"Творческий педагог-творческие дети"
методическая разработка
Актуализация творческого, креативного развития воспитателей и педагогов ДОУ, как одного из составляющих их профессиональной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_dlya_vospitateley.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
«Творческий педагог — творческие дети»
Цель: актуализация творческого, креативного развития воспитателей и педагогов ДОУ, как одного из составляющих их профессиональной компетентности.
Задачи:
Совершенствовать профессиональное мастерство воспитателей и педагогов ДОУ, формировать у них потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления;
Вовлечь воспитателей и педагогов ДОУ в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций;
Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
Предварительная работа: анкетирование воспитателей и педагогов ДОУ «Каков ваш творческий потенциал»
Материалы и оборудование: презентация для проведения семинара-практикума, бланки для упражнений «Круги» и «Причины и следствия», мяч.
Ход мероприятия:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! На просторах интернета я наткнулась на одну очень точную примету: если встретились 2 воспитателя или педагога, то обязательно начинается семинар! Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе так много воспитателей и педагогов.
- Тема нашего сегодняшнего семинара-практикума «Творческий педагог – творческие дети». И сегодня я бы хотела вас познакомить с таким понятием как креативность. Креативность в переводе в английского означает – творить, создавать. Креативность не обязательно связано с такими видами деятельности, как рисование, сочинение стихов или музыки, или игрой на сцене и т.д. Креативность проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, в ситуациях отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющих условия. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.
- Итак, креативность представляется как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человека, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы не были различия, которые можно установить между индивидами, креативность свойственна всем без исключения…» (Джонсон, 1997 г.)
- Творчество является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения о воспитания.
- В последние годы укоренилось утверждение, что у творчески работающего воспитателя – творчески развитые дети. Еще В.А.Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной деятельности.
- Вот послушайте, я нашла одну очень интересную историю, в которой герой обладает ярко выраженной способностью в творчеству.
Во времена Первой мировой войны некому мистеру Херригану жена прислала отчаянное письмо, вот такого содержания. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ мистер Херриган написал ей: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо, конечно же, было вскрыто цензурой, и в дом его жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма в поисках оружия. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Херриган мужу, - пришли солдаты и перерыли весь наш сад». «Теперь посади картошку, - ответил ей муж».
- Итак, в рамках сегодняшнего семинара-практикума с я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно, и тем самым поднять свой профессиональный уровень. И сейчас я перейду к практической части своего выступления. И первое наше упражнение называется «Мячик».
Упражнение «Мячик».
Цель: включение учащихся в активную деятельность; тренировка беглости мышления, отработка умения оперативно реагировать на неожиданные вопросы.
Ход упражнения: Игра выглядит следующим образом: участники стоят в кругу и перекидывают друг другу мячик. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «вода», «земля», «воздух». Поймавший мяч должен сказать соответственно название какой-либо рыбы, птицы или наземного животного. Мяч должен побывать в руках у каждого.
Рефлексия: Участников просят поделиться возникавшими в процессе выполнения упражнения эмоциями и чувствами.
Время:5 мин.
- А для этого упражнения вам нужно объединиться в команды. Левый стол -команда №1, правый стол – команда №2.
Упражнение «Реклама»
Цель: тренировка качеств творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость).
Ход упражнения: командам дается бросовый и никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 3 новых необычных способов применения этого предмета.
1 команда: Пустая консервная банка
2 команда: Пустая картонная коробка
Или
1 команда: Перегоревшая лампочка
2 команда: Порванные колготки
- Для следующего упражнения мы так же остаемся в командах.
Упражнение «Причины и следствия».
Цель: отработка умения генерировать идеи, совершенствование беглости и гибкости творческого мышления.
Материалы для упражнения: приложение №1
Ход упражнения: Участника дается изображение ситуации, которая допускает много вариантов трактовки, могла возникнуть вследствие разнообразных причин и привести к различным последствиям (см. приложение 1). Участники, объединенные в 2 команды, получают задание предположить как можно больше:
3 причин, которые могли привести к возникновению этой ситуации;
3 следствий, которые могут возникнуть после нее.
На выдвижение идей отводиться 10 – 12 минут. Потом происходит представление выдвинутых идей: представители каждой из подгрупп поочередно получают слово для того, чтобы озвучить одну из своих идей, потом слово передается следующей подгруппе, которая озвучивает еще одну идею, и т.п. Повторяться нельзя. Группа, которой больше нечего сказать, выбывает из игры, и слово передается следующей. Побеждает и награждается аплодисментами та подгруппа, которая останется в игре последней. Сначала обсуждаются причины, потом следствия.
Упражнение «Круги».
Цель: развитие индивидуальных особенностей невербальных компонентов воображения (гибкость, оригинальность).
Материалы для упражнения: бланк с изображением 10 кругов диаметром 3 см (приложение №2)
Ход упражнения: у каждой команды есть бланк для выполнения упражнения. Ваша задача – за определенное время дорисовать круги так, что бы получилась картинки. Рисовать можно как с внутренней стороны круга, так и с внешней стороны. Можно объединять 2 и более кругов в одну картинку, но это будет считаться за одно изображение.
Упражнения «Образно-ассоциативное мышление»
Цель: умение группировать объекты на основании их признаков (свойств), связанных с возникновением произвольных ассоциаций между этими объектами.
На слайде изображены картинки. Воспитателям нужно составить как можно больше групп картинок, объединив их по разным признакам объединения.
Возможные варианты ответов:
1 группа: предметы, в которых можно что-то переносить (ведро, ранец, пакет сока);
2 группа: транспорт (машина, лодка)
3 группа: деревянные предметы (ель, лодка, гитара);
4 группа: предметы, в которые можно налить жидкость (пакет сока, ведро)
5 группа: металлические предметы (машина, ведро)
6 группа: могут плавать (рыба, лодка)
7 группа: предметы сделанные человеком (гитара, ранец, пакет сока, машина, ведро, лодка)
8 группа: природа (ель, гитара)
- Молодцы! И в заключение нашего педагогического совета, я вам дам интерпретацию анкетам «Каков ваш творческий потенциал», которые вы заполняли.
Интерпретация анкетирования изображена на слайде.
- Спасибо за внимание!
Анкета
“Какой Ваш творческий потенциал?”
Выберите один из предложенных вариантов ответа.
1. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорошо;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли Вы, что сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой Вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание:
а) да;
б) часто думаю, что смогу;
в) да, часто.
6. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное меня привлекает;
б) неизвестное меня не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяюсь тем, чего успел (а) добиться;
в) да, но только если мне это нравится.
8. Если дело, которое Вы не знаете, Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, хочу научиться только самому необходимому;
в) нет, хочу удовлетворить только свое любопытство.
9. Когда Вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствую вопреки здравому смыслу;
б) махну рукой на эту затею, так как понимаю, что она нереальна;
в) продолжаю делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. Профессию следует выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужной и профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
а) да;
б) нет, боюсь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после беседы сможете ли Вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не могу;
в) запомню только то, что меня интересует.
13. Когда Вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторю, по не совсем правильно.
14. В свободное время Вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) безразлично, буду ли я один(одна) в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;
б) более-менее доволен (а);
в) не все удалось сделать.
16. Когда Вы одни (одна):
а) люблю мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаюсь найти себе занятие;
в) иногда люблю помечтать, о вещах, которые связаны с моей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем нахожусь;
б) могу делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда Вы отстаиваете какую-то идею:
а) могу отказаться от нее, выслушав убедительные аргументы оппонентов;
б) останусь при своем мнении, какие бы аргументы пи выслушал (а):
в) изменю свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Подсчет очков: за ответ “а” – 3; “б” – 1; “в” – 2.
вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы Вашей любознательности;
вопросы 2, 3, 4, 5, – веру в себя;
вопросы 9 и 15 – постоянство;
вопрос 10 – амбициозность;
вопрос 12 и 13 – слуховую память;
вопрос 11 – зрительную память;
вопрос 14 – стремление быть независимым (ой);
вопрос 16, 17 – способность абстрагироваться;
вопрос 18 – степень сосредоточенности.
Эти способности составляют основные качества творческого потенциала.
49 и более очков. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей.
От 24 до 48 очков. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить. Но у Вас есть проблемы, которые тормозят процесс творчества.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооцениваете себя, свои способности? Преодолейте отсутствие веры в себя, и Вы много сможете достичь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Творческий педагог-творческие дети»
Семинар-практикум «Творческий педагог-творческие дети»Дата: 30.10.2018 годаЦель: формировать креативное мышление, повысить свой профессиональный уровень.Добрый день, уважаемые коллег...
Творческие педагоги – творческие дети.
Проблема творчества в наши дни стала весьма актуальной и по праву считается «проблемой века». Педагогическое творчество имеет особенность: его содержанием является творение (воспитан...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей и педагогов ДОУ "Творческий педагог - творческие дети"
Цель: актуализация творческого, креативного потенциала воспитателей и педагогов ДОУ, как одного из составляющих их профессиональной компетентности.Задачи:Совершенствовать профессиональное м...
Творческий педагог - творческие дети"
laquo;Творчество». Слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий. Наше время – время контрастов. С одной стороны, жи...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Творческий педагог - творческие дети»
Цель: актуализация творческого, креативного потенциала воспитателей и педагогов ДОУ, как одного из составляющих их профессиональной компетентности....
Семинар-практикум для педагогов "Творческие педагоги - творческие дети"
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен заже...
Выступление на районном семинаре-практикуме «Творческий педагог – творческие дети» Тема выступления: «Творческий педагог – какой он?»
laquo;Творчество»… - слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий. Творчество служит человеку для его саморазвития, само...