа (старшая группа)
Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков – осознаётся современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам.
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Карусель» имеет познавательную, художественно- эстетическую направленность. Способствует вовлечению в дополнительное образование, развитию творческих способностей, может использоваться дистанционно и может быть использована в образовательном процессе, как для детей с ОВЗ, так и для одарённых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_karusel.docx | 401.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1 г. Починка
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета от заведующий МБДОУ д/с №1 г. Починка
протокол № ____________Чижова Е.М.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
КАРУСЕЛЬ
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель: Калиничева Виктория Александровна, воспитатель
г. Починок
Пояснительная записка
Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков – осознаётся современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам.
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Карусель» имеет познавательную, художественно- эстетическую направленность. Способствует вовлечению в дополнительное образование, развитию творческих способностей, может использоваться дистанционно и может быть использована в образовательном процессе, как для детей с ОВЗ, так и для одарённых детей.
Направленность дополнительной образовательной программы: ориентирована на воспитание ребенка в духе любви к своей Родине и уважению к культурно - историческому наследию страны.
По тематической направленности – познавательная, художественно-эстетическая.
По функциональному предназначению – учебно-познавательная.
По форме организации – кружковая.
По времени реализации – годичная.
Актуальность программы:
Данная программа предусматривает использование краеведческого материала, русских народных, игр, хороводов, пословиц и поговорок, скороговорок и дразнилок, знакомство с традициями и обычаями русского народа, народным календарём.
Отличительные особенности программы:
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия России.
Программа имеет следующие разделы:
Раздел 1. «Народоведение».
Раздел 2. «Народная песня».
Раздел 3. «Игровой фольклор».
Раздел 4. «Хоровод».
Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».
В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. вкажВ
Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному.
Новизна:
Данная программа состоит во взаимосвязи народного пения, театрального искусства, хореографии, что реализуется посредством музыкальных спектаклей, где дети поют, танцуют и играют роль.
Значимость:
Программа заключается в том, что традиционная культура рассматривается здесь как знание, без которого общество не может развиваться, традиции – как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных коммуникативных ситуаций, способ прогнозирования их развития.
Адресат программы:
Адресатом программы являются дети старшего дошкольного возраста (5- 6 лет). К этим годам дети обладает большим запасом представлений об окружающем мире, который получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы. В этом возрасте дети продолжают осваивать представления о своей культуре и её особенностях. Проявляет интерес к родной стране. Способны проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей, населяющих Россию. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о нашем языке и музыкальном наследии. Именно поэтому родная культура должно стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, рождающим личность.
Состав группы: одновозрастной.
Возраст обучающихся: от 5 до 6 лет
Численный состав группы: до 20 человек.
Численный состав групп может варьироваться в зависимости от спроса и желания обучающихся в освоении данной программы. Условия приема детей в объединение: принимаются все желающие.
Объем программы: Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 36 часов.
Форма обучения: очная
Виды занятий: занятия интегрированного типа, развлечения, беседы, игры, презентации, конкурсы, отчетное занятие (театрализованные представления, концерты, календарные праздники).
Методические приемы: наглядный, словесный, практический; беседы с детьми; наблюдение за природой; слушание русских народных песен, сказок; разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей; инсценировки песен и малых фольклорных форм; ручной труд.
Формы подведения итогов: развлечения; театрализованные представления, концерты; календарные праздники; видео и фотоматериалы; отзывы родителей, педагогов ДОУ.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: продолжительность учебного часа – 30 минут (с 16.00 до 16.30) 4 занятия в месяц. Занятия проходят 1раз в неделю.
Цель программы: приобщение старших дошкольников к истокам русского народного фольклора, духовной культуре русского народа.
Основные задачи при реализации программы:
Образовательные (предметные):
- Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
- Формировать представления о культуре, традициях русского народа.
Развивающие (метапредметные):
- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
- Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
- Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
- Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Воспитательные (личностные):
- Воспитывать любовь и уважение к прошлому;
- Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
- Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
- Воспитывать в детях толерантность.
Планируемые результаты:
Личностные:
-формирование чувства гордости за историческое и культурное прошлое нашей страны и своего края;
-осознание значения семьи в жизни человека, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи, формирование семейных ценностей;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-представление о необходимости бережного отношения к культуре других национальностей.
Метапредметные:
-способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-готовность слушать собеседника и вести диалог;
-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения событий;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-формирование первоначальных представлений о народных традициях;
Предметные:
-сформированность уважительного отношения к своей семье, истории, культуре, природе;
-освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.
Условия реализации программы:
Для занятий требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно- гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением. Технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика. Мини-музеи с экспозициями «Кукольное поверье», «Русский быт» и «Поющая старина».
Интернет источники, дидактические пособия, демонстрационные и раздаточные материалы.
Взаимодействие со специалистами и законными представителями:
Работа проходит более эффективно и результативно при участии педагогов, которые принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родителей, помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей. Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Формы аттестации /контроля:
Формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
- начальный контроль (сентябрь) определение знаний путём беседы и наблюдения;
- текущий контроль (в течение всего учебного года) опросы, собеседование;
- итоговый контроль (май) конкурсы, концертная программа.
Формы фиксации образовательных результатов
Формами фиксации образовательных результатов обучающихся являются оценочные материалы: журнал посещаемости, тестирование, мониторинг.
Оценочные материалы – диагностика, позволяющая определить достижение обучающимися планируемых результатов, приложение №1.
Методические рекомендации к реализации программы:
Данная программа рекомендована воспитателям и музыкальным руководителям детских садов, а также, педагогам дополнительного образования, работающим с дошкольниками по эстетическому воспитанию и изучению народного творчества.
Учебный план
№ | Содержание программы | Количество часов | Форма контроля | ||
теория | практика | всего | |||
Вводное | «Как жили наши предки» | 1 |
| 1 | Диагностика, наблюдение |
РАЗДЕЛ I «Народоведение» | «Семейные традиции» | 1 |
| 1 | Беседа |
«Календарные праздники» | 1 | 5 | 6 | Беседа, конкурс | |
РАЗДЕЛ II «Народное песнопение» | «Малые жанры фольклора» | 1 | 2 | 3 | беседа исполнение |
«Обрядовые песни» | 1 | 2 | 3 | беседа исполнение | |
«Календарные песни | 1 | 2 | 3 | беседа исполнение, | |
РАЗДЕЛ II I «Игровой фольклор» | «Кто в игры не играл – тот детства не видал». | 1 | 2 | 3 | беседа исполнение, конкурс |
«Движения, театрализованное действо». | 1 | 5 | 6 | беседа исполнение, конкурс | |
РАЗДЕЛ IV «Хоровод» | «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода» | 1 | 3 | 4 | беседа исполнение |
РАЗДЕЛ V «Игра на детских музыкальных инструментах» | «Знакомство с народными инструментами». | 1 | 1 | 2 | беседа исполнение |
«Ансамблевая игра». | 3 | 3 | Исполнение, конкурс |
Заключительное | Концертная программа «В горнице моей светло» |
| 1 | 1 | Диагностика. Концерт. |
Итого |
| 10 | 26 | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ВВОДНОЕ
РАЗДЕЛ I «Народоведение»
«Семейные традиции»
Знакомить детей с семейными традициями и обычаями наших дедов и прадедов.
«Календарные праздники».
Знакомить детей с народными календарными праздниками. Обычаями и традициями русского народа.
РАЗДЕЛ II «Народное песнопение»
«Малые формы фольклора» (потешки, приговорки, заклички, считалки, дразнилки, скороговорки, частушки)
Цель данного вида фольклора - развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.
Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.
«Колыбельные песни, пестушки».
Предназначение данных произведений- постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.
Жанровое разнообразие (грустные и удалые; печальные и мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и лёгкости звука. Учить петь выразительно, используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.
«Календарные песни».
Песня - как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.
«Обрядовые песни».
Особенности поэтического изложения и мелодии. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни.
РАЗДЕЛ III «Игровой фольклор»
«Кто в игры не играл – тот детства не видал».
Развивать музыкальныйслух, музыкальнуюпамять. Данная тема подразумевает развитие умений выполнять игровые образы; развитие творческой индивидуальности;формирование физических качеств, здоровья; формирование коммуникативных качеств.
«Движения, театрализованное действо».
Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.
РАЗДЕЛ IV «Хоровод»
«Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».
Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).
Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.
РАЗДЕЛ V «Игра на детских музыкальных инструментах»
«Знакомство с народными инструментами».
Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звуко извлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.
«Ансамблевая игра».
Развивать музыкальность детей, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/ п | месяц | Тема занятия | Форма занятия | Кол- во часо в | Форма контроля |
1 | 01.09 | «Что такое фольклор?» | Беседа в игровой форме. Рассказ, объяснительно-иллюстративный. | 1 | Диагностика, наблюдение |
2 | 08.09 | «Как жили наши предки» | Знакомить детей со старинным деревенским домом, жилищем наших предков с использованием иллюстраций. | 1 | Беседа, игра. Экскурсия по мини-музею ДОУ «Русская старина» |
3 | 15.09 | «Семейные традиции русского народа» | Познакомить с традициями русского народа – посиделками, вечёрками. Исполнение хороводов, частушек, круговых игр загадывание загадок, соревнование шуток, небылиц и скороговорок между парнями и девушками. | 1 | Беседа, игра |
4 | 22.09 | «Народные суеверия на Руси» | Познакомить с русскими народными суевериями: домовым, водяным, лешим – духами лесов, рек, домов. Рассказать об уважительном и добром отношении к таким существам, поиграть в русские народные игры этой тематики. Побуждать, выразительно передавать игровой образ, импровизировать танцевальные движения, упражнять в несложных плясовых движениях, учить передавать их выразительно и эмоционально. | 1 | Беседа, игра, Экскурсия по мини-музею ДОУ «Кукольное поверье» |
5 | 29.09 | «Умельцы - мастера» | Рассказать о народных промыслах в русских селениях, мужском труде и женских заботах. Знакомиться и осваивать игру на народных музыкальных инструментах: коробочке, трещотке. | 1 | Беседа, игра |
6 | 06.10 | «Календарные осенние праздники на Руси» | Знакомство с календарными праздниками осени | 1 | Показ презентации |
7 | 13.10 20.10 | «Движения, театрализованное действо». | Усовершенствование навыков, подготовка к празднику «Осенины» | 2 | Разучивание, просмотр |
8 | 27.10 | «Осенины» | Разыгрывание русского народного осеннего праздника | 1 | Праздник |
9 | 03.11 10.11 |
«Небылицы в лицах»
| Познакомить с малыми формами фольклора, Потешки, дразнилки, считалки, скороговорки с прибаутками. Использовать на занятии считалки при проведении игр. Познакомить с жанром скороговорка. Слушать небылицы и распознавать, что быль, а что небыль. Развивать чувство юмора, а так же логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность. | 2 | Беседа, проигрывание |
10 | 17.11 | Бабушка - Загадушка | Знакомство с жанром - загадки Занятие с загадыванием загадок о предметах старинного русского быта. Знакомить детей с названием бытовых предметов старины (корыто, лучина, коромысло, сундук) | 1 | Экскурсия в музей, беседа |
11 | 24.11 | «Без частушек прожить можно да чего – то не живут» | Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками | 1 | Беседа, слушание, разучивание |
12 | 01.12 | Песня – душа народа | Рассказать о многообразии жанров русской народной песни . Познакомить с жанром шуточной песни. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, прослушивая вокальные произведения контрастного содержания. Воспитывать выдержку в круговых играх, а так же выразительно передавать игровые образы песни. | 1 | Беседа, разучивание, слушание |
13 | 08.12 | «Мама пела колыбели» | Познакомить с жанром колыбельной песни. Развивать у детей умение слушать и эмоционально переживать настроение колыбельных песен. В хороводе закреплять умение, согласовывать свои действия с пением. Реагировать сменой движений на смену характера музыки и самостоятельно менять направление движения. | 1 | Беседа, слушание, проигрывание |
14 | 15.12 | «Где песня льется, там легче живется | Знакомство с календарными и обрядовыми | 2 | Слушание, беседа, презентация |
15 | 22.12 | Народные наигрыши | Познакомить детей с традиционными народными инструментами: балалайка, свистулька, рожок. Послушать наигрыши | Беседа, посещение музея на базе ДОУ «Поющая старина», слушание | |
16 | 12.01 | Что такое хоровод? | Рассказать о многообразии русских хороводов. | 1 | Беседа, игра |
17 | 19.01 | Развесёлый хоровод | Учить передавать в движении весёлый, задорный характер хороводных игр, согласовывая движения с содержанием песни. Учить, неторопливо двигаться в хороводе спокойного напевного содержания в умеренном темпе, спокойным и размеренным шагом. Работать над улучшением качества кружения, притопов. | 1 | Игра, просмотр видеофильма «Русский хоровод «Берёзки»» |
18 | 26.01 | «Народные обычаи: гадания и приметы» | Продолжать обогащать репертуар календарными песнями. Знакомить с обрядовыми играми, развивать мелкую моторику рук в игре на ложках. Рассказать о такой традиции как девичьи гадания. Продемонстрировать этот процесс в играх. | 1 | Игры, подблюдные гадания. |
19 | 02.02 | «Календарные зимние праздники на Руси» |
Знакомство с зимними праздниками | 1 | Беседа, показ презентации |
20 | 09.02 16.02 | «Движения, театрализованное действо». | Усовершенствование навыков, подготовка к развлечению «Масленичный переполох». Закрепить знания детей о традиции празднования масленицы. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя доброжелательно в обществе взрослых. | 2 | Разучивание, просмотр |
21 | 01.03 | «Масленичный переполох» | Разыгрывание русского народного развлечения | 1 | Развлечение и участие в районном празднике «Масленица Кривошейка» |
22 | 15.03 | Игровые танцы | Работа над движениями, диалогами к играм. | 1 | Конкурс видеороликов «Русская народная игра» |
23 | 22.03 | Пляска | Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. | 1 | Соревнование между парами |
24 | 29.03 | Календарные весенние праздники на Руси | Знакомство с весенними фольклорными праздниками | 1 | Беседы, просмотр иллюстраций, видеопрезентаций |
25 | 05.04 12.04 | «Движения, театрализованное действо». | Усовершенствование навыков, подготовка к развлечению «Сороки» | 2 | Разучивание, просмотр |
26 | 19.04 | «Сороки» - птичий праздник, вторая встреча весны | Разыгрывание праздника «Сороки» | 1 | Развлечение |
27 | 26.04 03.05 |
«Ансамблевая игра» | Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Развивать музыкальность детей, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. | 2 | Беседа, игра на муз.инструментах, слушание |
28 | 10.05 | Календарные летние праздники на Руси | Знакомство с весенними фольклорными праздниками | 1 | Беседы, просмотр иллюстраций, видеопрезентаций |
29 | 17.05 24.05 | «Движения, театрализованное действо». | Усовершенствование навыков, подготовка к отчётному концерту | 2 | Разучивание, просмотр |
30 | 31.05 | «Троица» | Отчётный концерт | 1 | диагностика, концерт |
Учебно-методическое обеспечение программы
Методическое материалы:
Для данной программы подобран специальный методический материал:
- иллюстрации
- плакаты
- презентации
- пособия и игры для развития мышления, внимания, памяти,
- Мини – музеи ДОУ
Для эффективной организации образовательного процесса в рамках программы необходимы:
- групповое помещение, светлое, хорошо проветриваемое;
- компьютер;
- дидактические материалы.
Краткое описание:
Данная программа предусматривает обучение и воспитание детей, имеющих различный уровень психофизического развития, так как большинство из них не посещают массовые детские сады. Занятия проводятся фронтально со всеми детьми группы.
Методы обучения:
- словесные методы (рассказ, беседа, сообщение) способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
- наглядные методы (демонстрации рисунков, коллекций, иллюстраций, просмотр презентации) дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей;
- объяснительно-иллюстративный;
-игровой.
и воспитания:
- методы формирования сознания (убеждение, дискуссия, положительный пример);
- методы организации практической деятельности (упражнение, создание воспитывающих ситуаций);
- методы стимулирования (поощрение).
Формы организации образовательного процесса:
-индивидуальная, -индивидуально – групповая, -групповая.
В образовательном процессе применяются следующие педагогические технологии: 1.Игровая, которая объединяет достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. Их основная цель-обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков. Основным механизмом реализации являются методы вовлечения воспитанников в творческую деятельность.
2.Технология дифференцируемого обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для развития задатков и способностей воспитанников. Механизмом реализации являются методы индивидуального подхода.
3.Технология личностно-ориентированного обучения- организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей индивидуального развития, отношение к нему как к сознательному, полноправному, ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу другого человека.
4.Информационные технологии- технология, где используются компьютер, аудио-, видео- средства обучения.
5.Технология сотрудничества –профессиональное общение педагога с воспитанниками на занятии и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного климата, а также на другого рода психологическую оптимизации.
Использование перечисленных выше технологий характеризует целостный образовательный процесс и является формой организации творчества детей.
Приложение 1
Диагностика уровня развития детей.
Диагностика проводится в форме индивидуальных и фронтальных исследований при выполнении детьми специально разработанных заданий.
Уровни владения детьми народным музыкальным фольклором:
- Наличие элементарных знаний о народных традициях
- Знание народных инструментов
- Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки, дразнилки)
- Багаж народных игр
- Формирование певческих навыков
- Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора
- Художественно творческое развитие
Методика выявления уровня владения детьми народным фольклором:
Определение уровня владения детьми фольклором осуществляется в непринуждённой беседе с ребенком. Используются игровые приёмы и многочисленные наглядные предметные пособия, детские музыкальные инструменты.
В предлагаемой ниже таблице представлены материалы, раскрывающие уровневую оценку каждой из семи показателей владения детьми народным музыкальным фольклором.
Показатели | Уровни | Баллы |
Эмоциональная отзывчивость при восприятии русского народного фольклора | У ребёнка отмечается яркое эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно образное описание | 4 балла |
У ребёнка имеется эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору: он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого. | 3 балла | |
У ребёнка имеется эмоциональное отношение к музыкальному фольклору, может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия)/ | 2 балла | |
Наличие элементарных знаний о народных традициях | Ребёнок отлично отвечает на вопрос муз.рук. о народном празднике (по желанию ребёнка) а также ребёнок без помощи взрослого сам рассказывает о празднике и традиции выбранных им самим народном празднике | 4 балла |
Ребёнок хорошо отвечает на вопрос, но после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные) | 3 балла | |
Ребёнок различает праздники и традиции с опорой на немузыкальные компоненты ( используется зрительная наглядность) | 2 балла | |
Формирование певческих навыков | Ребёнок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит незнакомую мелодию ( по усмотрению муз.рук) | 4 балла |
Ребёнок правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи | 2 балла | |
Багаж народных игр | Ребёнок отлично знает несколько народных игр, называет их без помощи взрослого (3-4 игры) | 4 балла |
Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после словесноё помощи взрослого (2-3 игры) | 3 балла | |
Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после оказания ему моторной помощи (Показ действий к игре или название игры) (1-2 игры) | 2 балла | |
Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки) | Знание перечисленных жанров малого фольклора ( 5-6) | 4 балла |
Знание перечисленных жанров малого фольклора ( 4-5 | 3 балла | |
Знание перечисленных жанров малого фольклора ( 3-4) | 2 балла | |
Знание русских народных инструментов | Ребёнок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания русских народных инструментов ( по усм. муз.рук). | 4 балла |
Ребёнок хорошо различает тембровые отношения русских музыкальных инструментов после словесной помощи характеризующей звучание инструментов | 3 балла | |
Ребёнок различает тембровые свойства музыкальных инструментов после оказания ему моторной помощи ( предлагается поиграть ребёнку на инструменте и даётся характеристика особенности звучания) | 2 балла | |
Художественно-творческое развитие | Ребёнок свободно сочиняет или исполняет оригинальную песню или танец («свою» песню или танец) | 4 балла |
Ребёнок сочиняет и исполняет песню или танец после словесной помощи взрослого (элементарная словесная помощь) | 3 балла | |
Ребёнок сочиняет и исполняет песню или танец после оказания моторной помощи ( предлагается образец исполненный взрослым, который исполняется вместе с муз.рук.) | 2 балла |
1- эмоциональная отзывчивость при восприятии народного фольклора
2- наличие элементарных знаний о народных традициях
3- формирование певческих навыков
4- багаж народных игр
5- владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)
6- знание русских народных инструментов
7-художественное творческое развитие
Примерные нормы оценки уровня владения детьми русским музыкальным фольклором (в баллах):
Уровни | Итоговые показатели (в баллах) |
Оптимальный | 3,5-4 балла |
Высокий | 2,4-3,4 |
средний | 1,3-2,3 |
Описательная характеристика уровней владения русским народным фольклором ребёнка дошкольного возраста
IV (Оптимальный) уровень владения народным музыкальным фольклором 3, 4-4 балла.
Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умением охарактеризовывать музыку, применяя художественно-образное описание, самостоятельно даёт жанровую характеристику музыкальных произведений, отличается творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и прекрасной музыкальной памятью.
III (Высокий) уровень владения народным музыкальным фольклором 2,4-3, 4 балла
У ребёнка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно даёт жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывает об общем характере музыки. Отличается хорошей музыкальной памятью.
II (Средний) уровень владения народным музыкальным фольклором, 1,3-2, 3 балла
У ребёнка отмечается интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. Определить жанр при условии оказания ему словесной помощи с опорой на зрительную наглядность или моторную помощь
Список использованной литературы для педагогов
1. Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией– М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г.
2.Аникин В.П. К мудрости ступенька - М.: Детская литература, 1987.
3. М.Ю.Картушина Русские народные праздники в детском саду – Творческий центр Сфера Москва 2006.
4. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. — М.: А.П.О., 1995.
5.Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.
6.Русские народные подвижные игры М.Ф.Литвинова пособие для воспитателя детского сада под редакцией Л.В.Руссковой. – Москва «Просвещение «1986
7.Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры). Сборник текстов русского детского народного творчества и методических рекомендаций к ним в помощь учителю начальных классов/Автор-составитель М.Ю. Новицкая — М.: АРКТИ, 1999.
8.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.
9.Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е.. – М.: Академия., 2004.
10.Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.
Список использованной литературы для детей
1.Медведева М.. “А мы просо сеяли”.
2. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. – М.: Советский композитор, 1986.
3.Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры: В 5 вып. / Запись, нотация, составление Г. Науменко. - М, 1977 — 1988.
4.Мудрое слово: Русские пословицы и поговорки / Сост. А. А. Разумов. - М, 1957г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программа 2017-2018 учебном году.
Методические пособия для детей по ПДД...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...